в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ" (Принята Постоянной Конференцией Местных и Региональных Органов Власти Европы Совета Европы 30.03.92)
действует Редакция от 30.03.1992 Подробная информация
"ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ" (Принята Постоянной Конференцией Местных и Региональных Органов Власти Европы Совета Европы 30.03.92)

3. ГОРОД В ЕВРОПЕ

3.1. Развитие и понятие города

Город всегда был идеальным местом, где собирались люди, местом, в котором была возможна общественная и социальная жизнь, без которой, по словам Томаса Гоббса, жизнь "ужасна, бедна, одинока, жестока и коротка".

Города всегда привлекали людей, желающих в них жить, работать, посещать их в качестве туристов, либо в культурных целях. Он традиционно является районом сосредоточения значительных ресурсов и источников влияния.

Этимология слова "citta", "cite" и "ciudad" (происходящего от латинского слова "civitas") охватывает две основные концепции - материальное, археологическое, топографическое и градостроительное понятие, город как место сбора людей и, по определению Итальянской Энциклопедии Треккани, "историческое и юридическое явление, обеспечивающее характерное, фундаментальное ядро жизни в обществе".

Греческое слово "Полис" также говорит о двух его концепциях как средневекового города в территориальном смысле, места строений и пустого пространства, и города в юридическом смысле, как сообщества людей, организованных политически для достижения общих целей.

Те же концепции лежат во французском слове "cite", испанском "ciudad" и т. д.

В настоящее время город все больше и больше отождествляется с понятием "муниципалитет" (commune, municipio, Gemeinde, comune) как "автономная административная единица, объединяющая сообщество жителей с определенными интересами", населенный центр "с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией".

Однако города - это сложные образования. Они значительно различаются как по развитию, так и по размеру. Их лицо, глубоко укоренившееся в истории, постоянно меняется. С течением времени многие города развивались соответственно новым требованиям, идеалам, образцу, уровню и новому качеству жизни.

В некоторых случаях города менялись к лучшему, когда их администраторы, политики и жители становились просвещенными, или когда они сотрудничали; либо к худшему, когда этого не случалось.

Возникали новые проблемы в связи с урбанизацией и "расползанием" городов. Начиная с XIX века, как следствие промышленной революции, толпы людей переселялись в города в поисках работы и богатства, оставляя, в теории, бедность позади.

Этот процесс все еще продолжается во многих европейских странах. В других странах, особенно за последние годы, происходит децентрализация или обратное переселение из городов в пригороды - не только в выходные дни, но и насовсем в поисках здоровой, менее загрязненной окружающей среды, другой работы, либо более приятной обстановки.

К счастью, есть много примеров городов, которые хорошо функционируют и обеспечивают для своих жителей удовлетворительное качество и образ жизни, которые добились равновесия между экономическим развитием и сохранением качественной окружающей среды, и в которых есть высокий уровень участия населения, развития добрососедства и общности, чувство принадлежности и гордости.

Однако многие города находятся не в столь хорошем состоянии и как через увеличительное стекло показывают широкий круг общественных проблем и мучительных попыток приспособления: разрушающиеся центральные районы города, порождающие растущие лишения для своих жителей; разрушение исторических центров; чрезмерное скопление транспорта; шумовое, атмосферное и почвенное загрязнение; нехватка качественного и доступного по цене жилья; проблемы социальные и здравоохранения; поколения и этнические группы, не относящиеся более с уважением к различиям между собой; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи; незнакомое и враждебное окружение; микрорайоны, ставшие небезопасными из-за высокого уровня преступности и правонарушений, в основном как следствие наркомании.

Некоторые города уже не соответствуют самым элементарным требованиям к условиям жизни.

3.2. Город и его окрестности

Границы города никогда не были пределами городского общества. Городу нужна окружающая его область для функций, часто требующих значительные площади, например, аэропорты; для разного рода поселений городских жителей и для отдыха на открытом воздухе.

И наоборот, области нужен город с его службами (культурными, медицинскими, торговыми) и рабочими местами.

Слишком эгоцентрическое управление отдельно городом и пригородами приводит к:

разбалансированности, например, дорогостоящему городскому обслуживанию, теоретически доступное всем в пределах городской застройки оно оплачивается городом, часто более бедным,чем прилегающие районы;

низкой стоимости развития в пригородных районах, часто мешающей городу развивать свой собственный потенциал;

потреблению городом ресурсов окружающей среды области (энергии и воды) и возвращению туда отходов и загрязнителей.

Необходимо сбалансированное развитие города и окружающей области путем проведения регионального планирования, активного сотрудничества между городскими и местными органами власти в окружающей области и совместного принятия решений. Результатом является овладение соответствующим потенциалом для взаимной выгоды, предотвращение ненужного перемещения и более рациональное использование природных ресурсов.

