в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

2. Новый этап преобразований - структурная перестройка и экономический рост

При всех исключительных трудностях, которые переживает российская экономика, в ней произошли серьезные качественные изменения. В основном завершена либерализация цен и хозяйственных связей. Осуществлена массовая приватизация, более 70 процентов валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. В 1996 году после ряда попыток удалось добиться ощутимого снижения инфляции. Все это позволяет сделать вывод, что основные задачи первого этапа реформ решены, российская экономика стала преимущественно рыночной.

Исходя из этого можно говорить о переходе к следующему этапу преобразований российской экономики, к ее подъему, без которого невозможно решение нарастающих социальных проблем. Главное же - воссоздана система государственного регулирования экономики, хотя и на новой институциональной основе. Общество созрело для существенного повышения роли и ответственности государства в обеспечении нормального хода социально-экономического развития.

Ключевой фактор возобновления экономического роста - структурная перестройка экономики. Ее специфика состоит в том, что перестраивать необходимо экономику, сложившуюся, в основном, в условиях планово-распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающую глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации.

Формирование в России структуры экономики, отвечающей критериям развитых индустриальных стран, объективно требует на этапе структурной перестройки повышения роли государства, проведения им активной структурной политики с применением всего арсенала методов рыночной экономики.

Структурная перестройка - длительный процесс, который займет не менее 10-15 лет.

Вместе с тем динамика структурных изменений, сроки начала и темп экономического роста будут зависеть от ряда факторов, из которых важнейшими являются следующие:

- создание и поддержание макроэкономических условий, необходимых для роста;

- обеспечение высокого уровня накоплений и трансформации их в инвестиции, повышение эффективности инвестиций, в том числе за счет улучшения их структуры;

- создание предпосылок для активизации структурной перестройки, прежде всего за счет поддержки эффективного сектора, выявления возможностей улучшения финансово-экономического положения проблемных предприятий с учетом перспектив возобновления экономического роста, расширения платежеспособного спроса, восстановления нормальной экономической и инвестиционной активности, снижения налогового бремени с одновременным пресечением уклонения от налогообложения, продажи по демпинговым ценам контрабандных, фальсифицированных, недоброкачественных товаров и преодоления других экономических деформаций экономики переходного периода и, в случае отсутствия таких перспектив, процессов отбраковки устаревших, нежизнеспособных производств;

- осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики, снимающих барьеры на пути роста.

2.1. Макроэкономические условия

Макроэкономические условия для возобновления экономического роста и структурной перестройки состоят в:

- снижении налогового бремени отечественных товаропроизводителей с одновременным улучшением сбора налогов, сокращении налоговых льгот с ориентацией их на стимулирование инвестиций и укрепление финансовой дисциплины; упорядочении государственных расходов. Необходимо отладить механизм исполнения бюджета так, чтобы исключить нецелевое использование государственных средств (в том числе государственных внебюджетных фондов), задержку платежей и недофинансирование;

- сокращении заимствований на покрытие бюджетного дефицита;

- снижении процентных ставок, в том числе путем введения жесткого контроля за уровнем задолженности и платежеспособности заемщиков.

Сегодня это ключевая проблема с точки зрения обеспечения роста производства и повышения инвестиционной активности. Следом за этим можно будет реализовать мероприятия по решению проблемы укрепления рубля как средства накопления и дедолларизации экономики.

Трудность состоит в том, что повышать собираемость налогов прийдется в условиях низкого уровня производства и сокращения налогооблагаемой базы, за счет тех резервов, которые связаны с пресечением уклонения от уплаты налогов, прежде всего в сфере обращения, производстве алкогольных напитков, налогообложением торговых операций, особенно импорта товаров, осуществляемого физическими лицами в целях перепродажи, частичной заменой налогообложения доходов налогообложением недвижимости и рентными налогами и т. п. При этом сокращения доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте следует добиваться путем увеличения последнего, поскольку возможности для ограничения расходов исчерпаны. Требуется, хотя и более медленный относительно динамики валового внутреннего продукта, но рост абсолютных размеров расходов государства на укрепление правопорядка и обороноспособности, образовательного и научно-технического потенциала, на инвестиции в развитие инфраструктуры, на обеспечение более высокой социальной защищенности граждан, особенно детей и престарелых, на развитие здравоохранения, культуры и искусства.

Для увеличения доходов бюджета будут приняты также меры по наращиванию производства и налогооблагаемой базы на действующих производственных мощностях, в том числе за счет реализации комплекса мероприятий по совершенствованию ценовой и налоговой политики, а также ослаблению остроты кризиса неплатежей.

Увеличение доходов бюджета, а также реструктуризация и повышение эффективности его расходов позволят сократить бюджетный дефицит и заимствования государства на финансовых рынках, снизить доходность государственных ценных бумаг, приступить к последовательному сокращению размеров государственного долга и расходов по его обслуживанию. При этом условии, а также при стабильности национальной валюты станет возможным снизить реальные процентные ставки до уровня, доступного для нормально работающих предприятий.

Снижение процентных ставок и удешевление кредита - критическая точка, с прохождением которой открываются возможности разрешения ряда хронических проблем реформируемой российской экономики:

- создаются реальные условия для ликвидации кризиса платежей, сокращения объемов бартера, для реального укрепления платежной и финансовой дисциплины;

- появляются условия для пополнения оборотных средств и улучшается финансовое положение жизнеспособных предприятий. Объективно выявляются и те производства, которые неконкурентоспособны и тянут всю экономику вниз. При этом не происходит усиления инфляции;

- у предприятий появляется реальная возможность наращивать накопление и осуществлять эффективные инвестиции в развитие производства.

