Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
5.8. Поддержка малого и среднего предпринимательства
В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями предпринимательство как важная часть институциональных преобразований играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий адаптационный потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Активное развитие предпринимательства повысит заинтересованность средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании, восстанавливая тем самым производственно-технологические цепочки.
Усиливающаяся экономическая и социальная значимость малого предпринимательства должна подкрепляться мерами государственной и общественной поддержки, нацеленными на перенос центра тяжести в политике содействия малым и средним предприятиям на региональный и муниципальный уровни, прежде всего в производственной и инновационной сферах.
Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребует внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых).
По мере снижения инфляционного фона и инфляционных ожиданий, проведения реформы предприятий произойдет смена целевых ориентиров, будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых и средних предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию благоприятного климата для стратегических инвестиций. Гарантом реализации таких проектов станет стабильность правового и налогового режима, недопускающая ухудшения первоначально установленных условий налогообложения и инвестирования.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на:
- создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
- концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
- формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;
- информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);
- упрощение налогообложения малого бизнеса, замена многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
- формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
- создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Основные тенденции развития малых предприятий сохранят свой ярко выраженный региональный характер. Децентрализация поддержки малого предпринимательства при сохранении программно-целевых подходов к его развитию является ключевым пунктом государственной политики в этой сфере до 2000 года.
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.
Значительное усиление регионального и муниципального акцентов в 1997 - 1998 годах в правовом, финансово-бюджетном и организационном направлениях предполагает разработку и реализацию системы программ поддержки малого предпринимательства на основе пакетов законов в субъектах Российской Федерации, перераспределение основных источников финансирования, реализацию принципа адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам регионов.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. К 2000 году это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования. Необходимо активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание будет уделено укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.
Лизинговые операции позволят привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.
С этой целью в 1997-1999 годах в рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации намечено создать систему межрегиональных опорных лизинговых центров и специализированных региональных лизинговых компаний.
Эти процессы и факторы в наибольшей мере будут способствовать позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2000 году в сфере малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"