Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Целям модернизации транспортной системы России должна соответствовать обновленная нормативно-правовая база, совершенствование которой будет осуществляться в том числе с учетом положений международного права. Правовой режим транспортной деятельности должен обеспечить как рыночные условия функционирования транспорта, так и поддержку конкурентоспособности российских перевозчиков и других участников транспортного процесса. Для решения этой задачи в Программе предусмотрены подготовка новых и корректировка действующих законодательных и нормативных актов в области транспорта.
Нормативно-правовую базу необходимо привести в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, разрабатываемого нового Таможенного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и другими основополагающими документами.
Необходимо внести изменения в действующие и разработать новые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере транспорта, гармонизировать российское законодательство с международными правовыми актами.
Для этого необходимо осуществление следующих мероприятий:
а) внести изменения в следующие федеральные законы:
Таможенный кодекс Российской Федерации (для учета интересов в области транспорта и улучшения взаимодействия его предприятий и таможенных органов при осуществлении международных перевозок);
"О лицензировании отдельных видов деятельности" (для совершенствования лицензирования транспортной деятельности);
Налоговый кодекс Российской Федерации (для более адекватного отражения особенностей транспортной системы);
"О федеральном железнодорожном транспорте" и "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (для учета особенностей реформирования федерального железнодорожного транспорта);
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы "О государственной пошлине", "Об исполнительном производстве" и "О соглашениях о разделе продукции";
б) разработать новые и доработать проекты федеральных законов:
по комплексному регулированию транзитных грузовых и пассажирских перевозок по территории России;
"Об особенностях приватизации на федеральном железнодорожном транспорте";
"Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности";
"О платных автомобильных дорогах" и "О концессиях в дорожном хозяйстве Российской Федерации";
"Об основах государственной политики в области городского пассажирского транспорта";
"Устав автомобильного транспорта Российской Федерации", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств";
"О Российском международном реестре судов", "О морских портах Российской Федерации";
"Аэропорты России", "Об авиационном лизинге", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
В период реализации Программы будет продолжено развитие правовой базы функционирования и развития транспортного комплекса, которое должно обеспечить:
ориентацию на свободные рыночные отношения в сфере транспортных услуг;
регулирование и упрощение таможенных, пограничных и технологических процедур при пересечении границ;
унификацию нормативно-правового регулирования тарифных систем при признании сохранности суверенитета государства и приоритетов международных соглашений;
унификацию параметров, стандартов и требований к технологиям и техническим средствам;
создание единого информационного пространства страны и международных информационных телекоммуникационных систем.
Необходимо решить комплекс вопросов правового обеспечения перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении (включая транзитные перевозки), в том числе:
определить условия использования российских транспортных коммуникаций иностранными перевозчиками;
обеспечить защиту интересов Российской Федерации при осуществлении перевозок грузов в международном сообщении, включая перевозки по международным транспортным коридорам, повышение конкурентоспособности и расширение грузовой базы отечественных транспортных и экспедиторских предприятий;
обеспечить правовое регулирование вопросов, касающихся присоединения России к Всемирной торговой организации (привести в соответствие с международными требованиями российское законодательство по регулированию внешнеэкономической деятельности, обеспечить его соответствие нормам и принципам Всемирной торговой организации);
определить правовые условия транзитных перевозок по территории страны с возможной разработкой закона, устанавливающего порядок транзитных перевозок.
Необходимо существенно доработать порядок действующего в настоящее время разграничения ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам содержания и развития участков автомобильных дорог общего пользования, проходящих в пределах городских территорий, и низовой сети автомобильных дорог в сельской местности, а также участков внутренних водных путей.
В целях совершенствования системы финансирования автомобильных дорог и инфраструктуры других видов транспорта необходима дальнейшая проработка налогового законодательства, связанного с созданием отраслевых инвестиционных фондов для обеспечения долгосрочного стабильного финансирования развития транспортной системы.
Программой предусмотрено совершенствование земельного законодательства с целью определения правового режима земель, занимаемых транспортными объектами, порядка резервирования земель для их перспективного развития и изъятия земель для государственных нужд.
Особое внимание предполагается уделить разработке нормативных правовых актов, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог за счет регламентации проезда транспортных средств, осуществляющих перевозку сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.
