в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
не действует Редакция от 05.12.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

Железнодорожный транспорт

В области реорганизации и развития отечественного локомотиво и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава программные мероприятия направлены на удовлетворение перспективных потребностей в подвижном составе за счет поставок локомотивов нового поколения, производимых на отечественных заводах, и модернизации существующих с продлением их сроков службы на основе технических решений, обеспечивающих высокую экономичность, современные потребительские, эксплуатационные, экологические характеристики и конкурентоспособность российского транспортного машиностроения, а также снижение себестоимости перевозок.

Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2010 года поставить железнодорожному транспорту 3311 локомотивов нового поколения, включая 81 скоростной пассажирский электровоз, и модернизировать 1441 электровоз и 3865 тепловозов.

С учетом прогнозируемого увеличения объемов перевозок потребуются поэтапное наращивание мощностей заводов по производству пригородных электропоездов и поставка начиная с 2006 года до 830 вагонов в год. Общий объем поставок составит 7510 вагонов. В то же время потребуется осуществить модернизацию 2670 единиц подвижного состава.

Общая потребность в поставках вагонов дизель-поездов и автомотрис составит 2356 единиц. Мощность предприятий для выпуска этого подвижного состава намечено развить до уровня, обеспечивающего ежегодно, начиная с 2005 года, выпуск 307 вагонов.

Для обеспечения грузовых перевозок общий парк грузовых вагонов в 2010 году составит около 615 тыс. единиц. С учетом списания вагонов, выработавших срок службы, потребуется до 2010 года осуществить поставку 228,8 тыс. новых вагонов, включая вагоны с нагрузкой 30 т/ось, и осуществить модернизацию существующего подвижного состава в объеме 122 тыс. единиц.

Для удовлетворения указанной потребности в поставках новых вагонов и модернизации существующих предусмотрено обеспечивать развитие заводов, выпускающих новый подвижной состав, заводов Министерства путей сообщения Российской Федерации по ремонту грузовых вагонов, а также техническое переоснащение грузовых вагонных депо.

Для обеспечения возрастающих в перспективе объемов пассажирских перевозок и повышения качества предоставляемых услуг предусматривается осуществить поставку новых 9510 пассажирских вагонов с одновременным увеличением доли вагонов повышенной комфортности (купейных и СВ - 5883 единиц), а также пассажирских вагонов локомотивной тяги с высокими конструкционными скоростями.

Планируется осуществить капитальный ремонт 2578 вагонов с продлением их срока службы на 12-15 лет. В ходе капитального ремонта предусмотрены полная замена морально и физически устаревшего оборудования и обновление интерьера.

Учитывая, что имеющиеся производственные мощности не смогут полностью удовлетворить потребности железных дорог в новых пассажирских вагонах, наряду с наращиванием мощностей на существующих заводах предусматривается развитие промышленной базы на новых площадках для производства новых пассажирских вагонов и вагонов электропоездов.

Общие капитальные вложения, необходимые для закупки подвижного состава, развития мощностей промышленных предприятий, а также для технического перевооружения и развития заводов и линейной ремонтной базы, составят 573,5 млрд. рублей, в том числе 58,25 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 121,2 млрд. рублей за счет привлеченных средств собственников подвижного состава.

В области электрификации участков железных дорог и переключения грузопотоков с тепловозных на электрифицированные хода намечен ввод около 8 тыс. километров электрической тяги на полигоне, что позволит повысить уровень эксплуатационной работы, увеличить скорость движения, вес и длину поездов, сократить эксплуатационные расходы, повысить уровень экологической чистоты в зоне железных дорог, обеспечить население городов и пригородов наиболее удобным видом транспорта.

Предусматривается осуществить в первую очередь перевод на электротягу наиболее загруженных направлений и участков, а также ряда соединительных линий между электрифицированными направлениями.

Полигон электрификации включает в себя следующие важнейшие направления: Саратов - Волгоград - Тихорецкая, Волгоград - Астрахань, Беломорск - Свирь, Ртищево - Кочетовка, Вонгуда - Сумской Посад, Старый Оскол - Валуйки, Тюмень - Тобольск - Сургут, Губерово - Сибирцево (завершение электрификации Транссиба) и ряд других.

Электрификация предусматривается в основном на переменном токе (около 90 процентов), что обеспечивает снижение стоимости строительства и затрат на внешнее электроснабжение.

Основным источником финансирования являются собственные средства транспортных организаций - 75,1 млрд. рублей, а также долевое участие субъектов Российской Федерации - 21 млрд. рублей.

В результате электрификации будет высвобождено 1315 тепловозов, обеспечено сокращение потребности в дизельном топливе на 6,8 млн. тонн, эксплуатационный штат сократится на 4,2 тыс. человек.

Система мероприятий по обновлению и развитию хозяйства электроснабжения включает в себя:

обновление и усиление устройств контактной сети протяженностью 2150 километров;

замену дефектных опор;

замену отслуживших срок трансформаторов и выпрямительных агрегатов;

установку электронных систем учета электроэнергии;

строительство резервных ЛЭП протяженностью 1063 километра;

внедрение систем телеуправления и замену морально устаревших систем на энергодиспетчерских кругах.

В результате этих и других мероприятий будет достигнуто сокращение потерь электроэнергии в контактной сети на 2-3 процента, удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 5 процентов, повысится устойчивость работы электрифицированных линий.

Усиление устройств электроснабжения будет осуществлено за счет средств внебюджетных источников в размере 14,3 млрд. рублей.

Мероприятия по развитию информационных технологий, модернизации и обновлению устройств связи, автоматики и сетей телекоммуникаций направлены на обеспечение роста эффективности работы железнодорожного транспорта, повышение конкурентоспособности отрасли на рынке транспортных услуг, инвестиционной привлекательности отрасли, безопасности движения поездов, на создание единого информационного пространства.

Федеральная информационная среда транспортной системы должна обеспечить эффективное и гибкое взаимодействие органов управления транспортным комплексом, субъектов и пользователей рынка транспортных услуг.

Одним из ключевых вопросов формирования единого информационного пространства является создание взаимоувязанной сети связи. В настоящее время ведется активное и широкомасштабное строительство ведомственной сети волоконно-оптической связи.

Магистральная цифровая сеть связи общей протяженностью около 35 тыс. километров объединяет железные дороги между собой и связывает их с основными морскими портами. Решается задача выхода на всемирные сети телекоммуникаций с использованием возможностей объединения железнодорожных каналов связи практически на всех пограничных и таможенных пунктах стыковых железнодорожных станций, то есть появляется реальный выход мощного пучка каналов связи с запада на восток и с севера на юг, что обеспечит соединение с сетями телекоммуникаций Польши, Белоруссии, Эстонии, Финляндии, Китая, Японии и других стран.

В рамках реализации проекта "Телематика" предусматривается выполнение мероприятий по внедрению следующих систем:

автоматизированные системы управления перевозками грузов на основе эффективной модели перевозочного процесса;

система управления пассажирскими перевозками;

единая корпоративная система управления ресурсами;

информационная система управления бизнесом и сервисом;

система электронной коммерции, обеспечивающая продажу услуг российских железных дорог, включая интермодальные перевозки;

единая корпоративная система управления финансами;

многоуровневая система безопасности движения (включая модернизацию устройств железнодорожной автоматики и связи);

корпоративная сеть передачи данных на базе цифровой системы телекоммуникации и модернизации магистральных линий связи;

единая система управления информационно-вычислительными ресурсами;

единая корпоративная система подготовки, управления и защиты персонала.

Для выполнения указанных мероприятий в целом в течение 10 лет потребуются инвестиции в размере 231,5 млрд. рублей.

Основные направления обновления и развития путевой инфраструктуры базируются на комплексе следующих взаимоувязанных мероприятий:

создание и внедрение малообслуживаемых конструкций пути для различных условий эксплуатации и расширение полигона бесстыкового пути;

увеличение объема выпуска железобетонных шпал и переводных брусьев, переход на железобетонное подрельсовое основание;

создание и внедрение ресурсосберегающих технологий при текущем содержании железнодорожного пути и всех видах его ремонта;

реконструкция искусственных сооружений и "оздоровление" земляного полотна;

совершенствование средств диагностики и контроля пути;

оснащение железных дорог современными, надежными, высокопроизводительными путевыми машинами, обеспечение их ремонта и повышение эффективности их использования.

