в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

13. Основные параметры развития экономики в 1997-2000 годах

Прогноз основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 1997-2000 годы разработан с учетом характера и динамики происходящих социально-экономических процессов, экономического потенциала страны и отражает наиболее вероятную траекторию развития при условии реализации всех мер, предусмотренных Программой, в определенные сроки и включает следующие основные направления:

- проведение реформы предприятий в 1997-1998 годах;

- проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства в 1998-1999 годах, изменение механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;

- осуществление военной реформы в 1998-1999 годах; осуществление реформы социальной сферы к концу 2000 года.

Темпы и пропорции развития экономики

В результате реализации мероприятий Программы с 1998 года предполагается выход на устойчивые положительные темпы прироста внутреннего валового продукта, которые к 2000 году составят около 5 процентов.

Пропорции между потреблением и накоплением во внутреннем валовом продукте к 2000 году изменятся в пользу накопления, доля которого возрастет до 27-28 процентов. При этом переход экономики в режим роста позволит обеспечить увеличение потребления, особенно в 1999-2000 годах. В целом за 1997-2000 годы конечное потребление возрастет на 12-14 процентов. Относительно низкие темпы роста потребления будут обусловлены как ростом спроса на инвестиционные ресурсы, так и реализацией мероприятий по снятию дотаций и прекращению перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.

К концу периода среднегодовой уровень инфляции не превысит 6 процентов. В период активного осуществления реформы жилищно-коммунальной сферы и изменения механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта (1998 год - первое полугодие 1999 г.) ожидаются более высокие уровни роста потребительских цен.

Произойдет изменение потоков и пропорций между реальным и финансовым секторами экономики, что отразится в опережающем росте промышленного производства по сравнению с внутренним валовым продуктом в 1998-2000 годах.

На новой технологической основе произойдет обновление производственного аппарата, что позволит улучшить параметры воспроизводства основных фондов. Объем инвестиций в основной капитал возрастет примерно в 1,35 раза при повышении эффективности его использования. Коэффициент выбытия устаревших и неэффективных основных фондов повысится с 2% до 5,5 процента.

Процессы оживления экономики и сбалансированное развитие реального и финансового секторов увеличат долю заработной платы в структуре доходов и обеспечат стимулирование эффективной трудовой деятельности.

В результате изменений условий хозяйственной деятельности к концу периода экономика будет базироваться на новых воспроизводственных контурах, обеспечивающих сбалансированное развитие при достаточно высоких темпах роста.

Материальное производство

Реализация мер по активизации промышленного производства и улучшению его структуры, предусмотренных Программой, позволит сформировать устойчивую тенденцию роста выпуска промышленной продукции. Прирост производства составит около 20 процентов. Динамика роста промышленного производства будет нарастать и в 2000 году достигнет 8 процентов. При этом вырастет удельный вес малых и средних предприятий, что характерно для промышленно развитых стран.

В общем объеме промышленного производства увеличится доля продукции обрабатывающих отраслей, что будет определяться ростом производства инвестиционных товаров и расширением выпуска непродовольственных товаров народного потребления.

Удельный вес топливно-сырьевых отраслей снизится с 50 до 47 процентов. За счет относительно более высоких темпов развития газовой промышленности будет обеспечено улучшение структуры внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов.

В производстве машиностроительной продукции получат приоритетное развитие отрасли, в которых российская промышленность занимает ведущие или близкие к мировому уровню позиции, в том числе авиакосмическая и электротехническая промышленность, атомное машиностроение, квантовая электроника, производство приборов СВЧ, электронно-оптических преобразователей, мощных полупроводниковых приборов. Предполагается завершение процесса интеграции отечественного авиастроения в мировой рынок авиатехники и удовлетворение потребностей российских авиакомпаний в воздушных судах нового поколения.

Наиболее динамично будут развиваться легкая промышленность, промышленность строительных материалов и изделий, химическая и нефтехимическая промышленность.

Произойдут позитивные изменения, связанные с увеличением удельного веса продукции отечественного производства на внутреннем рынке, при этом будет расти доля товаров высокой степени обработки.

Улучшится положение с обеспечением экономики стратегическими видами минерального сырья. Увеличатся разведанные запасы нефти, природного газа, других минеральных ресурсов, что позволит укрепить базу для дальнейшего развития.

Увеличение реальных доходов населения и институциональная реформа в агропромышленном комплексе определят рост агропромышленного производства в первую очередь за счет наращивания объемов растениеводческой продукции. В этот период ожидается рост производства мяса, молока и другой продукции животноводства.

Объем валовый продукции сельского хозяйства возрастет на 9 процентов. Рост сельскохозяйственного производства будет формироваться за счет преимущественного использования интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использования достижений отечественной и мировой биологической науки, расширения масштабов противоэрозионных мероприятий, повышения плодородия почвы, совершенствования структуры производства продукции животноводства на основе улучшения племенной работы и рационализации поголовья скота и птицы.

Внедрение прогрессивных технологий и культур в сельском хозяйстве позволит сократить площади посевов, необоснованно увеличивавшиеся в условиях применения экстенсивных методов ведения сельского хозяйства, и снизить нагрузку на почву.

Повысится уровень обеспечения потребности страны в основных видах сельскохозяйственной продукции, прежде всего в зерне, за счет внутреннего производства.

Развитие сельскохозяйственного производства укрепит сырьевую базу перерабатывающей промышленности, снизит ее зависимость от импорта, улучшит удовлетворение потребительского спроса населения за счет производства отечественных продовольственных товаров.

Социальная сфера

Реализация предусмотренных Программой мер по укреплению экономических основ функционирования социальной системы, проведению реформы социальной сферы, направленной на обеспечение социальной справедливости при формировании доходов и пользовании услугами, приведет к заметному улучшению показателей, характеризующих уровень жизни населения страны.

Реальные располагаемые доходы населения возрастут на 16 процентов. В общем объеме доходов возрастет доля фонда оплаты труда. В структуре расходов населения будет сокращаться доля средств на оплату товаров, увеличится удельный вес расходов на оплату услуг в ходе отмены жилищно-коммунальных дотаций и перекрестного субсидирования при стабилизации сбережений. Социальный результат реализации предлагаемых мер выразится в изменении структуры потребления. В среднем доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в общих потребительских расходах в 1998-2000 годах возрастет в три раза против 1995 года.

Если исходить из предположения, что в группу дотируемых слоев населения войдут те семьи, расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превысят 20% их совокупных доходов, численность граждан, нуждающихся в адресной дотации, не превысит 20% всего населения по сравнению со 100-процентным косвенным дотированием населения по действующей схеме.

В ходе процессов дедолларизации экономики в структуре сбережений будет сокращаться объем покупки валюты и увеличиваться удельный вес сбережений, связанных с реальным ростом инвестиционной активности населения.

Реализация мер по борьбе с неплатежами, совершенствованию налоговой системы и повышению дисциплины уплаты налогов и платежей в бюджет и социальные фонды улучшит положение со своевременностью выплат заработной платы и социальных трансфертов и будет способствовать тем самым реальному повышению уровня жизни населения даже при относительно небольшом приросте номинальных величин.

Реформа пенсионной системы позволит приблизить размер гарантированной минимальной (социальной) пенсии к величине прожиточного минимума и обеспечить ее увеличение с учетом трудового вклада. В результате средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера примерно на одну треть, а соотношение среднего размера пенсии и средней зарплаты составит около 30 процентов.

По оценке, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума значительно снизится и составит в 2000 году около 16 процентов.

Активизация структурных сдвигов в экономике страны приведет к усилению процесса перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами в соответствии с динамикой их развития. В этих условиях следует ожидать временного увеличения численности безработных среди экономически активного населения до 6-6,5 процента.

Практически стабилизируется уровень продолжительности жизни населения страны (64,8 года). При этом коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста) уменьшится более чем на 10 процентов.

Внешнеэкономическая деятельность

Реализация мероприятий Программы, направленных на повышение конкурентоспособности отечественного производства и совершенствование условий внешнеэкономической деятельности, приведет к возрастанию объемов внешнеторгового оборота и улучшению его структуры. Товарооборот со странами дальнего зарубежья возрастет на

45 процентов, экспорт - на 28%, импорт - на 69%. Сокращение положительного сальдо внешней торговли будет связано с активизацией инвестиционного процесса в стране и соответствующим увеличением спроса на оборудование и комплектующие изделия. В результате доля машин и оборудования в структуре импорта возрастет с 39 до 50 процентов.

Улучшится структура экспортных поставок: доля машин и оборудования увеличится с 4 до 7 процентов и более.

Активизации интеграционных процессов в рамках СНГ будет способствовать формирование и реализация совместных межгосударственных инвестиционных проектов и программ. Экспорт в страны СНГ возрастет примерно на 30%, импорт из этих стран - на 40 процентов.

Основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 гг. **)

Показатели 1996 год отчет Прогноз
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2000 год к 1996 году в %
Валовой внутренний продукт, в % к пред. году Инфляция: дек. т. г./дек. 94 100-102 103 104,5 105 114
предыдущего года, % 21,8 11,8 8 7 6
в среднем за год, % 147,7 115 109,1 107,2 106,6
Продукция промышленности в % к пред. году 95 100-102 104 106 108 121
Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в % к пред. году 93 98 103 104 104 109
Объем инвестиций в основной капитал, трлн. рублей 370 426 520 625 755
в % к пред. году 82 100-101 108 110,3 112,2 134,2
Иностранные инвестиции, млрд. долл. США (прямые) 2 6,1 7,2 8,5 10
Розничный товарооборот (во всех каналах реализации), в % к пред. году 96 101 102 103 103 109
Численность безработных, млн. чел. 2,6 3,6 4,1 4,4 4,6
Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению) 3,6 5,1 5,8 6,1 6,4
Экспорт , млрд. долл. США, всего 87,7 94,2 96,9 102,7 110,4 126
Импорт, млрд. долл. США, всего 59,6 69,5 79 90 99,5 167
Чистый экспорт товаров и нефакторных услуг, (млрд.долл. США*) 19,8 20,6 12,7 7,4 5,6


*) По предварительным данным, с учетом неорганизованной торговли.

**) Основные макроэкономические показатели могут быть скорректированы после уточнения итогов социально-экономического развития и результатов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации за 1996 год.

Структура валового внутреннего продукта в 1995 - 2000 годах

(в текущих ценах, % ВВП)

1995 год 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Валовой внутренний продукт - используемый 100 100 100 100 100 100
Расходы на конечное потребление 69,5 71,5 71,5 72,4 72,5 71,5
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств 50,8 52,0 50,5 51,7 52,0 51,3
Расходы на конечное потребление органов государственного управления 18,7 19,5 21,0 20,7 20,5 20,2
Валовое накопление 26,3 24,1 24,2 25,2 26,2 27,6
Чистый экспорт товаров и нефакторных услуг 4,2 4,4 4,3 2,4 1,3 0,9
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"