Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)
ПОДПРОГРАММА "ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2006 N 338)
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ"Подпрограмма "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р. Подпрограмма скорректирована в соответствии с положениями Основ политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 3 февраля 2001 г., Концепции развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по транспортной политике Российской Федерации 7 февраля 2001 г., и Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.
При этом были учтены итоги реализации подпрограммы в 2002-2005 годах, план реализации на 2006 год, проект среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007-2009 годы, результаты исследований и разработок научно-исследовательских и проектных организаций гражданской авиации по перспективным направлениям развития парка воздушных судов и поддержания летной годности, а также проекты модернизации объектов аэропортов, осуществленные в 2002-2005 годах.
I. Содержание проблемыНеобходимость корректировки подпрограммы вытекает из приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года в части воздушного транспорта, анализа соответствия паспорта и целевых показателей подпрограммы целям и задачам развития транспортной системы, анализа выполнения подпрограммы в 2002-2003 годах, а также необходимости проведения актуализации мероприятий исходя из объективно сложившихся условий развития авиатранспортного рынка.
Современное состояние гражданской авиации определяет необходимость:
обеспечения скоординированного с другими видами транспорта развития рынка гражданской авиации;
формирования условий для сбалансированного развития взаимосвязанных элементов авиатранспортного комплекса, включая развитие сети базовых аэропортов и обновление парка воздушных судов, обеспечение антитеррористической безопасности.
Существуют следующие проблемы, стоящие перед гражданской авиацией.
Вследствие списания к 2010 году 50 процентов парка эксплуатируемых воздушных судов и несоответствия их характеристик требованиям главы 3 Приложения 16 к Конвенции о Международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год) (далее - Чикагская конвенция) при недостаточном объеме поставок отечественным авиакомпаниям воздушных судов нового поколения возникает начиная с 2006 года неудовлетворенный спрос на авиаперевозки и авиационные работы. Альтернативное решение проблемы путем поставок бывшей в эксплуатации, а потому недорогой зарубежной техники наносит серьезный урон развитию российской авиапромышленности и может негативно сказаться на безопасности полетов. Одновременно создается угроза невыполнения федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".
Существенное влияние на международную деятельность оказывают введенные в последние годы во многих странах запреты и ограничения на эксплуатацию самолетов, не удовлетворяющих требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции и составляющих значительную часть российского парка. Ожидается дальнейшее ужесточение эксплуатационных ограничений в отношении авиационного шума и эмиссии вредных веществ. Запрет, введенный на полеты таких воздушных судов в страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии, в Америку и другие страны, уже наносит значительный ущерб гражданской авиации России. Поэтапное введение ограничений, способствующих улучшению экологической обстановки в аэропортах, в будущем неизбежно и в России как в стране - участнице ИКАО.
Состояние объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры аэропортов характеризуется значительным износом. Особенно это касается искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов и светосигнального оборудования. Известно, что срок службы асфальтобетонного покрытия взлетно-посадочных полос и других элементов аэродрома составляет 10 лет, цементобетонного - 20-25 лет. Искусственные покрытия аэродромов даже в аэропортах Московского авиаузла имеют износ, существенно превышающий 50 процентов. В международном аэропорту Шереметьево значительный износ имеет взлетно-посадочная полоса N 2 (построена в 1979 году), необходимо строительство скоростной рулежной дорожки и расширение перронов.
Аэропорт Домодедово нуждается в реконструкции взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов.
В аэропорту Внуково необходимо проведение реконструкции взлетно-посадочных полос и расширение перронов.
В связи с увеличением интенсивности движения воздушных судов в аэропорту Толмачево (г. Новосибирск) с 2002 года ведется строительство взлетно-посадочной полосы N 2 (планируемый срок окончания - 2009 год).
Требуется замена светосигнального оборудования в аэропортах Внуково, Толмачево, Пулково, Краснодар, Иркутск, Ростов-на-Дону и ряде других. В 2002-2010 годах в 30 аэропортах федерального значения необходима замена светосигнального оборудования в связи с выработкой ресурса (в том числе в 2005-2007 годах - в 15 аэропортах).
При изменении состава парка воздушных судов российских авиакомпаний и росте интенсивности их движения через аэропорты России недостаточный объем инвестиций в развитие объектов наземной инфраструктуры неизбежно приведет к тому, что аэропорты не смогут обеспечивать сбалансированное развитие авиатранспортной системы России.
Уровень оснащения оборудованием авиационной безопасности в аэропортах России в настоящее время недостаточен, при этом наблюдается значительный его износ (около 75 процентов). Без неотложного переоснащения материально-технической базы аэропортов в этой сфере возрастает вероятность террористической угрозы в гражданской авиации. Одновременно значительных дополнительных инвестиций требует обновление материально-технической базы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
В федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" были предусмотрены за счет бюджетных средств инвестиции для обеспечения поставок воздушных судов, тренажеров, компьютерной и специальной техники в целях оборудования учебных заведений гражданской авиации. Однако в 2002-2004 годах бюджетные средства на эти цели не выделялись.
Реализация подпрограммы в 2002-2005 годах уже дала определенные результаты. Так, за 4 года в российские авиакомпании на условиях лизинга, кредита и прямых закупок было поставлено 55 новых воздушных судов (в 2000-2001 годах поставки составили 11 воздушных судов), введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в 5 аэропортах, проводится реконструкция аэродромов в 35 аэропортах, произведена замена светосигнального оборудования в 3 аэропортах.
Однако итоги выполнения подпрограммы в 2002-2005 годах указывают на существенное отставание в реализации мероприятий от намеченных при ее утверждении значений. Фактическое ресурсное обеспечение подпрограммы в указанный период составило менее 40 процентов.
В частности, из-за значительной стоимости не осуществлялась замена типа двигателей (ремоторизация) на самолетах Ил-86, Ил-76 и Ту-134.
Итоги выполнения мероприятий подпрограммы в 2002-2005 годах по целевым показателям представлены в приложении N 1.
Таким образом, в 2002-2003 годах не выполнены целевые показатели по удельному весу объемов авиатранспортных работ, выполняемых на воздушных судах российского производства нового поколения, а также по авиаперевозкам грузов и грузообороту.
Вместе с тем в 2002 году рост пассажирских перевозок составил 5,8 процента по сравнению с 2001 годом, в 2003 году - 10,9 процента по сравнению с 2002 годом, в 2004 году - 15 процентов по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году - 4 процента по сравнению с 2004 годом. Таким образом, по сравнению с прогнозируемыми значениями фактический спрос на авиаперевозки растет более высокими темпами, что требует осуществления корректировки прогнозов с учетом современных тенденций развития экономики.
Темпы начавшегося в последние 3 года процесса обновления устаревшего парка воздушных судов, состояние значительной части которого не отвечает современным требованиям, остаются недостаточными для удовлетворения ожидаемого на период до 2010 года спроса на авиаперевозки.
В существующей ситуации реализация государственной политики в области гражданской авиации требует применения программных методов в связи с комплексностью стоящих задач, необходимостью координации процесса привлечения значительных ресурсов из различных источников и значимостью эффективного развития воздушного транспорта для обеспечения социально-экономического роста и обеспечения социальной стабильности в стране. Отсутствие государственных программных подходов противоречило бы целям транспортной политики, в рамках которой гражданской авиации отводится важная роль в обеспечении характерных для страны внутренних дальних и средних магистральных перевозок, региональных перевозок, в том числе в отдаленных районах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.
В связи с этим необходимо участие государства в качестве координатора в решении стратегических задач развития транспортного комплекса методами государственного регулирования и в реализации подпрограммы в части государственной поддержки. В первую очередь это относится к решению задачи развития сети аэропортов федерального значения, в том числе на основе государственно-частного партнерства, обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов, оснащения воздушными судами и тренажерами учебных заведений гражданской авиации, а также стимулирования развития парка воздушных судов на основе российской авиатехники.
Вывод из кризисного состояния аэродромной сети возможен на основе концентрированного приоритетного финансирования реконструкции взлетно-посадочных полос и замены светосигнального оборудования за счет средств федерального бюджета.
Конечным результатом реализации подпрограммы является увеличение к 2010 году более чем в 2 раза объемов авиаперевозок за счет переоснащения материально-технической базы аэропортов и осуществления поставок новых воздушных судов российского производства.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммыОсновной целью подпрограммы является обеспечение посредством воздушного транспорта экономического роста страны и повышения качества жизни населения путем эффективного удовлетворения спроса на авиаперевозки и авиационные работы.
Совершенствование технологий управления авиаперевозками
В целях совершенствования системы обслуживания пассажиров и грузоотправителей в области воздушного транспорта, повышения на этой основе эффективности управления авиаперевозками необходимо повысить эффективность и качество авиаперевозок путем реализации комплексного подхода к автоматизации производственных процессов обслуживания пассажиров, представления услуг клиентам и внедрения современных информационных технологий в авиапредприятиях.
Развитие парка воздушных судов нового поколения
В целях удовлетворения растущего спроса населения и хозяйствующих субъектов Российской Федерации на авиаперевозки и авиационные работы, обеспечения конкурентоспособности российских авиапредприятий на мировом авиатранспортном рынке за счет повышения безопасности, качества и экономической эффективности авиаперевозок в результате переоснащения парка воздушных судов современными типами самолетов и вертолетов всех классов, а также для обеспечения эффективности региональных авиаперевозок и авиации общего назначения необходимо обеспечить:
обновление состава парка воздушных судов и расширение его типоразмерного ряда в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения, требованиями ИКАО и современными условиями применения воздушных судов на различных сегментах рынка авиаперевозок и авиационных работ;
увеличение к 2010 году до 60 процентов доли современных воздушных судов всех типов в общей реализуемой провозной мощности парка;
стимулирование поступления в парк воздушных судов нового поколения, разработанных в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", на основе финансовой государственной поддержки лизинга воздушных судов;
содействие формированию системы приоритетов в разработке новой отечественной авиационной техники на основе изучения спроса.
Модернизация действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО
Для обеспечения возможности эксплуатации без ограничений во всех регионах мира магистральных самолетов российского производства необходимо модернизировать действующий парк самолетов Ту-154М, Ил-62, Як-42 до соответствия требованиям ИКАО к качеству самолетовождения, экологическим характеристикам, аварийно-спасательному оборудованию (установка звукопоглощающих конструкций, систем предупреждения столкновений самолетов в воздухе, систем, обеспечивающих сокращение норм вертикального эшелонирования и выполнение требований зональной навигации), организовать в 2006-2010 годах выполнение работ, связанных с заменой типа двигателей на самолетах Ил-76.
Развитие объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры
Для поэтапного развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов в увязке с перспективой развития транспортной системы страны, а также парка воздушных судов, реализации приоритетных мероприятий, включающих реконструкцию взлетно-посадочных полос и замену светосигнального оборудования, а также модернизацию имеющихся мощностей объектов для эффективного транспортного обслуживания и удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо обеспечить:
формирование опорной сети аэропортов федерального значения, в том числе крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов;
расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов наземной инфраструктуры в аэропортах для осуществления перевозок на самолетах нового поколения российского производства, приема зарубежных самолетов, внедрения современных технологий и новых типов наземной техники для обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
привлечение внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов, в том числе на основе совершенствования управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Безопасность авиатранспортной системы
Для обеспечения устойчивой безопасной работы гражданской авиации, достижения уровня безопасности полетов, соответствующего мировым стандартам, обеспечения превентивных мер защиты деятельности гражданской авиации от проявлений терроризма и диверсий на воздушном транспорте, обеспечения состояния защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность необходимо обеспечить:
совершенствование системы безопасного функционирования гражданской авиации на основе осуществления поставок необходимого оборудования, строительства и реконструкции объектов, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность;
совершенствование системы подготовки летного и технического персонала для воздушного транспорта;
оснащение учебных заведений гражданской авиации новыми самолетами и тренажерами.
Нормативное правовое обеспечение гражданской авиации
Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере гражданской авиации для реализации задач государственной транспортной политики предусматривает подготовку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в области гражданской авиации.
Научно-техническое обеспечение гражданской авиации
В целях научно-технического обеспечения мероприятий подпрограммы необходимо разработать предложения по развитию парка воздушных судов и авиадвигателей нового поколения, модернизации действующего парка воздушных судов и авиадвигателей в соответствии с требованиями ИКАО, развитию объектов авиатранспортной инфраструктуры и обеспечению безопасного функционирования гражданской авиации, внедрению новых принципов и методологии поддержания летной годности, совершенствованию управления авиаперевозками и финансовыми механизмами реализации мероприятий по развитию воздушного транспорта.
Подпрограммой не предусмотрено разделение процесса ее реализации на этапы, поскольку реализация целевых показателей основных задач подпрограммы имеет взаимоувязанный и непрерывный характер. Целевые показатели, характеризующие реализацию мероприятий подпрограммы, приведены в приложении N 2.
III. Система мероприятий подпрограммыВ подпрограмме выделены следующие мероприятия:
совершенствование технологий управления авиаперевозками;
развитие парка воздушных судов;
модернизация действующего парка магистральных самолетов;
развитие объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры;
безопасность авиатранспортной системы, состоящая из обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации;
поставка воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации;
нормативное правовое и научно-техническое обеспечение деятельности гражданской авиации;
прочие потребности функционирования гражданской авиации.
Перечень важнейших мероприятий подпрограммы, реализуемых в 2006-2010 годах, приведен в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы по основным программным задачам имеет следующую структуру.
Инвестиционные мероприятия
Решение задачи совершенствования технологий управления авиаперевозками направлено на совершенствование системы обслуживания пассажиров и грузоотправителей в соответствии с Концепцией развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности до 2010 года и международной практикой стимулирования развития российских транспортных систем, в том числе за счет осуществления следующих мероприятий:
установление требований к взаимодействию российских автоматизированных систем обслуживания пассажиров и грузоотправителей (инвенторных и распределительных систем продажи авиаперевозок, систем регистрации и отправок пассажиров, систем бронирования и отправок грузов и т. п.), к используемым техническим и программным средствам, в том числе осуществляющим взаимодействие российских и зарубежных систем;
признание российских систем взаиморасчетов, бронирования и продажи авиаперевозок в международных организациях и ассоциациях, а также зарубежными авиакомпаниями - участниками российского рынка авиаперевозок;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в области создания систем продажи, бронирования и взаиморасчетов для реализации интермодальных перевозок.
Объемы инвестиций на реализацию этой задачи определены:
в 2002-2005 годах - исходя из фактического объема инвестиций в соответствии с отчетами о ходе реализации подпрограммы в указанные годы;
в 2006 году - в соответствии с планом реализации подпрограммы;
в 2007-2010 годах - в соответствии с прогнозами потребностей российских авиакомпаний.
Инвестиции на реализацию указанных мероприятий составляют в 2002-2010 годах 1874,5 млн. рублей, в том числе за счет средств внебюджетных источников - 1874,5 млн. рублей, а в 2005-2010 годах - 1068,4 млн. рублей, в том числе за счет средств внебюджетных источников - 1068,4 млн. рублей. Ресурсное обеспечение совершенствования технологий управления авиаперевозками приведено в приложении N 4.
Содержанием задачи развития парка воздушных судов нового поколения является обновление парка воздушных судов в соответствии с ростом платежеспособного спроса и требованиями авиатранспортного рынка к качеству и эффективности авиаперевозок и авиационных работ.
Для успешного осуществления планируемого объема авиаперевозок и выполнения авиационных работ авиакомпаниям в 2002-2010 годах потребуется 364 новых воздушных судна, в том числе 183 магистральных и региональных самолета и 181 вертолет (различные типы), учитывая нарастающее списание устаревшей части эксплуатируемого парка и планируемое в этот период поэтапное введение в действие на территории Российской Федерации ограничений ИКАО по точности самолетовождения, авиационному шуму и эмиссии вредных веществ при полетах воздушных судов.
Такое развитие парка обеспечит к 2010 году увеличение в структуре его провозной мощности доли современных воздушных судов всех типов до 60 процентов и доли самолетов, соответствующих требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции, - до 85 процентов. Это необходимо для удовлетворения спроса на авиаперевозки, развития региональных авиаперевозок, повышения эффективности авиатранспортной деятельности и доступности воздушного транспорта, а также для существенного снижения вредного воздействия авиации на окружающую среду.
В ходе переоснащения парка воздушных судов современными типами самолетов и вертолетов всех классов предполагается стимулирование поступления новых воздушных судов на основе государственной поддержки приобретения воздушных судов на основе лизинга. Обновление парка воздушных судов будет осуществляться в основном за счет авиатехники отечественного производства, а также за счет поставок со вторичного рынка по реэкспорту. Поставки новых воздушных судов должны стать системообразующим фактором в формировании перспективного парка российских авиакомпаний. Для этого на основе расширения деятельности лизинговых компаний с участием государства предполагается обеспечить:
увеличение объемов поступления в эксплуатацию выпускаемых современных типов магистральных и региональных самолетов, а также вертолетов российского производства;
осуществление поставок в 2007-2009 годах новой авиационной техники российского производства, включая магистральные и региональные самолеты, а также вертолеты.
Наличие обоснованных заявок авиакомпаний на приобретение новых воздушных судов позволяет рассчитывать, что в 2005-2010 годах парк пополнится не менее чем 112 пассажирскими самолетами, 37 грузовыми самолетами и 177 вертолетами различных типов. Вместе с тем оценка перспективного консолидированного заказа на приобретение новых воздушных судов подлежит ежегодному уточнению по мере стабилизации ценовой политики авиапромышленности на рынке новых типов воздушных судов и повышения качества послепродажного обеспечения их эксплуатации.
Объем инвестиций на приобретение российскими авиакомпаниями новых воздушных судов на условиях лизинга, кредита и прямых закупок в 2002-2005 годах определен в соответствии с фактическими данными по поставкам парка, а в 2006-2010 годах - в соответствии с обоснованными заявками российских авиакомпаний.
Потребность в средствах на развитие парка воздушных судов нового поколения составляет 251091,9 млн. рублей. Затраты на проведение сертификационных испытаний учитываются в федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и до 2015 года".
В 2002-2005 годах наблюдалось отставание в осуществлении поставок новых воздушных судов российским авиакомпаниям. В этот период фактические поставки новых воздушных судов российского производства на условиях лизинга, кредита и прямых закупок составили 55 единиц (в том числе магистральных и региональных пассажирских самолетов - 29 единиц, магистральных и региональных грузовых самолетов - 17 единиц, вертолетов - 9 единиц) против 198 запланированных. Причиной такого отставания является сложная ситуация в авиационной промышленности, не позволившая обеспечить наращивание производства новой авиационной техники в предусмотренных объемах. Кроме того, начиная с 2001 года существенный рост цен на российские воздушные суда не позволил авиакомпаниям активно осуществлять обновление парка.
При проведении работ по корректировке подпрограммы для обеспечения реализации мероприятий по обновлению парка воздушных судов были учтены заявки 69 авиакомпаний, на основании которых (с учетом наличия парка воздушных судов по состоянию на 1 января 2004 г., а также прогноза изменения численности действующего парка по отработке назначенных ресурсов и календарных сроков службы) были уточнены планируемые поставки воздушных судов на период до 2010 года.
Прогноз списания эксплуатируемого парка воздушных судов представлен в приложении N 5, а поставки новых воздушных судов - в приложении N 6.
На основе уточненных объемов планируемых поставок воздушных судов выделены крупные инвестиционные проекты приобретения воздушных судов на основе лизинга.
Поставки воздушных судов на основе лизинга при государственной поддержке предоставляют возможность:
погашения стоимости поставляемых воздушных судов с долгосрочной (8-15 лет) рассрочкой и с включением лизинговых платежей в состав текущих затрат;
возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 466 и изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 756;
обновления парка воздушных судов для авиакомпаний, обеспечивающих социально значимые перевозки в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, финансовое состояние которых не позволяет использовать другие механизмы обновления парка;
создания условий для удовлетворения растущего спроса населения и хозяйствующих субъектов Российской Федерации на авиаперевозки и авиационные работы, обеспечения конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на мировом авиатранспортном рынке.
Инвестиционные проекты приобретения воздушных судов нового поколения на основе лизинга представлены в приложении N 7. В указанных проектах предусматривается приобретение 27 магистральных пассажирских самолетов в 2004-2010 годах. Необходимое ресурсное обеспечение развития парка воздушных судов (приобретение новых воздушных судов, разрабатываемых и производимых в России) приведено в приложении N 8.
Решение задачи модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО также приобретает большое значение.
Начиная с апреля 2002 года в мире расширяется практика введения ограничений на полеты воздушных судов, не удовлетворяющих требованиям ИКАО в отношении уровня шума и эмиссии вредных веществ авиационными двигателями. В настоящее время около половины международных воздушных перевозок, выполняемых российскими авиакомпаниями, осуществляется в страны, которые ввели запрет на полеты самолетов, не удовлетворяющих требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции, в то время как доля таких самолетов в провозной мощности российского парка превышает 60 процентов по пассажирским самолетам и 70 процентов по грузовым самолетам.
Кроме того, вопросы повышения безопасности полетов при современной загруженности воздушного пространства на международных авиатрассах обусловили введение более жестких требований к точности самолетовождения и составу пилотажно-навигационного оборудования. Существующие объективные проблемы, препятствующие интенсивному обновлению российского парка на основе отечественной авиатехники нового поколения, обусловили необходимость проведения модернизации эксплуатируемого парка самолетов с целью сохранения за российскими авиакомпаниями рынка международных перевозок на наиболее интенсивных направлениях (страны Европы и Юго-Восточной Азии, Северная Америка).
В 2002-2005 годах различным вариантам модернизации были подвергнуты 486 российских самолетов. Модернизация проводилась в отношении установки звукопоглощающих конструкций на авиадвигатели самолетов Ту-154М и Як-42, установки систем предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS, ACAS-2), систем зональной навигации (BRNAV), систем обеспечения сокращения норм вертикального эшелонирования (RVSM). В 2002-2005 годах не проводились работы по замене типа двигателей (ремоторизации) на самолетах Ил-86, Ил-76 и Ту-134 из-за отсутствия необходимой документации и высокой стоимости этих работ.
В связи с этим ресурсное обеспечение модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО составило всего 7647 млн. рублей, или 12,5 процента предусмотренного подпрограммой объема.
Однако увеличение объемов авиаперевозок, ожидаемое введение запретов на полеты воздушных судов, не соответствующих требованиям ИКАО, в других странах мира, а также необходимость улучшения экологического состояния российского парка самолетов и гармонизации действующих в России стандартов самолетовождения с мировой практикой определяют целесообразность проведения в 2006-2010 годах модернизации еще 114 эксплуатируемых самолетов. Объем модернизации действующего парка самолетов приведен в приложении N 9.
Объем инвестиций в модернизацию действующего парка самолетов определен в 2002-2005 годах исходя из фактических данных в соответствии с отчетами о реализации подпрограммы за этот период, в 2006 году - в соответствии с утвержденным планом, в 2007-2010 годах - в соответствии с прогнозом потребности проведения различных видов модернизации. Затраты составят 18010,5 млн. рублей. Распределение затрат на модернизацию действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО представлено в приложении N 10.
В рамках задачи развития объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры осуществлялись следующие мероприятия.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года в структуре опорной сети аэропортов федерального значения выделены узловые аэропорты (крупные пересадочные аэропорты, которые обеспечивают международные и внутренние трансферные авиаперевозки) и региональные аэропорты.
В 2002-2005 годах выполнялись работы по реконструкции объектов (искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, объектов топливообеспечения, светосигнального оборудования и так далее) в 36 аэропортах.