Для решения задач по развитию и усилению материально-технической базы и реорганизации структуры управления путевым хозяйством в целом в течение 10 лет требуются инвестиции в размере 60,2 млрд. рублей.

Развитие скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов в России в период до 2010 года предусматривает поэтапное повышение скоростей движения до 160-200 км/час на полигоне сети железных дорог протяженностью более 8 тыс. километров, в том числе на направлениях: Москва - Санкт-Петербург (650 километров), Санкт-Петербург - Бусловская (158 километров), Москва - Красное (489 километров), Москва - Нижний Новгород (342 километра), Москва - Ростов (1228 километров).

К реконструктивным мероприятиям по развитию скоростного движения, требующим капитальных вложений, отнесены работы по:

замене кривых малого радиуса на кривые, соответствующие намеченным максимальным скоростям движения пассажирских поездов;

замене составных кривых на однорадиусные кривые;

выносу из кривых стрелочных переводов, расположенных на главных путях;

замене на главных путях обычных стрелочных переводов на скоростные;

реконструкции искусственных сооружений или по строительству новых искусственных сооружений в связи со сдвижкой пути при переустройстве его плана;

расширению или переносу пассажирских платформ;

реконструкции путевого хозяйства станций в связи с работами по выносу стрелочных переводов из кривых и переустройству пассажирских платформ;

реконструкции пешеходных мостов и тоннелей;

усилению и реконструкции систем сигнализации и связи;

техническому перевооружению и замене устройств систем автоматики и телемеханики;

реконструкции устройств тягового и продольного электроснабжения.

Стоимость реконструктивных мероприятий по организации скоростного движения на период до 2010 года составит 116,5 млрд. рублей.

Следует отметить высокую социальную значимость реализации проекта "Организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети железных дорог России", позволяющего осуществлять перевозки пассажиров на 1,5-2 тыс. километров практически за то же время, что и авиационным транспортом, при значительно более низкой стоимости предоставляемых услуг, высоком качестве и обеспечении надежности и безопасности перевозок.

Организация скоростного и высокоскоростного движения обеспечит поддержание и дальнейшее развитие научно-технического и интеллектуального потенциала России за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

Перспективными направлениями строительства специализированных высокоскоростных магистралей после 2010 года, обеспечивающими скорость движения пассажирских поездов до 350 км/час, могут быть такие направления, как: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск - Брест (участок Москва - Красное), Москва - Юг, Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург.

Мероприятия по развитию пограничных и предпортовых станций в 2001-2010 годах предусматривают:

строительство комплексов зданий и сооружений для пограничной и таможенной служб, укладку дополнительных станционных путей для проведения пограничных и таможенных операций;

строительство новых и реконструкцию существующих контрольно-пропускных пунктов;

сооружение дополнительных приемоотправочных и соединительных внутриузловых путей;

строительство пунктов переработки большегрузных контейнеров;

строительство новых и развитие существующих станций, обслуживающих порты.

На реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры пограничных и предпортовых станций до 2010 года потребуются инвестиции в размере 23,26 млрд. рублей.

Мероприятия по внедрению технических средств, повышающих безопасность движения, направлены на использование комплексов технических средств (включая многоканальные регистры, системы локомотивной сигнализации), средств диагностики и дефектоскопии пути, путевой аппаратуры, системы автоматического управления тормозами, аварийно-восстановительных средств и других систем и приборов.

На реализацию мероприятий по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте до 2010 года потребуются инвестиции в размере 61,6 млрд. рублей. Основную долю инвестиций составят затраты на строительство путепроводов взамен железнодорожных переездов.

Из общей суммы капитальных вложений, направленных на повышение безопасности движения, долевое участие субъектов Российской Федерации в строительстве путепроводов оценивается в размере 14,85 млрд. рублей, или 24,1 процента.

