в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 29.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")
отменен/утратил силу Редакция от 06.02.2001 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")

III. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО"

В соответствии с требованиями специальности в области акушерского дела специалист должен знать и уметь:

1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ

- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;

- основы медицинского страхования;

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие акушерско - гинекологическую помощь в стране;

- показатели материнской и перинатальной смертности и роль акушерки в их снижении;

- теоретические основы сестринского дела;

- философию и этику сестринского дела;

- психологию профессионального общения;

- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактика заболеваний и травм;

- организацию ухода за больными на основе этапов сестринского процесса;

- структуру лечебно - профилактических учреждений;

- структуру учреждений родовспоможения и назначение каждого подразделения, роль акушерки в ней;

- виды, формы и методы реабилитации;

- показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;

- методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;

- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения с учреждениями санитарно - эпидемиологического профиля;

- организацию делопроизводства и учетно - отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;

- основы медицины катастроф.

2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ

- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;

- владеть коммуникативными навыками общения;

- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно - оздоровительные, санитарно - гигиенические, санитарно - просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;

- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за беременными и больными с акушерской патологией;

- владеть техникой сестринских манипуляций;

- оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; проводить сердечно - легочную реанимацию;

- оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном отравлении;

- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;

- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение назначенной врачом диеты;

- владеть методами профилактики, направленными на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения по сохранению и укреплению здоровья;

- соблюдать правила получения, хранения и использования лекарственных средств;

- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

3.1. В области акушерства:

- основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии;

- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и в группах риска;

- инфекции при беременности; внутриутробные инфекции;

- принципы профилактики мастита после родов;

- влияние производственных факторов на специфические функции женского организма;

- вопросы асептики и антисептики в акушерстве;

- основы санэпидрежима акушерского стационара;

- принципы обезболивания в акушерстве, основы интенсивной терапии и реанимации у женщин и новорожденных;

- основы фармакологии в акушерстве;

- основные методы оперативного акушерства;

- роль акушерки в обеспечении безопасного материнства.

3.2. В области гинекологии;

- процесс и этапы деятельности специалиста в гинекологии (обследование, выявление проблем пациента при гинекологической патологии, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого);

- особенности деонтологии в акушерстве;

- современные методы профилактики и лечения акушерско - гинекологической патологии;

- основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин;

- ранние симптомы рака шейки матки, молочных желез, опухолевидных образований матки и придатков, внематочной беременности, "острого живота" и др.;

- особенности наблюдения за беременной в условиях женской консультации;

- проведение диспансеризации здоровых женщин и при гинекологических заболеваниях;

- особенности санитарно - эпидемиологического режима в гинекологическом стационаре, женской консультации;

- оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, реанимации;

- гинекологические заболевания у девочек;

- основные методы оперативного лечения гинекологических больных;

- особенности предоперационной подготовки и послеоперационного ухода;

- планирование семьи и современная контрацепция;

- заболевания, передаваемые половым путем, СПИД.

3.3. В области педиатрии с детскими инфекциями:

- основные принципы организации лечебно - профилактической помощи детям;

- основы законодательства об охране здоровья матери и ребенка;

- основные этапы внутриутробного развития плода, влияние вредных факторов на плод;

- оценка состояния новорожденного;

- особенности санитарно - эпидемиологического режима в отделениях новорожденных;

- этапы сестринского процесса в неонатологии (выявление проблемы ребенка и семьи, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого);

- основные заболевания плода и новорожденного, тактика действий акушерки при них;

- этапы сестринского процесса при основных заболеваниях детского возраста, детских инфекциях, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и др.;

- календари профилактики прививок;

- особенности работы акушерки с женщинами и новорожденными на фельдшерско - акушерском пункте.

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

4.1. В акушерстве:

- собрать информацию о заболеваниях беременной женщины, течении беременности;

- выявить факторы риска возникновения той или иной акушерской патологии;

- выявить ранние признаки беременности, определить ее сроки, положение плода, размеры таза;

- владеть навыками обследования, диагностики, наблюдения, родоразрешения, ухода при физиологических акушерских состояниях;

- распознавать акушерскую патологию и определять тактику действий акушерки;

- определять группу крови и Rh-фактор у беременной, выполнять переливание крови по назначению и под руководством врача;

- владеть навыками ухода при акушерской патологии;

- установить причину кровотечения;

- выявить осложнения беременности (токсикозы 1-2 половины, узкий таз, кровотечение, многоплодие, неправильное положение плода и др.);

- своевременно выявить осложнения течения родов, изменения в состоянии роженицы для оказания необходимой доврачебной помощи, вызова врача;

- проводить профилактику и борьбу с кровотечением при угрозе разрыва матки, преэклампсии и оказать доврачебную помощь при этих состояниях;

- проводить профилактику трещин сосков и мастита после родов;

- выявить признаки послеродовых заболеваний, оказывать доврачебную помощь;

- осуществлять уход за оперированными больными и при осложнениях послеоперационного периода.

4.2. В области гинекологии:

- распознавать гинекологические заболевания;

- провести основные виды гинекологических исследований;

- подготовить женщину к гинекологическим обследованиям и операциям;

- владеть методами наружного и влагалищного исследования беременных, здоровых женщин и гинекологических больных;

- владеть техникой осмотра матки "в зеркалах", пальпацией молочных желез;

- владеть материалом и проводить занятия по планированию семьи, подготовке беременной к родам, гигиене брака, пропаганде грудного вскармливания.

4.3. В педиатрии:

- владеть основными методами борьбы с асфиксией плода и первичной реанимацией новорожденного;

- владеть навыками первичного туалета новорожденного;

- осуществлять уход за новорожденным;

- владеть методами раннего прикладывания к груди новорожденного и борьбы за грудное вскармливание;

- использовать систему мониторирования жизненно важных функций организма ребенка и по их показателям определять изменения в состоянии новорожденного.

5. МАНИПУЛЯЦИИ

- измерить массу тела, рост, артериальное давление беременной, провести наружное и внутреннее акушерское исследование;

- исследовать пробу мочи беременной на наличие белка;

- при влагалищном исследовании в родах установить степень раскрытия шейки матки, целостность плодного пузыря, предлежащую часть, виды предлежания головки, предлежание плаценты и др.;

- принять физиологические роды и оказать типичное акушерское пособие;

- провести внутривенные вливания, трансфузию крови под наблюдением врача;

- провести ручное обследование и массаж матки при акушерском кровотечении;

- зашить разрывы влагалища и промежности 1-2 степени;

- перевязать и обработать пуповину;

- провести антропометрию новорожденного;

- провести осмотр последа и определить дефекты плаценты;

- алгоритм действий при первичной реанимации новорожденного;

- выполнить влагалищные процедуры по назначению врача (обработка шейки матки, спринцевание, ванночки и др.);

- поставить катетер в мочевой пузырь;

- провести зондирование желудка;

- сделать очистительную и лечебную клизму.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")