Для снижения процентных ставок потребуется принимать и иные меры, направленные в том числе на обеспечение рационального использования предприятиями предоставляемых кредитов, по повышению доверия кредиторов к заемщикам, поскольку уровень процентных ставок включает и риск кредиторов. Наряду с государственным контролем уровня их платежеспособности необходимо ввести процедуры контроля за финансами неплатежеспособных предприятий со стороны комитетов кредиторов, обеспечить сохранность активов заемщиков, выступающих в качестве обеспечения кредитов и т.д.

Снижение процентных ставок до нормального уровня будет означать завершение финансовой стабилизации.

2.2. Накопления и инвестиции

Увеличение накоплений и полная трансформация их в инвестиции - основное условие быстрого экономического роста. В странах с высокими темпами роста экономики уровень накопления достигал трети валового внутреннего продукта.

В настоящее время уровень негосударственных сбережений в России достаточно высок в сравнении с большинством стран - 34-36 процентов валового внутреннего продукта. Но из них инвестируется лишь около двух третей. Остальное иммобилизуется государственным заимствованием, обращается в доллары или вывозится из страны.

Возможности повышения уровня накопления в России сравнительно ограничены. Тем не менее эти возможности существуют. Они связаны прежде всего с тем, что, во-первых, производство многих видов массовых потребительских и инвестиционных товаров, ныне импортируемых, может быть налажено в стране с меньшими издержками, во-вторых, при расширении потребительского и инвестиционного спроса существенно увеличится емкость внутреннего рынка, что весьма важно в условиях высоких транспортных барьеров, в-третьих, имеется недоиспользуемый потенциал предприятий оборонного комплекса по производству экспортной и гражданской продукции, в-четвертых, существует значительный платежеспособный спрос на создание объектов инфраструктуры индустрии отдыха и туризма.

Но первоочередная для России, лежащая на поверхности проблема, - это трансформация имеющихся сбережений в инвестиции и, прежде всего, дедолларизация экономики и укрепление доверия к рублю, прекращение утечки капитала. Только за счет этого фактора возможно дополнительное увеличение инвестиций на 6% в год. Другой важный фактор - формирование эффективного рынка капиталов и механизмов, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и их наиболее эффективное размещение.

Ключевым условием роста накоплений и повышения инвестиционной активности является снижение инвестиционных рисков, повышение уровня доверия потенциальных инвесторов к хозяйственным партнерам и к государству. Для этого необходимы политическая и экономическая стабильность, укрепление права собственности, улучшение управления предприятиями, успехи в борьбе с преступностью.

Важную роль могут сыграть и государственные вложения, сначала в формах, позволяющих возложить на государство часть инвестиционных рисков, а затем за счет возрастающей доли государственных инвестиций, направляемых на развитие инфраструктуры и поддержку прогрессивных сдвигов в структуре экономики. Это предполагает усиление функций государства как стратегического инвестора.

В настоящее время в России в процессе становления рыночной экономики происходит болезненный процесс смены инвестиционных режимов: на смену большим объемам капиталовложений при низкой их эффективности приходит новый режим, для которого будет характерна высокая эффективность при относительно меньших объемах инвестиций. Условием роста инвестиций в производство является предложение высокоэффективных, хорошо обоснованных инвестиционных проектов.

На новом этапе преобразований государство будет активно осуществлять институциональные изменения, содействующие повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий, в том числе поощряя конкуренцию на внутреннем рынке, контролируя деятельность естественных монополий; прямо поддерживать в определенных случаях отечественную обрабатывающую промышленность, особенно в высокотехнологичных конкурентноспособных производствах; содействовать адаптации других отраслей к рыночным условиям и сохранению за важнейшими из них устойчивого положения на внутреннем рынке. Тем самым будут решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности бюджета, улучшения платежного баланса, укрепления национальной валюты.

В соответствии с основными целями Программы будет развиваться и процесс нормотворчества, направленный, в первую очередь, на системное правовое обеспечение развития российской экономики и интеграцию ее в мировое хозяйство. Основное внимание Правительство Российской Федерации направит на законодательное обеспечение гарантий права собственности и инициативной деятельности предпринимателей, конкретизацию основ федерализма, создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы, совершенствование и укрепление системы исполнения судебных решений. Предстоит большая работа в области создания правовых механизмов реформирования имущественных, земельных, жилищных и трудовых отношений.

Предпосылкой экономического подъема является также последовательное освобождение производственного сектора от бремени содержания социальной сферы и "перекрестного субсидирования", когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и некоторых иных категорий потребителей.

Осуществление намеченных первоочередных мероприятий должно привести к перелому в негативных тенденциях, который необходим для решения стратегических задач Программы, и прежде всего главной социальной задачи - обеспечения роста доходов и потребления населения. Реальный социальный эффект реформ может быть достигнут только в том случае, если людям будет предоставляться работа и своевременно выплачиваться заработная плата. Особо нуждающимся, малообеспеченным гражданам будут предоставляться пособия в соответствии с формируемой системой государственных минимальных социальных стандартов.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"