В области охраны природы и обеспечения экологической безопасности основные мероприятия направлены на снижение вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на:

сокращение выбросов загрязняющих веществ на 15,8 тыс. тонн, из них 4,9 тыс. тонн твердых веществ;

перевод новых маневровых тепловозов на водотопливную эмульсию, применение которой позволяет сократить потребление топлива и соответственно снизить выбросы загрязняющих веществ не менее чем на 50 процентов;

исключение бактериального загрязнения пассажирских вагонов путем их оснащения экологически чистыми туалетными комплексами замкнутого типа;

снижение техногенной нагрузки отрасли на атмосферу за счет ликвидации 39 источников загрязнения, внедрения ресурсосберегающих технологий на 87 объектах и применения пылегазоулавливающего оборудования на 43 предприятиях;

снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, внедрение ресурсосберегающих технологий в процесс водоиспользования, а также строительство, реконструкция и наладка канализационных очистных сооружений.

На реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности отрасли до 2010 года потребуются инвестиции в размере 7,3 млрд. рублей.

К мероприятиям по развитию сети железных дорог и реконструкции других объектов железнодорожного транспорта относится строительство:

железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 километров), для освоения грузопотока в размере 5-7 млн. тонн в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн. тонн (предусматривается также реконструкция железных дорог острова);

линии Ледмозеро - Кочкома (122,4 километра), позволяющей обеспечить перевозку рудного концентрата из Костомукшского горно-обогатительного комбината на металлургические предприятия страны (7 млн. тонн в год);

подъездного пути к Чинейскому месторождению руды (65 километров), обеспечивающего доставку руды на Западно-Сибирский металлургический комбинат в объеме 3,5 млн. тонн в год (2005 год), а затем 5,5 млн. тонн в год (2010 год);

подъездного пути к Эльгинскому месторождению угля (320 километров) для освоения месторождения и доставки угля потребителям на Дальнем Востоке и поставки на экспорт.

Ориентировочный объем финансирования строительства новых линий составляет 252,6 млрд. рублей. Для финансирования строительства подъездного пути к Эльгинскому месторождению могут быть привлечены средства инвесторов и кредиты.

Прогнозируемый рост объема перевозок потребует до 2010 года осуществить на отдельных направлениях строительство дополнительных главных путей общей протяженностью 435 километров, что позволит обеспечить доставку грузов в северные районы Западной Сибири для освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений и обеспечит перевозки на подходах к морским портам Черноморского бассейна, вывоз угля из Кузнецкого бассейна. Суммарные инвестиции для выполнения указанных работ составят 8,3 млрд. рублей и будут осуществляться из внебюджетных источников.

Для совершенствования эксплуатационной работы, повышения эффективности использования подвижного состава, увеличения среднего веса поезда, совершенствования организации вождения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов (что позволит сократить эксплуатационные издержки) потребуется наряду с совершенствованием системы управления перевозочным процессом удлинить и уложить дополнительные приемоотправочные пути на важнейших направлениях сети.

Затраты на реализацию этих мероприятий, финансирование которых будет осуществляться из внебюджетных источников, составят до 2010 года 20,5 млрд. рублей.

Мероприятия по развитию и модернизации пассажирского комплекса осуществляются с целью повышения качества обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах и включают в себя реконструкцию вокзальных комплексов, модернизацию и техническое переоснащение пассажирских парков и станций, а также предприятий, связанных с обслуживанием пассажиров, внедрение автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда.

Общая стоимость работ по модернизации и развитию пассажирского комплекса оценивается ориентировочно в 33 млрд. рублей, включая инвестиции в размере 5 млрд. рублей за счет средств субъектов Российской Федерации, которые будут направлены на реконструкцию вокзалов.

Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте направлено на снижение энергопотребления, экономию материальных ресурсов, применение более долговечных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, использование импортозамещающих изделий и технических средств.

Ориентировочные затраты на реализацию этих и других мероприятий до 2010 года оцениваются в размере 30,5 млрд. рублей и будут финансироваться из внебюджетных источников.

В сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ рассматриваются вопросы реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, ремонта и эксплуатации подвижного состава, электрификации железных дорог и обновления хозяйства электроснабжения, внедрения новых информационных технологий, развития высокоскоростного движения, обновления путевой инфраструктуры и др.

Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы оцениваются в 17019,5 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, на прочие нужды - в 237,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"