Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.08.2004 N 243 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАСЧЕТУ СУБВЕНЦИЙ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОТАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ВЫПЛАТУ СУБСИДИЙ НАСЕЛЕНИЮ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОЧИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации в части, касающейся предоставления субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на предоставление бюджетных дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, выплату субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, а также возмещение прочих региональных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения.
При расчете объемов субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации используются следующие параметры, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации:
1. региональный норматив обеспеченности жилой площадью (социальная норма пощади жилья);
2. региональные стандарты предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям;
3. региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом и по всем видам услуг;
4. максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (возможно установление дифференцированных значений в зависимости от уровня дохода).
Федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг используется исключительно при распределении средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Использование федеральных стандартов может быть рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации для определения объемов субвенций местным бюджетам. Однако использование данного показателя не является обязательным для органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При установлении регионального стандарта следует исходить из уровня социально экономического развития и уровня доходов граждан субъекта Российской Федерации. Кроме того, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, региональные стандарты уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги и предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в соответствующем муниципальном образовании могут служить ориентиром для установления органами местного самоуправления тарифов и ставок по оплате жилищно-коммунальных услуг для населения, однако формально они используются только при определении объемов субвенций в местные бюджеты.
При определении объемов субвенций для каждого муниципального образования используется региональный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в данном муниципальном образовании. Расчет регионального стандарта предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям (в том числе - по видам услуг) целесообразно осуществлять с минимальным учетом уровня развития соответствующей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, ограничившись учетом объективных различий между стоимостью этих услуг в городской и сельской местности. В противном случае будут созданы неравные условия между муниципальными образованию с различным уровнем развития инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, что в итоге приведет к консервации этого неравенства.
Предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги включают в себя:
1. содержание и текущий ремонт жилых помещений (включая обслуживание лифтового хозяйства)
2. капитальный ремонт жилых помещений
3. холодное водоснабжение
4. водоотведение
5. теплоснабжение и горячее водоснабжение
6. электроснабжение
7. газоснабжение
Если решением субъекта Российской Федерации устанавливается уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в размере менее 100 %, возникает необходимость расчета и предоставления субвенций муниципальным бюджетам на реализацию этого полномочия. Размер субвенций местным бюджетам для обеспечения предоставления дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства рассчитываются по формуле:
А_i = (1-р) * S_i * 12 * Норм * Н_i,
где
S_i- региональный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальному образованию i;
р - региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг;
Норм - региональный норматив обеспеченности жилой площадью (социальная норма пощади жилья) на 1 чел.;
Н_i- численность населения муниципального образования i.
Расходы органов местного самоуправления зависят от соотношения устанавливаемых ими тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, реальной себестоимости предоставления этих услуг.
Средства, полученные в виде данных субвенций, могут быть использованы только на предоставление дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В случае если органы местного самоуправления устанавливают тарифы для населения (с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые услуги) выше условного регионального тарифа и при этом реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг не превышает регионального стандарта предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг, возникающая прибыль предприятий жилищно-коммунального хозяйства может быть направлена на развитие и модернизацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Установление тарифов для населения (с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые услуги) в муниципальном образовании ниже условного регионального тарифа не может служить основанием для предоставления дополнительных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Данный подход сохраняет у органов местного самоуправления стимулы для осуществления мер по снижению себестоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субвенция муниципальным образованиям на обеспечение финансирования расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется в обязательном порядке.
Размер муниципальному образованию на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг определяется на основе оценки расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг, а также распределения населения по уровню среднедушевых доходов в условиях планируемого года.
Среднемесячные расходы населения на ЖКУ в расчете на душу населения в планируемом году определяются по формуле:
R_i = р * S_i * Норм,
где
R_i- среднемесячные расходы населения на жилищно-коммунальные услуги в расчете на душу населения в планируемом году по муниципальному образованию i (рублей в месяц);
S_i- региональный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальному образованию i;
р - установленный субъектом Российской Федерации на очередной финансовый год уровень платежей граждан за предоставление жилищно-коммунальных услуг;
Норм - установленный субъектом Российской Федерации норматив обеспеченности жилой площадью (социальная норма площади жилья) на 1 чел.
Вариант 1.
Распределение населения по уровню среднедушевых доходов определяется на основе данных Комитета по статистике субъекта Российской Федерации за последний отчетный год. В целях приведения величины доходов населения в последнем отчетном году к условиям планируемого года их размер индексируется на прогноз роста доходов населения в планируемом году по отношению к последнему отчетному году по каждой группе доходов.
Средний уровень доходов для j-ой группы в планируемом году рассчитывается по формуле:
U(ср)_ j= (U(min)_j + U(max)_ j)/2,
где
U(ср)_j - средний уровень доходов для j-ой группы населения в планируемом году;
U(min)_j - минимальный уровень доходов j-ой группы доходов населения в планируемом году;
U(max)_j - максимальный уровень доходов j-ой группы доходов населения в планируемом году.
Общий объем субвенций i-ому муниципальному образованию на выплату субсидий определяется суммированием выплат, рассчитанных по двум группам:
В_i = В1_i + В2i
где
В_i- объем субвенции i-му муниципальному образованию на реализацию полномочия по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
а) для групп населения, для которых U(max)_ j * q < R_i:
В1_i = SUM {(R_i - U(ср)_ j * q) * 12 * Н_ij},
где
Н_ij- численность населения, входящего в j-ю группу по доходам в i-м муниципальном образовании;
q - установленная органами государственной власти субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
б) для группы населения, для которой U(min)_ j * q < R_i< U(max)_ j * q:
В2_i = (R_i - U(ниж ср)_ i * q) * 12 * N(ниж)_i,
где
U(ниж ср)_ i - средний уровень доходов части населения данной группы доходов для i-го муниципального образования;
Средний уровень доходов части населения данной группы доходов для i-го муниципального образования определяется по формуле:
U(ниж ср)_ i = (U(min)_ j + R_i/q)/2.
Н(ниж)_i - численность части населения, имеющего право на субсидии, в данной группе для i-го муниципального образования;
Численность части населения, имеющего право на субсидии, в данной группе для i-ого муниципального образования определяется по формуле:
Н(ниж)_ i = Н_ij* (R_i - q * U(min)_ j) / (q * U(max)_j - q * U(min)_ j).
Вариант 2.
В случае отсутствия информации о распределении населения отдельных муниципалитетов по доходным группам, а также в целях упрощения расчетов, рекомендуется также использовать долю (численность) населения, подпадающую под критерии предоставления адресной жилищной субсидии, по муниципальным образованиям.
В данном случае объем субвенций i-му муниципальному образованию на выплату субсидий определяется по следующей формуле:
В_i = (1/2)*R_i * 12 * Н_i,
где
R_i- среднемесячные расходы населения на ЖКУ в расчете на душу населения в планируемом году (рублей в месяц);
Н_i- численность населения, имеющего право на субсидию в i-м муниципальном образовании.
При этом средний размер подушевой субсидии ((1/2)*R_i) предполагает равномерное распределение по доходам граждан, имеющих право на субсидию в i-м муниципальном образовании.
Данные субвенции могут быть использованы только для предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. В случае если реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в муниципальном образовании ниже условного регионального тарифа, органы местного самоуправления имеют следующие возможности:
1. Установить тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на уровне условного регионального тарифа. При этом необходимые средства для предоставления субсидий населению будут полностью получены в виде субвенций. Возникающая часть прибыли предприятий жилищно-коммунального хозяйства может быть направлена на модернизацию комплекса жилищно-коммунального хозяйства и меры по снижению себестоимости.
2. Установить тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на уровне ниже условного регионального тарифа, установив для жителей муниципального образования максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного показателя, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации с таким расчетом, что размер необходимых средств для предоставления субсидий населению был не меньше предоставленных субвенций на выплату данных субсидий.
3. Возможно использование сочетания первого и второго способа.
В случае если реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг оказывается выше регионального стандарта предельной стоимости их предоставления и органы местного самоуправления устанавливают уровень тарифов ниже условного регионального тарифа или ими была установлена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного показателя, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации, то объем обязательств по предоставлению субсидий превысит полученный объем субвенций, предоставленных на эти цели. В этом случае органы местного самоуправления обязаны выделить недостающие ресурсы за счет собственных средств.
Такой подход сохраняет у органов местного самоуправления свободу в выборе социальной политики и оставляет стимулы для осуществления мер по снижению себестоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Субъект Российской Федерации может предоставлять дополнительные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущему населению. Для этого субъектам Российской Федерации рекомендуется устанавливать прогрессивную шкалу максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом эта доля должна быть тем ниже, чем ниже подушевые доходы граждан, что в большей степени обеспечит их социальную защищенность.
Соответственно, приведенные выше формулы модифицируются с учетом прогрессивной шкалы максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Для этого им рекомендуется устанавливать максимально допустимую долю расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ниже, чем для прочих категорий граждан с таким же уровнем доходов, например, с помощью понижающего коэффициента.
Данная льгота является дополнительной к жилищным субсидиям, поэтому рассчитывается с учетом возможного получения жилищной субсидии.
Приложение 4
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.08.2004 N 243 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ"