Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)
III. Система программных мероприятий
В подпрограмме учтены основные направления развития внутреннего водного транспорта и реформирования системы управления внутренними водными путями, предусмотренные Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года.
Поскольку стабильность работы и реализация конкурентных преимуществ водного транспорта зависят от состояния водных путей и гидросооружений, то важнейшими требованиями, предъявляемыми к системе, остаются сохранение единого технологического комплекса на внутренних водных путях и создание условий для эффективного судоходства.
Приоритетными мероприятиями являются:
подготовка внутренних водных путей на участках международного транспортного коридора "Север - Юг" для интеграции их в систему международных транспортных коммуникаций;
обеспечение стабильных условий для завоза грузов в районы Крайнего Севера и освоение новых грузопотоков по малым рекам;
достижение эксплуатационных параметров отдельных судоходных гидротехнических сооружений и водных путей;
реконструкция технической связи для обеспечения безопасности на внутренних водных путях.
Инвестиционные мероприятия
Изменение обстановки на товарных и транспортных рынках, рост потребностей России во внешнеторговых и внутренних перевозках с использованием внутреннего водного транспорта создали принципиально новую ситуацию на внутренних водных путях России и возможность реализации курса на интеграцию транспортной системы России в европейскую и мировую транспортные системы, взаимного открытия внутренних водных путей, эффективного их использования на перевозках транзитных грузов, что требует решения задачи по повышению пропускной способности внутренних водных путей.
Дальнейшее развитие внутренних водных путей России совместно с сухопутными путями международных транспортных коридоров будет способствовать переключению на сеть водных коммуникаций России экспортно-импортных перевозок грузов на направлении север - юг, включая грузы международного транзита. В этом случае появляется возможность создания на территории страны благоприятных условий для функционирования экономически обоснованной и сбалансированной по техническим и экономическим параметрам трансконтинентальной евроазиатской системы с использованием внутренних водных путей.
В настоящее время в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 26 сентября 1997 г. водные пути Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации протяженностью 6,5 тыс. км по своим параметрам отнесены к наивысшему классу международных водных путей. Благодаря указанной системе появилась возможность организации эффективных бесперевалочных перевозок грузов в судах смешанного "река-море" плавания. Единая глубоководная система европейской части Российской Федерации имеет глубину 4 м, за исключением участков Городец - Нижний Новгород по р. Волге длиной 54 км и Кочетовский гидроузел - Ростов на р. Дон длиной 107 км. На этих участках с помощью комплекса путевых работ и регламентированных регулируемых сбросов воды обеспечивается глубина 3,3 - 3,5 м. Кроме того, трасса Волго-Балтийского водного пути имеет максимальную загрузку, близкую к расчетной, поэтому в перспективе необходимы кардинальные меры по ее увеличению, в частности строительство вторых ниток шлюзов, в первую очередь, на Нижне-Свирском гидроузле.
К приоритетным объектам, требующим реконструкции для обеспечения интеграции внутренних водных путей в систему международных транспортных коридоров, относятся:
строительство второй нитки Кочетовского шлюза и реконструкция трассы Азов - Астрахань;
улучшение условий судоходства на участке Городец - Нижний Новгород (р. Волга);
строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза и обоснование инвестиций, необходимых для увеличения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути, а также обходного судоходного канала вокруг г. Санкт-Петербурга (Ладога - Финский залив).
С освоением месторождений и увеличением добычи нефти на шельфе и в прибрежной зоне Каспийского моря, увеличением переработки нефти и производства серы, минеральных и химических удобрений, а также в связи с недостаточными пропускными способностями морских портов водный путь, соединяющий Каспийское и Азовское моря, становится одной из основных транспортных артерий России для бесперевалочных перевозок грузов, в том числе между Россией и странами Западной Европы. В связи с этим проект строительства второй нитки Кочетовского шлюза и реконструкция трассы Азов - Астрахань приобретает особое значение.
Трасса Азов - Астрахань входит в Единую глубоководную систему европейской части Российской Федерации, развитие судоходства на которой сдерживает участок Кочетовский гидроузел - Ростов, характеризующийся недостаточной пропускной способностью. Кочетовский гидроузел является замыкающим в каскаде гидроузлов в нижнем течении Дона. От его состояния зависит возможность осуществления транзитных перевозок грузов, в том числе судами смешанного "река-море" плавания, в сообщении с портами Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, а также эффективность работы Волго-Донского судоходного канала.
По своему техническому состоянию и габаритам шлюз Кочетовского гидроузла не удовлетворяет современным требованиям пропуска крупнотоннажных судов. При размерах расчетного судна 138 х 16,8 м габариты этого шлюза (145 х 17 м) недостаточны по условиям безопасности судопропуска, а глубина на пороге шлюза при минимальном расчетном уровне воды составляет всего 3,35 м. Поэтому суда с расчетной осадкой до 3,6 м проходят через шлюз при осадке 3 - 3,1 м со значительным недогрузом, не используя возможности всего водного пути. По предварительным расчетам недоиспользование грузоподъемности крупнотоннажного флота составляет 12,5 - 16,5 процента. Кроме того, в крайне неудовлетворительном состоянии находятся конструкции камеры шлюза, которые не были рассчитаны на нагрузки от крупнотоннажных судов, а отсутствие плавучих швартовых устройств осложняет швартовку судов.
