Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Использование конкурентных преимуществ позволит Российской Федерации не только занять центральные позиции при осуществлении глобальных торгово-экономических отношений, но и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам, необходимым для экономического развития нашей страны. В настоящее время у Российской Федерации есть реальная возможность значительно увеличить объем транспортных услуг, оказываемых мировому сообществу, способствуя сбалансированному развитию транспортных связей по оси Европа - Азия и в треугольнике Европа - Азия - Америка.
Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации.
Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, соответствующей мировому рынку транспортных услуг и предполагающей:
переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов от реализации транзитного потенциала;
согласованное развитие объектов российской транспортной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем;
повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг;
повышение качества транспортного обслуживания внешней торговли;
рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала из страны;
повышение инновационной составляющей транспортной системы страны;
освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества.
Показатели, характеризующие основные результаты реализации подпрограммы, дают ориентиры устойчивого развития транспорта и транспортной инфраструктуры и направлены на решение следующих ключевых задач социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе:
реализация конкурентных преимуществ Российской Федерации на основе создания скоординированных по мощности и грузопотокам технологических комплексов международного уровня;
повышение уровня конкуренции на фоне снижения доли нерыночного сектора в транспортном комплексе, что позволит повысить конкурентоспособность национальных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.
Показатели подпрограммы приведены в приложении N 1.
Для достижения цели подпрограммы необходимо:
повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации;
обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры;
повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.
Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию комплекса проектов развития транспортной инфраструктуры, направленных на устранение разрывов и "узких" мест на главных направлениях указанных транспортных коридоров и их ответвлениях с целью обеспечения ускорения движения товаров в международном сообщении.
Международные транспортные коридоры представляют собой совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны и имеющих вследствие этого международное значение.
Система международных транспортных коридоров формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. В ее основу положены официально установленные на 2-й Общеевропейской конференции по транспорту международные панъевропейские транспортные коридоры N 1, 2 и 9 (с учетом предложений по их продлению по территории Российской Федерации).
Стратегическая роль международных транспортных коридоров для России заключается в том, чтобы обеспечить:
повышение ее значения для формирования транзитных грузо- и пассажиропотоков, связывающих Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, страны Азии с Северной Америкой;
формирование транспортной инфраструктуры, объединяющей российское экономическое пространство и способствующей выравниванию уровней развития регионов и диверсификации производства;
развитие межрегиональных рынков и привлечение дополнительных инвестиций в экономику северных и восточных регионов Российской Федерации.
По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, в начале ХХI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы. Для освоения столь мощного грузопотока России необходимо дальнейшее развитие существующих и создание новых международных транспортных коридоров.
Система международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, включает в себя два евро-азиатских коридора "Север - Юг" и "Транссиб", Северный морской путь, панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами Азиатско-Тихоокеанского региона ("Приморье-1", "Приморье-2"). В формируемой системе международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, панъевропейский транспортный коридор N 2 включен в состав транспортного коридора "Транссиб".
Повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров должно идти по следующим важнейшим направлениям:
Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части Российской Федерации и Транссибирской железнодорожной магистрали и выходов к портам Дальнего Востока);
Северная Европа - Южная Азия (использование автомобильных, железных дорог и внутренних водных путей, которые связали бы балтийское побережье России с Каспийским морем и позволили бы использовать транспортные системы Ирана и Индии);
Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути);
Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс).
Транспортный коридор "Транссиб" представляет собой альтернативу традиционному морскому пути, использованному для доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу. Для приведения транспортного коридора "Транссиб" в соответствие с современными требованиями потребуются развитие транспортных путей и модернизация морских портов Дальнего Востока и Северо-Западного региона, обеспечивающих стыковку этого коридора с международными коммуникациями. Международный транзит в широтном направлении по транспортному коридору "Транссиб" не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать росту внутренних перевозок и развитию восточных регионов России.
Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления "Север - Юг" обеспечивает транзитную связь через Россию Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России. Привлечение на транспортные коммуникации России даже 5-7 процентов общего объема транзитных перевозок в евро-азиатском сообщении обеспечит рост ежегодных доходов отечественных транспортных и операторских компаний на 2-3 млрд. долларов США.
Северный морской путь является международным транспортным путем, обеспечивающим перевозки по кратчайшим расстояниям между Западной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования Северного морского пути и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс. Необходимость этого диктуется перспективными прогнозами развития крупномасштабных проектов освоения в Арктике месторождений углеводородного сырья и обеспечения его транспортировки.
Дополнительный валовой национальный доход, полученный за счет реализации транзитного потенциала России на евразийском направлении, может составить к 2010 году более 6 млрд. долларов США, а в период до 2015 года вырасти до 20 млрд. долларов США (с учетом прогнозов роста товарооборота на евразийском направлении). Транспортные услуги могут, таким образом, превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья. Будут существенно расширены возможности увеличения экспорта российских товаров в страны Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (наиболее быстро растущие рынки). Развитие евразийских транспортных коридоров придаст дополнительный импульс работам в области телекоммуникаций, повышению мобильности рабочей силы и грузов, оживлению промышленной и деловой активности, принесет в итоге ряд дополнительных экономических выгод.
Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, ускорит рост внутреннего валового продукта.
Для этого в рамках подпрограммы необходимо сконцентрировать финансовые и организационные усилия на устранении разрывов и "узких" мест, создании альтернативных маршрутов на направлениях максимальной концентрации внешнеторговых и транзитных грузо- и пассажиропотоков с целью ускорения доставки, улучшения процессов управления перевозками (логистика, информатизация, безопасность).
Принципиальные подходы к решению этих проблем основываются на анализе современного состояния транспортной отрасли Российской Федерации, оценке предстоящих задач в этой области и общих закономерностей формирования транспортных систем. Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры.
Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры потребует ее существенной модернизации, включая:
увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов перевозок внешнеторговых грузов;
формирование сети аэропортов-хабов, строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, модернизацию объектов наземной инфраструктуры;
дальнейшее развитие логистических и информационных технологий в целях ускорения доставки и обеспечения гарантированной сохранности грузов, повышения качества сервиса;
наращивание мощностей имеющихся и создание новых контейнерных терминалов;
модернизацию и совершенствование экономических режимов воздушных транзитных коридоров, проходящих через воздушное пространство России;
модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра, приведение их в соответствие с мировой практикой;
внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами с применением систем электронного логистического сопровождения.
Рост международных грузовых и пассажирских перевозок, возрастающая зависимость от мирового рынка транспортных услуг требуют выработки нового подхода к внешнему аспекту государственной транспортной политики, приоритетным направлением которой должно стать повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке. Речь идет о наиболее привлекательных сегментах, таких, как портовая индустрия, гражданская авиация и автомобильные перевозки. Привлекательность этих рынков определяется прежде всего их динамичностью и прибыльностью.
Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг включает проекты инновационного и организационно-правового характера, направленные на разработку механизмов государственной поддержки отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, создание системы мониторинга и формирование статистических баз данных по показателям состояния рынка транспортных услуг, совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков.
Сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа:
I этап - 2006-2007 годы;
II этап - 2008-2010 годы.
На I этапе особое значение будет иметь выполнение следующих мероприятий:
подготовка технико-экономических обоснований и проектной документации по проектам комплексного развития транспортной инфраструктуры, предусмотренным для реализации на II этапе подпрограммы;
реализация проектов, имеющих высокую степень готовности;
формирование механизмов координации деятельности региональных органов власти, заинтересованных в развитии транзита, при разработке и реализации проектов в области развития транспортной инфраструктуры;
научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг;
разработка механизмов финансирования инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства;
разработка нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы;
формирование системы мониторинга международных грузопотоков и создание статистических баз данных компаний-перевозчиков, производителей товаров, проектов развития транспортной инфраструктуры;
формирование инвестиционной политики в сфере развития транзита, ориентированной на эффективное освоение инвестиционных ресурсов (государственных, иностранных, частных) и получение максимальной отдачи от вложенного капитала;
исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков.
На II этапе прогнозируется существенный рост транзитных перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует смещения акцентов на финансирование капитальных вложений в основной капитал отрасли, с тем чтобы обеспечить:
устранение проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях;
создание альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов (скоростные и высокоскоростные магистрали);
создание скоординированной инфраструктуры морского и железнодорожного видов транспорта;
создание аэропортов-хабов;
обеспечение качественного сервиса в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
создание системы транспортно-логистических комплексов.
На этом этапе реализации подпрограммы продолжится процесс увеличения доли внебюджетного финансирования в общем объеме инвестиционных средств.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)