Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.08.2004 N 243 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
2.2.1 Расчет налогового потенциала
Расчетные налоговые доходы - налоговый потенциал - является оценкой доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. При расчете этой величины следует использовать показатели, объективно характеризующие возможности получать налоговые доходы с налоговой базы, закрепленной за муниципальным образованием, а не данные о фактических доходах за отчетный период. Данное требование имеет исключение в течение переходного периода, когда часть средств отдельных фондов финансовой поддержки может распределяться с использованием показателей фактических и прогнозируемых доходов отдельных муниципалитетов (см. раздел 2.2.4).
Использование данных о фактических доходах при расчете бюджетной обеспеченности приводит к снижению стимулов у муниципальных образований по мобилизации доходов, поскольку уменьшение доходов от налоговых источников будет компенсировано (при учете их в расчетных налоговых доходах) увеличением финансовой помощи в предстоящем году. И наоборот, увеличение фактически полученных налоговых доходов местного бюджета приведет к адекватному снижению объема финансовой поддержки, то есть, в конечном итоге, к отсутствию прироста собственных доходов.
Расчет налогового потенциала может производиться на основе оценки налоговой базы в разрезе муниципальных образований соответствующих типов по агрегированному показателю (аналогичному валовому внутреннему продукту, объему промышленного производства и товарооборота), либо с использованием налоговой базы по видам налогов.
В случае использования агрегированного показателя, отражающего общий уровень развития экономики муниципального образования (т.е. налогового потенциала), расчет оценки налогового потенциала производится по аналогии с методологией распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. То есть, оценка ведется на основе соотношения объемов добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) с прогнозируемым поступлением налогов с единицы добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда). При необходимости возможно применение поправочных коэффициентов на отраслевую структуру экономики муниципалитета, отражающих различия в уровне налоговых доходов, закрепленных за муниципалитетами, поступающих с равного объема добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) в различных отраслях экономики. Важно отметить, что применение поправочных коэффициентов будет необходимо в случае принятия решения о передаче в муниципальные бюджеты косвенных налогов (например, акцизов на алкоголь) и ресурсных платежей, распределенных неравномерно относительно используемых агрегированных показателей, не коррелирующих напрямую с добавленной стоимостью, промышленным производством, фондом оплаты труда.
Расчет налогового потенциала в этом случае будет производиться по следующей формуле:
НП_i = ПД * НБ_i * К_i/ НБ,
где
НП_i - объем налогового потенциала i-го муниципального образования i;
НБ_i - объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) в i-м муниципальном образовании;
ПД - суммарный по субъекту Российской Федерации прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований данного типа;
НБ - суммарный по субъекту Российской Федерации объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда);
К_i- поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики i-го муниципального образования.
Поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики муниципального образования определяется по формуле:
К_i= 31; {(Д_ij / Д_i)* (Г_j / Г) / (Д_j / Д)},
где
Д_ij- объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по по j-ой отрасли экономики (промышленности) в i-ом муниципальном образовании;
Д_i- объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по всем отраслям экономики (промышленности) в i-ом муниципальном образовании;
Д_j- объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по по j-ой отрасли экономики (промышленности) по всем муниципальным образованиям;
Д - объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по всем отраслям экономики (промышленности) по всем муниципальным образованиям;
Г_j- прогнозируемый (отчетный) объем всех налоговых доходов, закрепленных за муниципальными образованиями, по j-ой отрасли экономики (промышленности);
Г - прогнозируемый (отчетный) объем всех налоговых доходов, закрепленных за муниципальными образованиями, по всем отраслям экономики (промышленности);
При этом, в целях обеспечения наиболее стабильного распределения финансовой помощи рекомендуется использовать отчетные данные для определения налогового потенциала за несколько периодов (лет).
Налоговый потенциал может оцениваться также по видам налогов, если можно выделить и оценить косвенные показатели налоговой базы по этим налогам в разрезе муниципалитетов. Например, для земельного налога, который является основным местным налогом, в качестве такого показателя можно было бы использовать кадастровую стоимость земли (возможно, с корректировкой на федеральные и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и земель), подоходного налога - доходы населения, объем фонда оплаты труда, налогов на малый бизнес - объем товарооборота. Ниже в таблице приведен рекомендуемый перечень показателей, которые могут использоваться для оценки косвенной налоговой базы по отдельным налогам.
<5> Обязательным условием применения показателей является наличие данных в разрезе муниципальных образований
Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования налоговая база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена налоговая база, собирается одинаковый объем налога). Для этих налогов налоговый потенциал оценивается путем умножения показателя, выбранного в качестве налоговой базы на среднюю репрезентативную налоговую ставку. Средняя по субъекту Российской Федерации репрезентативная налоговая ставка рассчитывается как среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми налоговыми сборами и налоговой базой данного налога.
НП_ij = НБ_ij * ПД_j / НБ_j,
где
НП_ij - налоговый потенциал муниципального образования i по налогу j;
НБ_ij - налоговая база налога j в муниципальном образовании i в прогнозном году;
ПД_j - суммарный по субъекту Российской Федерации прогноз поступлений по налогу j в бюджеты всех муниципальных образований данного типа;
НБ_j - суммарная по субъекту Российской Федерации налоговая база налога j.
Таким образом, налоговый потенциал по всем видам налогов в целях данного расчета будет определяться по формуле:
где
НП_i - сумма налоговых потенциалов по видам налогов в муниципальном образовании i (объем налогового потенциала).
Важно отметить, что как и при оценке различий в стоимости бюджетных услуг расчет не должен быть чрезмерно сложным. Например, при использовании оценки налогового потенциала на основе общих агрегированных показателей не следует применять раздельный учет значительного количества отраслей экономики и промышленности, особенно, если учесть, что для большинства из них уровни налогового нагрузки практически не отличаются. Также и применение метода репрезентативных налоговых ставок совсем не обязательно подразумевает оценки каждого вида налога, тем более, если его доля в налоговых доходах муниципальных образований незначительна.
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.08.2004 N 243 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ"