Последнее обновление: 28.05.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")
XVI. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ"
В соответствии с требованиями специальности в области сестринского дела в педиатрии специалист должен знать и уметь:
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность;
- систему организации медицинской помощи детям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей;
- конвенцию ООН о правах ребенка;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- психологию профессионального общения;
- сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм у детей различного возраста;
- структуру лечебно - профилактических учреждений;
- виды, формы и методы реабилитации;
- фармакокинетику, фармакодинамику, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения, систему взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно - эпидемиологического профиля;
- основы гигиенического воспитания населения во вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганде здорового образа жизни, ухода за здоровыми и больными детьми;
- психологические основы общения с детьми, их родителями, персоналом; медицинскую этику и деонтологию;
- организацию делопроизводства и учетно - отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно - оздоровительные, санитарно - гигиенические, санитарно - просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- оценить состояние, выделить ведущие симптомы у детей, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях; оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным методам исследования;
- проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа,;
- соблюдать порядок получения, хранения, использования лекарственных средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести медицинскую документацию.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ3.1. В области педиатрии:
- основы реформы сестринского дела в педиатрии;
- основы управления сестринской деятельностью в педиатрии;
- технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии;
- организацию работы младшего медицинского персонала в детских лечебно - профилактических учреждениях;
- деонтологические проблемы госпитализации ребенка;
- сестринский уход за детьми, страдающими острыми и хроническими заболеваниями;
- какую и в какой форме информацию о состоянии здоровья давать ребенку, его родителям, родственникам и другим гражданам;
- инфекционный контроль в детских лечебно - профилактических учреждениях;
- этапы сестринского процесса в неонатологии;
- особенности санитарно - эпидемиологического режима в отделении новорожденных;
- правила грудного вскармливания ребенка;
- функциональные состояния и заболевания новорожденных;
- детские болезни, принципы ухода;
- подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения, период адаптации.
3.2. В области хирургии и реанимации:
- основные вопросы организации хирургической и реанимационной помощи детям;
- причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм у детей;
- основные проявления терминальных состояний у детей;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми с хирургическими заболеваниями и травмами;
3.3. В области акушерства и гинекологии:
- систему организации медицинской помощи беременным и гинекологическим больным;
- показатели материнской и перинатальной смертности;
- основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии;
- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и групп риска;
- принципы профилактики мастита после родов;
- причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики гинекологических заболеваний;
- этапы сестринского процесса при уходе за беременными и пациентами с гинекологическими заболеваниями;
- гинекологические заболевания у девочек;
- вопросы планирования семьи и современной контрацепции.
3.4. В области инфекционных заболеваний:
- систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
- основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;
- эпидемиологическую ситуацию, пути передачи инфекции, группы риска, методы обследования, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, туберкулеза;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми, больными инфекционными заболеваниями;
- календарь профилактических прививок.
3.5. В области неврологии и психиатрии:
- систему организации неврологической и психиатрической помощи;
- причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, лечение и профилактику неврологических и психических заболеваний;
- медицинские, этические, юридические аспекты психиатрической помощи;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми, страдающими неврологическими и психическими заболеваниями.
3.6. В области реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры и массажа;
- виды, формы и методы реабилитации;
- роль лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа в реабилитации;
- сестринский процесс при проведении реабилитации.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ- обеспечить инфекционную безопасность ребенка и медицинского персонала детского лечебно - профилактического учреждения;
- строго соблюдать технологию выполнения манипуляций и процедур;
- проводить сердечно - легочную реанимацию при терминальных состояниях у взрослых и детей;
- подготовить ребенка к специальным лабораторным и инструментальным методам исследования;
- строго соблюдать технологию по отбору и доставке биопроб для клинических исследований;
- оказать неотложную доврачебную помощь при детских, инфекционных, хирургических, неврологических и других заболеваниях;
- осуществлять уход за новорожденным ребенком;
- осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за больными детьми в стационаре и поликлинике;
- владеть основными приемами массажа;
- оценить действие лекарств у конкретного ребенка и их побочные действия;
- определить группу крови и Rh-фактор у ребенка.
5. МАНИПУЛЯЦИИ- первичный туалет новорожденного;
- уход за пуповиной;
- антропометрия новорожденного;
- пеленание ребенка;
- обогревание новорожденного с помощью источника лучистого тепла;
- использовать кювез для ухода за новорожденным;
- правильно приложить ребенка к груди;
- пользоваться приемами искусственного вскармливания ребенка;
- обеспечить зондовое кормление, уход за зондом;
- сделать очистительную и лечебную клизму;
- ассистировать при заменных переливаниях крови и гемотрансфузиях;
- произвести осмотр кожи и слизистых оболочек у ребенка, определить жизненно важные показатели (температура, АД, число дыханий, число сердечных сокращений);
- определить сахар в моче ребенка;
- подготовить систему внутривенного капельного вливания жидкости, использовать различные инфузоры и перфузоры;
- сделать внутривенные, внутримышечные, внутрикожные, подкожные инъекции;
- уметь поставить внутривенный периферический катетер (типа "бабочка", "Бронюля" и др.);
- уход за центральным и периферическим катетером;
- поставить мочевой катетер мальчику и девочке;
- пользоваться различными способами дачи кислорода ребенку (масочный, кислородная палатка, носовые канюли и др.);
- подготовить ребенка к плевральной и спинномозговой пункции;
- провести искусственную вентиляцию легких различными методами: дыхание "рот в рот" мешком Амбу с маской;
- уметь обеспечить свободную проходимость дыхательных путей в случае необходимости;
- провести сердечно - легочную реанимацию (дыхание "рот в рот" или маской, непрямой массаж сердца);
- использовать систему мониторирования показателей жизненно важных функций организма ребенка;
- оказать доврачебную помощь ребенку при неотложных состояниях;
- остановить кровотечение;
- сделать промывание желудка;
- использовать посиндромную медикаментозную терапию при оказании доврачебной помощи на ФАПе, в поликлинике, приемном отделении больницы.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")