Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли
13.11. К полярным районам относятся части земного шара, прилегающие к северному и южному географическим полюсам и ограниченные полярными кругами.
Полеты в полярных районах организуются и выполняются с учетом физико-географических и метеорологических условий этих районов, а также ряда особенностей самолетовождения в них, а именно:
неустойчивости работы магнитных компасов;
малого количества (недостаточности) естественных и искусственных ориентиров;
частых изменений метеорологических условий;
продолжительности полярного дня (ночи);
нестандартно низких температур воздуха.
13.11.1. При выполнении полета в полярных районах Южного полушария Земли летный экипаж должен дополнительно учитывать:
обратное (видимое) суточное движение небесных светил;
особенность расположения верхней кульминации светил не в южной, а в северной части неба;
обратный знак вертикальной составляющей магнитного поля Земли;
поглощение радиоволн средневолнового диапазона при полетах над ледовым щитом Антарктиды;
малые значения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли, проявляющиеся в ненадежной работе магнитных компасов, большим значением магнитного склонения;
влияние периодического возникновения геомагнитных возмущений на прохождение радиоволн и работу магнитных датчиков;
несоответствие времен года Северного и Южного полушарий Земли.
13.11.2. При подготовке к полету в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли дополнительно:
проверяется наличие и исправность средств навигации в соответствии с заданием на полет;
проверяется комплектность и исправность снаряжения, специального обмундирования и оборудования;
сверяются карты и лоции;
проверяется наличие неприкосновенного запаса продуктов питания, питьевой воды, исправность аварийных радиостанций, сигнальных средств и специального снаряжения;
изучается опыт навигации других экипажей, имеющих опыт полетов в данном районе;
составляется навигационный план полета с учетом использования ортодромических и астрономических методов навигации.
13.11.3. К выполнению полетов в полярных районах допускаются члены летных экипажей, прошедшие специальную подготовку.
Формировать экипаж воздушного судна рекомендуется с учетом включения летного состава, ранее выполнявшего аналогичные полеты и работы.
В полетах могут в установленном порядке участвовать отдельные специалисты, обеспечивающие сбор необходимых сведений по программе, согласованной с территориальным органом уполномоченного органа в области гражданской авиации.
13.11.4. При полетах в полярных районах экипаж обязан знать порядок использования бортовых радиотехнических и астрономических навигационных средств, учитывать частые изменения метеорологических условий, неустойчивость работы магнитных компасов, режим работы средств связи и РТО, дальность их действия, а также постоянно контролировать и знать свое местонахождение и остаток топлива.
13.11.5. При выполнении транспортных перевозок на удаленные материковые базы в Антарктиде, дрейфующие научные станции и ледовые базы в Арктике полеты могут производиться с очередностью вылета по времени.
13.11.6. При работах на дрейфующих, припайных и шельфовых льдах устанавливаются следующие особенности:
полеты воздушных судов выполняются только в паре;
для временных аэродромов (площадок) в полярных районах направление ВПП указывается от истинного меридиана;
первичные посадки на подобранные с воздуха площадки на льдинах разрешается выполнять на легких и менее воздушных судах - самолетах с лыжным шасси и на вертолетах;
подбор площадок для посадки на дрейфующие, припайные и шельфовые льды производится днем при метеоусловиях:
видимость - не менее 10000 м;
высота нижней границы облаков - не менее 300 м при количестве облаков не более четырех октантов с прямым солнечным освещением.
13.11.7. Для полетов воздушных судов в Антарктике устанавливаются следующие особенности:
устанавливаются минимумы:
при полетах по дальним маршрутам между базовыми научными станциями видимость - не менее 5000 м, высота нижней границы облаков - не менее 600 м;
при полетах в глубь материка видимость - не менее 10000 м, высота нижней границы облаков - не менее 700 м;
при полетах к санно-тракторным поездам и другим объектам со сбросом грузов с воздуха видимость - не менее 5000 м при отсутствии низовой метели и стоковых ветров, высота нижней границы облаков - не менее 150 м при количестве облаков не более четырех октантов;
на материке Антарктиды разрешается подбирать площадки, расположенные на высотах до 2000 м над уровнем моря, если иная высота не предусмотрена в РЛЭ или эквивалентном ему документе.
13.11.8. Для полетов воздушных судов в арктических условиях и при проведении ледовой разведки устанавливаются следующие минимумы:
в открытом море видимость - не менее 2000 м, высота нижней границы облаков - не менее 150 м;
вблизи береговой линии материка, островов и архипелагов видимость - не менее 5000 м при отсутствии стоковых ветров, высота нижней границы облаков - не менее 200 м.
При проведении ледовой разведки вблизи береговой линии материка и островов безопасная высота полета должна быть занята на удалении не менее 5 км до наивысшего препятствия.
13.11.9. В целях надежной и безопасной навигации (самолетовождения) при полетах в полярных районах летный экипаж:
определяет при подготовке возможность применения бортовых навигационных средств в полете с учетом особенностей района полета;
использует в полете астрономические средства;
прокладывает маршрут полета по возможности в пределах рабочих областей радионавигационных средств;
для выдерживания курса следования сочетает работу ГПК с магнитными и астрономическими курсовыми приборами;
в полете непрерывно прокладывает линию фактического пути на карте. В качестве полетных карт применяет карты стереографической проекции;
использует для контроля пути радио- и астрономические средства, высокоточные РНС, ВРМ-5 и морские береговые радиомаяки;
при измерении навигационных элементов полета применяет все доступные средства и способы навигации;
при посадке на ледовый аэродром запоминает последний гироскопический курс перед выключением двигателей;
учитывая малое число запасных аэродромов, уточняет расчет АНЗ, оценивая поступающие прогнозы погоды;
при выводе воздушного судна в заданный пункт полет выполняет на оптимальной высоте, обеспечивающей наибольшую ширину просматриваемой местности;
знает особенности восстановления ориентировки в районе полетов;
при выходе на береговую черту или остров заблаговременно набирает безопасную высоту. Для учета возможного изменения давления на уровне моря сравнивает показания радио- и барометрического высотомеров.
Если в расчетное время заданный пункт не был обнаружен, выполняет поиск способом расходящейся спирали в течение времени, гарантирующего безопасное возвращение на аэродром посадки или запасной аэродром.
13.11.10. Возврат на запланированный аэродром посадки при необнаружении заданной точки и пункта не считается потерей ориентировки.
13.11.11. При невозможности передачи на корабль карты ледовой обстановки или иного документа по бортовой фототелеграфной аппаратуре разрешается сбрасывать их с вымпелом. При этом высота полета над корабельными мачтами должна быть не менее 25 м.
13.11.12. Сброс вымпела на береговые и внутриматериковые пункты производится в соответствии с утвержденными инструкциями по сбросу.
Сброс вымпела не должен производиться:
при превышении нормальной полетной массы воздушного судна;
на расстоянии менее 300 м от склонов гор.
При этом в холмистой и горной местности необходимо учитывать опасное влияние стоковых ветров скоростью более 10 м/с.
13.11.13. При выполнении полетов в высокие широты Арктики и Антарктики летный экипаж воздушного судна независимо от запроса органа ОВД каждые 30 минут сообщает в эфир на рабочей частоте канала органа ОВД свои координаты.
13.11.14. В особо экологически охраняемых районах Антарктиды полеты выполняются с учетом согласованных мер по охране фауны и флоры этого континента.
13.11.15. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов в полярных районах осуществляется на основании инструкции по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ в районе, разрабатываемой в установленном порядке на период таких полетов.
13.11.16. Полеты гражданских воздушных судов на поиск и спасание людей в не терпящих отлагательства чрезвычайных ситуациях могут производиться с отступлением от настоящих Правил по решению не ниже уровня руководителя эксплуатанта, согласованному с руководителем соответствующего территориального органа уполномоченного органа в области гражданской авиации.
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"