в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 06.01.98 N 2 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА В ТЕАТРАХ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 06.01.98 N 2 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА В ТЕАТРАХ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ"

Раздел 3. ВЕРХНЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

3.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕНИЧЕСКИМ ПОДЪЕМАМ

3.1.1. Сценические подъемы должны обеспечивать безопасный подъем, спуск и остановку груза (декораций, оборудования) в заданном положении.

3.1.2. В сценических подъемах должно обеспечиваться равномерное натяжение всех канатов.

3.1.3. Стальные канаты, подвески штанг, софитов, дорог и т.д. при электромеханическом приводе должны быть рассчитаны на растяжение и иметь 9-кратный запас прочности против разрывного усилия каната в целом.

3.1.4. Наименьший допускаемый диаметр блока (барабана), огибаемого канатом, должен превышать диаметр стального каната при наличии электропривода в 30 раз, а при ручном приводе - в 18 раз.

3.1.5. Пеньковые несмоляные канаты следует рассчитывать на растяжение, считая полное (без вычета пустот) сечение каната по наружному диаметру. При этом условное напряжение материала не должно превосходить 10 МПа. Применение хлопчатобумажных и пеньковых смоляных канатов воспрещается.

3.1.6. Диаметры барабанов и блоков, огибаемых пеньковым канатом, должны быть не менее 10-кратного диаметра каната в подъемах с ручным приводом. В сценических подъемах с электроприводом применение пеньковых канатов воспрещается.

Прикрепление стальных канатов к штангам сценических подъемов, противовесам и траверсам или конструкциям подвеса следует производить путем устройства петли с коушем. Длина заплетки конца каната должна быть не менее 25 диаметров каната, считая от места схода каната с коуша. Допускается устройство петли с помощью не менее трех хомутов, плотно стянутых болтов.

3.1.7. Направляющие для движения противовесов или траверсы сценических подъемов должны быть металлическими и иметь жесткую конструкцию. Рабочая часть поверхности направляющих должна быть хорошо зачищена, не иметь заусенцев. Окрашивать рабочую поверхность направляющих воспрещается.

3.1.8. Направляющие должны быть ограждены на всю высоту от пола трюма или от места установки нижних тяговых блоков (при полиспастной системе подъемов) до первой рабочей галереи предохранительной сеткой из металлической проволоки диаметром не менее 1,2 мм с ячейками не более 20 x 20 мм. В трюме ограждения должны иметь смотровые дверцы.

При устройстве в трюме эвакуационного коридора вдоль боковых стен предохранительное ограждение направляющих должно быть глухим, с несгораемыми смотровыми дверками. Степень огнестойкости ограждения дверок должна быть не менее 1 часа.

3.1.9. Каркас ограждения выше планшета должен быть рассчитан на горизонтальную нагрузку от прислоненных декораций в 0,4 Н/кв. м поверхности ограждения с коэффициентом перегрузки 1,4. Зазор между конструкциями ограждения и деталями движущегося противовеса должен быть не менее 30 мм.

3.1.10. Все блоки сценических подъемов должны иметь предохранительные приспособления, исключающие возможность защемления каната и его выпадения из ручья блока.

3.1.11. Крепежные болты блоков должны быть снабжены пружинными шайбами, контргайками и другими деталями, предупреждающими самопроизвольное отвинчивание гаек, а также косыми шайбами при установке блоков на швеллерные балки. Замок приспособления для подвески декораций (сценический карабин, промоскатон) должен открываться вовнутрь и иметь предохранительную гайку.

3.1.12. Грузы противовесов должны соединяться между собой с помощью впадин и выступов. Зазор между противовесами соседних подъемов должен быть не менее 30 мм.

3.1.13. Механические приводы (лебедки) грузоподъемных сценических устройств должны иметь неразмыкаемую кинематическую связь от вала двигателя до барабана и иметь аварийный ручной привод.

3.1.14. Электроприводы (лебедки) сценических подъемов должны иметь электромагнитные остановочные тормоза замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода, и быть снабжены двойной системой независимо от действующих концевых выключателей (рабочий и аварийный). Аварийный выключатель должен непосредственно отключать питание двигателя, если при переходе допустимого положения не сработал рабочий выключатель.

3.1.15. Ручной аварийный привод должен быть электрически сблокирован с электроприводом. Переход на работу ручным аварийным приводом не должен создавать возможности самопроизвольного, свободного движения сценических подъемов.

3.1.16. Ручные лебедки сценических подъемов должны иметь грузоупорные тормоза, автоматически действующие в обе или в одну сторону вращения. Кроме того, лебедки должны быть снабжены остановочными тормозами двухстороннего действия колодочного или ленточного типа.

3.1.17. При ширине сцены, эстрады больше ее высоты беспротивовесные сценические подъемы оборудуются приводом с одним тяговым канатом, перемещающим траверсу с ловителем в жестких металлических направляющих. При этом ловитель должен при обрыве тягового троса обеспечивать аварийную остановку сценического подъема с полной нагрузкой.

3.1.18. При высоте сцены, эстрады больше ее ширины беспротивовесные сценические подъемы оборудуются приводом, лебедка которого имеет многоканатный барабан, на который непосредственно наматываются грузовые канаты. При этом лебедка должна иметь две независимо действующие тормозные системы и жесткую кинематическую связь от оси барабана до оси конечных выключателей.

3.1.19. Все переключающие механизмы в лебедках должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное переключение или расцепление их было исключено.

3.1.20. В электроприводах грузоподъемных устройств все зубчатые колеса должны быть стальными. В ручных лебедках допускаются чугунные зубчатые колеса.

3.1.21. При установке полиспастных декорационных подъемов под противовесами должны быть устроены защитные козырьки с амортизаторами, предохраняющие людей и оборудование от случайного падения отдельных деталей. В качестве амортизатора может использоваться песок слоем не менее 10 см.

3.1.22. Барабаны лебедок сценических подъемов должны быть с ребордами и иметь винтовую нарезку с глубиной канавки не менее 0,5 диаметра каната. Верхний и нижний концы канатов должны закрепляться с двух сторон у реборд барабана, каждый не менее двумя прижимами. Прижимы должны крепиться не менее чем двумя болтами каждый через пружинную шайбу. На барабане обязательно наличие для каждого конца каната не менее 1,5 запасных витков, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

3.1.23. Все открытые вращающиеся части электролебедок (валы, зубчатые колеса, выступающие части шпонок) должны быть закрыты прочными и удобными металлическими ограждениями, не мешающими обслуживанию частей лебедок (смазке, ремонту и пр.).

3.1.24. Во избежание удара противовеса об упоры (в крайних верхних и нижних положениях) необходимо устанавливать амортизационные устройства, поглощающие часть живой силы при ударе (пружины, листовая резина и т.п.).

3.1.25. Грузоподъемность декорационных и индивидуальных подъемов (брутто) не должна быть более 500 кг.

3.2. ДЕКОРАЦИОННЫЕ ПОДЪЕМЫ

3.2.1. Ручной привод декорационных подъемов следует применять при грузоподъемности не более 3 кН; свыше 3 кН привод должен быть электрическим или гидравлическим. При наличии специальных технологических требований допускается устройство ограниченного количества декорационных подъемов грузоподъемностью 5 кН с ручным приводом.

3.2.2. Расстояние между осями направляющих декорационных подъемов должно быть не менее 200 мм.

3.2.3. Скорость движения декорационных подъемов с электроприводом должна плавно регулироваться в пределах от 0,1 до 1,5 м/сек. В драматических театрах и концертных залах регулировка скорости может быть ступенчатой.

3.2.4. Штанги декорационных подъемов (металлические или деревянные) подвешиваются не менее чем на трех грузовых канатах. Подвеска штанги на пеньковых и хлопчатобумажных канатах воспрещается.

3.2.5. Деревянные штанги декорационных подъемов должны изготовляться клееными, не менее чем из трех брусьев с вертикальным расположением слоев. Каждый брус склеивается "на ус" из отдельных частей высушенного и подобранного без сучков и других дефектов соснового дерева. Стыки должны быть прочными и располагаться в разбежку рядом с местами подвеса штанги к грузовым канатам.

3.2.6. Деревянные штанги должны иметь предохранительные стальные канаты. Канат прокладывается в специальном углублении снизу бруса по всей его длине и крепится к нему скобами. Концы канатов крепятся к торцевым частям штанги. Прочность штанги должна обеспечивать сосредоточенную нагрузку в 100 кг, приложенную в середину пролета между точками подвесов. Штанга должна быть оклеена по всей длине бинтом из холста или бязи.

3.2.7. Металлическая штанга изготовляется из цельной части трубы либо сваривается из нескольких частей. На месте стыка должен устанавливаться внутренний ниппель длиной не менее 200 мм. Стыки отрезков труб должны располагаться в точках подвески штанги к канатам или близко от них.