Для решения проблемы судоходства на участке Кочетовский гидроузел - Ростов и исключения опасности прекращения транзитного судоходства в связи с возможным выходом из строя старого шлюза в кратчайшие сроки необходимо построить вторую нитку шлюза, которая обеспечит безопасный пропуск современных судов и перевозку необходимого объема грузов. Проектом реконструкции шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон предусмотрено строительство второй нитки шлюза без вывода существующей камеры шлюза из эксплуатации. С 2004 года начато строительство второй камеры шлюза, выполняется комплекс работ по укреплению камеры шлюза, реконструкции плотины за счет централизованных капитальных вложений. Характеристика данного инвестиционного проекта приведена в приложении N 3.
Ввод в эксплуатацию второй нитки Кочетовского гидроузла создаст условия для более интенсивного судопропуска через шлюз и судоходства на р. Дон. Однако на нижнем участке р. Дон дальнейшее развитие судоходства будет сдерживать Ростовский разводной железнодорожный мост. В настоящее время наблюдаются значительные простои флота в ожидании разводки моста. В навигацию, которая практически является круглогодичной, суммарное время разводки моста в сутки составляет 1 час 50 минут, что крайне недостаточно даже при существующем судопотоке. Уже сейчас на рейдах перед мостом ежедневно скапливается до 60 грузовых судов, в основном нефтеналивных, что экологически небезопасно. Расчеты показывают, что от вынужденных простоев флота судоходных компаний, неритмичного подхода судов к Кочетовскому шлюзу, причалам Ростовского порта, дополнительных затрат по содержанию рейдов на реке в районе городской части убытки организаций внутреннего водного транспорта составляют от 80 до 120 млн. рублей в год. В перспективе возможен их рост до 200 млн. рублей и больше.
В связи с этим предусматривается выполнение комплексных научных исследований по совершенствованию организации движения судов и поездов в районе Ростовского транспортного узла.
Вариантами решения данной проблемы могут быть:
на первом этапе - увеличение времени разводки Ростовского железнодорожного моста до 3 часов 30 минут в сутки;
на втором этапе - строительство железнодорожной линии в обход Ростовского разводного моста для открытия беспрепятственного судоходства на р. Дон.
Городецкий гидроузел на р. Волге построен в 1956 году в 54 км выше г. Нижний Новгород. В состав гидроузла входят земляная и бетонная водосливные плотины, гидроэлектростанция и судоходные сооружения. Шлюзы с полезными размерами камер 279 х 29,5 м позволяют шлюзовать современный транспортный флот, но не с полной загрузкой из-за недостаточной глубины на короле нижних шлюзов и на участке Нижний Новгород - Городец. Сложившаяся ситуация с обеспечением условий судоходства на участке Нижний Новгород - Городец на р. Волге является результатом нарушения проектной схемы транспортно-энергетического освоения водных ресурсов р. Волги. Поскольку данная проблема затрагивает интересы всех водопользователей, ее решение требует комплексного подхода и привлечения средств Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации - Нижегородской области, Чувашской Республики и Республики Марий Эл.
За прошедшее время (48 лет) на участке р. Волги от существующего Городецкого гидроузла до г. Нижний Новгород произошли необратимые изменения русла реки, связанные с повышенным, по сравнению с расчетным, расходом воды в нижнем бьефе. Из-за ненаполнения Чебоксарского водохранилища до проектных отметок этот участок р. Волги ограничивает развитие судоходства по всей Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации, хотя на нем постоянно проводились и проводятся дноуглубительные работы. Фактически состояние глубины в нижнем бьефе и на короле нижних шлюзов полностью зависит от объемов регулируемых сбросов воды через гидроэлектростанцию Городецкого гидроузла. Гарантированная глубина на участке Городец - Нижний Новгород поддерживается за счет комплекса путевых работ в течение 2-4 часов в сутки при расходе
3 воды 1100 м /с. Поэтому для организации безопасного прохода крупнотоннажных судов и отстоя их при глубине меньше гарантированной оборудованы дополнительные рейды в нижнем бьефе Городецкого гидроузла, а также в гг. Балахна и Нижний Новгород.
Выполнение дноуглубительных работ на перекатах нижнего бьефа нецелесообразно, так как провоцирует дальнейшее изменение уровня р. Волги и, как следствие, негативно отражается на режиме работы гидроэлектростанции, водозаборных сооружений и причалов.
Расчеты показывают, что если не будут приняты соответствующие меры, то в 2006-2007 годах на порогах нижних голов шлюзов N 15 и 16 расчетная глубина в навигационный период снизится до 1,4 м. В результате возможно прекращение сквозного судоходства по р. Волге и разделение Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации на северный и южный участки.
На основании отчетных данных за 2002-2005 годы и роста грузопотоков к 2015 году в 2 раза потери внутреннего водного транспорта из-за отсутствия нормальных судоходных условий в нижнем бьефе гидроузла ориентировочно могут достигнуть к 2011 году 0,5 млрд. рублей (по балансовой прибыли) ежегодно.