3.3. Местная демократия

Не всегда было так, чтобы у местных жителей была достаточная возможность выдвигать свои требования через существующие учреждения и по праву участвовать в демократическом процессе городского развития.

Этот недостаток особенно серьезен тем, что способ функционирования городов обуславливает эффективность защиты демократии и прав. Если они функционируют хорошо, они являются гарантией прав человека; если они функционируют плохо, то эти права находятся в опасности.

Основой городского развития должно быть прямое участие граждан в рамках местного органа власти, который сам должен иметь наибольшие автономию и финансовую независимость.

3.4. Сущность городской политики

Преобразование неудовлетворительного состояния города в такое состояние, которое становится наиболее удовлетворительным для наибольшего количества людей, достигается путем сочетания решительной местной политической воли и городского планирования, предлагаемого группами квалифицированных специалистов.

Такой двойной политический и профессиональный подход и составляет городскую политику.

Широкий круг факторов влияет на жизнь города. Эти факторы должны всесторонним образом учитываться - экономика, технология, социо-культурные факторы, законодательный процесс. Таким образом, любое действие, предпринятое в городах, требует всестороннего анализа, изучения, знаний и ответственности.

Городская политика "касается изучения соотношения между ресурсами, продукцией и перемещением, направленного на достижение целей и услуг, содействие развитию города, объединений и жителей в нем в рамках общего перспективы непрерывного развития" (Рене Паренто).

Городская политика влияет на городское общество в целом и отдельных жителей во многих аспектах их частной жизни. Это важный публичный акт вмешательства и руководства, и поэтому она должна быть результатом постоянного, регулярно возобновляемого сотрудничества между выборными представителями и жителями. Она является частью демократического наследия организации городов.

3.5. Город будущего

Для того, чтобы в городе будущего можно было жить, чтобы он был приятным, красивым и здоровым, выбор надо сделать сейчас. Неудовлетворительные условия жизни в городе в настоящее время должны стать стимулом пересмотра концепции современных городов.

Этот пересмотр должен опираться на координацию действий всех заинтересованных людей и категорий специалистов: жителей города, администраторов, политиков, должностных лиц, специалистов, всех, кто в нем работает - координация, противоположная многим принципам Афинской Хартии.

Идеальный город - это город, который добивается равновесия между различными секторами и видами деятельности (уличное движение, условия жизни, работы и проведения досуга); который обеспечивает гражданские права и наилучшие условия жизни; который отражает образ жизни и мыслей своих жителей и реагирует на них; в котором полностью учитываются интересы всех тех, кто им пользуется, работает или торгует в нем, посещает его, ищет в нем развлечений, культуру/ информацию, знания, и кто в нем учится.

Город также должен обеспечить равновесие между современным градостроительством и сохранением своего исторического наследия; интегрировать новое без разрушения старого; поддерживать принцип непрерывного развития. Город без прошлого - это как человек без памяти. Люди оставляют в городах следы своей жизни и работы и личной истории в виде микрорайонов, зданий, деревьев, церквей, библиотек. Они образуют коллективное наследие прошлого, позволяющее людям ощущать преемственность в их современной жизни и готовиться к будущему.

Города должны функционировать и управляться на основе принципа о том, что городские проблемы не могут сводиться лишь к финансовым механизмам и проблемам, либо к традиционным средствам функционального градостроительства. Муниципалитеты должны стремиться использовать методы из опыта национальных правительств и/или частного сектора.

3.6. Сотрудничество городов

Поскольку города действительно играют важную роль в региональном, национальном, европейском и мировом развитии, то они должны участвовать в системе сотрудничества и обмена на региональном, национальном и международном уровнях путем породнения городов, заключения договоров, вступления в международные ассоциации и неправительственные организации.

3.7. Права в городах

Необходимо уважение, развитие и расширение прав человека для всех жителей городов, независимо от пола, возраста, происхождения, расы, религии, социального, экономического и политического положения, физических или психологических недостатков.

В них входят, среди прочих, права на:

обеспечение подходящим, хорошо расположенным и освещенным жильем и домами достаточной площади, с современными удобствами, нормальной стоимостью и отвечающими требованиями н ез а г р я з н я т ь окружающую среду;

профилактическое здравоохранение; обеспечение зелеными насаждениями,пространством, солнечным светом, тишиной, растительностью, красотой;

взаимосвязь различных функций городской жизни;

культурные возможности, спортивные сооружения и для проведения досуга, социальное развитие, свободное передвижение на основе гармоничного равновесия между всеми пользователями улиц (общественный транспорт, частные автомобили, пешеходы и велосипедисты);

обеспечение средствами коммунального обслуживания; меры против нищеты; особая помощь нуждающимся);

безопасность; труд; благополучие; возможности получить профессию и образование; культуру и историю.

  • Главная
  • "ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ" (Принята Постоянной Конференцией Местных и Региональных Органов Власти Европы Совета Европы 30.03.92)