Последнее обновление: 18.05.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")
I. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА"
В соответствии с требованиями специальности в области организации сестринского дела специалист должен знать и уметь:
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы управления и организации здравоохранения в Российской Федерации;
- основы медицинского страхования;
- экономические модели финансирования, организацию планово - экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений в новых экономических условиях;
- основные принципы и организацию экспертизы качества медицинской помощи;
- основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
- теоретические основы сестринского дела;
- организацию сестринского дела в системе здравоохранения Российской Федерации;
- медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы педагогики;
- статистические показатели оценки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;
- статистику здоровья населения; демографическую и медико - социальную характеристику населения;
- основы организации медицинской помощи городскому населению, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по обслуживанию городского населения;
- основы организации медицинской помощи сельскому населению, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по обслуживанию сельского населения;
- основы организации медицинской помощи детям и матерям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья матери и ребенка;
- основы организации медико - социальной помощи, основы геронтологии и гериатрии, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях медико - социальной помощи;
- систему взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями санитарно - эпидемиологического профиля;
- основы организации медицинской и социальной реабилитации;
- организацию экспертизы трудоспособности;
- основы диспансеризации населения;
- систему мероприятий по обеспечению безопасной больничной среды;
- организацию лекарственного обеспечения медицинского учреждения;
- систему делопроизводства в медицинском учреждении, организацию учетно - отчетной деятельности медицинского учреждения с использованием электронно - вычислительной техники;
- роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; организацию работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;
- охрану труда и технику безопасности в медицинских учреждениях;
- основы медицины катастроф;
- деятельность ВОЗ в области сестринского дела.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ- использовать управленческие функции планирования, организации, мотивации, контроля и координации в административной деятельности;
- владеть методами управленческой деятельности;
- рационально использовать ресурсы медицинского учреждения;
- использовать коммуникативные навыки общения;
- оценивать эффективность управленческой деятельности;
- оценивать качество и эффективность сестринской помощи;
- организовать взаимодействие с общественными организациями и сестринскими ассоциациями;
- обеспечивать систему взаимодействия между смежными медицинскими учреждениями, между структурными подразделениями медицинского учреждения;
- организовать работу по кадровому планированию специалистов со средним медицинским образованием в медицинском учреждении;
- организовать работу по расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских кадров;
- работать с организационно - распорядительной документацией;
- анализировать статистические показатели оценки здоровья населения, оценки деятельности учреждения здравоохранения;
- осуществлять педагогическую и наставническую деятельность;
- повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ- документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности медицинского учреждения и его структурных подразделений;
- документы, регламентирующие укомплектованность и потребность медицинского учреждения в средних медицинских кадрах, штатные нормативы, штатное расписание, функциональные обязанности, права и ответственность, повышение квалификации и переподготовку, оценку квалификации средних медицинских кадров;
- документы, определяющие деятельность медицинского учреждения в условиях медицинского страхования;
- систему информационного обеспечения медицинского учреждения, перечень учетной, отчетной документации, порядок ведения, хранения, обработки и анализа, сдачи в архив;
- документы по эксплуатации зданий и сооружений, оснащению медицинского учреждения материальными ресурсами, проведению мероприятий по охране труда и технике безопасности;
- порядок организации работы общественного совета медицинских сестер;
- социально - демографическую характеристику обслуживаемого контингента населения;
- документы, регламентирующие деятельность средних медицинских кадров в области формирования, сохранения и укрепления здоровья населения;
- организацию экстренной доврачебной помощи;
- организацию сестринского ухода на основе сестринского процесса;
- организацию работы медицинских учреждений по восстановительному лечению и реабилитации; роль и функции сестринского персонала в медицинской и социальной реабилитации;
- организацию работы в больницах (домах) сестринского ухода, хосписах; роль и основы паллиативной сестринской помощи;
- документы, определяющие организацию противоэпидемической работы с населением;
- документы по организации лечебно - охранительного режима и профилактике больничного травматизма;
- документы по организации больничного инфекционного контроля и обеспечению инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения;
- документы по организации противоэпидемической работы в очаге инфекции;
- документы по иммунопрофилактике населения;
- документы по медицинскому и фармацевтическому обеспечению деятельности медицинского учреждения;
- документы, регламентирующие организацию лечебного и диетического питания в медицинском учреждении;
- основы рационального и сбалансированного питания;
- особенности питания здоровых и больных детей раннего возраста;
- основные причины и профилактику пищевых отравлений;
- организацию работы, санитарно - эпидемиологические и санитарно - гигиенические требования к организации, режиму работы молочных кухонь;
- санитарно - эпидемиологические и санитарно - гигиенические требования к производству и технологии производства детских молочных продуктов;
- документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в экстремальных условиях;
- организацию первой медицинской, доврачебной, специализированной помощи раненым и пораженным при стихийных бедствиях и катастрофах.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ- использовать научные и управленческие подходы к совершенствованию качества сестринской помощи населению;
- планировать систему мероприятий по перспективам развития сестринской службы медицинских учреждений;
- анализировать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности медицинских учреждений;
- использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в новых экономических условиях;
- корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения;
- анализировать формы годовых статистических отчетов и первичной медицинской документации, отражающие деятельность средних и младших медицинских кадров; осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения;
- организовать работу по повышению квалификации и переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров; оказать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу;
- составлять, представлять к утверждению и контролировать выполнение индивидуальных профессионально - должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала;
- организовать сестринский уход за больными на основе сестринского процесса; организовать сестринский уход за инкурабельными больными на основе сестринского процесса;
- организовать и контролировать работу по обеспечению лечебно - охранительного, санитарно - гигиенического и санитарно - эпидемиологического режимов в медицинском учреждении;
- организовать контроль за противоэпидемической работой с населением среднего медицинского персонала;
- организовать контроль за санитарно - просветительской работой с населением среднего медицинского персонала;
- обеспечить учебные занятия по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда;
- организовать диспансеризацию медицинского персонала;
- организовать работу Совета медицинских сестер;
- использовать в работе документы, регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенности использования лекарственных средств и материалов;
- вести прием населения, работу с письмами и обращениями граждан;
- использовать современную оргтехнику в деятельности медицинского учреждения;
- использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность молочных кухонь;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; провести сердечно - легочную реанимацию;
- обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения; защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях;
- изучать, использовать и популяризировать лучший отечественный и зарубежный опыт организации сестринского дела в лечебно - профилактических учреждениях.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")