Выполнена предынвестиционная проработка варианта строительства гидроузла, совмещенного с мостовым переходом через р. Волгу (с. Большое Козино), который включен в подпрограмму вместо варианта улучшения судоходных условий на данном участке путем устройства водостеснительных (выправительных) сооружений и третьей ступени Городецких шлюзов.
Проект строительства низконапорного гидроузла рассматривается как альтернативный вариант завершения строительства Чебоксарского гидроузла.
В 2006 году продолжена разработка обоснования инвестиций, необходимых для завершения строительства Чебоксарского гидроузла, с рассмотрением 4 основных вариантов:
поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки нормального проектного уровня 68 м с обустройством зоны затопления водохранилища;
поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки нормального проектного уровня 68 м с обустройством зоны затопления водохранилища и строительством автодорожного моста через р. Волгу выше г. Нижний Новгород;
поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки проектного уровня 65 м с обустройством зоны затопления водохранилища и строительством низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом;
строительство низконапорного транспортного гидроузла совмещенного с автодорожным мостом и обустройство Чебоксарского водохранилища до отметки проектного уровня 63 м.
В случае выбора одного из представленных вариантов, предусматривающего строительство низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом, объемы и сроки реализации проекта будут определены Правительством Российской Федерации.
Предпроектные проработки увеличения пропускной способности невских мостов и трассы Волго-Балтийского водного пути показали, что роль Волго-Балтийского водного пути в перевозках грузов из центральных районов России к западным морским портам в последние годы существенно возрастает в связи со строительством новых портов в Финском заливе и продлением 9-го трансъевропейского транспортного коридора до Черного и Каспийского морей. Прогноз развития судоходства и эксплуатационные возможности существующей системы показывают, что факторами, сдерживающими перспективное развитие перевозок грузов и пассажиров, станут отсутствие резерва пропускной способности трассы из-за ограниченного времени разводки невских мостов для прохода судов и достижения максимальной пропускной способности шлюзованной системы. Возможны следующие варианты решения проблемы.
При существующем графике разводки мостов в течение 2 часов 30 минут в сутки через невские мосты проводится, как правило, до 40 судов в обоих направлениях. В случае невозможности разводки мостов (что происходит при штормовом ветре, неисправности механизмов мостов, при перекрытии судового хода в случае аварии с судами) происходит скопление большого числа судов в ожидании проводки.
В качестве первоочередных мер по ускорению судопропуска необходимо осуществить:
внедрение современных средств связи и информатизации для более оперативного управления процессом судопропуска;
разработку и внедрение оптимальной модели движения судов во время разводки мостов;
расширение границ рейдов для группировки танкерного флота перед проводкой его через мосты;
переключение части перевозок грузов на малогабаритный флот.
Увеличение времени разводки мостов до 3 часов в сутки станет возможным после окончания строительства и ввода в эксплуатацию защитных сооружений от наводнений с 6-полосной автодорогой и высокого моста через р. Неву в составе кольцевой автомобильной дороги.
Возможным решением на более позднюю перспективу может стать строительство обходного судоходного канала вокруг г. Санкт-Петербурга (Ладога - Финский залив), учитывая строительство новых портов в Финском заливе (Усть-Луга, Приморск, Батарейная). Вывод значительного числа грузовых судов с опасными грузами за пределы многомиллионного города повысит экологическую безопасность и будет способствовать развитию речного туризма.
Анализ использования шлюзованной системы Волго-Балтийского водного пути в период с 1996-2005 годах показывает увеличение пропускаемого тоннажа флота через головные шлюзы на 70-85 процентов.
Занятость шлюзов N 1-6 судопропуском в среднем за навигацию составляет 58,7 - 64,5 процента. При этом в пиковые месяцы навигации (июнь - август) занятость составляет от 68,4 процента до 82 процентов. В эти месяцы достигается предел пропускной способности, а время прохождения шлюзованного пути "средним судном" увеличивается вдвое, то есть наблюдается перегрузка системы водного пути, что обуславливает рост простоев судов в ожидании шлюзования и потерю их провозной способности.
При этом следует иметь в виду, что главным грузовым направлением является направление к Балтийскому морю. В 2005 году из 16,6 млн. тонн грузов в этом направлении было перевезено 11,6 млн. тонн, или 70 процентов всего объема грузов.
В системе Волго-Балтийского водного пути Нижне-Свирский шлюз стал наиболее загруженным по времени в грузовом направлении (на Балтику). В 2005 году по сравнению с 1996 годом прошлюзованный тоннаж увеличился на 85 процентов, в том числе тоннаж пассажирского флота - на 25 процентов. Данные свидетельствуют об увеличении в 1,5 раза простоев флота при прохождении через головные гидроузлы системы.
Для решения проблемы увеличения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути предусматривается подготовка обоснования инвестиций для строительства второй нитки Нижне-Свирского шлюза.
Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на внутренних водных путях планируется осуществить за счет инвестиций, направляемых на восстановление эксплуатационных параметров гидротехнических сооружений и водных путей, которые определяются с учетом утвержденных нормативов финансирования для обеспечения устойчивого функционирования внутренних водных путей.
Судоходные гидротехнические сооружения имеют высокий класс капитальности и относятся к объектам длительного использования. Вместе с тем они являются источником потенциальной повышенной опасности, которая может возникнуть в результате техногенной или природной катастрофы. В соответствии с требованиями Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" в 2003 году полностью завершена регистрация судоходных гидротехнических сооружений, подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации, они внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Темпы восстановительных работ на судоходных гидротехнических сооружениях отстают от процесса разрушения, что ведет к необходимости осуществления значительного капитального ремонта и восстановительных работ.
Основными причинами, снижающими уровень безопасности судоходных гидротехнических сооружений, являются разрушение бетонных сооружений, особенно в зонах ледового воздействия и переменного уровня воды, повреждение креплений дамб и напорных откосов плотин, чрезмерный коррозионный износ и потеря прочности металлоконструкций ворот и затворов, неудовлетворительное состояние электрического и механического оборудования, выработавшего нормативный срок эксплуатации, износ и старение кабельного хозяйства.
Проведенные в 2002-2005 годах работы были направлены главным образом на устранение и локализацию повреждений и разрушений ответственных элементов сооружений. Работы профилактического характера, направленные на обеспечение эксплуатационной надежности и увеличение сроков службы гидротехнических сооружений, не выполняются.
Состояние металлоконструкций ворот, затворов и аварийно-ремонтных заграждений, входящих в напорный фронт, а также энергосилового оборудования судоходных гидротехнических сооружений, вызывает тревогу. Показатели реконструкции судоходных гидротехнических сооружений представлены в приложении N 4.
Предполагается провести восстановительные работы гидротехнической и строительной частей на действующих гидротехнических сооружениях по замене и обновлению металлоконструкций и механического оборудования, а также электрооборудования. Проведение таких работ предусматривается на объектах Беломорско-Балтийского, Волго-Донского каналов и канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, на гидротехнических сооружениях Волжского, Камского, Азово-Донского и Кубанского бассейнов. Предусматриваются меры по поддержанию устойчивости напорных фронтов водохранилищ гидроузлов комплексного назначения и техническому перевооружению насосных станций Волго-Донского канала, канала имени Москвы с целью обеспечения регулярного судоходства, а также орошения и водоснабжения. Одновременно намечено усиление мер по охране гидротехнических сооружений.
Наиболее значительные работы запланированы по реконструкции сооружений Беломорско-Балтийского канала, насосных станций Волго-Донского канала, Северо-Двинской шлюзованной системы.
Реконструкция Беломорско-Балтийского канала. В составе программных мероприятий предусматривается продолжение реконструкции комплекса гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала, основная часть которых отработала свой расчетный срок эксплуатации.
Реконструкция действующих сооружений без вывода их из эксплуатации и выполнение строительно-монтажных работ только в межнавигационный период ведутся с 1976 года. В результате продолжительность навигации практически не изменилась и вся трасса канала используется для судоходства.
К числу приоритетных объектов отнесены реконструкция деревянных конструкций стен камер, подходных пал на шлюзах N 10 и 11 с одновременной заменой аварийных ворот на них, замена затворов на плотинах N 21, 25 и 27, монтаж ремонтных ворот на шлюзе N 19, последовательная замена бетона голов шлюзов. Предполагается осуществить реконструкцию 19 шлюзов (13 двухкамерных, 6 однокамерных), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков, используемых для регулирования воды в бьефах.
Соединение рек бассейнов Белого и Балтийского морей дало мощный толчок экономическому развитию Республики Карелия и Беломорья. Развитие многих городов и промышленных предприятий этого северного края в той или иной мере связано с каналом. На базе комплексного использования водных ресурсов построен каскад Выгских гидроэлектростанций, сегодня выработанная на них электроэнергия на 68 процентов покрывает потребности Республики Карелия в энергии. Для повышения устойчивости напорного фронта планируется разработка технико-экономического обоснования реконструкции плотин, дамб и других сооружений канала.
Будут продолжены восстановительные работы по повышению надежного действия гидросооружений Волго-Донского судоходного канала, осуществляемые в 1996-2000 годах.
К настоящему времени насосные агрегаты и вспомогательное оборудование отработали проектный срок службы, имеют значительный износ, а обнаруженные повреждения и дефекты не могут быть устранены. В результате техническое состояние насосных агрегатов не гарантирует их устойчивую эксплуатацию.
Предусматривается установка на насосных станциях N 31 и 33 основного и вспомогательного оборудования с увеличенной производительностью (20 м3/с вместо 15 м3/с) только в межнавигационный период (без остановки судоходства по трассе). На насосной станции N 32 устанавливаются насосы производительностью 15 м3/с, их число увеличено с 3 до 4, чтобы обеспечить общую производительность 60 м3/с, при этом одновременно будут осуществляться реконструкция помещения и замена сетей внешнего энергоснабжения. Для обеспечения надежного водного режима канала при увеличении водопотребления для нужд сельского хозяйства в 2,5 раза (со 100 млн. м3 до 250 млн. м3) и прогнозируемом росте речных перевозок вдвое (с 6 млн. т до 12 млн. т) предусмотрена установка дополнительных резервных агрегатов.
Судоходные и напорные сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы имеют 100 процентов износа. Их техническое состояние не отвечает установленным требованиям. Требуется, в первую очередь, реконструкция гидроузла N 1 Северо-Двинской шлюзованной системы.