3.2.8. Металлическая штанга декорационного подъема с торцов заделывается деревянными бобышками, которые должны вставляться внутрь штанги и крепиться к ней металлическими шпильками.

3.2.9. Штанга декорационного подъема должна подвешиваться к канатам через регулируемые (винтовые или фрикционные) стяжки при помощи металлических хомутов, плотно охватывающих штангу по всему периметру поперечного сечения.

3.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОДЪЕМЫ

3.3.1. Блоки для канатов индивидуальных подъемов должны монтироваться: одноручьевые вертикальные - непосредственно на колосниковой решетке; многоручьевые - на специальных металлических балках, расположенных параллельно боковым стенкам сцены, эстрады.

3.3.2. Расположение стационарных блоков индивидуальных подъемов на колосниках осуществляется в шахматном порядке равномерно над всей площадью игровой площадки. Установка временных блоков индивидуальных подъемов разрешается только по согласованию с ответственным за исправное состояние механического оборудования сцены и инженером по охране труда.

3.3.3. Блоки индивидуальных подъемов должны быть металлическими.

3.3.4. Лебедки индивидуальных подъемов должны устанавливаться прочно, чтобы во время работы была обеспечена их полная устойчивость от опрокидывания, подъема или смещения с места.

3.3.5. Конструкция приводных рукояток у лебедок индивидуальных подъемов должна быть такой, чтобы спуск груза мог производиться только путем вращения рукоятки в обратную сторону. Применение лебедок, позволяющих спуск груза при неподвижной рукоятке, воспрещается.

3.3.6. Рукоятки лебедок индивидуальных подъемов прочно закрепляется на ведущем валу. Двойные рукоятки насаживаются под углом 120° или 180° по отношению друг к другу. Ручка приводной рукоятки делается подвижной (на стержень ручки надевается свободно вращающаяся втулка).

3.3.7. Усилие, прилагаемое к рукоятке, лебедке при подъеме наибольшего груза, не должно превышать 150 кН одного рабочего.

3.3.8. Ручные лебедки необходимо устанавливать так, чтобы ось ведущего вала с рукояткой располагалась на высоте от 0,7 до 1 м от пола.

3.3.9. Канаты, навиваемые на барабаны ручных лебедок, должны иметь четкие, хорошо видимые знаки ("марки"), определяющие места остановок, а также особый знак, показывающий крайнее верхнее положение грузика. Знак устанавливается с таким расчетом, чтобы поднимаемый груз доходил до верхних конструкций не ближе чем на 0,5 м.

3.3.10. Скорость движения индивидуальных подъемов с электроприводами должна быть не более 0,3 м/сек.

3.4. АНТРАКТНЫЙ ЗАНАВЕС

3.4.1. Антрактный занавес может быть раздвижного, подъемно-опускного, подъемно-раздвижного типа с электроприводом или ручным приводом. Стальной тяговый канат антрактного раздвижного занавеса должен иметь 4,5-кратный запас прочности.

3.4.2. Конструкция подвеса и привод подъема подъемно-опускного и подъемно-раздвижного занавеса должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к декорационным подъемам.

3.4.3. Скорость движения полотнищ раздвижного и подъемно-опускного занавеса должна плавно регулироваться в пределах от 0,1 до 1,5 м/сек.

3.4.4. Электропривод движения занавеса должен оборудоваться конечными выключателями для отключения при достижении полотнищами занавеса крайних рабочих положений.

3.4.5. Для предохранения занавеса и дороги от раскачивания следует: подъемно-опускной занавес оборудовать двумя направляющими из стальной проволоки, натянутой между колосниками и планшетом для скольжения по ним специальных втулок, установленных на верхней и нижней штангах; подъемно-раздвижной занавес оборудовать двумя жесткими направляющими для фиксации дорог в верхнем рабочем положении.

3.4.6. Конструкция циркульного антрактно-раздвижного занавеса должна обеспечивать правильное и равномерное наматывание каната, несущего полотнища, на барабан в один слой.

3.4.7. Движение полотнищ занавеса должно осуществляться по специальной роликовой дороге криволинейной формы. Конструкция дороги и барабанов должна исключать возможность соскакивания каната, несущего полотнища, с барабанов и выпадения его из роликов.

3.4.8. Для обслуживания и смазки роликов по периметру дороги должен устраиваться мостик шириной не менее 0,5 м с ограждением высотой не менее 0,8 м или дорога должна быть опускной.

3.4.9. Дорога циркульного занавеса должна размещаться так, чтобы при движении тросов и полотнищ занавеса исключалась возможность соприкосновения их со строительными частями здания и оборудования.

3.4.10. Привод циркульного занавеса должен устанавливаться на специальных площадках, обеспечивающих свободный доступ к барабанам. Площадки должны иметь ограждения высотой не менее 0,8 м.

3.4.11. Парные ролики, удерживающие трос с полотнищами, должны устанавливаться на дороге только сверху. Крепление оси, роликов и других деталей должно исключать возможность их падения и разъединения.

3.4.12. Управление электроприводом антрактно-раздвижного и подъемно-опускного занавеса должно осуществляться с пульта помощника режиссера.

3.4.13. Электропривод раздвижения занавеса должен иметь аварийный ручной привод с блокировкой. При работе ручным приводом блокировка должна отключать электропривод.

3.5. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС

3.5.1. Противопожарный занавес должен перекрывать портальный проем сцены без участия электропривода под действием:

при опускном варианте - силы тяжести самого занавеса;

при раздвижном варианте - силы тяжести специального противовеса;

при варианте со встречным вертикальным движением двух частей - силы тяжести верхней части.

3.5.2. Противопожарный занавес подъемно-опускного типа должен частично уравновешиваться одним или двумя противовесами и быть соединен с каждым из них и барабаном подъемной лебедки не менее чем двумя канатами. Части раздвижного занавеса и части занавеса, имеющего встречные вертикальные движения, должны соединяться с барабаном тяговой или подъемной лебедки также двумя канатами.

Средняя скорость движения подъемно-опускного занавеса и раздвижного занавеса, состоящего из одной части, должна быть в пределах 0,2 - 0,3 м/сек. Для занавеса из двух частей указанная скорость может быть вдвое меньше.

3.5.3. Каждый из канатов, на которых подвешен занавес, должен иметь 9-кратный запас прочности. Наименьший допускаемый диаметр барабана или блока должен быть в 30 раз больше диаметра каната.

3.5.4. Каркас противопожарного занавеса должен перекрывать защищаемое им отверстие строительного портала по бокам не менее чем на 400 мм и сверху не менее чем на 200 мм.

Каркас должен обеспечивать прочность занавеса при горизонтальном давлении, равном 10 Паскалям на каждый метр высоты сцены, считая от уровня планшета сцены до конька кровли.

При этом следует принимать коэффициент перегрузки, равный 1,2.

Примечание: 10 Па = 10 Н/кв. м = 1 кг/кв. м.

3.5.5. Сопряжение верха каркаса подъемно-опускного занавеса и занавеса, имеющего встречное вертикальное движение двух частей в опущенном состоянии с конструкцией, портальный проем стены следует осуществлять с применением песочного затвора или затвора из другого несгораемого пластичного материала.

3.5.6. Сопряжение боковых сторон каркаса подъемно-опускного занавеса и занавеса со встречным вертикальным движением двух частей, а также верхней кромки раздвижного занавеса с неподвижными направляющими, следует производить с применением затвора лабиринтного типа.

3.5.7. Для плотного примыкания нижней кромки подъемно-опускного занавеса к планшету сцены, половинок занавеса между собой и боковых кромок раздвижных занавесов с конструкцией портальной стены должны устанавливаться эластичные несгораемые подушки.

3.5.8. В опущенном состоянии подъемно-опускной занавес должен опираться на стену или перегородку, отделяющую трюм от зрительной части здания. В случае размещения под занавесом какого-либо помещения занавес должен опираться на несгораемое перекрытие этого помещения. При этом под занавесом может находиться только деревянный настил планшета, уложенный непосредственно на несгораемое перекрытие.

3.5.9. Противопожарный занавес должен иметь возможность свободного хода выше верхнего рабочего положения не менее чем на 200 мм.

3.5.10. Блоки тягового каната, устанавливаемые на каркасе занавеса, должны быть снабжены щитками (предохранителями), исключающими возможность выскакивания каната из ручья блока.

3.5.11. Шахты противовеса и тягового каната должны быть ограждены со всех сторон. Шахта противовеса должна иметь ограждение на всю высоту хода, а шахта тягового каната - на высоту не менее 6 м от планшета сцены. В случае прохождения тяговых канатов через рабочие галереи ограждение шахты тягового каната следует делать на всю высоту от планшета сцены до колосникового настила. Ограждение шахт противовеса и тягового каната на высоту 3 м от планшета сцены должно быть глухим съемным, а выше - сетчатым из проволоки диаметром не менее 1,4 мм, с отверстиями не более 20 x 20 мм. Высота шахты противовеса должна быть такова, чтобы за пределами верхнего рабочего положения противовеса была предусмотрена возможность свободного хода противовеса на высоту не менее 20 мм. При верхнем положении занавеса - вниз не менее чем на 300 мм.

3.5.12. Расстояние между деталями конструкции шахты и противовеса или каната должно быть не менее 30 мм в чистоте.

3.5.13. Под шахтами противовесов располагать какие-либо помещения воспрещается.

3.5.14. Лебедка противопожарного занавеса должна иметь остановочный электромагнитный тормоз замкнутого типа, центробежный тормоз для поддержания постоянной скорости при безмоторном спуске (превышение заданной скорости спуска занавеса допускается не более чем в два раза), механизм аварийного отключения и привод безмоторного спуска на случай прекращения электропитания.

Привод безмоторного спуска занавеса должен иметь конечный выключатель для ввода в действие остановочного тормоза. Схема электропривода занавеса должна быть выполнена так, чтобы пуск и остановка его были возможны в любом положении.

3.5.15. Рукоятка безмоторного спуска должна устанавливаться на шахте противовеса на 1,2 м выше уровня планшета сцены.

3.5.16. Конструкция лебедки должна обеспечивать опускание занавеса от действия рукоятки безмоторного пуска в случае прекращения электропитания лебедки.

3.5.17. Электропривод противопожарного занавеса должен быть снабжен:

а) двумя независимо действующими путевыми конечными выключателями, автоматически останавливающими занавес в крайних положениях его рабочего хода, и выключателем на лебедке для отключения в случаях перехода этих положений на расстояние не более 100 мм;

б) конечным выключателем, срабатывающим при ослаблении натяжения канатов.

При срабатывании конечных выключателей схема электропривода должна обеспечивать отключение питания электродвигателя лебедки и исключать его дистанционный пуск.

3.5.18. Схема управления противопожарного занавеса должна обеспечивать его пуск и остановку из машинного отделения, с пожарного поста и с планшета сцены. Рабочий пуск противопожарного занавеса разрешается осуществлять только с пульта управления, находящегося на планшете сцены. При этом движущийся занавес должен находиться в поле зрения работника, управляющего его движением.

3.5.19. При движении противопожарного занавеса должна работать световая и звуковая сигнализация. Включение сигнализации производится тем же пусковым устройством, которым приводится в движение занавес.

3.5.20. Кнопка рабочего пуска на планшете сцены и рукоятка привода безмоторного пуска должны ограждаться кожухом, исключающим случайное включение.

Кожух рукоятки привода безмоторного пуска должен иметь запор, обеспечивающий свободное открывание крышки без ключа. Крышка кожуха или запор должны иметь устройство для пломбирования.

3.5.21. В условиях нормальной эксплуатации опускать занавес рукояткой безмоторного пуска воспрещается.

3.5.22. На кожухе рукоятки привода безмоторного пуска должна быть сделана надпись "При пожаре открыть кожух и повернуть рукоятку".

3.5.23. Механизмы занавеса должны быть отрегулированы так, чтобы занавес при опускании после включения питания проходил не более 250 мм (путь торможения).

3.5.24. Использование шахты противовеса для прокладки трубопроводов и электропроводки воспрещается.

3.5.25. К местам расположения верхних блоков необходимо обеспечивать свободный доступ.

3.5.26. Между наиболее выступающими частями механизма лебедки противопожарного занавеса и стенами помещения должны быть проходы не менее чем с трех сторон, шириной не менее 0,6 м.

Установка в машинном помещении какого-либо оборудования, не относящегося к противопожарному занавесу, воспрещается.

3.6. СОФИТНЫЕ ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ФЕРМЫ

3.6.1. Софитные подъемно-опускные фермы должны обеспечивать возможность надежного крепления театральных прожекторов, светильников и защиту их от механических повреждений.

3.6.2. Ширина ограждения софитной фермы должна быть такой, чтобы установленная осветительная аппаратура не выступала за ее габариты.

3.6.3. Перегружать софитную ферму более расчетной массы монтируемого оборудования воспрещается.

3.6.4. Подвеска софитной фермы должна осуществляться на двух рядах канатов и не менее чем по два каната в ряду.

3.6.5. Скорость движения софита не должна превышать 0,25 м/сек.

3.6.6. Подвес софитной фермы следует производить на стальных канатах через винтовые стяжки. При многоканатном подвесе софитных ферм расчетную нагрузку, приходящуюся на каждый канат, следует принимать с коэффициентом 1,3, учитывающим неравномерность распределения нагрузки.

3.6.7. Канаты подвеса софитных ферм, проходящие через переходные мостики, должны иметь защиту от механических повреждений.

3.6.8. Электрическая проводка по софитным фермам должна выполняться стационарная, в стальных трубах. Подключение осветительных приборов должно осуществляться через штепсельные соединения или клеммные коробки. Использовать для подключения осветительных приборов временную проводку воспрещается.

3.6.9. Софитные фермы должны оборудоваться корзинкой для укладки гибких электропроводов, зашитых в брезентовые петли.

3.7. ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МОСТИКИ (СОФИТЫ-МОСТЫ)

3.7.1. Конструкция подъемно-опускного осветительного мостика должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно-распределенной нагрузки 0,8 кН/кв. м по поверхности настила с коэффициентом перегрузки 1,3 и действительной нагрузки от оборудования.

3.7.2. При наличии противовесного привода подъемно-опускного мостика установка ограничителя скорости и ловителей не обязательна.

3.7.3. В рабочем положении подъемно-опускной мостик должен передвигаться в металлических направляющих, прикрепленных к переходным консольным мостикам или к боковым рабочим галереям.

3.7.4. Двери подъемно-опускного мостика и двери переходных консольных мостиков должны иметь специальные автоматические замки, которые отпираются только при нахождении пола переходного консольного мостика и пола подъемно-опускного мостика на одном уровне (точность остановки +/- 50 мм). Двери должны иметь электрическую блокировку, не позволяющую движение подъемно-опускного мостика с открытыми дверями.

3.7.5. Замки дверей должны иметь ручки с наружной и внутренней стороны.

3.7.6. Скорость движения подъемно-опускного мостика не должна превышать 0,25 м/сек.

3.8. МЯГКИЙ ГОРИЗОНТ И ПАНОРАМА

3.8.1. Передвижной мягкий горизонт может быть одно- и двухсменным и иметь соответственно один или два привода. Конструкция привода горизонта или панорамы должна обеспечивать правильное и равномерное наматывание каната, несущего холст, на барабан в один слой, не допускать соскакивания каната с холстом с блоков или барабанов. Электропривод горизонта или панорамы должен быть снабжен конечными выключателями.

3.8.2. Движение холста горизонта должно осуществляться по специальной дороге, подвешиваемой к колосниковому настилу и рабочим галереям.

3.8.3. Расстояние от полотнищ мягкого горизонта до выступающих частей конструкций рабочих галерей должно быть не менее 250 мм.

3.8.4. Скорость движения холста горизонта с электроприводом должна быть не более 0,5 м/сек.

3.8.5. Электропривод горизонта должен иметь аварийный ручной привод с блокировкой. При работе ручным приводом блокировка должна отключать электропривод.

3.8.6. Приводы горизонта должны устанавливаться на специальных площадках в уровне рабочей галереи или на колосниковом настиле. При этом должен быть обеспечен свободный доступ к барабанам и механизму привода.

3.8.7. Парные ролики, удерживающие канаты с холстом, устанавливаются на дороге только сверху. Крепление осей роликов на направляющих дороги должно быть прочным и исключать возможность самопроизвольного разъединения и падения осей или блоков.

3.8.8. Конструкция роликовой дороги и ее подвесок должна обеспечивать возможность регулировки дороги по высоте, удобного обслуживания и смазки роликов со специального мостика шириной не менее 0,5 м с ограждением высотою не менее 0,8 м, устраиваемого по периметру дороги. Переходные мостики не должны создавать разрывов как в дороге горизонта, так и в холсте горизонта; устройство откидных клапанов в горизонте не допускается.

3.8.9. Движение холста передвижной панорамы должно осуществляться при помощи ручного или электрического привода с плавным регулированием скорости по специальной дороге. Подвеска дороги и панорамы должна осуществляться в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к декорационным подъемам. Скорость движения холста панорамы при электроприводе должна быть не более 0,75 м/сек.

3.8.10. Для опускания скатки холста панорамы или горизонта следует под ним устраивать в планшете сцены открывающийся люк с переносным ограждением.

3.8.11. Привод панорамы следует устанавливать на особых площадках со свободным доступом к барабану и механизму.

3.8.12. В рабочем положении дорога должна быть закреплена расчалками против раскачиваний. Вертикальное перемещение дороги должно быть исключено надежным стопорением подъемного механизма. Жесткое крепление концов дороги панорамы к несущим конструкциям сцены воспрещается.

3.8.13. Посадка барабана на вал должна быть надежной, исключающей самопроизвольное разъединение деталей.

3.8.14. При устройстве сквозных панорамных валов, проходящих от рабочих галерей до планшета, верхняя опора и приводной механизм должны монтироваться на самостоятельной конструкции, непосредственно связанной либо с конструкцией планшета сцены, либо несущими конструкциями рабочих галерей (балки, консоли). Установка и крепление верха панорамных валов и их механизмов только к настилу пола, ограждениям, поручням рабочих галерей воспрещается.

3.9. ПОРТАЛЬНЫЕ КУЛИСЫ

3.9.1. Портальные кулисы могут выполняться опирающимися на планшет или подвесными.

3.9.2. Каркас кулисы, опирающийся ходовыми колесами на дорогу, уложенную под планшетом, должен иметь дополнительно верхние горизонтальные ролики для движения по направляющим кулису от смещения из вертикальной плоскости.

Подвесные кулисы должны иметь по нижней кромке направляющий нож, входящий в окантованную металлом щель планшета.

3.9.3. Конструкция кулисы должна обеспечивать прочность при приложении вертикальной равномерно-распределенной нагрузки на настил балкона осветительного оборудования, равный 0,8 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки, равным 1,3.

3.9.4. Балконы кулис должны иметь ограждения высотой не менее 1 м и бортовую доску высотой 0,15 м от настила. Ограждения должны обеспечивать прочность при приложении горизонтальной нагрузки 0,1 кН/кв. м длины ограждения с коэффициентом перегрузки 1,2.

3.9.5. Передвижение кулис допускается непосредственно вручную или при помощи ручного привода, устанавливаемого в габаритах кулис. Рукоятки ручного привода должны быть съемными.

3.9.6. На нижних или верхних направляющих должны быть установлены ограничители хода кулис. Ходовые колеса портальных кулис должны иметь реборды либо перемещаться в желобчатой дороге.

3.9.7. Прочность каркаса кулисы должна быть проверена на горизонтальную силу, равную 10% от полного веса кулисы, приложенную в середине ее высоты.

3.9.8. Стойки каркаса следует проверять на гибкость. Величина приведенной гибкости стоек должна быть равной или меньше 120.

3.9.9. Высота расположения настила нижнего балкона от планшета сцены должна быть не менее 3,2 м. Настилы всех последующих балконов должны располагаться на расстоянии не менее 2 м от нижележащих.

3.9.10. Лестницы портальных кулис, начиная от уровня первого балкона и до верха каркаса, должны иметь вертикальные ограждения в виде дуг, отстоящих по высоте на 800 мм друг от друга.

Ширина дуг принимается по ширине лестниц, глубина дуг не должна быть менее 700 мм и не более 800 мм. Дуги между собой должны соединяться вертикальными элементами из полосовой стали.

3.9.11. Расстояние между ступенями лестниц должно быть не более 300 мм.

Диаметр прутков, применяемых для ступеней, не должен быть менее 16 мм.

3.10. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ РАМЫ

3.10.1. Передвижные осветительские рамы оборудуются ручным или электрическим приводом.

Металлические дороги для передвижения рам должны монтироваться на несущих конструкциях нижней (осветительской) галереи.

3.10.2. При электроприводе скорость движения рамы должна быть не более 0,3 м/сек.

3.10.3. Рамы должны иметь устройства для надежной фиксации их в рабочем положении.

3.10.4. Передвижные осветительские рамы должны оборудоваться выдвижными (телескопическими) и приставными лестницами.

3.10.5. На высоте более трех метров лестницы рам должны иметь ограждения, аналогичные ограждениям портальных кулис.

3.11. ПОЛЕТНЫЕ УСТРОЙСТВА

3.11.1. Полетные устройства для людей должны быть с жесткой дорогой в виде направляющих.

Направляющие жесткой дороги должны неподвижно крепиться к колосникам.

Грузоподъемность полетных устройств должна быть не более 2 кН.

3.11.2. Скорость подъема и передвижения кареток полетного устройства при полетах людей по горизонтали не должна превышать 2,0 м/сек., а по вертикали - 1,0 м/сек.

Приводы лебедок полетных устройств должны быть ручными, иметь два барабана раздельно для управления горизонтальным движением и подъемом объекта с обязательным устройством на барабане подъема тормоза двустороннего действия.

3.11.3. В полетных устройствах для людей допускаются только стальные канаты крестовой свивки.

3.11.4. Запас прочности стальных канатов полетных устройств должен быть не менее:

для подъема людей - 14-кратного;

для подъема груза - 9-кратного.

3.11.5. Каретки полетного устройства и полиспасный блок должны надежно и бесшумно передвигаться и иметь устройства от выпадения или заедания тяговых и подъемных канатов.

3.11.6. Ходовые колеса кареток и все блоки подъемного устройства должны изготовляться из металла. Использовать для полетов неметаллические ролики воспрещается.

3.11.7. Дороги для движения кареток должны иметь ограничители крайних положений.

3.11.8. Каретки полетных устройств должны иметь не менее четырех ходовых колес.

3.11.9. Места установки привода должны оборудоваться сигнализацией и связью с помощником режиссера.

3.11.10. Рукоятки лебедок привода для подъема и передвижения должны иметь запорные приспособления, не допускающие самопроизвольного действия. Усилие на приводной рукоятке ручного привода не должно превышать 150 кН.

3.11.11. Крепление пояса или люльки к ходовой каретке должно быть осуществлено при помощи стального каната. Пояса должны изготавливаться только по мерке артиста, занятого в полете, и испытываться на прочность.

Пояс на артисте должен застегиваться не только на уровне талии, но и на уровне груди близко к подмышечному уровню.

3.12. ДЫМОВЫЕ ЛЮКИ (КЛАПАНА)

3.12.1. Клапаны дымовых люков для выпуска продуктов сгорания должны устраиваться в специальном фонаре над сценой либо в стенах сценической коробки выше колосниковой решетки. Общая площадь отверстий дымовых люков должна быть не менее 2,5% от площади сцены на каждые 10 м высоты от пола трюма до конька кровли. При этом площадь карманов и арьерсцены не учитывается.

Люки, располагающиеся в противоположных стенках фонаря или стенах сценической коробки, должны иметь одинаковую площадь живого сечения.

3.12.2. Стенки фонарей для установки клапанов должны быть вертикальными. Допускается устройство наклонных стенок с положительным углом. Устройство наклонных стенок фонарей с отрицательным углом клапанов с вертикальной осью вращения воспрещается.

3.12.3. Открывание клапанов дымовых люков должно происходить непосредственно под действием момента от силы тяжести при освобождении их от удерживающего приспособления, обеспечивающего преодоление сопротивления повороту клапана, равного 300 кН/м (30 кгс/м) его периметра.

3.12.4. Лебедка дымовых клапанов должна обеспечивать:

а) частичное или полное открывание клапанов с последующим их закрытием (при использовании для вентиляции);

б) аварийное открывание клапанов при дистанционном (электрическом) или местном ручном управлении.

3.12.5. Лебедки дымовых клапанов, как правило, должны размещаться в помещении пожарного поста. Допускается размещение лебедок в других помещениях при условии, что лебедки будут обнесены надежным запирающимся ограждением и дистанционное аварийное управление ими будет осуществляться из помещения пожарного поста. Между установленной лебедкой и конструкциями помещения должен быть обеспечен свободный круговой обход шириной не менее 1 м.

3.12.6. Электрическая схема управления дымовыми клапанами должна позволять дистанционно открывать люки как с планшета сцены, так из помещения пожарного поста.

3.12.7. Канаты управления дымовыми клапанами должны иметь 4,5-кратный запас прочности.

3.12.8. Канаты управления дымовыми клапанами, идущие вдоль стен сценической коробки и по колосникам, должны иметь ограждение.

3.12.9. Грузы балансиров должны надежно закрепляться на своих местах специальными замками или запорными планками.

3.13. НИЖНЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВАМ ПЛАНШЕТА

3.13.1. Конструкция встроенных сценических устройств планшета (круги, передвижные площадки, шторы, платформы, люки-провалы, подъемно-опускные площадки, крышки сейфа, крышки трансформирующихся рамп, пластины транспортеров и т.п.) должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно-распределенной нагрузки по площадке настила 5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3 и горизонтальную нагрузку из расчета 0,3 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,4.

3.13.2. Для сценических устройств, имеющих трюм, прочность конструкции должна обеспечивать приложение дополнительной полезной вертикальной равномерно-распределенной нагрузки 0,1 кН/кв. м по площади настила трюма с коэффициентов перегрузки 1,3.

3.13.3. Мощность привода встроенных и "накладных" устройств планшета должна обеспечивать их движение (подъем, перемещение, вращение) при полезной вертикальной равномерно-распределительной нагрузки в 1 кН/кв. м площади их настила с коэффициентом перегрузки 1,3.

