Последнее обновление: 05.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")
XXIV. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА"
В соответствии с требованиями специальности в области лечебной физкультуры специалист должен знать и уметь:
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- психологию профессионального общения;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
- организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса;
- виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;
- показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в лечебно - профилактическом учреждении;
- основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно - профилактического учреждения с учреждениями санитарно - эпидемиологического профиля;
- организацию делопроизводства и учетно - отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно - оздоровительные, санитарно - гигиенические, санитарно - просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;
- осуществлять и документировать основные этапы оказания сестринского процесса при проведении процедур;
- владеть техникой основных сестринских манипуляций;
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии. Оценивать эффективность проводимых мероприятий;
- планировать и выполнять программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения по сохранению и укреплению здоровья;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ- организацию лечебной физкультуры в условиях стационара, поликлиники, врачебно - физкультурного диспансера, восстановительного центра, отделения реабилитации, санатория;
- временные нормы нагрузки лечебной физкультуры и другие нормативные документы;
- санитарно - гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий ЛФК, кабинета механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания, спортплощадок, маршрутов, пешеходных прогулок и терренкура и др. спортсооружений (устройство, размеры, освещение, вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды в бассейне и пр.);
- механизм действия физических упражнений на организм здорового и больного человека;
- основы теории и методики физвоспитания и спортивной тренировки;
- динамическую анатомию (биомеханику движений);
- методические основы лечебной физкультуры; средства и формы ЛФК, содержание режимов двигательной активности, классификация физических нагрузок;
- характеристику гимнастических, спортивно - прикладных и игровых физических упражнений, применяемых в ЛФК;
- оборудование и оснащение кабинетов ЛФК для занятий и оценки эффективности физических упражнений;
- методы оценки физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно - сосудистой системы, нервно - мышечного аппарата при занятиях ЛФК;
- показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры;
- частные методики лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно - двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии у детей, в до- и послеоперационном периодах восстановительного лечения в хирургии;
- особенности методики лечебной физкультуры у детей и в пожилом возрасте;
- методики массажа, бытовой и трудовой реабилитации;
- сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
- программы этапной физической реабилитации больных инфарктом миокарда.
4. МАНИПУЛЯЦИИ- все виды инъекций;
- искусственная вентиляция легких;
- непрямой массаж сердца;
- остановка кровотечений из поверхностно - расположенных сосудов;
- иммобилизация конечностей при травмах;
- промывание желудка;
- постановка клизм;
- антропометрические измерения;
- функциональные пробы с физической нагрузкой;
- ЛФК: показ упражнений, прохождение дистанции с больными и техническая страховка на занятиях;
- индивидуальные и групповые занятия лечебной и гигиенической гимнастикой;
- физические упражнения и плавание в бассейне;
- пешеходные прогулки, терренкур, туризм;
- ходьба на лыжах, гребля, велосипед, спортигры;
- занятия на тренажерах и механоаппаратах, процедуры трудотерапии;
- массаж и пассивные упражнения.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249 (ред. от 06.02.2001) "О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЯМИ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ", "КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ")