Технические решения, положенные в основу проекта реконструкции, предусматривают строительство современных долговечных сооружений из бетона и железобетона. Предусмотрено строительство комплекса производственных зданий и жилого благоустроенного поселка. Реконструкция системы позволит не только улучшить условия судоходства, но и снизить потери водных ресурсов, создать новые рабочие места и снизить уровень безработицы, а также будет способствовать социально-экономическому развитию территории, развитию туризма.
По экспертным оценкам, реализация мероприятий по восстановлению и реконструкции всех включенных в подпрограмму объектов гидросооружений, имеющих неудовлетворительный или пониженный уровень безопасности, позволит в 100 раз снизить уровень риска техногенной аварии и повысить эксплуатационную надежность.
Для повышения безопасности, надежности и эффективности условий судоходства на водных путях для завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности предусматривается поддержание гарантированных габаритов судового хода, а при необходимости - их увеличение, восстановление устойчивости напорного фронта на гидротехнических сооружениях Обского и Енисейского бассейнов, восстановление выправительных сооружений в Ленском и Обь-Иртышском бассейнах.
Жизненно необходимые грузы для населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, завозятся преимущественно водным транспортом. В этих районах пока недостаточно развита дорожная сеть и для доставки грузов используются внутренние водные пути в бассейнах рек Лены, Енисея, Ангары, Оби, Иртыша, Северной Двины, Печоры и верховий Камы. Общая протяженность водных путей, учитывая действующие схемы завоза грузов, составляет 68,1 тыс. км.
Для районов Крайнего Севера внутренний водный транспорт на ближайшие годы остается безальтернативным средством сообщения. Перспективы развития водного транспорта на период до 2010 года в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке связаны с планами хозяйственного освоения этих регионов, а также с формированием Северного морского пути и Транссиба. Освоение Северного морского пути и Транссиба позволит более интенсивно использовать транспортный потенциал рек Сибири и Крайнего Севера как для вывоза продукции из этих регионов на мировой рынок, так и для укрепления связей между регионами.
Особенности используемых водных путей требуют различных мер по их обустройству для организации перевозок в сравнительно короткий навигационный период. На магистральных участках рек планируется выполнять весь комплекс путевых работ, включая работы по благоустройству рек, улучшению экологии водоемов (берегоочищение, берегоукрепление). Значительная часть социально значимых грузов на многих реках доставляется в ограниченный период весеннего половодья. Такой завоз грузов требует дополнительного комплекса мер, связанных с сопровождением караванов судов, а на ряде рек - и с выполнением работ по дноуглублению. При завозе грузов в арктические районы и освоении малых рек предусматривается углубление баровых участков рек, строительство выправительных гидротехнических сооружений.
С учетом прогнозируемых грузопотоков, особенно в арктическую зону, намечены мероприятия по восстановлению целостной системы речного транспорта путем опережающего развития водных путей, обновления технического флота, реконструкции судоходных и выправительных гидротехнических сооружений, построенных на этих реках. Выполнение необходимых работ на всей протяженности внутренних водных путей, используемых для завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, позволит определить рациональный путь доставки грузов, снизить затраты на доставляемые товары и продукцию, а также обеспечить безопасность на внутренних водных путях Обского, Обь-Иртышского, Енисейского, Ленского и Амурского бассейнов.
Обеспечение безопасности на внутренних водных путях невозможно без обновления сети технологической связи и создания информационных систем.
Реконструкция сети технологической связи на внутренних водных путях и создание информационных систем предусматривают внедрение коммуникационных средств нового поколения, что позволит существенно повысить эффективность систем связи, надежность, достоверность и качество передачи информации, а также повысить оперативность доведения всех видов информации до пользователей.
Обеспечение безопасности на внутренних водных путях в значительной степени связано с реконструкцией и развитием сети технологической связи, являющейся составной частью комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта и обеспечивающей:
охрану человеческой жизни на внутренних водных путях, а также предотвращение загрязнения окружающей среды;
безопасность эксплуатации и охрану судоходных гидротехнических сооружений;
организацию комплекса путевых работ на внутренних водных путях;
диспетчерское регулирование движения судов и их ускоренную проводку по шлюзованным участкам водных путей (через судоходные шлюзы);
ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на внутренних водных путях.
В 2001-2005 годах выполнялись работы по модернизации сети технологической связи. Разработаны и осуществлены первоочередные мероприятия по созданию систем управления движением судов в Волго-Балтийском, Азово-Донском и Северо-Двинском бассейнах, созданию районов А1 Глобальной морской системы связи при бедствии в Азовском море, по реконструкции и развитию систем связи в Беломорско-Онежском, Волго-Донском и Волго-Балтийском бассейнах. Однако техническое состояние сети технологической связи пока не соответствует установленным требованиям и характеризуется моральной и физической изношенностью, низкой эффективностью, высокой стоимостью эксплуатации.
В эти годы проведено обследование и повторный анализ состояния бассейновых сетей связи с целью уточнения объемов модернизации сети технологической связи.
Приоритетные направления модернизации сети технологической связи на основе Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации включают меры по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры водных путей, гидросооружений на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.
