в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 23.06.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

XII. Особенности организации и выполнения полетов в авиации общего назначения

12.1. Организация и выполнение полетов в авиации общего назначения (АОН) осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

12.1.1. Организация и выполнение полетов воздушных судов АОН с неконтролируемых аэродромов, постоянных и временных площадок должны предусматриваться инструкциями по производству полетов, а осуществление полетов в контролируемом воздушном пространстве возможно только после согласования с соответствующим органом ЕС ОрВД.

12.1.2. Организация и выполнение полетов сверхлегких летательных аппаратов, аэростатов, дирижаблей и планеров АОН с контролируемых аэродромов или в районах этих аэродромов проводятся в соответствии с инструкцией по производству полетов на аэродроме.

12.1.3. Полеты сверхлегких летательных аппаратов, аэростатов, дирижаблей и планеров АОН выполняются, как правило, в специальной зоне полетов, выделенной элементом в воздушном пространстве Российской Федерации для определенных целей в установленном порядке.

12.1.4. Метеорологический минимум площадки взлета и района выполнения полетов летательными аппаратами АОН определяется инструкцией по производству полетов.

12.1.5. Для принятия решения на выполнение полетов АОН учитываются следующие показатели метеорологических условий:

скорость и направление ветра у земли;

уровень атмосферной турбулентности (болтанки);

высота нижней границы облаков;

горизонтальная видимость;

температура наружного воздуха;

вид и интенсивность осадков;

наличие обледенения;

наличие опасных явлений погоды.

12.1.6. Подготовка авиационного персонала для АОН предусматривает:

обучение в сертифицированном для таких целей учебном заведении (учреждении, центре);

прохождение программ обучения с учетом особенности подготовки по каждому виду летательных аппаратов;

получение свидетельства (сертификата) пилота вида летательного аппарата АОН.

12.1.7. Получение допусков летного состава к полетам по количеству типов летательных аппаратов АОН не ограничивается.

12.1.8. Выполнение полетов АОН осуществляется при соблюдении следующих условий:

члены экипажа воздушных судов (летательных аппаратов), персонал должны знать воздушное законодательство Российской Федерации, законы, правила и процедуры, которые имеют отношение к исполнению их обязанностей;

члены экипажа воздушных судов (летательных аппаратов) и персонал, осуществляющие техническую эксплуатацию воздушных судов (летательных аппаратов), должны иметь действующие свидетельства (сертификаты) авиационного специалиста, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации, а также соответствующие допуски по типам воздушных судов;

наличие действующих страховых полисов конкретного воздушного судна (летательного аппарата) и персонала;

наличие на борту воздушных судов (летательных аппаратов) необходимой судовой документации;

при выполнении международных полетов члены летного экипажа должны быть подготовлены в соответствии с требованиями для выполнения международных полетов;

должны быть определены мероприятия и процедуры, обеспечивающие безопасное выполнение полетов.

12.1.9. Решение на выполнение полета принимается в том случае, если:

в установленном порядке представлена органу ЕС ОрВД заявка на использование воздушного пространства, а летный экипаж имеет необходимую для принятия решения на выполнение полетов аэронавигационную и метеорологическую информацию;

масса воздушного судна и расположение центра тяжести позволяют безопасно выполнять полет с учетом ожидаемых условий полета;

любой имеющийся на борту груз должным образом распределен и надежно закреплен;

не будут превышаться эксплуатационные ограничения воздушного судна, содержащиеся в РЛЭ или эквивалентном ему документе;

соблюдены метеорологические ограничения (командира воздушного судна, воздушного судна, аэродрома) на аэродроме вылета, маршруте и аэродромах посадки и запасном;

аэродромы (площадки), используемые при полете, технически пригодны (или соответствуют установленным требованиям);

экипаж по численности и составу отвечает требованиям РЛЭ;

воздушное судно (летательный аппарат) оснащено необходимым аварийно-спасательным оборудованием и оборудованием для подачи сигналов бедствия;

обеспечивается, насколько это возможно, в случае авиационного происшествия или инцидента с воздушным судном (летательным аппаратом) сохранность всех соответствующих записей бортовых самописцев и самих бортовых самописцев, а также их хранение в безопасном месте до их передачи официальным органам;

воздушное судно (летательный аппарат) эксплуатируется в пределах установленных эксплуатационных ограничений, содержащихся в РЛЭ или эквивалентном ему документе, а также оснащено приборами, которые позволяют летному экипажу контролировать траекторию полета, выполнять любые требуемые правилами маневры и соблюдать эксплуатационные ограничения, касающиеся данного воздушного судна, в ожидаемых условиях эксплуатации.

12.1.10. На воздушных судах АОН при выполнении полетов дополнительно к изложенному в пункте 2.10 настоящих Правил должны быть:

комплект первой помощи, размещенный в легкодоступном месте;

переносные огнетушители, которые не приводят при разрядке к опасной концентрации ядовитых газов в воздухе внутри воздушного судна (летательного аппарата). Если это предусмотрено технической документацией, огнетушители устанавливаются в кабине летного экипажа и в пассажирских салонах;

кресло или спальное место для каждого лица (пассажира), достигшего двухлетнего возраста;

поясной привязной ремень на каждом кресле и удерживающие ремни на каждом спальном месте.

Указанный перечень может быть сокращен для легких и сверхлегких воздушных судов и указан в приложении к сертификату, выданному в том числе и на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие этого воздушного судна требованиям летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

12.1.11. Кроме оборудования, минимально необходимого для выдачи удостоверения о годности к полетам, на борту при необходимости устанавливаются в предусмотренном порядке приборы, оборудование и имеется полетная документация, предписываемые в зависимости от используемого воздушного судна и условий, в которых должен выполняться полет:

воздушное судно, которое выполняет контролируемый полет, обязательно оснащается связным радиооборудованием, способным в любое время в течение полета поддерживать двустороннюю связь с органами ОВД и соответствующими авиационными станциями и на установленных частотах;

при полетах в определенных участках воздушного пространства, в котором предусмотрены технические требования к минимальным навигационным характеристикам (MNPS) и связи, на борту воздушного судна должно быть установлено соответствующее оборудование;

воздушное судно, которое предназначено для полетов на абсолютных высотах, где атмосферное давление в кабинах летного экипажа и в пассажирских салонах составляет менее 700 гПа, оборудуется аппаратурой для хранения и подачи кислорода.

12.1.12. Все члены летного экипажа самолетов с герметизированными кабинами, выполняющих полет на такой высоте, где атмосферное давление составляет менее 376 гПа, должны иметь на своих рабочих местах быстро надевающуюся кислородную маску, которая обеспечивает при первой необходимости немедленную подачу кислорода.

Если выполняется полет на абсолютных высотах, на которых атмосферное давление ниже 376 гПа, или если воздушное судно выполняет полет на абсолютных высотах, на которых атмосферное давление превышает 376 гПа, и воздушное судно не может безопасно снизиться в течение четырех минут до абсолютной высоты, на которой атмосферное давление составляет 620 гПа, - для лиц, занимающих пассажирскую кабину, предусматривается как минимум 10-минутный запас кислорода.

12.1.13. Гидросамолеты при выполнении полетов должны оснащаться:

по одному спасательному жилету или равноценному индивидуальному плавсредству на каждого находящегося на борту человека (эти средства располагаются таким образом, чтобы их легко можно было достать с кресла или спального места);

оборудованием, подающим звуковые сигналы, предписанные международными правилами для предупреждения столкновения судов на море, там, где это применимо;

одним якорем;

одним морским якорем (плавучим) в случае, если он необходим для осуществления маневрирования.

Самолеты, выполняющие полеты увеличенной протяженности над водным пространством, должны иметь на борту, как минимум, по одному спасательному жилету или равноценному индивидуальному плавсредству на каждого находящегося на борту человека, расположенному таким образом, чтобы человек, для которого они предназначены, мог легко достать их со своего кресла или спального места.

12.1.14. В области летно-технической эксплуатации в АОН должно обеспечиваться:

проведение технического обслуживания воздушного судна в соответствии с его программой технического обслуживания, в том числе приемлемой и для государства регистрации;

все модификации и ремонты воздушных судов (летательных аппаратов) должны соответствовать требованиям летной годности, в том числе приемлемым и для государства регистрации;

хранение в течение установленных периодов следующих регистрируемых данных:

общего времени эксплуатации (соответственно часов, календарного времени и циклов) воздушного судна (летательного аппарата) и всех агрегатов с ограниченным сроком службы;

текущих сведений о соблюдении всей действующей обязательной информации о сохранении летной годности;

соответствующих подробных данных о модификациях и ремонтах;

времени эксплуатации (соответственно часов, календарного времени и циклов) после последнего капитального ремонта самолета или его агрегатов с соблюдением обязательного межремонтного срока службы;

текущих сведений о соблюдении программы технического обслуживания самолета;

подробных данных о техническом обслуживании, которые свидетельствуют о выполнении всех требований при подписании свидетельства о техническом обслуживании.

При этом в случае временной или любой смены владельца или арендатора регистрируемые данные предоставляются новому владельцу или арендатору в обязательном порядке;

для каждого воздушного судна, осуществляющего полеты, ведется в установленном порядке бортовой журнал.

12.1.15. Владелец или арендатор воздушного судна (летательного аппарата) должен иметь в своем распоряжении для немедленной передачи авиационным координационным центрам поиска и спасания формуляры, содержащие информацию об аварийно-спасательном оборудовании, находящемся на борту воздушного судна.

12.1.16. В процессе эксплуатации проводятся проверки и оценки записей систем самописцев полетных данных и бортовых речевых самописцев в целях обеспечения сохранения эксплуатационной пригодности самописцев.

12.1.17. Демонстрационный полет воздушного судна (летательного аппарата) выполняется с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов.

12.1.18. При осуществлении демонстрационных полетов воздушных судов и спортивных соревнований, парашютных прыжков, подъемов привязных аэростатов, дирижаблей над населенными пунктами (в их непосредственной близости) выдача разрешений на использование воздушного пространства осуществляется в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

При проведении спортивных соревнований по видам авиационного спорта порядок и условия использования воздушного пространства в этих случаях согласовываются в установленном порядке с соответствующими центрами ЕС ОрВД, а при их планировании на аэродромах - и с администрацией аэродрома.

Общие правила выполнения полетов сверхлегких летательных аппаратов

12.2. С учетом аэродинамических и технических характеристик, а также задания на полет сверхлегкие летательные аппараты АОН могут выполнять в установленном порядке следующие специального вида полеты:

парящие, в том числе в потоках обтекания, в термических потоках и по маршруту;

планирующие, в том числе склонные;

полеты моторных сверхлегких летательных аппаратов с ограниченным запасом топлива;

полеты моторных сверхлегких летательных аппаратов с подбором площадки с воздуха.

12.2.1. При отсутствии радиосвязи управление сверхлегкими летательными аппаратами АОН с земли осуществляется путем визуального контакта (определения) установленными знаками и сигналами.

12.2.2. Для обеспечения безопасности полетов безмоторных и моторных сверхлегких летательных аппаратов АОН учитываются следующие особенности:

переменный по высоте и направлению профиль полетов, что обусловлено поиском восходящих потоков в атмосфере;

возможность вынужденного прекращения полета на любом участке маршрута из-за отсутствия метеорологических условий для парения;

возможное отсутствие радиосвязи с их экипажами, а также отсутствие достоверной радиолокационной информации из-за малой эффективной отражающей поверхности сверхлегких летательных аппаратов;

метеорологические условия (необходимость их оценки с учетом основных критериев - турбулентности и скорости ветра у земли).

12.2.3. Полеты сверхлегких летательных аппаратов АОН в особых условиях (в зонах обледенения, грозовой деятельности, ливневых осадков, в условиях сильной болтанки, повышенной электрической активности атмосферы, пыльной бури и др.) запрещаются.

12.2.4. В зависимости от летно-технических характеристик сверхлегкие летательные аппараты АОН могут иметь ограничения по высотам:

предельно-малые высоты - до 50 м включительно;

малые высоты - выше 50 м до 300 м включительно;

средние высоты - выше 300 м до 1500 м включительно;

большие высоты - выше 1500 м.

12.2.5. Структура района аэродрома (площадки) и района полетов сверхлегких летательных аппаратов АОН с учетом малых высот полета и радиусов маневрирования может предусматривать следующие минимальные параметры:

истинную высоту полета по кругу для захода на посадку - 50 или 100 м;

удаление пилотажных зон от центра площадки - не менее 700 м;

минимальную ширину маршрута - 3 км.

Особенности полетов на аэростатах, дирижаблях и планерах авиации общего назначения

12.3. Пилотируемые аэростатические летательные аппараты подразделяются на аэростаты и дирижабли.

Полеты аэростатических летательных аппаратов выполняются в соответствии с заданными органом ОВД условиями и классифицируются по видам:

свободный полет - полет аэростата или дирижабля, выполняемый в воздушном пространстве с заданными органами ОВД аэронавигационными ограничениями и условиями;

привязной полет - подъем аэростата на швартовочных фалах, максимальная высота подъема регламентируется РЛЭ аэростата (или эквивалентным ему документом).

12.3.1. Организация полетов аэростатических летательных аппаратов включает выбор места старта, вероятного сектора воздушного пространства для свободного полета, площадок для выполнения безопасной посадки:

место старта и веер траекторий свободного полета аэростата выбирается исходя из фактического направления ветра с учетом действующих для данного района полетов ограничений;

размеры площадки, используемой для взлета и подъема на привязи, должны удовлетворять требованиям РЛЭ или эквивалентного ему документа и не требуют специального оснащения и разметки;

азимуты вероятного сектора воздушного пространства для свободного полета аэростата определяются направлением ветра по высотам;

дальность определяется скоростью ветра и располагаемым временем выполнения полета;

планируемые площадки для посадки аэростата выбираются с учетом располагаемой дальности полета в планируемом секторе;

соблюдение метеорологических минимумов аэростатических летательных аппаратов, которые определяются РЛЭ или эквивалентным ему документом.

12.3.2. Расчет взлетного веса и взлетной дистанции производится для фактических метеорологических условий (температура воздуха, атмосферное давление, скорость ветра у земли) при нормированной вертикальной скорости набора высоты не более 3 м/сек. с условием обеспечения высоты прохода над препятствиями по курсу взлета не менее 10 м.

12.3.3. Аэростатические летательные аппараты должны иметь швартовку, оснащенную устройством быстрой отцепки, препятствующей неконтролируемому перемещению по площадке (до выполнения взлета).

12.3.4. Очередность взлета определяет организатор (руководитель) полетов с учетом направления ветра (в целях избежания соприкосновения жесткими элементами конструкций оболочек аэростатических летательных аппаратов).

12.3.5. При одновременном или раздельном взлете нескольких аэростатических летательных аппаратов с одной площадки допускается непреднамеренное соприкосновение их мягкими оболочками.

12.3.6. Скоростное маневрирование аэростатов по вертикали на взлете и посадке при одновременном нахождении в зоне нескольких аэростатических летательных аппаратов запрещается.

12.3.7. Аэростат, находящийся выше, уступает пространство аэростату, находящемуся ниже.

12.3.8. Профиль полета аэростатического летательного аппарата определяется экипажем с учетом свободных полетов аэростатических летательных аппаратов вне воздушных трасс и МВЛ.

12.3.9. Допускается для аэростатического летательного аппарата:

пересечение в установленном порядке воздушных трасс и МВЛ аэростатическими воздушными судами, оборудованными ответчиками вторичной локации, при условии обеспечения установленных интервалов эшелонирования;

выполнение промежуточных посадок (касаний земной или водной поверхности) при условии наличия открытых подходов и отсутствия препятствий, с последующим взлетом исходя из полученных перед взлетом или во время полета условий.

12.3.10. Площадка для выполнения посадки в планируемом секторе выбирается по курсу полета.

Ее размеры зависят от скорости ветра у земли и обязательным учетом расположения препятствий (строения, вышки, линии электропередачи и т.д.).

12.3.11. Каждый полет аэростата сопровождается и обеспечивается наземной командой, имеющей автотранспорт, оснащенный необходимыми средствами радиосвязи.

12.3.12. Аэростатические летательные аппараты оборудуются сбрасываемым фалом, длиной не менее 50 м.

12.3.13. Аэростатические летательные аппараты, выполняющие полеты над водными акваториями, укомплектовываются необходимым количеством спасательных плавательных средств.

12.3.14. В случае вероятной посадки на водную поверхность команды сопровождения укомплектовываются моторными плавательными средствами.

12.3.15. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов аэростатов производится командой наземного сопровождения.

12.3.16. Полеты в особых условиях (в зонах обледенения, грозовой деятельности, ливневых осадков, в условиях термической и динамической турбулентности атмосферы, повышенной электрической активности атмосферы, сдвига ветра, пыльной бури) аэростатов запрещаются, дирижаблей - допускаются в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом.

12.3.17. Полеты на дирижаблях в целях перевозки пассажиров осуществляются с посадками только на аэродромы (посадочные площадки).

12.3.18. Возможно производство посадок в установленном порядке на дирижаблях на площадки, подобранные с воздуха (без перевозки пассажиров).

12.3.19. Командиру дирижабля (пилоту), допущенному к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, при принятии решения на вылет по условиям ПВП разрешается использовать посадочные площадки в качестве запасных.

12.3.20. При выполнении полетов на аэродромы и посадочные площадки, на которых не обеспечивается техническое обслуживание дирижаблей, экипаж выполняет осмотр дирижабля в соответствии с РЛЭ или эквивалентного ему документа самостоятельно.

12.3.21. На аэродромах, используемых одновременно самолетами, вертолетами и дирижаблями, могут оборудоваться специальные площадки с отдельным стартом для дирижаблей.

На контролируемом аэродроме при необходимости командир дирижабля (пилот) с разрешения органа ОВД для взлета или посадки может использовать любую часть ВПП аэродрома.

12.3.22. При буксировке планера соблюдаются следующие условия:

командир воздушного судна, осуществляющего буксировку, имеет необходимую подготовку и квалификацию;

воздушное судно, осуществляющее буксировку, допущено к буксировке согласно РЛЭ или эквивалентного ему документа;

между командиром воздушного судна, осуществляющего буксировку, и пилотом планера организуется взаимодействие, включая сигналы готовности к взлету, готовности к отцепке, действий в аварийной ситуации.

12.3.23. Командиру воздушного судна, осуществляющего буксировку, не разрешается производить сброс буксирного троса после отцепки планера, если это может на земной поверхности представлять опасность для людей, животных и объектов.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"