Необходимо также разработать вопросы правового обеспечения воспроизводства основных фондов предприятий транспорта.
Необходима подготовка следующих новых постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении равноправного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта";
"О временном ввозе (вывозе) морских, речных и смешанного (река-море) плавания судов", "О некоторых мерах по обеспечению эффективного использования российского торгового флота для перевозок внешнеторговых грузов", "О создании Целевого фонда поддержки российского флота" и других нормативных правовых актов, связанных с применением Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
"Перечень внутренних водных путей Российской Федерации", "О порядке взаимодействия предприятий внутренних водных путей с различными отраслями экономики", "О порядке поэтапного открытия внутренних водных путей для плавания иностранных судов", "О служебном жилом фонде организаций путевого хозяйства речного флота";
"О Единых правилах продления срока временного ввоза автотранспортных средств, предназначенных для выполнения международных автомобильных перевозок";
"О государственной поддержке и улучшении системы государственного регулирования городского и пригородного пассажирского транспорта".
Необходимо также внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" в части, касающейся габаритных размеров автотранспортных средств.
Необходимо приведение российского законодательства в соответствие с международными нормами и правилами, установленными Генеральным Соглашением по торговле услугами, Международной морской организацией, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международной организацией труда, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 год, вступила в силу в 1994 году), Конвенцией по облегчению Международного морского судоходства 1965 года (прежде всего в части таможенного законодательства), а также другими международными конвенциями и меморандумами, двусторонними и многосторонними соглашениями.
Наряду с совершенствованием законодательных актов необходима разработка новых и изменение действующих нормативных документов, регламентирующих различные аспекты транспортной деятельности, в том числе:
подготовка положения о сертификации транспортных услуг, связанных с перевозкой груза;
корректировка действующих и разработка новых правил перевозок пассажиров, багажа и грузов несколькими видами транспорта всех видов сообщения и перевозок отдельных грузов (прежде всего опасных - в соответствии с типовыми правилами рекомендаций ООН, а также с требованиями международных соглашений о перевозках опасных грузов различными видами транспорта);
разработка стандартов и систем качества деятельности предприятий транспорта, перевозки и переработки грузов и др.;
совершенствование системы государственных стандартов, регламентирующих строительство и эксплуатацию путей сообщения, подвижного состава, средств связи и т. д.;
нормативное обеспечение развития систем обмена электронными сообщениями;
пересмотр национальных правил перевозки пассажиров и различных категорий грузов отдельными видами транспорта (автомобильным, морским, внутренним водным) для приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и международных конвенций и правил;
разработка положения о взаимоотношениях предприятий промышленного железнодорожного транспорта и федеральных железных дорог;
разработка нормативных актов, регламентирующих организацию проезда по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку сверхтяжелых и крупногабаритных грузов;
разработка нормативных актов, регулирующих управление имущественным комплексом автомобильных дорог;
разработка документов, регламентирующих деятельность целевого фонда поддержки российского флота;
подготовка нормативных документов для реализации Федерального закона "О российском международном Реестре судов";
разработка нормативной документации в соответствии с требованиями Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений";
приведение нормативной базы внутреннего водного транспорта в соответствие с Кодексом внутреннего водного транспорта;
разработка положений об обеспечении безопасности судоходства, о диспетчерском регулировании движения судов, о порядке финансирования государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, об обеспечении экологической безопасности на внутренних водных путях, об использовании радиоэлектронных средств связи на речном транспорте, о создании отраслевых гео-информационных систем и картографической деятельности на внутренних водных путях, о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых методик и технологий для более эффективного и безопасного функционирования внутренних водных путей, а также правил плавания по внутренним водным путям;
подготовка положения о таможенном оформлении и контроле судов и грузов в морских и речных портах;
разработка типовых схем организации пропуска через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, пассажиров, грузов, товаров в речных и морских портах Российской Федерации;
подготовка федеральных авиационных правил. В течение 2002-2010 годов должны быть завершены подготовка и утверждение более 120 федеральных авиационных правил;
подготовка нормативных документов, регулирующих информационные процессы в сфере транспортных услуг и применение стандартов электронных документов, специальных процедур, соблюдение специальных условий и требований технологического характера;
разработка положения о статусе государственного информационного ресурса, его владельцах, пользователях, порядке доступа и др.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"