Для решения поставленных задач предусматривается:
модернизировать и развивать сети связи Волго-Балтийского, Волжского, Волго-Донского, Кубанского и Азово-Донского бассейнов. При этом в первоочередном порядке запланированы работы в Волго-Донском и Азово-Донском бассейнах, а также в Волжском - на участке порт Волгоград - порт Астрахань, на участках порт Санкт-Петербург - порт Москва и Рыбинское водохранилище - порт Волгоград.
В бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока модернизацию и развитие сетей технологической связи планируется осуществлять исходя из минимальной потребности для обеспечения безопасности судоходства, в основном за счет средств предприятий связи, привлечения средств судоходных компаний и максимально возможного использования каналов связи других операторов, в том числе спутниковой связи.
Кроме того, планируется продолжать работы по построению сетей связи с учетом реформирования управления внутренними водными путями.
На наиболее загруженных участках водных путей Волго-Балтийского, Волжского, Московского, Волго-Донского, Камского и Азово-Донского бассейнов планируется создать системы регулирования движением судов на внутренних водных путях с использованием современных систем навигации, а также интегрированной сети технологической связи, объединяющей сети бассейнов и позволяющей сократить затраты на организацию межбассейновой связи более чем на 10 процентов.
Экономический эффект модернизации сети технологической связи состоит в том, что в результате выполнения программных мероприятий и применения передовых технологий ожидается снижение эксплуатационных затрат на 10-15 процентов. Срок окупаемости таких проектов модернизации согласно технико-экономическим обоснованиям, разработанным для Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, с учетом сезонности работы внутреннего водного транспорта составит 8-10 лет.
Развитие информационных систем и сети технологической связи предусмотрено, в первую очередь, в отношении Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, по которой проходит международный транспортный коридор "Север - Юг". Планируется внедрить автоматизированные системы управления движением судов на базе автоматизированных информационных (идентификационных) станций, а также системы мониторинга местоположения судов (в том числе судов смешанного "река-море" плавания) и систем спутниковой связи для организации безопасного судоходства и спасения людей.
Навигационно-картографическое обеспечение предусматривает комплекс мер по внедрению электронных карт на внутренних водных путях, включая разработку проектной документации на оснащение и размещение средств спутниковой навигации на обстановочных судах, приобретение берегового и судового оборудования, а также разработку технологии использования электронных карт для контроля состояния пути.
Эффективность использования судов внутреннего плавания может быть существенно увеличена за счет совершенствования навигационного картографического обеспечения, в том числе за счет внедрения новых технологий автоматизированной проводки судов на базе электронных навигационных карт.
Электронная навигационная карта, используемая на внутренних водных путях, содержит всю необходимую для обеспечения безопасного судовождения картографическую информацию - как информацию, которая содержится на карте на бумажном носителе, так и дополнительные сведения (например, навигационно-гидрографический очерк), которые могут быть необходимыми для обеспечения безопасности судовождения.
Результаты испытаний электронной навигационной карты внутренних водных путей на базе карты на бумажном носителе с географической сеткой координат (Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское водохранилища) подтвердили целесообразность ее использования для судоходства.
Исходя из этого необходимо выделить средства для оснащения обстановочных судов и изыскательских партий необходимым навигационным оборудованием, обеспечивающим отображение на экране монитора местонахождение судна с помощью спутниковых систем, а также всех элементов судоходной обстановки, полученных с электронной карты с наложением на карту радиолокационного изображения. Применение подобного оборудования в комплекте с электронной картой позволит эксплуатировать флот в условиях ограниченной видимости в темное время суток на участках пути с неосвещаемой судоходной обстановкой и даже при частичном ее отсутствии.
Электронные навигационные карты изготавливаются на базе данных промерно-гидрографических работ, выполняемых по новой технологии. Для этого планируется оснастить 20 русловых изыскательских партий программно-аппаратными комплексами, каждый из которых состоит из:
приемника координат спутниковой системы;
эхолота с цифровым выходом данных;
программного обеспечения для автоматизированной обработки хранения данных.
Затраты на изготовление электронных навигационных карт включают затраты на организацию промерно-изыскательских работ на местности, камеральную обработку данных, оформление карты в цифровом варианте, тиражирование на компакт-дисках.
Предусмотрены изучение в отраслевых учебных заведениях спутниковых навигационных систем автоматической проводки судов, организация ежегодного повышения квалификации работников изыскательских партий и обстановочных бригад.
С учетом прямого и косвенного эффекта можно ожидать окупаемость вложенных в модернизацию навигационного картографического обеспечения средств в течение 8-10 лет, сокращение эксплуатационных расходов на 10-15 процентов.
Значительную долю основных фондов путевого хозяйства речного транспорта составляют суда технического флота.
Для обеспечения нормальных условий судоходства на внутренних водных путях систематически проводится комплекс путевых работ (землечерпательные, русловыправительные, дноочистительные, тральные работы, содержание навигационного ограждения), выполняемых техническим флотом, в который входят земснаряды, шаланды, мотозавозни, дноочистительные снаряды, водолазные боты, обстановочные теплоходы. Для эксплуатации технического флота необходимы вспомогательные суда - нефтеналивные суда, баржи, промерные катера, суда экологического назначения, служебно-разъездные суда, брандвахты.
