Последнее обновление: 28.05.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")
VII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ"
В соответствии с требованиями специальности в области гигиены и санитарии специалист должен знать и уметь:
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ- основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении; законодательные документы о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения;
- инструктивно - методические и другие документы, используемые в деятельности госсанэпидслужбы;
- понятие о санитарно - гигиеническом мониторинге;
- охрану труда и технику безопасности;
- основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ- проводить санитарное обследование подконтрольных объектов с использованием лабораторно - инструментальных методов, составлять заключения или акты по результатам обследования;
- проводить контроль за выполнением предложений и предписаний санитарного врача;
- проводить работу по гигиеническому воспитанию среди населения и работников подконтрольных объектов;
- принимать участие в рассмотрении писем, жалоб и заявлений граждан и приеме населения по санитарно - эпидемиологическим вопросам в пределах своей компетенции;
- обеспечивать правильное ведение делопроизводства и машинописи, владеть навыками работы с вычислительной и компьютерной техникой;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ3.1. В области коммунальной гигиены:
- предмет и задачи коммунальной гигиены;
- физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды, почвы, атмосферного воздуха, их гигиеническое нормирование;
- правила отбора проб и методику санитарно - гигиенических исследований воды, воздуха, почвы;
- порядок проведения санитарно - гигиенического обследования объектов коммунальной гигиены;
- основные мероприятия по предотвращению загрязнения водоемов, почвы, атмосферного воздуха;
- законодательные и нормативно - методические документы в области коммунальной гигиены.
3.2. В области гигиены труда и профессиональных заболеваний:
- основные категории и понятия в области гигиены труда;
- гигиенические требования к устройству и содержанию промышленных предприятий, оборудования, санитарно - технических устройств;
- характеристику вредных и опасных факторов производственной среды, принципы их гигиенического нормирования;
- основные меры профилактики профессиональных заболеваний и научные основы организации труда;
- правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены на производстве;
- порядок учета, регистрации и расследования профессиональных отравлений;
- методику анализа общей и профессиональной заболеваемости на производстве;
- основные разделы работы отделения гигиены труда, права и функциональные обязанности помощника врача по гигиене труда.
3.3. В области гигиены питания:
- гигиенические основы рационального питания;
- назначение гигиенической экспертизы пищевых продуктов и порядок их проведения;
- гигиенические требования к устройству и содержанию предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
- гигиенические требования к технологии приготовления пищи, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов;
- основные меры профилактики пищевых отравлений и заболеваний, передающихся через продукты питания, порядок расследования пищевых отравлений;
- основные разделы работы отделения гигиены питания, права и функциональные обязанности помощника санитарного врача по гигиене питания.
3.4. В области гигиены детей и подростков:
- предмет и основные задачи гигиены детей и подростков;
- анатомо - физиологические особенности детского организма, периоды роста и развития детей и подростков, основы профилактики детских болезней;
- принципы организации медицинских осмотров детей и подростков;
- гигиенические требования к планировке и санитарному содержанию учреждений для детей и подростков;
- гигиеническое значение режима дня, физического воспитания и закаливания, рационального питания и трудового обучения детей и подростков;
- гигиенические требования к мебели и товарам детского ассортимента;
- цели гигиенического воспитания и обучения детей и подростков.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ4.1. В области коммунальной гигиены:
- проводить санитарно - гигиеническое обследование объектов коммунальной гигиены на соответствие действующим нормам с разработкой комплекса оздоровительных мероприятий;
- оформлять акты санитарного обследования объектов;
- производить отбор проб воды, почвы, атмосферного воздуха, инструментальные замеры параметров микроклимата и других физических факторов окружающей среды, давать гигиеническую оценку;
- оформлять и вести учетно - отчетную документацию отделения коммунальной гигиены;
- использовать нормативно - справочную литературу по коммунальной гигиене.
4.2. В области гигиены труда и профессиональных болезней:
- проводить санитарно - гигиеническое обследование промышленных предприятий;
- проводить изучение факторов производственной среды, оценивать полученные результаты;
- производить отбор проб воздуха рабочей зоны на пыль, газы и аэрозоли, инструментальные замеры параметров микроклимата и других физических факторов производственной среды (в т.ч. шум, вибрация, ЭМП), давать гигиеническую оценку;
- разрабатывать предложения по улучшению условий труда и профилактике профессиональных заболеваний;
- пользоваться законодательной и нормативно - методической документацией отделения гигиены труда;
- применять полученные знания для санитарно - просветительной деятельности на промышленных объектах.
4.3. В области гигиены питания:
- проводить санитарно - гигиеническое обследование пищевых предприятий, давать гигиеническую оценку результатам обследования;
- выявлять факты санитарно - эпидемиологического риска на этапах приготовления, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов;
- проводить контроль за выполнением предложений и предписаний врача;
- производить выемку проб пищевых продуктов для органолептического, физико - химического и бактериологического исследований;
- давать оценку рационам питания взрослого населения;
- подготавливать материалы для составления планов, отчетов, информацию для принятия мер;
- оформлять учетную документацию отделения гигиены питания, пользоваться нормативно - технической документацией;
- использовать полученные знания для пропаганды вопросов рационального питания среди населения, для гигиенического обучения работников пищевых предприятий.
4.4. В области гигиены детей и подростков:
- проводить санитарно - гигиеническое обследование учреждений для детей и подростков;
- давать гигиеническую оценку организации учебно - воспитательного и трудового процесса, физического воспитания и питания детей и подростков в организованных коллективах;
- отбирать пробы пищи для лабораторного исследования, взять смывы с рук и оборудования, инвентаря;
- определять показатели микроклимата, давать оценку освещенности, расстановке мебели и технических средств обучения в учреждениях;
- оценивать санитарно - противоэпидемический режим детского учреждения.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")