Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Полеты в горной местности
13.8. Наиболее заметное влияние горной местности на условия навигации проявляется при полетах на малых и средних высотах.
Полеты на большой высоте мало отличаются от обычных (в равнинной местности).
Рекомендуется применять в качестве полетных карт карты крупного масштаба.
13.8.1. Основными особенностями навигации в условиях, когда высота полета близка к высоте пролетаемых гор, являются:
ухудшение условий визуальной ориентировки из-за зон закрытия;
сокращение дальности действия радионавигационных и других применяемых средств, возникновение "горного эффекта";
скоротечность изменчивости погоды, наличие восходящих и нисходящих потоков воздуха;
стесненность маневра в ущельях, сложность обхода зон опасных метеорологических явлений;
недостаточная точность топографических карт отдельных малоисследованных районов.
13.8.2. При предстоящем выполнении и при подготовке к полету в горной местности летный экипаж дополнительно обязан:
изучить рельеф местности в полосе маршрута не менее чем по 50 км в обе стороны от воздушной трассы (маршрута), нанести на карту командные высоты, ограничительные пеленги. Особое внимание обратить на господствующие вершины, направления хребтов, ущелий, горных долин и их взаимное расположение;
на полетную карту нанести профиль местности по командным высотам и отметить их вдоль маршрута (линии заданного пути) по 25 км в обе стороны от оси (для полетов на больших высотах профиль вычерчивается для участков набора высоты и снижения на удалении до 150 км от аэродрома);
наметить обходные маршруты на случай встречи с опасными метеорологическими явлениями;
при полетах на малых высотах выделять как опасные участки с крутизной, невозможной для ее преодоления набором высоты;
проанализировать метеоусловия и возможность образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков, а также орографической болтанки по маршруту полета и в зоне взлета и посадки;
изучить и отметить на карте места, которые могут быть использованы для вынужденной посадки;
знать высоты аэродромов, расположенных в горах, особенности взлета и посадки на них, правила пользования барометрическими высотомерами при взлете и посадке на горных аэродромах;
проверить наличие необходимого запаса кислорода и убедиться в исправности кислородного оборудования.
13.8.3. При подготовке к полету и в полете экипаж дополнительно должен учитывать следующие особенности:
ухудшение условий визуальной ориентировки при полетах на высотах, близких к высоте пролетаемых гор;
ухудшение условий ведения радиолокационной ориентировки;
уменьшение дальности действия радиотехнических средств и возникновение "горного эффекта";
скоротечность изменчивости метеорологических условий погоды, направления и скорости ветра;
ограниченную возможность маневрирования в ущельях и сложность обхода опасных метеорологических явлений;
значительную величину температурной погрешности барометрического высотомера;
полетную массу многодвигательного воздушного судна в случае отказа одного из двигателей, которая должна обеспечить полет на высоте не ниже безопасной для этого района.
13.8.4. Полет воздушного судна с герметизируемой кабиной выполняется только в том случае, если на борту воздушного судна имеется запас кислорода для всех членов экипажа воздушного судна и пассажиров в случае разгерметизации на период времени, когда "высота в кабине" будет более 3000 м.
Для полета на высоте более 7600 м или если высота будет менее 7600 м, но не будет возможности снизиться до высоты 4000 м в течение четырех минут, для пассажиров предусматривается дополнительно не менее 10-минутный запас кислорода.
13.8.5. На борту воздушного судна с негерметизируемой кабиной для полета на высоте выше 3000 м обеспечивается запас кислорода для всех членов экипажа воздушного судна и 10% запас для пассажиров на сверх 30-минутного периода полета;
для полета на высоте выше 4000 м - для всех членов экипажа и пассажиров на весь период полета на высоте выше 4000 м.
13.8.6. После взлета набор высоты (эшелона) полета в горной местности разрешается выполнять по маршруту следования при условии обеспечения набора безопасной высоты (эшелона) до установленного пункта (рубежа).
При невозможности обеспечения набора безопасной высоты (эшелона) до установленного пункта (рубежа) набор высоты (эшелона) производится по установленной схеме.
13.8.7. При выполнении полета в горной местности по ПВП:
летный экипаж:
контролирует местонахождение воздушного судна по характерным вершинам гор, курс следования, приборную скорость полета и угол сноса, а при наличии возможности и путевую скорость полета, направление и скорость ветра;
не входит в ущелья, ширина которых не обеспечивает безопасного разворота или преодоления горных хребтов набором высоты;
оценивает признаки изменения погоды;
в случае потери ориентировки набирает безопасную высоту (эшелон) для района полета и приступает в установленном порядке к восстановлению ориентировки.
При пересечении по ПВП горного хребта командир воздушного судна учитывает наличие восходящих и нисходящих воздушных потоков.
Если при приближении к горному хребту наблюдаются нисходящие потоки и для выдерживания горизонтального полета требуется увеличение режима работы двигателя (двигателей) выше номинального, то преодоление горного хребта на высотах менее 900 м над рельефом местности не допустимо.
13.8.8. При полетах по ППП на горных аэродромах при отсутствии непрерывного радиолокационного контроля и неустойчивой работе бортового пилотажно-навигационного оборудования снижение с нижнего безопасного эшелона не допустимо.
Снижение с нижнего безопасного эшелона и заход на посадку по установленной схеме допускается после пролета установленного инструкцией по производству полетов (аэронавигационного паспорта аэродрома) маркированного рубежа при непрерывном радиолокационном контроле, устойчивой работе бортового пилотажно-навигационного оборудования, уверенности летного экипажа и диспетчера органа ОВД в точном местоположении воздушного судна.
Снижение воздушного судна по ППП ниже безопасного эшелона для посадки на горном аэродроме производится:
при наличии радиолокационного контроля или при применении угломерно-дальномерных систем (оборудования воздушного судна спутниковой навигационной системой), обеспечивающих полет по схеме захода на посадку;
при устойчивой работе бортового пилотажно-навигационного оборудования;
при уверенности летного экипажа в местоположении воздушного судна над установленными контрольной точкой, пунктом, рубежом.
При отсутствии непрерывного радиолокационного контроля или неустойчивой работе бортового пилотажно-навигационного оборудования (по докладу летного экипажа) воздушное судно выводится на ДПРМ (ОПРС) аэродрома на эшелоне не ниже безопасного для определения местоположения судна с последующим снижением для захода на посадку.
На горных аэродромах полеты по траекториям, задаваемым диспетчером органа ОВД, не допустимы.
13.8.9. При выполнении полетов по МВЛ или маршрутам полета в случае необнаружения контрольного ориентира или пункта назначения в расчетное время допускается осуществлять их поиск (ориентир, пункт) методом расходящейся спирали.
При необнаружении контрольного ориентира или пункта назначения в течение 15 - 20 минут полета по расходящейся спирали командир воздушного судна принимает решение на возврат в пункт вылета, уход на ближайший запасной аэродром или при наличии на борту достаточного количества топлива уточняет местоположение воздушного судна путем выхода на характерный ориентир и повторяет поиск.
В контролируемом воздушном пространстве свои действия летный экипаж воздушного судна согласует с органом ОВД.
13.8.10. Переходить от полетов по ППП в горной местности и на горных аэродромах на полеты по ПВП не допускается.
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"