Технический флот государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства насчитывает 2830 судов, в том числе 214 земснарядов и 680 обстановочных теплоходов. По различным причинам (снижение грузооборота, гарантированных габаритов судовых ходов, отсутствие финансирования) в эксплуатации находятся 2050 судов, на холодном отстое - 700. По актам освидетельствования Российского речного регистра 300 судов находятся в негодном техническом состоянии и подлежат списанию.
Продолжается интенсивное старение флота, и затраты на его ремонт быстро возрастают, что связано с заменой судовых энергетических установок, подводных частей корпусов, кабелей, электрооборудования и рабочих устройств.
К 2010 году почти у 90 процентов судов будут исчерпаны нормативные сроки службы и они будут подлежать выводу из эксплуатации. Предусмотренный подпрограммой объем судостроения не покрывает потребности в замене изношенных судов. Если не принять экстренные меры по поддержанию судов в эксплуатационном состоянии, то износ флота будет увеличиваться, возникнет необходимость списания всех отслуживших свой срок судов и обеспечение судоходства на внутренних водных путях станет невозможным.
В связи с этим необходимо направить средства на модернизацию технического флота, а также осуществлять меры по поддержанию работоспособности технического флота и продлению срока его службы.
Перевооружение судов технического флота (обстановочных, промерных, тральных, буксирных и прочих судов, а также земснарядов, шаланд, мотозавозен) будет выполняться в соответствии с утверждаемыми ежегодно перечнями перевооружения судов технического флота государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства.
Перевооружение предусматривает поддержание технического флота в работоспособном состоянии и продление срока его службы с учетом замены устаревших моделей дизелей на менее энергоемкие модели, оснащение судов современным электрооборудованием, радионавигационным и экологическим оборудованием, оборудованием современного навигационного обеспечения (промерными комплексами, современными системами GPS/ГЛОНАСС, эхолотами, приборами для контроля состояния пути и создания электронных карт, современной радиоаппаратурой).
Для определения целесообразности и объема модернизации и технического перевооружения судов предусматривается проведение научно-исследовательских работ с обследованием основных серий судов и диагностическим определением их технического состояния.
Научно-исследовательские мероприятия
Для научного сопровождения реализации подпрограммы в нее включены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обеспечению безопасности судоходства, надежной эксплуатации гидротехнических сооружений, технического флота, средств навигационного оборудования судовых ходов, совершенствованию и развитию сети технологической связи, а также по обеспечению экологической безопасности на внутренних водных путях.
Рациональное использование, устойчивое функционирование и эффективное развитие внутренних водных путей возможны только при одновременном решении ряда научно-технических, экономических и правовых вопросов в области развития и реконструкции внутренних водных путей, в связи с чем предусмотрено выполнение научно-исследовательских работ для реализации основных задач подпрограммы по ряду направлений:
первое направление - проведение исследований и разработка экономических обоснований подготовки внутренних водных путей на участках международного транспортного коридора "Север - Юг" для увеличения пропускной способности и последующей интеграции их в систему международных транспортных коммуникаций;
второе направление - осуществление мониторинга (сопровождение) выполнения подпрограммы, исследование эффективности функционирования внутренних водных путей;
третье направление - проведение исследований в области обеспечения технической безопасности и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений и внутренних водных путей;
четвертое направление - проведение исследований в области модернизации и строительства судов технического флота нового поколения;
пятое направление - проведение исследований в области оптимального развития сети технологической связи на внутренних водных путях;
шестое направление - проведение исследований в области автоматизированной проводки судов и электронной картографии на внутренних водных путях;
седьмое направление - проведение исследований правовых аспектов нормативно-технических документов, содержащих обязательные требования к безопасности продукции, процессов, услуг (работ) в области внутренних водных путей, и подготовка предложений по переводу национальных и отраслевых стандартов в категорию технических регламентов.
Основные мероприятия подпрограммы, реализуемые в регионах
Проекты модернизации и развития транспортной системы России охватывают территорию всех субъектов Российской Федерации.
Для регионов с развитым хозяйственным потенциалом запланировано повышение пропускной способности существующей водной сети, в первую очередь в полосе международного транспортного коридора "Север - Юг".
Для регионов, имеющих преимущественно сырьевую направленность и низкую плотность населения (прежде всего, это северные территории), намечена подготовка путей завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Безальтернативность использования внутренних водных путей в таких районах требует принятия специальных мер по их поддержке. Объемы инвестиций на развитие инфраструктуры транспорта по федеральным округам приведены в приложении N 5.
В Северо-Западном федеральном округе, где транспорт играет важную роль в обеспечении экспортно-импортных связей России, а в ближайшем будущем и международного транзита, важной задачей является создание условий для роста внешнеторговых перевозок и благоприятной конкурентной среды для российских перевозчиков. Основные задачи модернизации транспортной системы связаны с формированием российской части евро-азиатских транспортных коридоров "Север - Юг" и "Транссиб", панъевропейских транспортных коридоров N 1 и 9, а также с поддержанием регулярного судоходства по трассе Северного морского пути.
