Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ. УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ. ВСН 25-86" (утв. Минавтодором РСФСР от 29.01.86)
Приложение 2. ПРОГРАММА ДЛЯ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОРОГИ
2.1. Программа предназначена для оценки транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог как проектируемых, так и существующих, и позволяет определять для различных участков дороги их пропускную способность, коэффициенты загрузки движением, коэффициенты аварийности, ожидаемое количество дорожно-транспортных происшествий и потери народного хозяйства от них. Программа составлена на алгоритмическом языке Фортран-IV применительно и СМ ЭВМ.
Программа составлена в диалоговом режиме общения с машиной. Ввод исходной информации осуществляется с клавиатуры дисплея. В основу алгоритма программы положены используемые в практике проектирования и эксплуатации методы оценки соответствия участков дорог требованиям движения с помощью коэффициентов аварийности, определения пропускной способности, расчета потерь от дорожно-транспортных происшествий.
2.2. Итоговый коэффициент аварийности для однородного по дорожным условиям участка определяют согласно рекомендациям гл. 1.
2.3. Потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий для года t для i-го однородного участка.
где С_ср - средний размер потерь от одного происшествия в t-м году; l_i - протяженность i-го однородного участка дороги; m_ti - итоговый стоимостной коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на тяжесть происшествий;
m_1 - m_11 - частные коэффициенты, учитывающие влияние отдельных характеристик дорожных условий на тяжесть происшествий; F_i - количество происшествий в расчете на 100 млн. авт-км пробега на i-м участке в t-м году, определяемое как функция итогового коэффициента аварийности:
N_ti - интенсивность движения на i-м участке в t-м году.
2.4. Пропускная способность участка автомобильной дороги с двумя полосами движения определяется в соответствии с требованиями "Руководства по оценке пропускной способности автомобильных дорог" (Минавтодор РСФСР, 1982)
где В - итоговый коэффициент снижения пропускной способности, равный произведению частных коэффициентов:
Р_max - максимальная практическая пропускная способность, авт/ч.
2.5. Расчет скорости движения транспортного потока осуществляется согласно рекомендациям гл. 1.
2.6. Алгоритмом программы предусмотрены:
а) ввод исходных данных, включающих параметры уравнений и таблицы для определения частных коэффициентов аварийности, коэффициентов тяжести, коэффициентов уменьшения пропускной способности дороги, потерь от одного происшествия;
массивы, вызывающие изменение отдельных характеристик дорожных условий по длине дороги;
данные об интенсивности и составе движения для различных участков;
б) расчет:
положения границ участков, однородных по дорожным условиям и интенсивности движения;
значений частных коэффициентов аварийности, итогового коэффициента аварийности, частных и итогового коэффициентов тяжести, количества дорожно-транспортных происшествий и потерь от них для каждого однородного участка;
общего размера потерь от дорожно-транспортных происшествий для всей дороги;
пропускной способности и коэффициента загрузки;
скорости движения транспортного потока;
в) выдача результатов расчета на АЦПУ в виде таблиц итоговых коэффициентов аварийности, потерь от дорожно-транспортных происшествий, пропускной способности и коэффициентов загрузки.
2.7. Исходные данные для расчета по программе подготавливаются в табличной форме. Эти данные делятся на три группы:
I. Параметры уравнений и таблицы для определения в зависимости от дорожных условий значений частных коэффициентов аварийности, тяжести, снижения пропускной способности, потерь от дорожно-транспортных происшествий. Эти данные являются постоянными и могут быть использованы при любых расчетах.
II. Средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия, определяемые в зависимости от года, для которого производится расчет:
Годы | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 2000 |
Потери от одного ДТП, руб. | 5780 | 5880 | 5980 | 6080 | 6190 | 6290 | 7300 |
III. Дачные об изменении интенсивности движения и характеристик дорожных условий по длине дороги, получаемые изложенными методами (см. гл. 2). Они группируются в виде 17 массивов. Ценная строка каждого массива содержит данные о положении поперечников, где происходит изменение какого-либо рассматриваемого параметра.
Первая цифра этой строки означает положение (в километрах) начала дороги, вторая - положение конца 1-го участка с постоянным параметром, третья - положение конца 2-го участка с постоянным параметром и т. д., а последняя цифра первой строки массива - положение конца дороги.
В последующих строках размещаются показатели, характеризующие дорожные условия соответственно на каждом однородном участке.
2.8. Ниже дается описание массивов и особенностей их составления.
Массив L1. Изменения по длине дороги интенсивности и состава движения
Массив L2. Ширина проезжей части дороги и признак укрепления обочин
Положение участка, км | ........................... |
Ширина проезжей части, м | ........................... |
Признак укрепления обочин П_2 | ............................ |
При неукрепленных обочинах П_2 = 1, при укрепленных П_2 = 0.
Массив L3. Данные о ширине обочин и значения коэффициента _9, определяемые по табл. 2.1
Положение участка, км | ................................ |
Ширина обочин, м | ................................ |
Значение _9 | ................................. |
Массив L.4. Данные о продольных уклонах дороги
Массив L.5. Видимость в плане и продольном профиле
Положение, км | .......................... |
Расстояние видимости, м | .......................... |
Признак П_5 | .......................... |
Значение П_5 принимается равным 0 - в случае ограничения видимости в плане, и 1 - при ограничении видимости в продольном профиле.
Так как расстояния видимости более 500 м не оказывают влияния на значение коэффициентов аварийности и снижение пропускной способности, допускается в целях сокращения объема массива объединять участки с расстояниями видимости более 500 м в один участок, условно принимая для него значение расстояния видимости более 500 м.
Массив L6. Радиусы кривых в плане
Для прямолинейных участков условно принимают значение радиуса, равное 1000000 м.
Массив L7. Разница в ширине проезжей части моста и дороги, признаки наличия моста и высота ограждения на мосту
Положение участка, км | .................. |
Разница в ширине проезжей част моста и дороги, м | ................. |
Признак ВР | ................... |
ВР = 1,43 - в случае отсутствия моста;
ВР = 2 - при высоте бордюра 30 см и менее;
ВР = 3 - при высоте бордюра более 30 см.
Массив L8. Длина прямых участков
В целях сокращения объема массива допускается объединять в один условный участок кривые и прямолинейные участки, протяжением менее 3 км, условно подставляя для него значения длины прямой 1 км.
Массив L9. Характеристики пересечений
Положение участка, км | ....................... |
Признак пересечения Д, % | ....................... |
Видимость на пересечении, м | ....................... |
Тип пересечения Т | ....................... |
Д = 1 - для пересечений в разных уровнях;
Д = 0 - в случае отсутствия пересечения.
При пересечении в одном уровне Д принимают равным процентному отношению интенсивности движения на пересекаемой дороге к суммарной интенсивности на двух дорогах.
Т = 0, если пересечение отсутствует или полностью канализировано;
Т = 1 - необорудованное пересечение с шириной проезжей части по основному направлению 7-7,5 м;
Т = 2 - то же, с шириной проезжей части 10,5 м;
Т = 3 - частично канализированное пересечение с шириной проезжей части 7-7,5 м.
Т = 4 - то же, с шириной проезжей части 10,5 м
Массив L10. Число полос движения на участке дороги
Положение участка, км | ............................ |
Характеристика населенного пункта Х | ............................ |
Х = 0 - дорога вне населенного пункта;
Х = 1 - расстояние от застройки 15-20 м, имеются тротуары или пешеходные дорожки;
Х = 2 - расстояние от застройки 6-10 м, имеются тротуары;
Х = 3 - расстояние от застройки 5 м, имеются тротуары;
Х = 4 - расстояние от застройки 5 м, тротуары отсутствуют.
Массив L12. Коэффициент сцепления и значения коэффициента _10, определяемые по табл. 2.2
Положение участка, км | ............................... |
Коэффициент сцепления | ............................... |
-"- _10 | ............................... |
Массив L13. Наличие деревьев и опор или других высоких предметов в пределах земляного полотна
Е = -1 - в пределах земляного полотна находятся деревья, опоры или другие предметы (например, подпорные стенки).
Массив L14. Значения коэффициента _11, определяемые по табл. 2.3
Положение участка, км | ............................... |
Коэффициент _11 | ............................... |
Массив L15. Значение коэффициента _12, определяемые по табл. 2.4
Массив L16. Значение коэффициента _13
Если указатели полос, движения отсутствуют, _13 = 1. При оборудовании дороги указателем полос движения _13 = 1,1.
Массив L17. Допустимая скорость движения по участку
2.9. Пример распечатки расчета представлен в табл. 2.5.
Таблица 2.5
- Главная
- "ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ. УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ. ВСН 25-86" (утв. Минавтодором РСФСР от 29.01.86)