Наименование подпрограммы | - подпрограмма "Морской транспорт" |
Основание для разработки подпрограммы | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р |
Государственный заказчик подпрограммы | - Федеральное агентство морского и речного транспорта |
Разработчики подпрограммы | - федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта "Союзморниипроект" (головной разработчик), закрытое акционерное общество "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" |
Цели и задачи подпрограммы | - целями подпрограммы являются преобразование отечественной морской транспортной системы в эффективную, высокодоходную отрасль, отвечающую международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособную на мировом транспортном рынке, полностью обеспечивающую потребности страны в морских внешнеторговых, транзитных и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров, а также обеспечение экспорта транспортных услуг. Для достижения указанных целей предусмотрено решение следующих задач: |
| увеличение пропускной способности морских портов, повышение надежности гидротехнических сооружений путем строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных комплексов общей производственной мощностью 370 млн. тонн в год; |
| увеличение провозной способности транспортного флота путем поставки новых, современных морских судов суммарным дедвейтом 8,1 млн. тонн; |
| увеличение доли флота под российским флагом в общем составе флота, контролируемого Российской Федерацией, и доли его участия в перевозках российских внешнеторговых грузов; |
| увеличение мощности обеспечивающего флота путем поставки новых ледокольных, аварийно-спасательных, гидрографических, природоохранных, служебно-вспомогательных и других судов в количестве 74 единиц; |
| повышение уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей среды путем строительства и реконструкции объектов федерального государственного учреждения "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации"; |
| снижение аварийности на флоте, уменьшение риска экологических катастроф в Арктическом бассейне путем улучшения навигационного обслуживания судоходства; |
| улучшение условий подготовки специалистов морского транспорта путем строительства и реконструкции объектов морских учебных заведений; |
| повышение эффективности участия морского транспорта в организации и эксплуатации логистических (товаропроводящих) транспортно-технологических систем и международных транспортных коридоров; |
| повышение эффективности технической эксплуатации атомного флота; |
| совершенствование механизма государственного управления функционированием и развитием морского транспорта, обеспечивающего в условиях рынка реализацию интересов государства и общества при сохранении хозяйственной самостоятельности предприятий отрасли |
Важнейшие целевые показатели подпрограммы | - в результате реализации подпрограммы суммарная производственная мощность российских морских портов увеличится на 370 млн. тонн в год. |
| Это позволит обеспечить потребности отечественной экономики и внешней торговли в объеме перевалки грузов в российских морских портах, который, по прогнозам, возрастет с 205,6 млн. тонн в 2001 году до 542 млн. тонн в 2010 году, или в 2,6 раза. Доля портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских внешнеторговых грузов сократится с 26 процентов в 2001 году до 10 процентов в 2010 году. |
| Общий тоннаж транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, возрастет с 11,5 млн. тонн в 2001 году до 16,8 млн. тонн в 2010 году, или в 1,5 раза |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - 2002-2010 годы. Подпрограмма реализуется в 2 этапа: |
I этап - 2002-2007 годы; II этап - 2008-2010 годы |
Основные мероприятия подпрограммы | - строительство новых и реконструкция действующих перегрузочных комплексов в морских портах: |
| для наливных грузов - мощностью 230 млн. тонн в год; |
| для сухих грузов - мощностью 140 млн. тонн в год; |
| поставка новых судов для перевозки наливных грузов (90 единиц суммарным дедвейтом 6,9 млн. тонн) и сухих грузов (79 единиц суммарным дедвейтом 1,2 млн. тонн); |
| поставка 74 судов обеспечивающего флота; |
| строительство и реконструкция причалов, зданий, сооружений, складских помещений федерального государственного учреждения "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации" в портах Архангельск, Астрахань, Владивосток, Корсаков, Мурманск, Находка, Новороссийск, Ноглики; |
| строительство учебно-лабораторных корпусов, хозяйственных объектов, комплексов тренажеров для федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: |
| "Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова"; |
| "Новороссийская государственная морская академия"; |
| "Морской государственный университет имени адмирала Г.И.Невельского"; |
| разработка нормативных документов, регламентирующих работу транспорта в рамках логистических (товаропроводящих) транспортно-технологических систем и международных транспортных коридоров; |
| строительство объектов федерального государственного унитарного предприятия "Атомфлот" |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы | - Федеральное агентство морского и речного транспорта и организации морского транспорта |
Объемы и источники финансирования | - объем финансирования подпрограммы составляет 624314,5 млн. рублей, в том числе: |
подпрограммы | за счет средств федерального бюджета - 51283,8 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | за счет внебюджетных средств - 573030,7 млн. рублей - реализация подпрограммы направлена на создание в России: |
мощного долговременного инструмента экономической и политической интеграции в сферы мировой торговли и международного морского судоходства; |
бесперебойного транспортного обслуживания обширных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока (вывоз нефти с шельфов северных и дальневосточных морей, продукции Норильского комбината, лесных грузов из Игарки, доставка различных видов снабжения и т. д.) как важнейшего условия жизнедеятельности проживающих там народов (включая малые коренные народы) и освоения природных богатств указанных регионов; |
надежной, не требующей пересечения территорий иностранных государств транспортной связи с Калининградской областью; |
возможности использования выгодного географического положения для осуществления транзитных перевозок по международным транспортным коридорам и их продолжениям, проходящим по территории России. |
Выполнение программных мероприятий позволит к 2010 году: |
переваливать в отечественных портах до 90 процентов российских внешнеторговых грузов, включая транзитные грузы, следующие по международным транспортным коридорам и их продолжениям, проходящим по территории России; |
снизить средний возраст судов под российским флагом с 20 до 14 лет, повысив тем самым конкурентоспособность российского флота на мировом фрахтовом рынке. |
Ввод в эксплуатацию новых перегрузочных комплексов позволит создать в морских портах 12 тыс. новых рабочих мест. |
Значительное увеличение доли участия отечественных судостроительных заводов в поставках новых судов для российских судоходных компаний обеспечит создание не менее 20 тыс. рабочих мест в судостроительной промышленности |