За счет средств федерального бюджета осуществлялась реконструкция аэродромов в 25 аэропортах федерального значения - Внуково, Домодедово, Воркута, Архангельск, Махачкала, Нальчик, Владикавказ, Минеральные Воды, Ставрополь, Астрахань, Пермь, Ульяновск, Емельянова (г. Красноярск), Норильск, Иркутск, Новосибирск, Томск, Якутск, Хабаровск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Южно-Сахалинск, Пулково (г. Санкт-Петербург) и Хатанга. Продолжалось строительство новых аэропортов в гг. Сыктывкаре и Омске (Федоровка), аэровокзального комплекса - в г. Сочи. В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утверждаемой ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, проводилась модернизация объектов аэропортов регионального (местного) значения в гг. Нарьян-Маре, Кызыле, Николаевске-на-Амуре, с. Богородском, пос. Зональном, Палане и Казачинском.
За этот период завершена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Казань, Нарьян-Мар, Нальчик, Южно-Сахалинск, Архангельск, Томск, Богородское, объектов наземной инфраструктуры - в Пулково, аэровокзалов - во Внуково, Кольцово, в г. Кызыле и пос. Казачинском, осуществлена замена светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы в аэропортах Хатанга, Якутск, Нальчик, Барнаул, Архангельск и Южно-Сахалинск.
Реконструкция действующих взлетно-посадочных полос осуществляется поэтапно с применением новых технологий и с использованием готовых участков искусственного покрытия для полетов (аэропорты Пермь, Владикавказ, Емельяново (г. Красноярск), Хабаровск и Иркутск). Вместе с тем темпы модернизации объектов наземной инфраструктуры сдерживаются из-за значительного отставания ресурсного обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение развития объектов наземной инфраструктуры в 2002-2005 годах составило 17841,9 млн. рублей, или 49 процентов утвержденного подпрограммой объема. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации капитальные вложения составили 1945,2 млн. рублей, или 18,3 процента утвержденного подпрограммой объема, за счет средств внебюджетных источников - 4296,6 млн. рублей, или 17,8 процента.
Для повышения уровня регулярности полетов, а также качества обслуживания авиапассажиров предусматривается развитие основных объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения и региональных аэропортов за счет всех источников финансирования согласно приложению N 11, в том числе объектов наземной инфраструктуры аэропортов, являющихся составными элементами международных транспортных коридоров.
В отдельную группу выделены объекты региональных аэропортов, включенных в другие федеральные целевые и региональные программы, согласно приложению N 12. Указанные объекты финансируются в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Реконструкция аэропортов Казань, Уфа, Грозный, Оха и Менделеево осуществляется в рамках других федеральных целевых программ.
В подпрограмме предусмотрен ввод в эксплуатацию после реконструкции 45 взлетно-посадочных полос. В 30 аэропортах предусмотрено осуществить замену светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос.
На основе прогноза социально-экономического развития страны выделены крупные инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов 24 аэропортов, которые включают в себя следующие проекты:
крупные проекты узловых аэропортов;
пилотные проекты узловых аэропортов федерального значения;
пилотные проекты региональных аэропортов;
пилотные проекты региональных аэропортов (местного значения).
Наиболее значимыми проектами развития объектов инфраструктуры аэропортов Московского авиаузла являются:
аэропорт Шереметьево - расширение и реконструкция взлетно-посадочных полос со строительством рулежных дорожек скоростного схода;
аэропорт Внуково - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов аэропорта, замена светосигнального оборудования;
аэропорт Домодедово - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок самолетов. Реконструкция аэродромов крупных узловых аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково, выполняющих около 60 процентов объемов авиаперевозок, позволит увеличить международный транзит через аэропорты, повысить их конкурентоспособность на рынке авиационных услуг, привлечь дополнительные пассажиропотоки и внебюджетные средства на расширение аэровокзальных и топливозаправочных комплексов;
аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург) - реконструкция взлетно-посадочной полосы N 2, рулежных дорожек, замена светосигнального, радиотехнического и метеорологического оборудования в соответствии с III категорией ИКАО. Реализация этого проекта в 2006 году направлена на обеспечение проведения встречи глав государств "Большой восьмерки" в июле 2006 г.;
аэропорт Толмачево (г. Новосибирск) - расширение аэропорта, строительство взлетно-посадочной полосы N 2. Реализация этого проекта позволит значительно увеличить пропускную способность крупного международного аэропорта, обеспечить прием практически всех типов воздушных судов зарубежных и российских авиакомпаний, выполняющих полеты по транссибирским и кроссполярным маршрутам, а также круглосуточное обеспечение полетов в зимний период. Ввод в действие новой взлетно-посадочной полосы придаст импульс привлечению средств в развитие остальной инфраструктуры аэропорта за счет внебюджетных источников;
аэропорт Геленджик - строительство новой взлетно-посадочной полосы и аэровокзала. Реализация этого проекта позволит существенно повысить роль Черноморского побережья России как международного курортного центра;
аэропорт Минеральные Воды - реконструкция аэропорта, строительство новой взлетно-посадочной полосы. Реализация этого проекта позволит осуществлять без ограничений эксплуатацию новых типов воздушных судов, что будет способствовать увеличению объемов авиаперевозок и удовлетворению спроса населения и хозяйствующих субъектов курортной зоны юга России на авиаперевозки и выполнение авиационных работ, созданию условий для обновления основных фондов аэропорта и внедрению современных технологий для обеспечения международного уровня обслуживания авиапассажиров.
Объемы государственных капитальных вложений на 2005-2006 годы, направленных на развитие объектов наземной инфраструктуры и обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации, приведены в приложении N 13. В 2007-2010 годах объемы инвестиций указаны в соответствии с проектом финансового плана (2007-2009 годы) и прогнозом на 2010 год.
В настоящей подпрограмме учитываются также осуществляемые на авиапредприятиях за счет средств внебюджетных источников мероприятия по строительству, расширению и реконструкции:
грузовых комплексов (терминалов) - в аэропортах Пулково, Норильск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Якутск, Хабаровск, Минеральные Воды, Самара, Архангельск, Калининград, Томск, Магадан, Челябинск, Волгоград и Улан-Удэ;
объектов авиатопливообеспечения - в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково, Толмачево, Архангельск, Кольцово, Якутск, Барнаул, Нижневартовск, Сургут, Рощино, Улан-Удэ, Мурманск, Астрахань, Волгоград, Воронеж и Оренбург;
ангаров - в аэропортах Внуково, Архангельск, Пулково, Новокузнецк, Домодедово и Шереметьево.
В составе проектов реконструкции объектов аэропортов предусматривается оснащение оборудованием, средствами механизации и автоматизации аэровокзальных комплексов (телетрапы, интерьерное технологическое оборудование, оборудование комплектации и выдачи багажа, таможенного и пограничного досмотра, контроля авиационной безопасности и др.), грузовых комплексов (подъемно-транспортное, комплектовочное, сортировочное и др.), а также складов горюче-смазочных материалов, систем централизованной заправки воздушных судов и объектов технического обслуживания воздушных судов (ангаров).
Объем капитальных вложений на развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры в 2002-2004 годах определен исходя из фактических данных в соответствии с отчетами о реализации подпрограммы, в 2005 году - в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом на 2005 год, в 2006-2010 годах - в соответствии с утвержденной и разрабатываемой проектно-сметной документацией и титульными списками строек.
Капитальные вложения на развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры на период 2002-2010 годов составляют 111709,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 65873,4 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4531 млн. рублей, средств внебюджетных источников - 41304,7 млн. рублей. Ресурсное обеспечение развития объектов авиатранспортной инфраструктуры приведено в приложении N 14.
Инвестиции за счет средств федерального бюджета направляются на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, находящихся в федеральной собственности.
Инвестиции за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предназначены для развития объектов аэропортов, имеющих особое значение для жизнедеятельности регионов, а также для расширения и реконструкции объектов, не находящихся в федеральной собственности.
Внебюджетные средства учтены в подпрограмме на основе согласованных руководителями организаций гражданской авиации титульных списков строек и инвестиционных планов развития аэропортов.
