Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности
14.6. При потере устойчивости, управляемости, нарушении прочности командир воздушного судна:
передает (включает) сигнал бедствия и при наличии ответчика вторичной локации по возможности устанавливает на нем код 7700;
действует в соответствии с требованиями РЛЭ, если происшедшее предусмотрено в РЛЭ или эквивалентным ему документом;
если происшедшее не предусмотрено в РЛЭ или эквивалентным ему документом, то действует в соответствии со сложившейся обстановкой, используя опыт и возможности каждого члена экипажа воздушного судна.
Потеря радиосвязи14.7. Радиосвязь считается потерянной, если в течение пяти минут при использовании имеющихся каналов радиосвязи на неоднократные вызовы по каждому из них летный экипаж или орган ОВД не отвечает.
14.7.1. При потере радиосвязи летный экипаж воздушного судна:
передает (включает) сигнал бедствия и при наличии ответчика вторичной локации устанавливает код 7600;
принимает меры к восстановлению связи с органом ОВД через другие воздушные суда либо другие пункты ОВД;
использует аварийную частоту;
продолжает передавать информацию о принятом решении, местонахождении, высоте полета, не ожидая подтверждения о приеме ее органом ОВД;
продолжает прослушивать по каналам радиосвязи и на частоте приводной радиостанции указания и информацию органа ОВД.
14.7.2. При потере радиосвязи после взлета командир воздушного судна выполняет полет по схеме, указанной в сборнике аэронавигационной информации для данного аэродрома, а при ее отсутствии - выполняет полет по схеме типа "ипподром" и производит посадку на аэродроме вылета.
В этом случае командиру воздушного судна разрешается произвести посадку при метеоусловиях ниже эксплуатационного минимума.
14.7.3. Если из-за неблагоприятных метеорологических условий или по другим причинам произвести посадку на аэродроме вылета невозможно, то командир воздушного судна после выполнения установленной схемы или схемы типа "ипподром" может:
следовать на аэродром назначения, кроме зарубежного, по схеме выхода с набором заявленного в плане полета или повторяющемся плане полета эшелона (высоты) или заданной диспетчером аэродромного пункта ОВД высоты (эшелона) или
следовать на запасной аэродром, выбранный при принятии решения на вылет, на нижнем безопасном эшелоне или на установленном для полета без радиосвязи эшелоне полета с учетом направления полета (4200, 4500 м или 7200, 7500 м).
14.7.4. При возвращении на аэродром вылета или при уходе на запасной аэродром, расположенный в направлении, обратном пути следования, полет выполняется на ближайшем к заявленному в плане полета или в повторяющемся плане полета попутном нижнем эшелоне, но не ниже безопасного, или на эшелоне для полетов без радиосвязи (4200, 4500 м или 7200, 7500 м).
14.7.5. В случае потери радиосвязи при полете по ППП командир воздушного судна оценивает возможность перехода на полет по ПВП и принимает решение о следовании на аэродром назначения или запасной аэродром (выбранный при принятии решения на вылет) или о возвращении на аэродром вылета.
В случае решения следовать на аэродром назначения:
полет выполнять на заявленном в плане полета или в повторяющемся плане полета эшелоне (высоте);
начинать снижение для захода на посадку по опубликованной схеме после пролета радиотехнического средства, на котором основана схема захода на посадку, не ранее расчетного времени прибытия на это средство. При этом посадка должна быть произведена не позднее 30 минут после расчетного времени прибытия.
В случае решения следовать на запасной аэродром полет выполнять на заданном при вылете эшелоне или установленной для полета без связи высоте (4200, 4500 м или 7200, 7500 м).
14.7.6. При отсутствии возможности произвести посадку на аэродроме назначения после прерванного захода по посадку (ухода на второй круг) командир воздушного судна следует на запасной аэродром по схеме выхода с набором нижнего безопасного эшелона или установленного для полета без радиосвязи эшелона 4200, 4500 м или 7200, 7500 м.
Снижение для захода на посадку на запасном аэродроме производится после пролета радиотехнического средства, на котором основана опубликованная схема захода на посадку.
Если к моменту прибытия воздушного судна, потерявшего связь, погода на аэродроме посадки стала ниже минимума, командиру воздушного судна предоставляется право произвести посадку в этих условиях.
14.7.7. В случае потери радиосвязи при полете по ПВП командир воздушного судна, избегая попадания в сложные метеорологические условия, следует на аэродром назначения по ПВП на заданной высоте (эшелоне).
Если невозможно продолжать полет на аэродром назначения по ПВП, следует на запасной аэродром, погода которого позволяет произвести посадку по ПВП.
Сообщает о своем прибытии органу ОВД с помощью доступных средств передачи информации, не ожидая подтверждения о приеме ее органом ОВД.
14.7.8. Если отказ связи имеет место при полете в условиях ППП или в таких условиях, которые не позволяют завершить полет в условиях ПВП, летный экипаж воздушного судна:
выдерживает последние заданные скорость и эшелон (безопасный) или минимальную абсолютную высоту полета (если она больше) в течение семи минут, после того как летный экипаж не смог сообщить свое местоположение в пункте обязательного донесения, и после этого корректирует эшелон и скорость в соответствии с представленным планом полета;
продолжает полет по маршруту согласно текущему плану полета до навигационного средства аэродрома назначения и выполняет полет в режиме ожидания над этим средством до начала снижения;
начинает снижение от навигационного средства аэродрома назначения точно в полученное и подтвержденное в последний раз время ожидаемого захода на посадку или как можно ближе к этому времени или, если расчетное время захода на посадку не было получено и подтверждено, начинает снижение в расчетное время прибытия или как можно ближе к этому времени, указанному в текущем плане полета;
производит снижение для захода на посадку по опубликованной схеме после пролета радиотехнического средства, на котором основана схема захода на посадку и совершает посадку по возможности в пределах 30 минут после расчетного времени прибытия.
14.7.9. При невозможности установить радиосвязь летный экипаж воздушного судна передает сообщения о местоположении на установленной и аварийной частотах, перед которыми следует фраза: "Отказ связи. Передаю блиндом". Сообщения передаются дважды с указанием времени следующей передачи.
14.7.10. При взаимодействии с органами ОВД предусматривается:
использование всех имеющихся наземных РТС:
использование всех имеющихся каналов связи, включая частоту ДПРМ и аварийную частоту 121,5 МГц, в том числе и для передачи информации об условиях полета и погоде на аэродроме назначения и запасных аэродромах;
определение характера потери связи путем подачи команд об изменении курса или включения (выключения) сигнала бедствия;
извещение смежных диспетчерских пунктов органов ОВД, органов ПВО, а также органов ОВД аэродрома назначения и запасных аэродромов о потере радиосвязи с воздушным судном;
непосредственное управление движением других воздушных судов таким образом, чтобы исключить возможность их сближения с воздушным судном, потерявшим связь;
освобождение в районе аэродрома воздушного пространства от высоты круга до заданного эшелона к расчетному времени прибытия воздушного судна на аэродром назначения;
введение при необходимости режима радиомолчания (работа в эфире только на прием, выполнение команд органа ОВД без подтверждения);
завершение вертикального маневра с занятием высоты согласно последнему указанию органа ОВД.
14.7.11. Если через 30 минут после расчетного времени прибытия воздушное судно не произвело посадку, не установило связь и не наблюдается на экране радиолокатора, органы ОВД могут возобновить обычное воздушное движение в районе аэродрома.
При наличии средств вторичной радиолокации допускается обеспечение безопасных интервалов полета без освобождения всего воздушного пространства после точного определения фактического эшелона полета воздушного судна, следующего без связи.
14.7.12. При отказе наземных средств связи соответствующие органы ОВД принимают меры к восстановлению связи с использованием резервных средств и каналов или передают управление другому органу ОВД.
Потеря ориентировки14.8. Ориентировка считается временно потерянной, если воздушное судно выведено летным экипажем самостоятельно или с помощью наземных РТС на заданный маршрут с последующей посадкой на аэродроме назначения.
Ориентировка считается полностью потерянной, если летный экипаж по этой причине произвел вынужденную посадку не на аэродроме назначения.
14.8.1. При потере ориентировки летный экипаж воздушного судна:
передает (включает) сигнал бедствия аппаратуры опознавания и при наличии ответчика вторичной локации устанавливает на нем код 7700;
в контролируемом воздушном пространстве докладывает органу ОВД о потере ориентировки, последнем достоверно известном местоположении воздушного судна, остатке топлива и условиях полета;
не допускает полета с произвольными курсами;
занимает безопасную высоту, установленную в РПП для данного района полетов;
в контролируемом воздушном пространстве с разрешения органа ОВД занимает наивыгоднейший эшелон (высоту) полета с целью обнаружения воздушного судна радиотехническими средствами и согласовывает свои действия с органом ОВД;
выполняет предусмотренные эксплуатантом в РПП меры по восстановлению ориентировки.
Если ориентировку невозможно восстановить, не допуская полной выработки топлива, до наступления темноты экипаж воздушного судна производит посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке.
При полете ночью и достаточном количестве топлива экипаж воздушного судна продолжает полет до наступления рассвета.