При наличии трюма дополнительной нагрузки в 0,5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

3.13.4. Проходы должны быть не менее, м:

на планшете между стеной и кромкой круга, кольца, подъемно-опускной площадки, противопожарным занавесом - 0,7;

на планшете сцены между мягкой декорацией и кромкой круга, кольца подъемно-опускной площадкой - 0,5;

на планшете сцены между торцевыми кромками транспортера и стеной - 1,5;

в трюме между выступающими частями движущихся и неподвижных конструкций - 0,7;

высота от пола игрового трюма до выступающих конструкций - 1,9.

3.13.5. Зазоры между настилами движущихся устройств и планшетом сцены не должны быть больше 10 мм.

3.14. КРУГ, КРУГ С КОЛЬЦОМ

3.14.1. Стационарные круги сцен, эстрад могут быть врезными, врезными с подвесным вращающимся трюмом (поддоном), барабанными с подъемными площадками с врезными эксцентриками.

3.14.2. Конструкция привода круга, кольца не должна допускать пробуксовки каната или ведущих колес.

3.14.3. Пространство, в котором находится круг с подвесным трюмом или барабанный, должно иметь ограждение высотой не менее 1,2 м, охватывающее круг по всему периметру.

Подвесной трюм и игровой трюм барабанного круга должны иметь сплошное сетчатое ограждение по всему периметру круга.

3.14.4. Двери входа и выхода из барабанного круга и круга с подвесным трюмом (поддоном), а также двери наружного ограждения должны быть сблокированы с электроприводом вращения. При открытых дверях круг не должен вращаться.

3.14.5. Расстояние между выступающими частями вращающего барабанного круга и круга с поддоном и полом трюма под ними должно быть не менее 0,5 м.

3.14.6. Натяжение тягового каната должно осуществляться при помощи противовеса. Применение винтового натяжного устройства воспрещается.

3.14.7. Запас прочности приводного каната против его разрывного усилия должен быть не менее 4,5-кратного.

3.14.8. Окружная скорость круга (на его периферии) не должна превышать 1 м/сек. Регулирование скорости должно быть плавным или ступенчатым.

3.14.9. Круги врезного типа без поддонов при использовании люков-провалов должны иметь блокировку, исключающую вращение круга.

3.14.10. Электролебедка вращающего круга должна быть установлена в трюме в специальном изолированном помещении. При отсутствии специального помещения электропривод допускается ограждать сетчатой конструкцией с дверью, запирающейся на замок. Ключи от помещения должны находиться у дежурного механика или дежурного электротехника.

3.14.11. Электропривод круга, кольца должен снабжаться ручным аварийным приводом. Механизм отключения и съемная рукоятка должны иметь электрическую блокировку, не допускающую работу электропривода при надетой рукоятке ручного привода.

3.14.12. Электропривод круга, кольца рекомендуется снабжать следящим устройством за вращением круга. Прибор-указатель монтируется на пульте помощника режиссера или специальном пульте.

3.14.13. Кольцевые токоприемники должны иметь глухое ограждение со смотровыми дверцами.

3.14.14. Управление вращением круга, кольца должно производиться с пульта помощника режиссера или со специального пульта. На пульте управления круга должна быть кнопка "стоп" для аварийной остановки круга, кольца.

3.14.15. Для снижения уровня шума опорные катки кругов, кроме барабанного, должны иметь бандажи из твердой резины.

3.15. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ПЛОЩАДКИ (ФУРКИ)

3.15.1. Стационарные врезные фурки могут устраиваться передвигающимися как параллельно, так и перпендикулярно по отношению к портальной стене с помощью электропривода или ручного привода.

Скорость движения фурок должна быть:

в оперно-балетных театрах и театрах музкомедии - плавно регулируемая в пределах 0,05 - 0,75 м/сек.;

во всех прочих театрах - постоянная, не более 0,5 м/сек.

Электроприводы фурок должны иметь электромагнитные остановочные тормоза замкнутого типа.

3.15.2. Запас прочности тягового каната против разрывного усилия должен быть не менее 4,5.

3.15.3. Фурки с электроприводом должны быть снабжены двойной системой независимо действующих конечных выключателей; аварийный выключатель должен автоматически останавливать фурку при переходе границ рабочих положений более чем на 200 мм. Рабочий выключатель должен автоматически останавливать фурку в ее рабочем положении. Барабан электропривода должен иметь жесткую кинематическую связь с конечным выключателем.

3.15.4. Фурки могут быть цельными и составными. Фурки больших размеров можно оборудовать вращающимися кругами и кольцами.

3.15.5. Размеры фурок, размещаемых на арьерсцене, в карманах и планшете сцены, должны быть такими, чтобы обеспечить между ними и неподвижными конструкциями проход шириной не менее 0,7 м.

3.15.6. Планшет сцены, эстрады, оборудованный врезными фурками, должен иметь выравнивающие площадки. В полу карманов и арьерсцены выравнивающих площадок допускается не устраивать при наличии съемных ограждений мест установки фурок.

3.15.7. Управление электроприводов фурок должно осуществляться с пульта помощника режиссера или со специального пульта. На пульте управления должна быть кнопка "стоп" для аварийной остановки фурок.

3.16. ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ПЛОЩАДКИ

3.16.1. Подъемно-опускные площадки планшета и барабанного круга должны перемещаться в жестких вертикальных направляющих и, как правило, оборудоваться поднимающимся трюмом. В верхнем положении площадки пол трюма должен находиться на одном уровне с планшетом сцены, эстрады или круга.

3.16.2. Подъемно-опускные площадки типа "ножницы" устанавливаются без вертикальных направляющих и без поднимающегося трюма.

3.16.3. Подъемно-опускные площадки с поднимающимся трюмом по контуру должны оборудоваться контактными или дистанционно действующими датчиками ("плавающие рейки", пневматические, светооптические и другие), которые при соприкосновении с ними или пересечении зоны их действия посторонним телом (ноги людей, различные предметы) должны разрывать цепь управления и немедленно останавливать площадку.

3.16.4. Допускается эксплуатация подъемно-опускных площадок без устройства блокировки при условии, что во время подъема и опускания устанавливается временное ограждение, включается звуковая и световая сигнализация.

3.16.5. Подъемно-опускные площадки без поднимающегося трюма оборудуются на глубину игрового трюма со всех сторон постоянными ограждениями, которые должны при подъеме, опускании или установке площадок в промежуточные положения исключать возможность случайного попадания под данную или соседнюю площадку людей или предметов оформления.

Место установки площадок в игровом трюме должно быть отделено от пространства трюма перильным ограждением высотой 1,2 м.

3.16.6. При наличии нескольких подъемно-опускных площадок в оркестровой яме ограждения устанавливаются на смежных сторонах площадок. Стороны площадок, примыкающие к стенам оркестровой ямы, допускается устраивать без ограждения.

3.16.7. Если по постановочным требованиям в спектакле, концерте, репетиции подъемно-опускные площадки с поднимающимся трюмом требуется устанавливать в промежуточное положение (при подъеме) или опустить и при этом в планшете сцены, эстрады образуется проем, то в этом случае необходимо устройство временных ограждений, исключающих случайное падение людей в образовавшиеся проемы. В качестве ограждений допускается использовать элементы декораций спектакля, концерта.

3.16.8. Ускорение при движении подъемно-опускных площадок не должно превышать 1 м/кв. сек.

3.16.9. Привод подъемно-опускных площадок может быть электромеханическим или гидравлическим (плунжерный или с гидродвигателем). Электропривод площадки должен иметь электромагнитный остановочный тормоз замкнутого типа и устройство, следящее за положением площадки во время движения. Электропривод должен иметь жесткую кинематическую связь с конечными выключателями.

3.16.10. Приводные механизмы подъемно-опускных площадок должны обеспечивать остановку в любом заданном положении.

Подъемные механизмы с гидроприводом должны иметь устройство, предохраняющее площадку от самопроизвольного опускания.

3.16.11. Площадки с канатным приводом должны иметь приспособления, обеспечивающие равномерность натяжения всех канатов.

3.16.12. Подъемно-опускные площадки с электроприводом должны быть снабжены двойной системой независимо от действующих конечных выключателей. Аварийный выключатель должен автоматически останавливать площадку при переходе допустимых положений.

3.16.13. Все движущиеся детали подъемно-опускных площадок в пределах игрового трюма должны иметь ограждения, препятствующие случайному прикосновению к ним во время подъема или опускания.

3.16.14. Высота направляющих подъемно-опускной площадки должна быть такова, чтобы за пределом верхнего рабочего положения имелась возможность свободного хода площадки на высоту не менее 100 мм. За пределами нижнего рабочего положения должно оставаться свободное пространство не менее 1 м от выступающих деталей трюма площадки до пола трюма сцены или барабанного трюма.

3.16.15. При установке подъемно-опускной площадки в рабочее положение должна быть исключена любая возможность самопроизвольного движения площадки вниз.

3.16.16. Двери проемов, служащих для входа оркестрантов в оркестровую яму, должны быть снабжены автоматическими замками, запирающими двери прежде чем подъемный пол отойдет от уровня входа на 50 мм. Автоматический замок должен быть устроен и установлен так, чтобы его отпирание было невозможно, если пол находится не на уровне входа. Кроме того, на дверях необходимо иметь электрические блок-контакты, препятствующие движению пола при открытых дверях.

3.16.17. При движении пола оркестровой ямы на выходных дверях и в помещении оркестра должно зажигаться световое табло, предупреждающее о движении.

3.16.18. Подъемно-опускной пол в оркестровой яме с навесным козырьком использовать для подъема людей воспрещается.

Подъем людей в оркестровой яме разрешается только при условии, что стенки оркестровой ямы гладкие и не имеют выступов.

3.16.19. Управление подъемно-опускными площадками должно осуществляться с пульта управления, устанавливаемого на планшете сцены, эстрады в трюме или специальном помещении с хорошим обзором всех площадок.

Схемы управления подъемно-опускными площадками должны обеспечивать как индивидуальный, так и групповой подъем площадок, иметь световую сигнализацию и аварийные кнопки "стоп" в непосредственной близости от площадок.

3.17. ЛЮКИ-ПРОВАЛЫ

3.17.1. Проемы в планшете сцены, эстрады для люков-провалов, предназначенных для подъема и опускания людей, должны быть размером не менее 0,7 x 0,7 м.

3.17.2. Люки-провалы могут быть с электроприводом или с ручным приводом и должны иметь жесткие направляющие. При электроприводе должен устраиваться аварийный ручной привод. Платформа должна быть подвешена не менее чем на двух тяговых канатах.

3.17.3. Скорость подъема и опускания люка-провала при ручном приводе определяется возможностями ручного привода, а при электроприводе она не должна быть более 0,75 м/сек.

3.17.4. Запас прочности грузовых и тяговых канатов должен быть не менее 9-кратного.

3.17.5. Ручной привод люка-провала должен иметь грузоупорный тормоз, а барабаны - винтовые ручьи для наматывания канатов.

3.17.6. Затворы шторок люка-провала должны иметь крепления, исключающие возможность их самопроизвольного открывания.

3.17.7. Люки-провалы должны снабжаться блокировкой, обеспечивающей подъем платформы только при полностью открытых шторах, а закрытие шторок - только при достижении платформой крайнего нижнего положения.

3.17.8. Независимо от наличия тормозов платформа люка-провала должна иметь устройство, надежно запирающее ее в верхнем положении.

3.18. СЕЙФЫ

3.18.1. Сцены театров должны оборудоваться стационарными или выдвижными кассетными сейфами для хранения скатанных декораций. Для эстрад, концертных залов настоящее требование не обязательно.

3.18.2. Стационарные сейфы оборудуются штанговыми подъемниками с электроприводом грузоподъемностью до 5 кН.

3.18.3. Конструкция подвеса штанги и схема работы подъемника с электроприводом должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к сценическим подъемам.

3.18.4. Сейфы со штанговыми подъемниками должны оборудоваться двумя видами полок: широкими - не менее 1,0 м и узкими - не более 0,7 м. Широкие полки по высоте располагаются не менее чем через 1,9 м, обеспечивая проход человека; узкие - в промежутке между широкими, с расстоянием не менее 0,6 м.

3.18.5. Ширина прохода между двумя рядами широких полок или одним рядом широких полок и стеной должна быть не менее 0,6 м.

3.18.6. При глубине стационарного сейфа более 3,5 м должна быть оборудована подъемная площадка с электроприводом или на каждом ярусе между широких полок устроены откидные крышки, перекрывающие сейф.

3.18.7. Конструкция кассетного сейфа и подъемно-опускной площадки должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно-распределенной нагрузки по площади полок или площадки 2 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

3.18.8. Конструкция настила полок стационарного сейфа должна обеспечивать прочность при приложении полезной вертикальной равномерно-распределенной нагрузки по площади полок 3 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

3.18.9. Тросовую подвеску площадки, противовеса или кассет следует осуществлять не менее чем на четырех канатах. Грузовые и тяговые канаты должны иметь 9-кратный запас прочности.

3.18.10. Устройства ловителей и регуляторов скорости для подъемной площадки и кассетного сейфа при тросовой системе привода не требуются.

3.18.11. Кирпичные или бетонные стенки сейфа, примыкающие к полкам для избежания передачи сырости от стен хранимым декорациям, должны облицовываться деревянными досками, положенными на рейки. Вся древесина должна быть глубоко пропитана огнезащитным составом.

3.18.12. Полки сейфа должны устраиваться с наклоном к стене не более 10°.

3.18.13. Скатки декораций хранятся в несколько рядов пирамидой. Полки сейфа для предотвращения падения скаток должны оборудоваться пристяжными ремнями.

3.18.14. Управление электроприводом подъемной площадки допускается только из одного места - с подъемной площадки, а управление электроприводом кассетного подъемника и подъемника штангового типа - с планшета сцены. Движение должно сопровождаться звуковой и световой сигнализацией.

3.18.15. Входные двери в помещение сейфа должны иметь электрическую блокировку, не позволяющую движение кассеты при открытых входных дверях.

3.18.16. Все движущиеся части выжимного сейфа должны иметь ограждения, исключающие случайное прикосновение к ним людей во время работы.

3.18.17. Выжимные сейфы должны передвигаться в жестких направляющих. Между нижним положением сейфа и полом помещения должно оставаться расстояние не менее 0,5 м.

3.18.18. Прокладывать через сейф сети водопровода, отопления и др. воспрещается.

3.18.19. В помещении сейфа должны быть вдоль кассеты два прохода шириной не менее 0,7 м. Устройство прохода между двумя смежными кассетами не обязательно.

3.18.20. Подъемная площадка сейфа должна иметь кабину-навес на два человека для защиты работающих от возможного падения на них скаток декораций во время движения.

3.19. ПОСТАНОВОЧНЫЕ ТРАНСПОРТЕРЫ

3.19.1. Стационарные постановочные транспортеры должны выполняться из отдельных звеньев (пластин), соединенных в бесконечную ленту. Настил пластин должен быть деревянным и находиться на одном уровне с планшетом сцены, эстрады.

3.19.2. Каждая пластина должна снабжаться не менее чем двумя парами опорных роликов, передвигающимися по жестким направляющим, расположенным под планшетом. Электропривод стационарных транспортеров должен обеспечивать реверсивное движение.

Скорость движения должна плавно регулироваться и не превышать 1,0 м/сек.

3.19.3. Управление движением транспортеров должно осуществляться с пульта помощника режиссера или со специального пульта.

На пульте управления должна быть кнопка "стоп" для аварийной остановки транспортеров. Кнопкой "стоп" должны оборудоваться приводная станция и места загрузки транспортеров.

3.19.4. Все движущиеся части привода транспортеров должны иметь ограждения, исключающие случайные прикосновения к ним.

3.20. ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯСЯ РАМПА

3.20.1. Трансформирующаяся рампа оборудуется по краю авансцены в щели планшета. Размеры щели должны быть такими, чтобы в убранном и рабочем положении расстояние от поверхности светильников, прожекторов до строительных конструкций, крышки было не менее 50 мм.

3.20.2. Каркас крышки рампы выполняется металлическим, с покрытием деревянным настилом. Крышка рампы должна открываться и закрываться без перекосов.

3.20.3. Все деревянные детали внутри рампы должны быть обиты кровельным железом по слою листового асбеста толщиной не менее 5 мм.

3.20.4. Механизм привода трансформирующейся рампы должен иметь свободный доступ для обслуживания.

3.20.5. Крышка рампы в закрытом положении должна находиться на одном уровне с планшетом.

3.20.6. Механизм рампы должен иметь блокировку, которая при достижении рампой крайних положений автоматически его отключает.

3.21. ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОДЪЕМНИКИ

3.21.1. Телескопические подъемники для осветительных приборов постановочного освещения должны устанавливаться так, чтобы они не мешали работе декорационных подъемов или других постановочных устройств.

Подъемники как на уровне планшета, так и в пространстве игрового трюма не должны загромождать проходы и препятствовать доступу к другим сценическим механизмам и устройствам.

3.21.2. В рабочем положении расстояние между осветительными приборами, смонтированными на телескопических подъемниках, и декорациями или одеждой сцены должно быть не менее 0,5 м.

3.21.3. Телескопические подъемники должны иметь надежную фиксацию выдвинутой конструкции в рабочем положении.

3.21.4. При установке телескопических подъемников в трюме их конструкция должна обеспечивать (как в рабочем, так и в убранном состоянии) закрытие проема в планшете сцены.

3.21.5. Пульт управления телескопического подъемника должен находиться в месте хорошего обзора игровой площадки.

3.22. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СЦЕН, ЭСТРАД

3.22.1. Приказом по театру, концертному залу из числа работников (механики, электромеханики) должно быть назначено лицо, ответственное за исправное состояние механического оборудования сцены, эстрады.

3.22.2. Ответственность за исправное состояние механического оборудования сцены, эстрады может быть возложено только на одно лицо.

3.22.3. Лицо, ответственное за исправное состояние механического оборудования сцены, должно знать устройство сценического оборудования, настоящие Правила, инструкции заводов-изготовителей сценического оборудования.

3.22.4. Лицо, ответственное за исправное состояние механического оборудования сцены, эстрады обязано обеспечить:

- содержание сценических механизмов в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра лебедок, тормозов, тросов и других ответственных механизмов;

- обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению работ, а также периодическую проверку знаний обслуживающего персонала не реже чем через 12 месяцев и систематический инструктаж его;

- обслуживающий персонал производственными инструкциями и выполнение содержащихся в инструкциях указаний по обслуживанию сценических механизмов;

- своевременную остановку и проведение испытаний сценических механизмов;

- хранение паспортов и технической документации на сценические механизмы, а также ведение журналов аттестации и периодической проверки знаний персонала;

- обслуживание сценических механизмов постоянно закрепленным персоналом;

- своевременное расследование аварий и несчастных случаев, связанных с работой сценических механизмов.

3.22.5. При выявлении неисправностей в сценических механизмах лицо, ответственное за его исправное состояние, должно принять меры к их устранению.

Не должна допускаться работа сценических механизмов до устранения:

- ослабления креплений в стыках металлоконструкций или деталей механизмов;

- неисправности механизмов или недопустимом износе их деталей, канатов, стяжек и т.п.;

- неисправности концевых выключателей, сигнальных приборов, тормозов и т.п.

3.22.6. Сценические механизмы не должны допускаться к эксплуатации без испытаний, предусмотренных настоящими "Правилами" или заводскими инструкциями.

3.22.7. Приказом по театру, концертному залу из числа руководящих работников постановочной части на каждый спектакль, концерт назначается лицо, ответственное за безопасное производство работ на сцене по перемещению декораций и людей сценическими механизмами.

3.22.8. Лицо, ответственное за безопасное производство работ на сцене по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, должно иметь понятие об устройстве сценических механизмов и знать: правила подвески декораций, грузоподъемность сценических механизмов, назначение приборов управления, сигнализацию, нормы браковки канатов; правильные способы подвески грузов; порядок производства работ при проведении спектакля, инструкции для машинистов сцены.

3.22.9. Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, выполняет предписания лица, ответственного за исправное состояние механического оборудования.

3.22.10. Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, обязано:

- организовать ведение работ в соответствии с монтировочными листами и паспортом спектакля;

- постоянно контролировать выполнение машинистами сцен инструкций;

- не допускать перегрузки сценических механизмов;

- непосредственно руководить работой по подъему и перемещению декораций двумя или несколькими сценическими подъемами;

- ставить вопрос о наказании машинистов сцены и других работников, виновных в нарушении инструкций по безопасному ведению работ.

3.22.11. При авариях и несчастных случаях лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению декораций и людей сценическими механизмами, должно немедленно принять меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи и поставить в известность работодателя театра, концертного зала, а также обеспечить сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не нарушает порядок работы.

3.23. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

3.23.1. При загрузке рамы противовеса или стержня отпускать груз до фиксации его в пазах нижележащего груза воспрещается.

3.23.2. При загрузке или разгрузке рамы противовеса становиться на борта ограждений воспрещается.

3.23.3. Загрузка противовесов должна производиться машинистами сцены под руководством ответственного за безопасное производство работ на сцене по команде ведущего спектакль.

3.23.4. Все механизмы сценических подъемов подвергаются осмотрам и испытаниям:

а) после установки перед пуском в работу;

б) ежегодно перед открытием сезона;

в) при перестановке на другое место, ремонте и замене ответственных деталей (станины, креплений, зубчатых передач, тормозов, каната и других).

3.23.5. Испытания сценических подъемов проводятся:

а) статические - путем подвешивания на 15 минут груза, массой превышающего номинальную грузоподъемность сценического подъема на 25%;

б) динамические - путем подъема из нижнего положения в верхнее груза, массой превышающего номинальную грузоподъемность сценического подъема на 10%, и проверкой надежности действия тормозов при опускании груза.

При этом запас торможения должен быть не менее 2,5-кратного.

3.23.6. Перед подъемом или спуском декораций противовес уравновешивается с таким расчетом, чтобы вес загруженной штанги был несколько легче противовеса. Освобождать штангу от подвешенного оформления до разгрузки противовеса воспрещается.

3.23.7. Поднимать и опускать груз ручными декорационными подъемами разрешается только с рабочей галереи.

3.23.8. Для безопасного подъема и спуска крупногабаритных декораций необходимо соседние подъемы отводить с помощью веревок. Отводные веревки должны крепиться к специальным приспособлениям на ограждениях рабочих галерей.

3.23.9. При подъеме и спуске декорационных подъемов необходимо внимательно следить, чтобы штанги или декорации, висящие на них, не раскачивались и не задевали отводную веревку, переходные мостики, софиты, декорации на планшете сцены.

3.23.10. При управлении декорационными подъемами машинисты сцены должны следить за равномерным натяжением всех канатов. В случае опускания штанги на планшет сцены, когда произошло ослабление натяжения канатов, производить подъем штанги без предварительной проверки тросовой системы воспрещается.

3.23.11. При подъеме одной декорации несколькими индивидуальными подъемами их количество следует определять исходя из суммарной грузоподъемности лебедок с учетом коэффициента: при двух лебедках - 0,7; при трех и более - 0,5. Натяжение канатов должно быть равномерным. При подъеме и спуске перекос декораций не допускается. Для этого включение и выключение электролебедки должно быть одновременным. При возникновении неисправности хотя бы в одном индивидуальном подъеме, подъем или спуск груза нужно немедленно остановить.

3.23.12. При использовании индивидуального подъема для подъема одной декорации на двух и более подвесах должны применяться канаты строго выверенной длины для каждой точки крепления.

3.23.13. Изменение направлений изгиба каната индивидуального подъема должно осуществляться при помощи установки на колосниках дополнительного блока.

3.23.14. При подвеске оформления спектакля, концерта к индивидуальным подъемам необходимо присутствие на колосниковой площадке машиниста сцены, который обязан следить за правильной укладкой тросов в ручьи блоков индивидуальных подъемов. Поправлять трос под нагрузкой при подъеме и спуске декораций и перекидывать веревки и тросы через бруски колосниковой площадки воспрещается.

3.23.15. Вход технического персонала на подъемно-опускной осветительский мостик разрешается только с одного уровня переходных консольных мостиков галерей.

3.23.16. При обслуживании и производстве ремонтных работ оставлять на софитных фермах лампы, светофильтры, инструмент воспрещается.

3.23.17. Проводить обслуживание и ремонтные работы в период репетиций, спектаклей, концертов воспрещается.

3.23.18. Во время движения софит-моста световая аппаратура не должна выступать за габариты конструкции моста.

3.23.19. Доступ на софит-мост разрешается только обученным лицам. Количество людей, одновременно находящихся на мостике, не должно превышать более двух человек.

3.23.20. Перед рабочим пуском противопожарного занавеса необходимо убедиться, что на пути занавеса нет декораций или предметов, мешающих движению.

3.23.21. На планшете сцены должна быть четко обозначена краской проекция противопожарного занавеса "красная" линия.

Размещать декорации и предметы оформления спектакля на "красной" линии воспрещается.

3.23.22. Во время опускания или подъема противопожарного занавеса находиться под занавесом воспрещается.

3.23.23. Пуск противопожарного занавеса из машинного помещения, где установлена лебедка, при нормальной эксплуатации не разрешается.

3.23.24. Пуск лебедки противопожарного занавеса из машинного помещения разрешается только в процессе наладки механизмов с обязательным присутствием на сцене работника, поддерживающего связь с помещением лебедки.

3.23.25. Рабочий пуск занавеса разрешается: дежурному работнику пожарной охраны, начальнику пожарной охраны и ответственному за безопасное производство работ на сцене.

2.23.26. Использовать противопожарный занавес не по назначению воспрещается.

3.23.27. После окончания монтажных работ, перед открытием театрального сезона следует произвести опробование работы противопожарного занавеса.

3.23.28. Обслуживание и ремонт механизмов противопожарного занавеса проводятся только под руководством ответственного за исправное состояние механического оборудования сцены.

3.23.29. Во время подъема или спуска площадок с людьми в трюме должен находиться машинист сцены, эстрады, который при аварийных ситуациях, возникших в трюме, немедленно прекратит подъем или спуск площадок.