Предполагается, что развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах Омск (Федоровка), Домодедово, Толмачево, Норильск и Внуково будет осуществляться также с применением форм государственно-частного партнерства. Внебюджетные средства могут быть привлечены для развития аэропортов Шереметьево, Казань, Тюмень, Сургут, Уфа, Владивосток, Екатеринбург, Нижневартовск, Ноябрьск и Тюмень.
Безопасность авиатранспортной системы
Необходимо обеспечить устойчивую работу гражданской авиации в области авиационной безопасности на основе:
совершенствования государственной системы обеспечения авиационной безопасности, адаптированной к международным стандартам и требованиям;
реализации принципа главенства в системе обеспечения авиационной безопасности аэропорта и его требований ко всем иным участникам авиатранспортного процесса.
Необходимо обеспечить эффективную работу гражданской авиации в области безопасности полетов на основе:
совершенствования государственной системы обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов;
разработки и внедрения в практику системы учета человеческого фактора;
проведения в предприятиях гражданской авиации мероприятий по повышению системы контроля надежности, организации исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники;
реализации принципа главенства в системе обеспечения безопасности полетов требований авиаперевозчика ко всем иным участникам авиатранспортного процесса.
Защита от терроризма и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации должна быть обеспечена с использованием средств федерального бюджета не только в аэропортах федерального значения, но и в региональных аэропортах.
Важнейшими результатами реализации указанных мероприятий являются:
предотвращение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
достижение мирового уровня показателей безопасности полетов, сокращение количества авиационных происшествий, минимизация и последующее устранение фактов гибели людей в авиационных катастрофах.
Одной из основных задач государственной поддержки гражданской авиации является оснащение аэропортов и авиапредприятий России современными техническими средствами авиационной безопасности.
При этом основные усилия направляются на оснащение такими средствами аэропортов юга России, узловых аэропортов, федеральных и региональных аэропортов, осуществляющих международные рейсы, имеющих важное значение для развития транспортной системы России.
Необходимое количество технических средств авиационной безопасности (для 110 наиболее важных аэропортов) приведено в приложении N 15.
Ресурсное обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации в 2002-2005 годах составило 480,8 млн. рублей. За этот период не выделялись средства федерального бюджета на приобретение оборудования авиационной безопасности. Отставание в финансировании этой важной задачи подпрограммы связано как с финансовыми проблемами авиапредприятий, так и с недостаточным выделением в этот период бюджетных средств на указанные цели.
Объемы инвестиций на обеспечение авиационной безопасности и безопасности полетов в 2002-2005 годах определены исходя из фактических данных в соответствии с отчетами о реализации подпрограммы, в 2006 году - в соответствии с утвержденным планом, в 2007-2010 годах - в соответствии с возможностями федерального бюджета.
Объем инвестиций для обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации на 2002-2010 годы составляет 1838,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 391,8 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 61,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 1384,8 млн. рублей.
Средства федерального бюджета в объеме 377,2 млн. рублей будут направлены в 2010 году на приобретение досмотрового оборудования для аэропортов федерального значения и аэропортов, допущенных к международным полетам. Объем инвестиций для обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации приведен в приложении N 16.
Задачей поставки воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации является обеспечение подготовки летного и технического составов в учебных заведениях гражданской авиации, соответствующих международным стандартам. В 2006-2010 годах необходимо осуществить поставки в Ульяновское высшее авиационное училище и Бугурусланское летное авиационное училище учебных самолетов и комплексных тренажеров учебных самолетов, а также иного оборудования для обеспечения учебного процесса.
Ресурсное обеспечение поставок воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации приведено в приложении N 17.
Научно-техническое обеспечение подпрограммы
Научно-техническое обеспечение подпрограммы осуществляется с целью реализации мероприятий подпрограммы, а также обеспечения прочих потребностей функционирования гражданской авиации.
В 2002-2003 годах научно-техническое обеспечение подпрограммы осуществлялось по 7 основным направлениям, в 2002 году было выполнено 19 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 2003 году - 10, в 2004 году - 10, в 2005 году - 10 таких работ.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2002 году составили 63,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 60,8 млн. рублей. В 2003 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 97 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,8 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 94,2 млн. рублей.
В 2004 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 200,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,1 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 197,3 млн. рублей.
В 2005 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 184,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 179,1 млн. рублей.
В 2006-2010 годах предполагается проведение работ по 6 основным направлениям. Для обеспечения принципа комплексности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предлагается в 2006-2010 годах принять следующие направления в объеме 1295,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 49,1 млн. рублей.
Разработка обоснований и технических предложений по развитию парка новых воздушных судов и авиадвигателей, по модернизации действующих типов воздушных судов и авиадвигателей
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение инвестиционных проектов развития парка воздушных судов нового поколения и модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО, а также обеспечения прочих потребностей гражданской авиации. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по данному направлению носят в основном прикладной характер. Они направлены на разработку прогнозов спроса на авиаперевозки и авиационные работы, технических предложений по новым воздушным судам, на научное сопровождение сертификации воздушных судов (до получения сертификата типа) и авиадвигателей, на обоснование количественных показателей их поставок по годам реализации подпрограммы, а также на научное обоснование необходимого количества модифицируемых воздушных судов, а также вида проводимой модернизации. Кроме того, в рамках этого направления разрабатываются федеральные авиационные правила, связанные с вводом в эксплуатацию новых и модифицированных воздушных судов.
Разработка новых принципов и методологий поддержания летной годности
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение развития парка воздушных судов нового поколения и модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому направлению носят прикладной характер. Они направлены на разработку прогнозов состояния парка самолетов, вертолетов и авиадвигателей, прогнозов наличия и списания действующей авиационной техники, разработку методологии поддержания летной годности новых воздушных судов и авиадвигателей.
Разработка предложений по развитию наземной авиатранспортной инфраструктуры
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение развития объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому направлению носят прикладной характер. Они направлены на разработку прогнозов развития аэропортов России, оптимизацию их количества, разработку технологических норм проектирования аэродромов, аэровокзалов, грузовых комплексов, ангарных комплексов, складов горюче-смазочных материалов и других объектов авиатранспортной инфраструктуры, а также на разработку технических требований к оборудованию.
Разработка методов и средств обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Исследования, проводимые в этих рамках, носят прикладной характер. Они направлены на разработку технических требований к новым техническим средствам досмотра пассажиров, багажа и груза, детекторам паров взрывчатых веществ, техническим средствам и оборудованию для обеспечения безопасности полетов, а также на разработку прогнозов потребности в технических средствах обеспечения безопасности полетов.
Исследования по совершенствованию технологий управления авиаперевозками
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение совершенствования технологий управления авиаперевозками, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Исследования, проводимые в этих рамках, носят прикладной характер. Они направлены на подготовку предложений для разработки требований к предприятиям, осуществляющим деятельность по обслуживанию пассажиров, к взаимодействию российских автоматизированных систем обслуживания пассажиров, а также к программному и техническому обеспечению этих процессов.
Паспорта научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приведены в приложении N 18.
Система мероприятий подпрограммы в федеральных округах
В системе мероприятий подпрограммы применительно к федеральным округам предусмотрены инвестиции в развитие объектов наземной инфраструктуры. По остальным мероприятиям подпрограммы региональное деление не предусмотрено.
Важнейшими мероприятиями подпрограммы в федеральных округах являются следующие:
Центральный федеральный округ - реконструкция аэродромных покрытий, аэровокзальных комплексов, замена светосигнального оборудования в аэропортах Домодедово, Внуково и Шереметьево;
Северо-Западный федеральный округ - завершение строительства пускового комплекса нового аэропорта Сыктывкар, реконструкция взлетно-посадочных полос и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Пулково (г. Санкт-Петербург), Архангельск, Мурманск и Калининград, замена светосигнального оборудования в аэропортах Калининград, Архангельск, Мурманск, Воркута и Петрозаводск;
Южный федеральный округ - строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Геленджик, реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Минеральные Воды, Астрахань, Ставрополь, Владикавказ, Сочи, Нальчик, Махачкала, Анапа, Ростов-на-Дону и Элиста, завершение строительства взлетно-посадочной полосы N 2 в аэропорту Волгоград, замена светосигнального оборудования в аэропортах Геленджик, Минеральные Воды, Нальчик, Ростов-на-Дону, Анапа, Краснодар, Владикавказ, Сочи, Махачкала, Ставрополь и Элиста, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Краснодар, Геленджик, Минеральные Воды, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Нальчик, Ростов-на-Дону, Сочи, Анапа и Ставрополь;
Приволжский федеральный округ - реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Саратов, Самара, Казань и Пермь, замена светосигнального оборудования в аэропортах Пермь, Ульяновск, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Оренбург и Уфа, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Самара, Пермь, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Оренбург и Уфа;
Уральский федеральный округ - реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сургут, Рощино (г. Тюмень) и Ноябрьск, замена светосигнального оборудования в аэропортах Сургут и Рощино (г. Тюмень), реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Нижневартовск.
Сибирский федеральный округ - расширение аэропорта Толмачево (г. Новосибирск) с завершением строительства взлетно-посадочной полосы N 2, реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Емельяново (г. Красноярск), Иркутск, Норильск, Томск, Улан-Удэ, Абакан, Хатанга и Новокузнецк, замена светосигнального оборудования в аэропортах Толмачево (г. Новосибирск), Иркутск, Норильск, Томск, Улан-Удэ, Абакан, Новокузнецк, Хатанга, Барнаул, Чита и Братск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Емельяново (г. Красноярск), Барнаул, Норильск, Томск, Улан-Удэ, Абакан, Новокузнецк и Братск, завершение строительства комплекса аэропорта Омск (Федоровка);
Дальневосточный федеральный округ - реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Хабаровск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Анадырь и Южно-Сахалинск, реконструкция аэродромных покрытий в аэропортах Владивосток и Тикси, замена светосигнального оборудования в аэропортах Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Южно-Сахалинск, Певек, Тикси, Магадан, Владивосток, Анадырь и Благовещенск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Тикси, Южно-Сахалинск, Владивосток и Анадырь.
Объекты аэропортов, финансируемые за счет средств федерального бюджета
В число объектов, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, включены 43 аэропорта из состава опорной сети, реконструкция которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета. В соответствии с целями подпрограммы развитие инфраструктуры аэропортов включает реконструкцию взлетно-посадочных полос (искусственных аэродромных покрытий) и светосигнального оборудования. Мероприятия по развитию инфраструктуры аэропортов, финансируемые за счет средств федерального бюджета, приведены в приложении N 19.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммыЗатраты на реализацию мероприятий подпрограммы в 2002-2005 годах составили 61195,1 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 11628,1 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 2006,7 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 47560,3 млн. рублей.
В 2002-2005 годах имело место отставание от утвержденных показателей подпрограммы. В недостаточном объеме осуществлялись капитальные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. В связи с этим изменены параметры финансирования, скорректированы цели и задачи подпрограммы, сроки реализации ее мероприятий.
Объемы финансирования подпрограммы на 2002-2010 годы составляют 386280,6 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе капитальные вложения - 384985,1 млн. рублей, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1295,5 млн. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы приведено в приложении N 20.
Капитальные вложения
Объем капитальных вложений в 2002-2005 годах составил 60650,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 11614,7 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 2006,7 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 47028,9 млн. рублей.
С учетом этого объем капитальных вложений на 2002-2010 годы составляет 384985,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 66726,2 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4592,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 313666,4 млн. рублей, из них собственные средства авиапредприятий составляют 298248,7 млн. рублей, привлеченные средства - 15417,7 млн. рублей.
Для решения основных задач подпрограммы капитальные вложения направляются на выполнение следующих мероприятий.
Поставка парка воздушных судов российского производства
На обеспечение поставок на условиях лизинга, кредитов и прямых закупок новых воздушных судов предполагается направить 251091,8 млн. рублей за счет собственных средств авиапредприятий. На указанные капитальные вложения в 2002-2010 годах авиакомпаниями России планируется приобрести 364 воздушных судна, в том числе 130 пассажирских самолетов, 53 грузовых самолета и 181 вертолет.
Модернизация действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО
За счет собственных средств авиапредприятий предусматривается решение этой задачи в объеме 18010,5 млн. рублей. За счет этих средств в 2002-2010 годах предусмотрена установка на 97 самолетах Ту-154М и Як-42Д звукопоглощающих конструкций, установка в 2002-2006 годах на 182 самолетах Ту-154М, Ил-62М и Як-42Д систем обеспечения безопасности полетов и повышения точности самолетовождения, обеспечение работ по замене типа двигателей (ремоторизация) в 2006-2010 годах на 10 самолетах Ил-76.
Развитие объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры
Капитальные вложения в развитие наземной базы аэропортов в 2002-2010 годах составляют 111709,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 65873,4 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4531 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 41304,7 млн. рублей, из них собственные средства авиапредприятий составляют 25887 млн. рублей, привлеченные средства - 15417,7 млн. рублей.
За счет указанных средств в 2002-2010 годах обеспечивается ввод в эксплуатацию 45 взлетно-посадочных полос (реконструкция аэродромных покрытий), замена в 30 аэропортах светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос. Предусматривается строительство, расширение (реконструкция) объектов в 62 аэропортах федерального значения, в том числе в 11 узловых и 36 региональных аэропортах, а также объектов в 15 региональных аэропортах, предусмотренных в других федеральных целевых и региональных программах, финансирование которых осуществляется за счет федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Безопасность авиатранспортной системы
Общий объем капитальных вложений для реализации данной задачи подпрограммы в 2002-2010 годах составляет 2299,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 852,8 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 61,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 1384,8 млн. рублей.
Обеспечение авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации
Капитальные вложения на обеспечение авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации в 2002-2010 годах составляют 1838,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 391,8 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 61,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 1384,8 млн. рублей.
Указанные средства направляются на проведение мероприятий по обеспечению поставок досмотрового оборудования для обеспечения антитеррористической безопасности в аэропортах. В 2002-2004 годах средства федерального бюджета в рамках подпрограммы не выделялись. При этом в рамках мероприятий, не включенных в подпрограмму, в период 2002-2005 годов были выделены средства федерального бюджета на закупку досмотрового оборудования в объеме 280 млн. рублей. Также за счет средств федерального бюджета предусмотрено 8 млн. рублей на приобретение испытательного и специального оборудования для проведения специальных исследований по безопасности полетов в гражданской авиации.
Приобретение воздушных судов и тренажеров для учебных заведений
Для обеспечения поставок воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации за счет средств федерального бюджета предусматривается 461 млн. рублей на приобретение учебных самолетов и комплексных тренажеров учебных самолетов.
Совершенствование технологий управления авиаперевозками
Необходимый объем капитальных вложений на реализацию этой задачи подпрограммы в 2002-2010 годах составляет 1874,5 млн. рублей с финансированием за счет собственных средств предприятий.
Указанные средства предусматриваются авиапредприятиями на выполнение мероприятий по совершенствованию автоматизированных систем бронирования и продажи авиаперевозок, действующих на российском рынке и взаимодействующих с зарубежными системами, разработку и внедрение требований к архитектуре взаимодействия российских распределительных и инвенторных систем бронирования авиаперевозок.
Научно-техническое обеспечение подпрограммы
Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2002-2005 годах составили 544,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13,4 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 531,4 млн. рублей.
Фактический объем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за указанный период составил 82,2 процента объема, предусмотренного ранее утвержденной подпрограммой. Причина отклонения заключается в уменьшении выделения средств федерального бюджета на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые составили всего 15,5 процента утвержденного подпрограммой объема.
С учетом сложившейся ситуации затраты на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2002-2010 годах составляют 1295,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 62,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 1233 млн. рублей.
Затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в 2002-2005 годах приведены в соответствии с их фактическими значениями, в 2006 году - в соответствии с предварительными результатами реализации подпрограммы, в 2007-2010 годах - в соответствии с прогнозами, сформированными на основе прогноза макроэкономических параметров развития экономики страны на соответствующий период, и с учетом решения о необходимости удвоения внутреннего валового продукта.
По направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ объемы финансирования распределяются следующим образом:
разработка обоснований и предложений в отношении новой авиационной техники - 18,6 млн. рублей (за счет средств федерального бюджета);
разработка новых принципов и методологий поддержания летной годности - 1155,2 млн. рублей (6,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 1148,3 млн. рублей за счет собственных средств авиапредприятий);
разработка предложений по развитию авиатранспортной (наземной) инфраструктуры - 8,2 млн. рублей (за счет средств федерального бюджета);
разработка методов и средств обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации - 20,9 млн. рублей (за счет средств федерального бюджета);
исследования по совершенствованию технологий управления авиаперевозками - 92,6 млн. рублей (7,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 84,7 млн. рублей за счет собственных средств авиапредприятий).
V. Механизм реализации подпрограммыПодпрограмма реализуется преимущественно за счет собственных средств предприятий отрасли. Важная роль в управлении реализации подпрограммы принадлежит авиакомпаниям, аэропортам и акционерным обществам, занимающимся перевозкой пассажиров, грузов и другими видами транспортного обслуживания.
Успешная реализация подпрограммы в значительной степени определяется расширением круга участников инвестиционного процесса, что может быть достигнуто при повышении инвестиционной привлекательности проектов.
С целью повышения эффективности инвестиций расширяется применение принципов проектного финансирования.
Подпрограмма реализуется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку транспортных средств, технологического оборудования и другой продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком с соответствующими исполнителями подпрограммы.
В указанных контрактах определяются права и обязанности государственного заказчика и поставщиков по обеспечению государственных нужд, регулируются их отношения при выполнении государственного контракта и предусматривается осуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по его выполнению.
Отбор организаций - исполнителей подпрограммы осуществляется государственным заказчиком на конкурсной основе в соответствии с критериями и процедурой конкурсного отбора исполнителей и установленным порядком заключения государственных контрактов.
Система информационного обеспечения реализации подпрограммы предполагает ведение баз данных о ходе выполнения мероприятий подпрограммы, в том числе по регионам.
Механизм обеспечения лизинга гражданских воздушных судов
Анализ итогов реализации подпрограммы в 2002-2003 годах в части стимулирования заказов и поставок воздушных судов нового поколения показал, что механизм поддержки лизинга, определенный в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 466, не позволил в полной мере решить проблему увеличения производства новой авиационной техники, поскольку в нем не предусмотрена государственная поддержка производителей этой техники.
В течение 2003 года были разработаны, обоснованы и согласованы с предприятиями авиапромышленности и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации принципы формирования долгосрочного портфеля заявок на производство и поставки новых воздушных судов. На основе этих принципов реализуется следующий механизм:
формирование заявок авиакомпаний на производство воздушных судов нового поколения производится на основе исчерпывающей и подтвержденной информации изготовителя авиационной техники о реальных технико-экономических характеристиках воздушных судов, включая гарантийные ресурсы, комплектацию, условия послепродажного обслуживания, обоснование продажной цены;
заявки на производство авиатехники по лизинговым схемам осуществляются по поручению потенциального лизингополучателя (авиакомпании) лизингодателем (лизинговой компанией);
заявки на производство новых воздушных судов должны быть сформированы на срок не менее 5 лет. Размер предоплаты по оформленным заявкам оговаривается специальным соглашением;
учитывая современное состояние рынка продаж российской гражданской авиатехники необходимо, чтобы российские банки кредитовали эти сделки под 4-6 процентов годовых в валюте и 6-8 процентов годовых в рублях.
Формирование указанных заявок реализуется в следующем порядке:
авиакомпании совместно с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации направляют на заводы - изготовители воздушных судов уведомления о формировании долгосрочного портфеля заявок на производство и поставки воздушных судов с обращением о предоставлении необходимой информации о возможности их производства (сроки производства, сдачи воздушных судов, условия послепродажного сервисного обслуживания, потребный объем авансирования);
изготовители воздушных судов уведомляют авиакомпании и лизинговые компании о возможности производства сертифицированных воздушных судов, об условиях послепродажного сервисного обслуживания, обосновании продажной цены, о сроках изготовления, об объемах авансированного платежа (при необходимости);
авиакомпании на основании предложений изготовителей воздушных судов формируют предложения по поставкам на условиях лизинга по каждому типу воздушных судов с указанием условий государственной поддержки их лизинга (приобретения) и представляют эти предложения в Федеральное агентство воздушного транспорта;
на основании предложений изготовителей воздушных судов авиакомпания принимает решение о форме приобретения воздушных судов (лизинг, приобретение по кредиту, либо на основе прямой закупки) и поручает лизинговой компании подготовку трехстороннего соглашения на их производство (при реализации схемы лизинга);
лизинговая компания как потенциальный собственник создаваемых воздушных судов готовит трехстороннее соглашение о начале производства воздушных судов, неотъемлемой частью которого является предоплата, обеспечивающая запуск производства. Предоплата осуществляется авиакомпанией - конечным потребителем продукции, размер предоплаты не должен превышать 15-20 процентов общей стоимости сделки. Сумма предоплаты должна уменьшить размер лизинговых платежей либо учитываться в качестве залога по договору лизинга с обязательным возвратом после истечения срока договора и уплаты всей суммы лизинговых платежей;
лизинговая компания (при необходимости) и авиакомпания заключают кредитное соглашение с российской кредитной организацией (банком). При этом лизинговая компания заключает кредитное соглашение на оплату всей суммы сделки за минусом предоплаты, авиакомпания - на сумму предоплаты;
учитывая, что цикл изготовления воздушного судна составляет 1,5 - 2 года, оплата его производства осуществляется частями. Готовое воздушное судно предъявляется авиакомпании, которая после приемки и оформления соответствующих документов вводит его в эксплуатацию. С этого момента авиакомпания начинает выплату лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизинговая компания осуществляет погашение кредита и процентов по нему за счет лизинговых платежей;
на основании трехстороннего соглашения на начало производства новых воздушных судов авиакомпании совместно с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации формируют долгосрочный портфель заявок на производство и поставку воздушных судов по годам их производства, а также титульные списки проектов на каждый год их реализации.
Механизм привлечения инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на развитие авиатранспортной инфраструктуры
С целью привлечения инвестиций предлагается заключение инвестиционных договоров, позволяющих распределять средства на развитие объектов аэропортов между бюджетами различных уровней и инвесторами.
При заключении инвестиционных договоров между государственным заказчиком (представителем государственного заказчика), администрацией субъекта Российской Федерации и инвестором или инвесторами оговариваются условия, в соответствии с которыми инвестор, администрация субъекта Российской Федерации и представитель государственного заказчика принимают на себя обязательства по осуществлению финансирования строительства объектов аэропорта. Для реконструкции объектов аэропорта, находящихся в федеральной собственности, государственный заказчик совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом обязуется создать условия для последующего использования инвестором объектов аэропорта на правах временного владения или пользования (аренды) на срок действия договора аренды, равный сроку окупаемости капитальных затрат.
Реализация капиталоемких проектов пассажирских и грузовых комплексов аэропортов предусматривается за счет собственных средств авиапредприятий, средств инвесторов, в том числе иностранных. Вместе с тем на основе разработанной нормативной правовой базы, четкого законодательного распределения прав, ответственности и рисков между государством и инвестором возможно применение форм государственно-частного партнерства (схем "строительство - управление - передача", долгосрочной аренды и других) для финансирования новых комплексов и крупных объектов.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предполагается финансирование мероприятий, имеющих ключевое значение для развития и обеспечения жизнедеятельности в регионах, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Авиапредприятия, осуществляющие самостоятельно инвестиционные проекты, уведомляют об этом Федеральное агентство воздушного транспорта и федеральное государственное учреждение "Ространсмодернизация". В случае привлечения заемных средств бизнес-планы инвестиционных проектов согласовываются с Министерством транспорта Российской Федерации.
В случае привлечения зарубежных заемных средств инвестиционные проекты подлежат согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации.
Проведение конкурсов
Конкурсы в отношении вновь начинаемых строек (проектных работ) на определение исполнителя работ по наиболее важным и крупным объектам организуются государственным заказчиком.
Конкурсы на приобретение оборудования для обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов организуются и проводятся в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета проводятся государственным заказчиком с привлечением федерального государственного учреждения "Ространсмодернизация" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет государственный заказчик.
Основными задачами управления являются:
обеспечение скоординированных действий по реализации подпрограммы в соответствии с приоритетами Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года;
подготовка ежегодных планов реализации мероприятий подпрограммы и контроль их выполнения;
привлечение российских, иностранных и международных инвесторов для реализации инвестиционных проектов;
обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными в подпрограмме приоритетами;
уточнение мероприятий подпрограммы и программных заданий в соответствии с одобренными Правительством Российской Федерации условиями функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и приоритетами социально-экономического развития страны применительно к развитию транспортного комплекса.
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляется федеральным государственным учреждением "Ространсмодернизация".
Орган текущего управления реализацией подпрограммы обеспечивает в рамках делегированных им государственным заказчиком полномочий выполнение следующих основных функций:
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации подпрограммы;
мониторинг реализации подпрограммы, подготовка предложений по ускорению или приостановке реализации отдельных проектов;
анализ количественных и качественных параметров состояния и развития транспортной отрасли и подготовка соответствующих предложений;
анализ, организация и контроль процесса реализации инвестиционных проектов;
анализ, организация и контроль выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
подготовка предложений по привлечению организаций для реализации инвестиционных и других проектов, предусмотренных подпрограммой;
подготовка отчетов о реализации подпрограммы и годового доклада о ходе реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.
Основным видом отчетности государственных контрактов о ходе их выполнения является ежеквартальное федеральное государственное статистическое наблюдение (формы N 1-ФП, N 1-ФП конкурс, N 1-БЗ, N 1-БЗ (инвестиции), а также форма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации "Показатели ежемесячного мониторинга реализации федеральной целевой программы (подпрограммы)".
Ежегодные доклады о ходе работ по подпрограмме и эффективности использования средств государственный заказчик направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации.
Реализация мероприятий подпрограммы должна осуществляться на договорной основе и оформляться в виде государственных контрактов и договоров, в которых со стороны государственного заказчика предусматриваются механизмы контроля за ходом работ, целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств.
Конкретные функции, права и обязанности органов текущего управления реализацией подпрограммы устанавливаются государственным заказчиком в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Контроль за исполнением мероприятий подпрограммы в установленном порядке осуществляет государственный заказчик и федеральное государственное учреждение "Ространсмодернизация".
В случае непредставления в установленные законодательством Российской Федерации сроки государственной отчетности исполнители мероприятий подпрограммы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы нацелена на ежегодный прирост объемов авиатранспортных работ на уровне 10-12 процентов, что обеспечит удовлетворение растущего спроса на авиаперевозки с учетом существующих прогнозов экономического развития России. При этом объем авиаперевозок пассажиров в 2010 году превысит уровень 2002 года в 2,03 раза, объем авиаперевозок грузов - в 1,42 раза.
Оптимизация количества авиакомпаний и формирование сети опорных аэропортов позволит создать условия для развития авиатранспортного бизнеса, в том числе международных авиаперевозок. Модернизация инфраструктуры аэропортов обеспечит повышение уровня предоставляемых услуг пассажирам. Обновление парка воздушных судов будет способствовать повышению безопасности полетов и эффективности авиатранспортной деятельности, развитию региональных перевозок.
В результате модернизации и переоснащения парка воздушных судов современными самолетами и вертолетами всех типов в структуре реализуемой провозной мощности парка к 2010 году доля воздушных судов, соответствующих стандартам главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции в отношении авиационного шума, возрастет до 85 процентов, доля современных воздушных судов - до 60 процентов. При этом за 2002-2010 годы ожидается поступление в парк 364 новых воздушных судов различных типов, разработанных и произведенных в России.
Это обеспечит сокращение затрат на единицу транспортной продукции и позволит сохранить в 2004-2010 годах тенденцию отставания темпов роста авиационных тарифов от темпов инфляции, а также обеспечит уровень экологической безопасности, соответствующий требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции и требованиям главы 4, вводимым с 2006 года. Кроме того, будет обеспечено сохранение рабочих мест в авиационной промышленности и на предприятиях гражданской авиации.
Бюджетная эффективность подпрограммы определяется исходя из налоговых ставок, определенных частями 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с размерами налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и расходами бюджетов всех уровней, связанными с реализацией мероприятий подпрограммы.
Расчет показателей эффективности подпрограммы приведен в приложении N 21. Расчет показателей эффективности мероприятий подпрограммы по совершенствованию технологий управления авиаперевозками, развитию парка воздушных судов нового поколения и модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО приведен в приложении N 22.
В 2002-2005 годах показатель эффективности подпрограммы приведен в соответствии с утвержденными итогами ее реализации, в 2006 году - в соответствии с утвержденным планом реализации подпрограммы.
В расчете показателей эффективности подпрограммы базовым годом является 2001 год. Коэффициент дисконтирования принят на уровне 0,13.
Коммерческая эффективность подпрограммы определяется на основе приростов сумм чистой прибыли и амортизационных отчислений авиаперевозчиков как производителей конечного продукта в сфере гражданской авиации. Здесь же учитываются доходы от неавиационной деятельности, получаемые аэропортами, а также доходы, получаемые аэропортами за обслуживание иностранных авиаперевозчиков.
При определении суммы чистой прибыли от основной деятельности гражданской авиации (осуществление авиаперевозок и авиационных работ) в общей сумме доходов учитывается инвестиционная составляющая.
Общественная экономическая эффективность подпрограммы определяется исходя из сумм доходов предприятий авиационной промышленности от производства гражданской авиатехники, аналогичных показателей предприятий гражданской авиации, проведения строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также исходя из внетранспортного эффекта, связанного с деятельностью гражданской авиации.
В целом анализ социально-экономических результатов в случае реализации подпрограммы в 2002-2010 годах показывает, что величина общественной экономической эффективности подпрограммы составит 61,9 млрд. рублей, величина коммерческой эффективности - 39,2 млрд. рублей, бюджетной эффективности - 21,9 млрд. рублей. Срок окупаемости затрат на реализацию подпрограммы составляет по критерию общественной эффективности - 3,1 года, по критерию коммерческой эффективности - 4,9 лет.
Поставки авиакомпаниям новых воздушных судов позволят сократить эксплуатационные расходы на авиационные горюче-смазочные материалы, повысить качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей и иной клиентуры воздушного транспорта, а также уровень конкурентоспособности российских авиакомпаний на международных авиатранспортных рынках, удержать рост авиационных тарифов ниже уровня инфляции.
Модернизация действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО позволит российским авиакомпаниям сохранить занимаемые ими секторы международного авиатранспортного рынка, повысить безопасность полетов и экологическую безопасность в отношении снижения уровня шума на местности и вредных выбросов в атмосферу.
Выполнение работ по оснащению аэропортов и авиапредприятий современными средствами авиационной безопасности позволит повысить эффективность деятельности сотрудников служб авиационной безопасности по противодействию террористическим актам на воздушном транспорте, воспрепятствовать незаконному провозу оружия и других запрещенных предметов и веществ. Использование современного оборудования улучшит условия обслуживания авиапассажиров, уменьшит уровень воздействия рентгеновского и электромагнитного излучений на пассажиров, их багаж и груз, а также на авиационный персонал. Эффективность реализации этой задачи носит социальный характер.
Создание современной конкурентоспособной системы управления авиаперевозками и использование новейших систем управления позволит повысить уровень спроса на авиаперевозки и укрепить финансовое положение авиакомпаний.
В целом выполнение подпрограммы обеспечит увеличение объемов пассажирских авиаперевозок более чем в 2 раза и максимально удовлетворит растущий спрос населения на авиаперевозки и авиационные работы, а также будет способствовать реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)