14.8.2. При потере ориентировки не допустимо снижение ниже безопасной высоты.
14.8.3. В приграничной полосе выполнять маневры для восстановления ориентировки не разрешается. Командир воздушного судна берет курс в глубь территории Российской Федерации.
14.8.4. В контролируемом воздушном пространстве после восстановления ориентировки дальнейшие действия летный экипаж согласовывает с органом ОВД.
В зависимости от сложившихся условий (характера задания на полет, метеорологической обстановки, запаса топлива, времени суток и т.д.) возможно:
продолжить полет в пункт назначения;
возвратиться на аэродром вылета;
совершить вынужденную посадку на ближайшем аэродроме или в другом безопасном месте.
14.8.5. Основными способами восстановления ориентировки в зависимости от условий полета являются:
определение места воздушного судна прокладкой на карте линий положения, рассчитанных с помощью имеющихся технических средств навигации (самолетовождения);
выход на радионавигационный ориентир;
определение местонахождения воздушного судна по данным пеленгования, полученным от радиолокаторов, пеленгаторных узлов, радиопеленгаторов;
выход на световой ориентир или светомаяк, опознаваемый по характеру его работы (в ночном полете);
выход на характерный линейный или крупный площадной ориентир.
14.8.6. При взаимодействии с органами ОВД предусматривается:
принятие необходимых мер для оказания помощи летному экипажу по восстановлению ориентировки;
немедленное принятие мер к поиску воздушного судна, если его летный экипаж сообщил о потере ориентировки или воздушное судно не прибыло в пункт назначения в расчетное время, а от смежных органов ОВД и вспомогательных радиолокационных пунктов не поступало сведений о его местонахождении. Для этого привлекаются все имеющиеся в распоряжении органа ОВД и в распоряжении других ведомств средства и специальные наземные радиотехнические установки;
включение всех наземных технических средств навигации (самолетовождения);
организация прослушивания радиообмена;
организация передачи (без приема подтверждения от корреспондента) необходимых указаний и распоряжений, связанных с дальнейшим выполнением полета летным экипажем, потерявшим ориентировку.
Нападение на экипаж воздушного судна (пассажиров)14.9. При нападении или угрозе нападения на экипаж (пассажиров) воздушного судна командир воздушного судна по возможности:
включает сигнал бедствия аппаратуры опознавания (при его наличии);
при наличии ответчика вторичной локации устанавливает код 7500;
сообщает органу ОВД о нападении (свой позывной, местонахождение (координаты), высоту, курс полета), обо всех связанных с ним обстоятельствах и действует в соответствии со специальной инструкцией;
использует все свои права, предусмотренные воздушным законодательством.
Ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа воздушного судна (пассажиров)14.10. В случае ранения или внезапного ухудшения состояния здоровья члена экипажа воздушного судна принимаются меры по оказанию ему необходимой медицинской помощи, принимается решение в зависимости от обстановки о продолжении или прекращении полета с соответствующим докладом органу ОВД.
14.10.1. По указанию командира воздушного судна обязанности члена летного экипажа, потерявшего работоспособность, выполняет наиболее подготовленный для конкретных функциональных обязанностей член летного экипажа.
14.10.2. При невозможности выполнения командиром воздушного судна своих функциональных обязанностей в связи с ранением или внезапным ухудшением состояния здоровья их выполняет в установленном порядке второй пилот.
14.10.3. В случае ранения или внезапного ухудшения состояния здоровья пассажира летный экипаж принимает все доступные меры для спасения его жизни без угрозы для жизни всех находящихся на борту воздушного судна лиц, вплоть до изменения плана полета и/или выполнения незапланированной посадки на любом пригодном аэродроме.
14.10.4. При взаимодействии с органами ОВД предусматривается:
обеспечение экипажа необходимой информацией в зависимости от принятого командиром воздушного судна решения;
передача соответствующих рекомендаций;
обеспечение работы аэронавигационных средств;
оказание экипажу воздушного судна помощи для благополучного завершения полета.
Вынужденная посадка вне аэродрома14.11. В случае, если продолжение полета не обеспечивает безопасности пассажиров и экипажа воздушного судна, командир имеет право принять решение о выполнении вынужденной посадки вне аэродрома.
Вынужденная посадка вне аэродрома выполняется в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа.
14.11.1. Если позволяют обстоятельства, командир воздушного судна сообщает членам экипажа и органу ОВД о своем решении, в том числе о месте и времени предполагаемой посадки, передает (включает) сигнал бедствия, а при наличии ответчика вторичной локации устанавливает код 7700 и информирует пассажиров.
Штурман (второй пилот) сообщает членам экипажа воздушного судна местонахождение воздушного судна, направление и расстояние до ближайшего аэродрома или населенного пункта, а над водной поверхностью - направление и расстояние до берега.
14.11.2. После вынужденной посадки вне аэродрома экипаж воздушного судна оказывает необходимую помощь пассажирам и, пользуясь средствами связи, сообщает на ближайший аэродром или местным органам власти о времени, месте вынужденной посадки, состоянии членов экипажа воздушного судна, пассажиров, воздушного судна и о необходимой помощи.
14.11.3. Вылет с места вынужденной посадки допускается при выполнении следующих условий:
после выполнения всех установленных формальностей при расследовании;
при условии устранения неисправностей на воздушном судне (если они имели место);
при соответствии всех условий для взлета.
14.11.4. При отсутствии связи с органом ОВД и в случаях, не терпящих отлагательства (стихийное бедствие, необходимость оказания помощи раненым и т.д.), командир воздушного судна принимает решение на вылет самостоятельно.
14.11.5. Перед вылетом с места вынужденной посадки вне аэродрома командир воздушного судна осматривает местность (акваторию) и определяет ее пригодность для безопасного взлета. При необходимости командир воздушного судна принимает меры для устранения препятствий, а также для выполнения безопасного взлета с борта воздушного судна может быть снята загрузка или слита часть топлива.
Отказ радиолокационных средств ОВД и РТО на аэродроме посадки14.12. При получении сообщения органа ОВД об отказе радиолокационных средств в районе полета командир воздушного судна выдерживает режим полета в соответствии с планом полета. Члены летного экипажа соблюдают максимальную осмотрительность (радиоосмотрительность).
14.12.1. При отказе радиотехнических средств на аэродроме посадки и невозможности по метеорологическим условиям произвести визуальную посадку на данном аэродроме летный экипаж воздушного судна следует на запасной аэродром.
При невозможности ухода на запасной аэродром (недостаток топлива, неисправность авиационной техники) по решению командира воздушного судна возможно произвести посадку при погоде ниже минимума.
14.12.2. При взаимодействии с органами ОВД предусматривается:
при необходимости введение органом ОВД режима радиомолчания;
применение интервалов эшелонирования, предусмотренных настоящими Правилами, при отсутствии радиолокационного контроля;
информирование летных экипажей воздушных судов, находящихся в контролируемой зоне, и смежных органов ОВД об отказе радиолокационных средств и о сложившейся воздушной обстановке.
Применение парашютов в аварийных случаях14.13. При выполнении полетов на десантирование парашютистов или сброс грузов, а также если это предусмотрено соответствующей инструкцией для учебных полетов и ряда испытательных или исследовательских полетов, члены экипажа воздушного судна и другие лица, участвующие в полете, должны иметь парашюты с установленными страхующими приборами.
Подвесные системы парашютов должны быть надеты в течение всего полета.
Допускается снятие в полете парашютов в случае невозможности выполнения обязанностей по эксплуатации воздушного судна и его оборудования с надетыми парашютами.
Решение на покидание воздушного судна принимает командир воздушного судна.
14.13.1. Вынужденное покидание воздушного судна на парашютах в особых ситуациях является обязательным.
При этом определяются:
порядок обеспечения и использования парашютов при проведении испытательных и исследовательских полетов - программами испытаний (исследовательских полетов), утвержденными в установленном порядке;
порядок подачи команд на покидание воздушного судна членами экипажа, а также действия членов экипажа после покидания воздушного судна при приземлении и приводнении, после приземления (приводнения) с парашютом - инструкцией, утвержденной в установленном порядке;
правила вынужденного покидания воздушных судов эксплуатантов - в РПП.
14.13.2. При вынужденном покидании воздушного судна на парашютах летный экипаж по возможности информирует орган ОВД:
о своем местонахождении и создавшейся ситуации;
о решении на покидание воздушного судна и курсе воздушного судна;
командир воздушного судна передает (включает) сигнал бедствия.
В случае, если это возможно, летный экипаж по команде командира воздушного судна:
выбирает и устанавливает курс полета в направлении малонаселенного района со снижением по пологой глиссаде;
включает автопилот;
уничтожает (стирает) кодовое устройство аппаратуры опознавания;
при необходимости выключает двигатель (двигатели).
14.13.3. При снижении на парашюте члены экипажа воздушного судна должны наблюдать, по возможности, за другими членами экипажа, просматривать местность, обращая внимание на расположение населенных пунктов, дорог, троп, рек, озер, ущелий, а также на наличие кораблей, расположение островов, направление на берег.
Перед приводнением члены экипажа воздушного судна приводят в готовность плавательные средства.
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"