в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

1.3. Потенциал развития российской экономики

Россия имеет существенные конкурентные преимущества, способные оказать воздействие на улучшение экономического положения. От эффективности использования имеющегося позитивного потенциала и устранения существующих ограничений зависят темпы социально-экономического развития страны и ее экономическое могущество.

Население и трудовые ресурсы. Конкурентными преимуществами страны являются наличие квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы.

Демографическая ситуация, сложившаяся в России на данный момент, позволяет сделать вывод, что численность лиц в трудоспособном возрасте имеет тенденцию к увеличению. Это создает предпосылки для роста трудового потенциала страны. В то же время указанные процессы сопряжены с необходимостью создания новых рабочих мест.

Позитивным фактором является наметившаяся в 1995 году тенденция увеличения средней продолжительности жизни россиян.

Природно-сырьевая база. В настоящее время Россия располагает основными видами минерально-сырьевых ресурсов в объемах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности производства и населения, а также позволяющих осуществлять экспортные поставки. Вместе с тем экономика страны в целом и отдельные ее регионы испытывают дефицит в высококачественных рентабельных для промышленного освоения ресурсах урана, марганца, хрома, титана, вольфрама, некоторых видов топливно-энергетического сырья, неметаллов.

В структуре минерально-сырьевой базы более 71 процента занимают топливно-энергетические ресурсы, представленные газом, углем, нефтью, 15 процентов - нерудное сырье, 13 процентов - черные, цветные и редкие металлы. Высокой является обеспеченность России хвойной древесиной и пресной водой.

Нерешенными проблемами являются отставание прироста разведанных запасов от темпов их добычи, а также формирование инфраструктуры для первичной переработки и транспортировки в районах освоения новых месторождений; неблагоприятное географическое размещение подготовленных запасов отдельных видов минерального сырья; отсутствие на территории России разведанных запасов некоторых руд черных и легирующих металлов и достаточных объемов остродефицитных видов неметаллического сырья; резкое сокращение поискового задела; создание единой системы учета и оценки природных ресурсов, повышение уровня рационального и эффективного их использования, охраны и воспроизводства, переход на платное пользование природными ресурсами, совершенствование нормативно-правовой базы природопользования.

Производственный потенциал. Производственный потенциал по своей общей мощности является избыточным, особенно в связи с демилитаризацией экономики. В то же время остро не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной, высококачественной продукции потребительского и инвестиционного назначения. Несмотря на низкий уровень использования производственных мощностей не вся их незагруженная часть может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, ресурсоемкости и устаревших технологий. В результате сложилась ситуация, когда требуется масштабное и быстрое замещение устаревшего производственного потенциала, оказавшегося не востребованным рынком.

Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей (порядка 50-60%) увеличивает издержки и понижает конкурентоспособность продукции.

Таким образом, главным узким местом российской экономики в настоящее время является отсутствие широкомасштабных инвестиций в реальный сектор, несоответствие структуры вложений потребностям экономики в целом. Основные задачи и мероприятия настоящей Программы концентрируются именно на этом направлении.

Научно-технический потенциал. Уровень развития научно-технического потенциала во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов.

Большим преимуществом является развитость фундаментальной науки и наличие достаточно сильных позиций по передовым технологическим направлениям. Среди них - биотехнологии, лазерная техника, генная инженерия, исследования и разработки в области ядерной энергетики, авиации, освоение и исследование космического пространства и ряд других.

Необходимо сохранить имеющийся потенциал, остановить нарастание потерь в этой сфере. Реализация научно-технического потенциала будет определяться формированием эффективного механизма трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, способные стать основой технического перевооружения широкого круга отраслей и производств на качественно новом уровне, создать основу для технологического перевооружения, занять прочные позиции на мировом технологическом рынке.

Финансовый потенциал. Потенциально страна располагает определенной базой для экономического роста, определяемой прежде всего высоким уровнем негосударственных сбережений.

Этот потенциал может быть эффективно реализован при совершенствовании структуры накопления и приобретаемых активов, поддержания на оптимальном уровне их динамики, трансформации сбережений в инвестиции, эффективные в целом для страны.

Потенциал интеграционных процессов. Развитие интеграционных процессов формирует предпосылки для полноценной реализации возможностей экономического роста, выстраивания новых экономических, политических и гуманитарных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ожидается, что введение единой европейской валюты в рамках ЕЭС приведет к существенному возрастанию экономической активности в этом регионе. Значительные резервы роста имеют страны Восточной Европы. Высокие темпы экономического роста сохранятся и в странах азиатско-тихоокеанского региона.

С учетом этих процессов для России создаются новые возможности использования преимуществ своего местоположения. Можно ожидать, что при этом улучшатся условия для устранения существующих барьеров для российских товаров, повысится конкурентоспособность страны на мировом рынке капиталов, будут созданы предпосылки для интенсивного развития транспортной и информационной инфраструктуры.

Формирование мощных экономических объединений стран создает основу для экономического притяжения стран СНГ, расширения взаимовыгодного сотрудничества и формирования общего экономического пространства.

Однако в условиях активизации интеграции в мировое хозяйство России прийдется столкнуться с обострением конкурентной борьбы с иностранными производителями на внутреннем рынке, а также на мировых рынках товаров, услуг и капиталов. Процесс укрепления на традиционных для России рынках и проникновения на новые потребует немалых усилий.

Это предъявляет высокие требования к динамике социально-экономического развития страны и параметрам его эффективности. Прогнозируемые темпы роста мировой экономики до конца столетия составят 2,5-3% в год. Для занятия Россией достойного места в мировой экономике необходим выход на среднегодовые темпы экономического роста, по крайней мере вдвое превышающие среднемировые.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"