Предусматривается проведение следующих мероприятий:
подготовка обоснований инвестиций строительства Нижне-Свирского шлюза, обоснование инвестиций строительства вторых ниток шлюзов для увеличения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути;
восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, Северо-Двинского бассейна;
создание информационных систем для обеспечения безопасности судоходства.
В Центральном федеральном округе, обладающем развитой транспортной системой, главной задачей развития этой транспортной системы является повышение технического уровня транспортной инфраструктуры с учетом формирования евро-азиатских транспортных коридоров "Север - Юг" и "Транссиб". Предусматривается проведение следующих мероприятий:
восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений канала имени Москвы, водоводного тракта, напорных трубопроводов Сходненской гидроэлектростанции;
развитие информационных систем.
В Южном федеральном округе, транспортный комплекс которого является одним из ключевых для транспортной системы страны, должно быть продолжено формирование участков евро-азиатских транспортных коридоров "Север - Юг" и "Транссиб". Предусматривается проведение следующих мероприятий:
строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла и ее ввод в 2007 году в эксплуатацию;
восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений Волго-Донского судоходного канала и Азово-Донского, Кубанского, Волжского бассейнов;
создание информационных систем для обеспечения безопасности судоходства.
В Приволжском федеральном округе транспортная система обслуживает как развитый экономический комплекс субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, так и транзитные связи европейских и азиатских регионов страны, а также международный транзит. По территории округа проходят оба евро-азиатских транспортных коридора.
Предусматривается проведение следующих мероприятий:
восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений Волжского и Камского бассейнов (реконструкция Городецкого, Самарского, Балаковского, Чебоксарского, Пермского и Чайковского шлюзов);
подготовка обоснований инвестиций строительства низконапорного транспортного гидроузла, совмещенного с автодорожным мостом через р. Волгу в районе с. Большое Козино;
создание информационных систем для обеспечения безопасности судоходства.
В Уральском федеральном округе транспорт обеспечивает как функционирование развитых промышленных регионов Урала и юга Западной Сибири, так и обслуживание северных регионов Тюменской области, в том числе вновь осваиваемых районов. Главной транспортной артерией округа является формируемый евро-азиатский коридор "Транссиб", важную роль играет Северный морской путь.
Приоритетными задачами являются:
обеспечение стабильного и безопасного судоходства по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна, включая модернизацию, обновление технического и экологического флота;
создание информационных систем.
В Сибирском федеральном округе транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри округа, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных и транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали. Северные районы округа в значительной мере зависят от функционирования Северного морского пути.
Приоритетными задачами являются восстановление устойчивости и надежной эксплуатации Новосибирского трехкамерного шлюза, Красноярского судоподъемника и выправительных сооружений с целью поддержания необходимых габаритов судовых ходов на реках Обского, Енисейского бассейнов, в верховьях р. Лены.
В Дальневосточном федеральном округе важное значение имеют формирующийся транспортный коридор "Транссиб", обеспечивающий большую часть внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и транзитные перевозки, а также Северный морской путь, по которому осуществляется сообщение с удаленными и труднодоступными районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями.
Ключевыми проблемами развития транспорта в регионе являются обеспечение необходимых габаритов судовых ходов на водных путях рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы с их притоками, Амура, ставшего международной транспортной артерией, а также создание информационных навигационных систем.
Перечень важнейших мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 6.
Мероприятия по обеспечению безопасности транспортной системы
Значительная часть средств предусмотрена на реализацию проектов, связанных с восстановлением устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений.
Меры по восстановлению устойчивости напорного фронта направлены на повышение уровня безопасности элементов гидротехнических сооружений, образующих напорный фронт.
Меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду реализуются по двум направлениям: специальные экологические проекты и в большинстве случаев отдельные мероприятия в составе крупных комплексных инвестиционных проектов. Кроме того, защита окружающей среды обеспечивается реализацией заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам.
Предусматривается обеспечить:
регламентацию взаимоотношений между судовладельцами и представителями государственного экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора, судовладельцами и владельцами технических средств природоохранного назначения;
участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении экологических проблем на внутренних водных путях (например, подъем затонувших судов).
Экологическая безопасность на внутренних водных путях является составной частью безопасности на внутреннем водном транспорте.
При реализации проектов, выполняемых на основании проектной документации на реконструкцию объектов, предусматривается осуществить комплекс мер по защите водной среды, а при создании новых типов судов оснастить их природоохранными устройствами по предотвращению загрязнения водоемов отходами, локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. В целом планируемые мероприятия позволяют снизить уровень загрязнений на внутренних водных путях с 1,5 до 1 процента.
Гидротехнические сооружения на внутренних водных путях являются стратегически важными объектами, потенциально опасными в случае возможных террористических и диверсионных воздействий на них, что диктует необходимость их надежной охраны и защиты. В настоящее время охрана судоходных гидротехнических сооружений обеспечивается силами Министерства внутренних дел Российской Федерации и ведомственной охраны.
Обследования гидротехнических сооружений, проведенные совместно представителями Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, определили необходимую для надежной защиты гидротехнических сооружений дислокацию постов на объектах. Исходя из этого установлены численность личного состава, затраты на содержание, а также на реализацию комплекса технических мероприятий по охране и защите объектов.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)