3.23.30. Артисты, которые будут находиться на сцене, эстраде во время работы подъемно-спусковых устройств, должны быть предварительно проинструктированы. При этом следует указать время подъема или спуска площадок по ходу спектакля, концерта; обозначить границы используемых площадок; показать место нахождения людей. С артистами, которые будут непосредственно подниматься или опускаться, ответственный за работу механизмов должен лично провести несколько подъемов и опусканий.

3.23.31. Перед началом акта, в котором используются люки-провалы, их границы на планшете отмечаются мелом в четырех точках. Артисты, занятые в этом акте, обязательно предупреждаются помощником режиссера о моменте открытия люков машинистом сцены.

3.23.32. Перед началом спектакля необходимо проверить исправность каждого люка, осмотреть и прочистить его. Перед актом, в котором люк применяется, необходимо еще раз проверить его работу.

3.23.33. К работе с люками-провалами допускаются лишь подготовленные работники художественно-постановочной части, прошедшие инструктаж.

3.23.34. Ответственный за работу на сцене практически показывает актеру, как он должен вести себя на сцене при работе люка-провала.

3.23.35. Управление вращением круга, кольца должно осуществляться только помощником режиссера или по его команде дежурным машинистом сцены.

3.23.36. Перед началом спектакля или во время антракта круг, кольцо необходимо прокрутить. При этом все находящиеся на сцене в этот момент работники должны быть предупреждены.

3.23.37. Декорации, установленные на вращающемся круге, кольце, подъемно-опускных площадках, фурках должны прочно прикрепляться к настилу; не должны выступать за их границы и соприкасаться во время движения с подвешенными декорациями.

3.23.38. Перед открытием рампы необходимо проверить отсутствие на щитах людей, деталей оформления и других оставленных предметов.

3.23.39. Включение привода механизма рампы, находящегося в открытом положении, когда внутри рампы установлена переносная светотехническая аппаратура, воспрещается.

3.23.40. Перед пуском антрактного занавеса необходимо освободить путь движения полотнищ занавеса от декораций, мебели и т.п.

3.23.41. В случае заедания кареток или других поломок, электропривод антрактного занавеса, панорам, горизонта должен быть немедленно отключен.

3.23.42. Использовать полотнище антрактного занавеса для подвески декорационного оформления воспрещается.

3.23.43. При движении холста горизонта и панорам машинист сцены обязан следить, чтобы он не цеплялся за декорации и другие предметы, находящиеся на сцене.

3.23.44. Работа дымовых шоков должна регулярно проверяться. В зимний период необходимо следить, чтобы кромки по периметру клапанов не смерзались.

3.23.45. При работе на передвижной осветительской раме электроосветители должны пользоваться предохранительными поясами.

3.23.46. Закладные рейки щелей планшета сцены перед передвижением портальных кулис должны выниматься, а после их установки по марке немедленно закладываться.

3.24. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЛЕТНЫХ УСТРОЙСТВ

3.24.1. Перед проведением полета ответственный за безопасное производство работ на сцене проверяет: снабжена ли полетная люлька или пояс артиста направляющим шнуром; наличие шнура на сцене; находится ли на месте рабочий, сопровождающий полет; отодвинута ли в конечном пункте полета мягкая кулиса; находится ли на месте работник, отводящий кулису; надежно ли прикреплен артист к люльке или поясу.

3.24.2. Подвесные декорации, расположенные в непосредственной близости от дороги полета, должны быть освобождены от декораций.

3.24.3. Для предупреждения самопроизвольных поворотов люлек полетных устройств к ним предварительно привязываются отводные шнуры или веревки.

3.24.4. Актеры допускаются к полетам только после получения письменного заключения врача, разрешающего участвовать в полетах, а также после прохождения предварительных тренировок в репетиционных условиях. Перед каждым полетом ответственный за безопасное производство работ проводит с актерами целевой инструктаж по охране труда с соответствующей записью в журнале.

3.24.5. Проверка и испытание полетных устройств производятся каждый раз до начала работы. После проверки устройства допуск к нему посторонних лиц воспрещается.

3.24.6. При смене канатов, ремонте механизмов или при увеличении рабочих нагрузок следует производить внеочередные испытания полетных устройств.

3.24.7. Полетные устройства подвергаются испытаниям в статическом положении и динамике:

при статическом испытании груз массой на 25% больше расчетного подвешивается к каретке, перемещается на середину дороги и удерживается в таком положении не менее 15 минут;

при динамическом испытании груз массой на 10% больше расчетного поднимается не менее 5 раз от нижнего до верхнего положения с одновременным горизонтальным перемещением каретки по всей дороге туда и обратно не менее двух раз.

3.24.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту полетного устройства заносятся в его технический паспорт.

3.24.9. При полетах все места остановки людей и декораций необходимо отмечать знаками (марками), надежно укрепленными на подъемном и ведущем канатах. Марки, обозначающие конечные пункты полета, должны иметь особо отличительные признаки.

3.24.10. Перед полетом должна быть проверена исправность световой сигнализации.

3.24.11. Состав работников, производящих каждый полет, должен быть по возможности одним и тем же.

3.24.12. Пояса для полетов следует хранить в специальном шкафу и запирать на замок.

3.25. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЛЬНЫМ КАНАТАМ

3.25.1. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, тяговых и несущих в сценических подъемах и другом оборудовании, должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) завода-изготовителя об их испытании. В случае получения канатов, не снабженных указанным свидетельством, они должны подвергаться испытанию. Паспорта с результатами испытаний должны храниться у главного механика. Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.

3.26. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕНЬКОВЫМ КАНАТАМ

3.26.1. Пеньковые канаты, применяемые в ручных сценических механизмах, должны соответствовать действующим ГОСТам.

3.26.2. Пеньковые канаты применяются для ручных приводов сценических механизмов только после их предварительной вытяжки при помощи системы блоков и ручной монтажной лебедки.

3.26.3. Заплетка петли у пенькового каната должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок.

3.26.4. Использовать пеньковые канаты в механизмах для подъема людей воспрещается.

3.26.5. Применять смоляные канаты в сценических механизмах воспрещается.

3.27. ТРЕБОВАНИЯ К КАРАБИНАМ И КОЛЬЦАМ

3.27.1. Карабины и кольца должны изготавливаться из мягкой стали, на них не должно быть раковин, выбоин, ржавчины, трещин и других дефектов.

3.27.2. Карабины должны открываться только внутрь и иметь замки, гарантирующие от случайного раскрытия.

3.27.3. Кольца и карабины перед установкой необходимо испытывать двойной нагрузкой не менее 15 минут.

3.27.4. На каждом кольце или карабине ставится клеймо с обозначением допустимой максимальной нагрузки.

3.27.5. В процессе эксплуатации кольца и карабины осматриваются и освидетельствуются одновременно с осмотром всего механизма.

3.28. ЛИФТЫ

3.28.1. Здания театров, концертных залов с количеством этажей более 3-х должны, как правило, оборудоваться лифтами. В отдельных случаях для доставки зрителей на верхние этажи могут устраиваться эскалаторы.

3.28.2. Лифты пассажирские, грузопассажирские, грузовые с проводником должны применяться только стандартного типа. Для доставки крупногабаритных декораций на сцену допускается применение специальных грузовых лифтов без сопровождающего.

3.28.3. Лифты всех типов в театрах и концертных залах должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденным Госгортехнадзором России.

3.28.4. Изготовление нестандартных лифтов может быть разрешено только по согласованию с Госгортехнадзором России и поручено специализированному заводу, имеющему условия для качественного выполнения работ по производству лифтов.

3.28.5. Реконструкция лифта, перенос лебедки, изменение конструкции узлов, влияющих на безопасность, повышение грузоподъемности или скорости, а также другие конструктивные изменения, вызывающие повышение нагрузок на рабочие элементы лифта или изменение электрической схемы управления может производиться только по проекту, разработанному специализированной организацией по лифтам.

3.28.6. Лицом, ответственным за исправное состояние лифтов, может быть назначен инженерно-технический работник; после проверки его знаний Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов комиссией под председательством регионального инспектора Госгортехнадзора России.

3.28.7. При наличии договора со специализированной организацией о ведении технического надзора ответственность театра, концертного зала определяется договором.

3.28.8. Фамилия, имя, отчество и подпись лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифтов, должны быть занесены в паспорт каждого лифта.

3.28.9. Лифтеры, электромеханики, осуществляющие надзор за лифтами, должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы комиссией Госгортехнадзора России. Лицам, прошедшим аттестацию, должно быть выдано соответствующее удостоверение.

Лица моложе 18 лет к обслуживанию лифтов не допускаются.

Эксплуатация лифтов всех типов производится в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными Госгортехнадзором России.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 06.01.98 N 2 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА В ТЕАТРАХ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ"