в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 23.06.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Приложение N 17. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решения (DH) - установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. Абсолютная высота принятия решения (DA) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DH) - от превышения порога ВПП. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму "абсолютная/относительная высота принятия решения" и сокращение "DA/H";

авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации;

авиация общего назначения - гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ;

авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ;

авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей;

авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения;

аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

аэродром временный - неклассифицированный аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенные периоды, не имеющий стационарных аэродромных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке;

аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;

аэродром запасной - аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета;

аэродромная зона - воздушное пространство установленных размеров, предусмотренное для целей навигации и полетных заданий;

аэродром назначения - аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;

аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации;

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации;

аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме;

аэродромный узел (аэроузел) - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования;

аэронавигационная информация - сведения (аэронавигационные данные) об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения (далее именуются - РТО), необходимые для организации и выполнения полетов;

аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;

аэронавигационный запас топлива - топливо, сверх расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета от взлета до посадки согласно плану, являющееся частью достаточного запаса топлива для полета.

Рассчитывается на случай отклонения от плана полета, в том числе возможного ухода на запасной аэродром и не может быть меньше значения, предусмотренного РЛЭ или эквивалентным ему документом;

аэропорт - комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющих для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников;

аэростат - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

барометрическая высота - показания барометрического высотомера с учетом инструментальных и аэродинамических погрешностей;

безопасная высота полета - высота полета, исключающая столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;

безопасность полетов - состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;

боковая полоса безопасности - там, где это предусмотрено, специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы воздушных судов при взлете, посадке и рулении;

болтанка - беспорядочные перемещения воздушного судна, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы (болтанка считается слабой, когда прирост перегрузки достигает не более +/- 0,5 g; умеренной - до +/- 1,0 g; сильной - более +/1,0 g, а при посадке: умеренная - +/- 0,3 - 0,4 g; сильная - более +/- 0,4 g);

бортовая система предупреждения столкновений (БСПС) - авиационная система, функционирующая независимо от наземного оборудования и использующая сигналы радиоответчика вторичного обзорного радиолокатора, предназначенная для предупреждения пилота о возможных столкновениях со встречными летательными аппаратами, имеющими работающий радиоответчик вторичного обзорного радиолокатора;

бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач пилотирования воздушного судна и воздушной навигации;

бортовой самописец (бортовое устройство регистрации) - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве источника информации, используемой для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов;

векторение - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения ОВД;

вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;

вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

взлет - этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному воздушному судну;

взлет аэростата - движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета;

взлетная дистанция вертолета - расстояние по горизонтали, проходимое вертолетом от точки старта, высоты зависания при вертикальном взлете или точки начала разбега, до точки, в которой несущий винт вертолета перешел на режим косой обдувки и вертолет выполнил набор не менее высоты 10,7 м (35 футов) над рельефом местности по курсу взлета;

взлетная дистанция самолета - расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от точки старта до точки, над которой самолет набирает высоту не менее 10,7 м (35 футов) и скорость не менее безопасной скорости взлета;

взлетно-посадочная полоса (ВПП) - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов;

видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;

видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП (RVR)) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры;

видимость метеорологическая (дальность метеорологической видимости) - горизонтальная видимость, определяемая метеорологической службой с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости;

визуальные метеорологические условия - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, высоты нижней границы облаков и расстояния до облаков, при которых полет выполняется по правилам визуальных полетов;

визуальный заход на посадку - заход на посадку, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;

воздушная трасса (ВТ) - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения;

воздушное движение - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

воздушное судно-летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;

легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм;

сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания;

воздушное судно - нарушитель - воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;

воздушное судно, потерпевшее бедствие, - воздушное судно, которое получило при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

воздушное судно, пропавшее без вести, - потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести;

воздушное судно, терпящее бедствие, - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;

временный режим - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВРЦ ЕС ОрВД) - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в своем районе ЕС ОрВД;

вынужденная посадка - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;

высота абсолютная - высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета;

высота истинная - высота, определяемая от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;

высота относительная - высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение;

высота рельефа - абсолютная высота рельефа местности;

высота полета - общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;

высота нижней границы облаков (ВНГО) - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;

высота перехода - высота, установленная для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты полета;

высота принятия решения (ВПР) - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;

главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее - ГЦ ЕС ОрВД);

глиссада - сформированная техническим средством заданная или выдерживаемая пилотом траектория снижения на конечном участке захода на посадку;

государство регистрации - государство, в реестр которого занесено воздушное судно;

государство эксплуатанта - государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания эксплуатанта;

градиент набора/снижения - тангенс угла наклона траектории набора/снижения, выраженный в процентах;

гражданская авиация - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики;

давление атмосферное стандартное (QNE) - установленное значение давления 1013,25 мбар (760 мм рт. ст. или 29,92 дюймов рт. ст.);

давление на аэродроме, вертодроме, в пункте:

QFE - атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;

QNH - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере, при установке которого на шкале давления барометрического высотомера барометрическая высота аэродрома, вертодрома, пункта совпадает с его абсолютной высотой;

дирижабль - аэростат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости, дальности и продолжительности полета;

диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое органом ОВД экипажу воздушного судна при его запросе, действовать в соответствии с условиями, установленными органом ОВД;

диспетчерское указание - указание органа ОВД, предписывающее командиру воздушного судна выполнить конкретное действие;

документ аэронавигационной информации - документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;

зависимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;

задание на полет - бланк установленной формы на выполнение полета (полетов) гражданского воздушного судна, предусматривающий обязательные разделы и графы и оформляемый в установленном в гражданской авиации порядке;

запас высоты над препятствием - минимальное расстояние по вертикали от воздушного судна до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;

запретная зона - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;

заход на посадку по радиолокатору (РСП) - заход на посадку (до ВПР), выполняемый под руководством диспетчера радиолокационного контроля;

зона ограничения - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;

зона ожидания - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;

зональная навигация - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории с использованием технических средств;

зональный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своей зоне ЕС ОрВД (далее - ЗЦ ЕС ОрВД);

извещение для авиационного персонала (NOTAM) - извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, имеющее важное значение для авиационного персонала, задействованного в организации, обеспечении и выполнении полета, рассылаемое средствами электросвязи;

изолированный аэродром - аэродром назначения, который для данного типа воздушного судна не имеет запасного аэродрома, а аэродром вылета выбрать в качестве запасного невозможно;

использование воздушного пространства - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;

командир воздушного судна - лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа;

коммерческая гражданская авиация - гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ;

конечный этап захода на посадку - та часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке (или точке) конечного этапа захода на посадку или при отсутствии такой точки:

в конце последнего стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа "ипподром", если таковая предусмотрена, или

в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат уход на второй круг;

консультативное обслуживание воздушного движения - обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;

контролируемый аэродром - аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения (воздушного и наземного);

контролируемое воздушное пространство - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства;

контролируемый полет - полет воздушного судна, который обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат;

концевая полоса торможения (КПТ) (или там, где это предусмотрено, - концевая полоса безопасности (КПБ)) - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к торцевой границе ВПП, предназначенный для повышения безопасности при возможном выкатывании за пределы ВПП воздушного судна при взлете, посадке и рулении;

круг полетов - установленный маршрут (схема) в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома;

летное поле - часть площади аэродрома, на которой располагаются взлетно-посадочные полосы с боковыми и концевыми полосами безопасности, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, площадки для посадки вертолетов (самолетов вертикального взлета и посадки), технические позиции и площадки для подготовки воздушных судов к вылету;

летная полоса - часть летного поля аэродрома, включающая ВПП, боковые полосы безопасности и концевые полосы торможения (если они предусмотрены);

летная проверка члена экипажа - проверка практической работы члена экипажа;

летная тренировка - процесс практического обучения членов летного экипажа воздушного судна с целью приобретения (восстановления) умений и навыков при выполнении полетов на воздушном судне или на тренажерном устройстве имитации полета;

летная эксплуатация воздушного судна - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна;

максимальная взлетная масса - максимальная сертифицированная взлетная масса;

маршрут зональной навигации - маршрут, установленный для полетов воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;

маршрут полета - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине;

международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля;

международная воздушная трасса - воздушная трасса, открытая для международных полетов;

международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства;

местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с абсолютной высотой рельефа 1000 м и более;

местность холмистая - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 м до 500 м в радиусе 25 км;

местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км;

место ожидания у ВПП (предварительный старт) - участок РД или установленное место перед ВПП и, как правило, маркированное, предназначенное для остановки воздушных судов и транспортных средств перед их занятием ВПП при отсутствии указаний от органа ОВД о дальнейших действиях, а также для выполнения экипажем предусмотренных технологических процедур;

местная воздушная линия (МВЛ) - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием (управлением) воздушного движения. МВЛ может быть открыта для выполнения международных полетов;

местный режим - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, в том числе воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс и МВЛ в нижнем воздушном пространстве зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

метеорологическая информация - сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы, экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

метод числа "М" - выполнение полетов воздушных судов с числами "М", назначенными органами ОВД для обеспечения выдерживания на маршрутах ОВД установленных интервалов продольного эшелонирования;

минимальная высота снижения - высота, установленная для неточного захода на посадку, ниже которой снижение не может производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами (далее именуется - МВС);

минимальное приведенное давление (P_прив.мин) - расчетное значение минимального приведенного к уровню моря атмосферного давления по маршруту или району полета;

минимум аэродрома для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и, при необходимости, высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данной категории на данном аэродроме;

минимум аэродрома для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данной категории на данном аэродроме;

минимум воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), позволяющие безопасно производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа;

минимум командира воздушного судна (пилота) - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых командиру воздушного судна (пилоту) разрешается выполнять взлет, посадку или полет по ПВП (ОПВП) на воздушном судне данного типа;

минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение авиационных работ определенных видов;

начальный этап захода на посадку - часть захода на посадку по приборам между контрольными точками начального и промежуточного этапа захода на посадку;

независимые вылеты - одновременные вылеты с параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП;

независимые заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;

неконтролируемый аэродром - аэродром, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

неконтролируемый полет - полет воздушного судна, который не обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

необходимый визуальный контакт с ориентирами - видимость ориентиров в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна;

обратная схема - общее название процедур захода на посадку с направлений, близких обратному посадочному курсу;

обледенение - отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин., умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин., сильное - более 1 мм/мин.);

опасная зона - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;

организация использования воздушного пространства - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства;

организация летной работы - комплекс обязательных в коммерческой гражданской авиации и АОН (эксплуатанты) мероприятий по управлению летной деятельностью с целью достижения высокого уровня обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов;

органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) - общий термин, в соответствующих случаях означающий оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства (далее именуются - органы ОВД (управления полетами));

органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства - органы обслуживания воздушного движения гражданской авиации, а также органы управления полетами государственной и экспериментальной авиации;

особый случай в полете - ситуация, которая возникает в результате внезапного отказа авиационной техники или попадания воздушного судна в условия, требующие от экипажа воздушного судна действий, отличающихся от обычного пилотирования воздушного судна;

переходный слой - воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода;

полет увеличенной дальности воздушного судна с двумя двигателями (ETOPS) - полет, выполняемый самолетом при одной неработающей силовой установке, по маршруту, на котором время полета с крейсерской скоростью (в условиях МСА и в штилевых условиях) от какой-либо точки маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает один час;

полетное диспетчерское обеспечение - комплекс мероприятий по организации и обеспечению полета на этапе предполетной подготовки экипажа и в полете;

полоса воздушных подходов - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;

полусмешанные параллельные операции - одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП с использованием одной ВПП исключительно для вылетов, а другой ВПП - как для заходов на посадку, так и для вылетов или с использованием одной ВПП исключительно для заходов на посадку, а другой ВПП - как для заходов на посадку, так и для вылетов;

пользователи воздушного пространства - граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;

посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

потеря ориентировки - ситуация, при которой экипаж воздушного судна не знает местонахождения воздушного судна;

почти параллельные ВПП - непересекающиеся ВПП, угол схождения/расхождения между продолжением осевых линий которых составляет 15° или менее;

правила визуальных полетов (ПВП) - порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местонахождение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту;

правила полетов по приборам (ППП) - порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам;

превышение порога ВПП - абсолютная высота порога ВПП;

предполетная подготовка - приведение в готовность личного состава, воздушных судов, аэродрома, сил и средств управления и обеспечения полетов к выполнению задач полетов (летной смены) с учетом конкретных условий;

предпосадочная подготовка - стандартные эксплуатационные процедуры, выполняемые экипажем, как правило, перед снижением для захода на посадку;

предпосадочная прямая - установленная траектория движения воздушных судов на заключительном этапе схемы захода на посадку после выхода на посадочный курс и до точки приземления;

прерванный заход на посадку (уход на второй круг) - установленный порядок действий экипажа воздушного судна для маневрирования при отсутствии возможности произвести посадку;

приемлемый уровень безопасности полетов - показатели, которые отражают цели уполномоченного органа в области гражданской авиации, эксплуатанта, пользователя воздушного пространства в области гражданской авиации или поставщика обслуживания, касающиеся безопасности полетов;

проверяющий - должностное лицо уполномоченного органа в области гражданской авиации, в том числе его территориального органа, или с полномочиями от уполномоченного органа в области гражданской авиации должностное лицо, назначенное для проведения проверки практической (летной) работы членов экипажа воздушного судна в полете;

провозка - полет с целью подготовки экипажа (члена летного экипажа) воздушного судна к самостоятельным полетам на аэродром, по воздушной трассе (маршруту), в районе работ и т.п.;

программа технического обслуживания - документ, содержащий описание конкретных плановых работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения, а также связанных с ними процедур, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов;

промежуточная защитная зона - в контексте независимых параллельных заходов на посадку - коридор воздушного пространства определенных размеров, расположенный по центру между продолжением осевых линий двух ВПП, при входе воздушного судна в который необходимо вмешательство диспетчера для осуществления маневрирования какого-либо подвергающегося угрозе воздушного судна, выдерживающего посадочный курс на смежную ВПП;

пункт обязательного донесения - установленная точка (рубеж) на воздушной трассе, МВЛ, маршруте полета, схеме вылета или захода на посадку, пролет которой летный экипаж воздушного судна должен сообщить органу ОВД;

пункты полетно-информационного обслуживания - органы, предоставляющие летным экипажам воздушных судов при востребовании полетно-информационный вид обслуживания;

рабочий (эксплуатационный) план полета - план, составленный эксплуатантом для безопасного выполнения полета с учетом летно-технических характеристик воздушного судна, эксплуатационных ограничений и ожидаемых условий на заданном маршруте и на соответствующих аэродромах;

раздельные параллельные операции - одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП с использованием одной ВПП исключительно для заходов на посадку, а другой ВПП - исключительно для вылетов;

разрешительный порядок использования воздушного пространства - предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

район авиационных работ - часть воздушного пространства, в пределах которого по установленным планам и графикам выполняются авиационные работы:

район аэродрома - часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов;

район аэроузла - часть воздушного пространства установленных размеров с двумя и более близко расположенными аэродромами, для организации и выполнения полетов с которых необходимо специальное согласование и координирование;

район полетной информации - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание воздушного движения и аварийное оповещение;

районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (РЦ ЕС ОрВД) - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своем районе ЕС ОрВД;

расчетное время прилета - расчетное время (момент) выхода воздушного судна на аэродромное аэронавигационное средство, а при его отсутствии - на центр ВПП (КТА);

ремонт воздушного судна - восстановление летной годности авиационного изделия в установленном порядке после его повреждения или износа для обеспечения дальнейшего соответствия воздушного судна предусмотренным нормам летной годности, которые использовались для выдачи сертификата типа соответствующему типу воздушного судна (или акта оценки летной годности);

рельеф местности - естественная поверхность земли без учета искусственных препятствий;

рубеж передачи ОВД - рубеж, установленный на маршруте руления или на траектории полета воздушного судна, на котором управление движением данного воздушного судна передается от одного органа ОВД (управления полетами) другому;

рубеж ухода (возврата) - рубеж, рассчитанный так, чтобы в случае ухода с него на запасной аэродром количество топлива на борту воздушного судна к расчетному времени прилета (прибытия) было не менее минимального установленного;

руководство по летной эксплуатации воздушного судна (РЛЭ) - руководство, содержащее инструкции и информацию, необходимые членам экипажа, для обеспечения безопасной летной эксплуатации воздушного судна, а также ограничения, в пределах которых воздушное судно должно считаться годным к полетам;

руководство по производству полетов (РПП) - руководство, разработанное и введенное в действие в установленном порядке эксплуатантом, содержащее установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов;

руление - движение воздушного судна по поверхности аэродрома за счет собственной тяги, за исключением взлета и посадки, а в отношении вертолетов - также перемещение над площадью маневрирования аэродрома в пределах диапазона высот, позволяющего использовать эффект земли, и на скоростях, принятых для руления, то есть руление по воздуху;

сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России) - документ аэронавигационной информации, содержащий долгосрочную аэронавигационную информацию по аэродромам и их районам, необходимую для организации, обеспечения, управления и выполнения полетов экипажами воздушных судов в пределах определенного воздушного пространства;

сдвиг ветра - изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый - до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный - 6 м/с и более на 30 м высоты);

склонные полеты - планирующие полеты сверхлегких летательных аппаратов с огибанием рельефа склона (местности) ниже уровня стартовой (взлетной) площадки;

сложные метеорологические условия - метеорологические условия, характеризующиеся видимостью 2000 м и менее и (или) высотой нижней границы облаков 200 м и ниже при их общем количестве более двух октантов;

сменный пилот на крейсерском этапе полета - пилот (в случаях, когда в составе летного экипажа воздушного судна предусмотрено два пилота - командир воздушного судна, имеющий допуск к инструкторской работе), который назначается (определяется) для выполнения функций пилота на крейсерском этапе полета на время запланированного отдыха командира воздушного судна или второго пилота;

смешанные параллельные операции - одновременное выполнение заходов на осадку и вылетов на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП;

сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер - лицо, назначенное эксплуатантом, которое имеет соответствующую квалификацию и оказывает поддержку, проводит инструктаж и/или помогает командиру воздушного судна в обеспечении безопасного выполнения полета;

специальная зона - зона отработки техники пилотирования (пилотажная зона), зона испытательных полетов, зона полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зона полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, зона полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, зона полетов воздушных судов с переменным профилем и т.п.;

старт аэростата - начальный этап взлета аэростата, при котором происходит его освобождение от механической связи с землей или транспортным средством;

структура воздушного пространства - включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства;

схема вылета, захода на посадку, прерванного захода на посадку - графическое представление процедуры вылета, захода на посадку, прерванного захода на посадку (ухода на второй круг);

схема типа "ипподром" - схема маневрирования воздушного судна в зоне ожидания, или необходимости в потере высоты на начальном этапе захода на посадку, или вывода воздушного судна на линию пути приближения, когда вход в обратную схему не может быть выполнен;

техническое обслуживание - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта в установленном порядке.

У эксплуатанта - комплекс работ, предусмотренных эксплуатационно-технической документацией (ЭТД) по подготовке воздушного судна до готового к полету состояния, выполняемых инженерно-техническим персоналом с момента выключения экипажем двигателей после выполнения полетного задания до запуска экипажем двигателей с целью выполнения нового (продолжения) полетного задания;

точка прерванного захода на посадку - точка на схеме неточного захода на посадку, в которой командир воздушного судна должен начать процедуру ухода на второй круг, если до ее пролета командир воздушного судна не принял решение о посадке;

траектория полета - совокупность последовательных положений воздушного судна в воздушном пространстве во время выполнения полета;

требуемые навигационные характеристики (RNP) - перечень навигационных характеристик, необходимых для выполнения полетов в пределах установленного воздушного пространства.

Навигационные характеристики и требования определяются для конкретного типа RNP и/или применения;

тип RNP - величина удерживания, выраженная через расстояние в морских милях от планируемого местоположения, в пределах которого воздушные суда будут находиться в течение, как минимум, 95% общего полетного времени.

Например: RNP 4 представляет собой навигационную точность плюс или минус 7,4 км (4 м мили) на основе 95% уровня удерживания);

уведомительный порядок использования воздушного пространства -использование воздушного пространства пользователем воздушного пространства с уведомлением соответствующего органа ЕС ОрВД о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства;

член экипажа воздушного судна - лицо, назначенное эксплуатантом, и/или уполномоченное должностное лицо уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение рабочего (служебного) времени и включенное в задание на полет;

член летного экипажа - член экипажа, имеющий свидетельство, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушного судна в течение рабочего (служебного) полетного времени;

член кабинного экипажа - член обслуживающего экипажа, который в интересах безопасности пассажиров, сохранности грузов и выполнения специальных работ на борту воздушного судна выполняет установленные обязанности, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, в течение рабочего (служебного) полетного времени (полетной смены);

экипаж воздушного судна - лица, имеющие действующий сертификат (свидетельство) члена экипажа воздушного судна, а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа;

эксплуатационный минимум аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) - минимум для взлета и посадки, определенный в установленном порядке для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) по категориям воздушных судов;

эшелонирование - общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;

эшелон полета - установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению 760,0 мм ртутного столба (1013,2 гектопаскаля) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов;

эшелон нижний (безопасный) - ближайший к безопасной высоте полета, рассчитанный и установленный эшелон полета, расположенный выше этой высоты;

эшелон перехода - установленный эшелон полета воздушного судна для перевода шкалы барометрического высотомера со стандартного давления на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон полета в районе аэродрома (аэроузла).

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"