в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

6.4. Научно-техническая и инновационная политика

В научно-технической и инновационной сферах сложилась критическая ситуация, характеризующаяся низкой инвестиционной и инновационной активностью в освоении новых видов технологических процессов, техники и материалов и низким уровнем внедрения в производство достижений науки и техники. Инновационная деятельность сворачивается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора.

В связи с этим национальные интересы России требуют решительных действий по созданию надежной и эффективной системы организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты и воспроизводства отечественного научно-технического потенциала, сохранения технологического и в конечном итоге политического и экономического суверенитета российского государства.

Для осуществления этого необходимы признание развития науки и технологий общенациональной целью, увязка приоритетных направлений развития науки и техники со стратегией социально-экономического развития страны, а также признание науки равноправным социальным партнером государства.

Значительно более активной должна стать государственная патентная политика. С принятием в 1992 году пакета законов, сформировавших правовую основу охраны промышленной собственности в России, в основном сформирована цивилизованная система приема и рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности, выдачи охранных документов и публикации сведений о них.

Глубокое реформирование научно-технической сферы должно быть основано на сочетании гибкого механизма поддержки науки и технологий с расширением самостоятельности самого научного сообщества в выборе направлений научного поиска и источников финансирования.

Наиболее важными направлениями в работе по преодолению кризисного состояния в научно-технической сфере, усилению государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики, а также обеспечению государственной поддержки развития российских науки и техники являются:

- разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее эффективных наукоемких ресурсосберегающих технологий и результатов фундаментальных исследований;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение и использование результатов научных исследований;

- реформирование отечественной системы управления наукой и подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности;

- совершенствование правовой охраны интеллектуальной собственности и активизация изобретательской деятельности.

Для реализации этих направлений необходимо решение следующих задач:

- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы исследований и разработок применительно к условиям рыночной экономики;

- выделение ассигнований на финансирование науки в 1997 году в объеме, предусмотренном бюджетом, а с 1998 года в объеме не менее 4 процентов от его расходной части, как это предусмотрено Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"

- разработка механизма привлечения средств из разных источников в научно-техническую и инновационную сферы;

- обеспечение отбора и реализации наиболее эффективных достижений науки и техники на основе контрактной системы;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности и конкуренции в области науки и техники, развитию конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений;

- расширение международного научно-технического сотрудничества на взаимовыгодной основе, создание условий для участия российских ученых в международных проектах и привлечение иностранных инвестиций в сферу российских науки и техники. Становлению равноправного международного сотрудничества будет способствовать совершенствование правоприменительной практики, основывающейся на нормах законодательства по охране интеллектуальной собственности, а также меры по недопущению практики заключения между российскими и зарубежными партнерами договоров, содержащих дискриминационные положения по вопросам защиты интеллектуальной собственности;

- разработка механизма реализации приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;

- создание и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной на концепции важных для достижения национальных целей технологий;

- разработка и осуществление комплекса мер, направленных на использование потенциала оборонных отраслей в области технологий двойного применения;

- разработка и реализация современных информационно-телекоммуникационных систем в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация указанных систем позволит осуществить интеграцию информационных ресурсов государства, повысить устойчивость государственных информационных систем, сформировать систему информационной поддержки принятия органами государственной власти решений как в сфере управления экономикой, так и в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- проведение реструктуризации научно-технического комплекса страны, введение механизмов государственного регулирования научно-технической деятельности, адекватных реальным экономическим условиям;

- разработка и реализация системы мер по поддержке уникальных научно-исследовательских и экспериментальных установок национальной значимости;

- создание необходимого информационного пространства в научно-технической и инновационной деятельности;

- создание условий и системы действенных стимулов на федеральном и региональном уровнях для повышения престижности научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в научно-техническую сферу, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов;

- осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров.

Для выполнения указанных задач в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации потребуется разработка комплекса мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

В среднесрочном периоде научно-техническая и инновационная деятельность будет направлена на преодоление технологического кризиса и достижение мирового научного и технологического лидерства по ряду приоритетных направлений. При этом инновационная деятельность направлена на широкомасштабное применение научно-технических разработок в производстве.

Основными направлениями государственной инновационной политики будут:

- реализация критических технологий и направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики и расшивать узкие места в экономике страны и отдельных регионов;

- создание системы государственно-общественной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- разработка и совершенствование экономико-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере;

- развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая создание национального информационного фонда инновационных проектов, системы финансирования, привлечение государственных, частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных предприятий и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- создание конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ, возвратности финансирования.

Одновременно инновационная политика будет направлена на ускоренное промышленное освоение в конкретных отраслях (на примере базовых) и производствах технологических разработок мирового уровня.

В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов углеводородного сырья, повышения уровня их извлекаемости и глубины переработки, а также на разработку и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки. Новые технологии позволят создавать экономичные нефтепромысловые экологически чистые энерготехнологические комплексы, рабочие агенты, применение которых позволит увеличить дебит скважины и на 5-7 % увеличить нефтеотдачу пластов.

В электроэнергетике основными направлениями технологического развития являются создание новых экологически чистых поколений парогазовых и газотурбинных установок на твердом и газообразном топливе и атомных энергоблоков повышенной безопасности, получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработка экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышение эффективности систем дальнего транспорта электроэнергии, что обеспечит прирост мощностей производства электроэнергии при одновременном повышении безопасности энергетических объектов.

В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях и повышение качества металлопродукции. Освоение экологически чистой автоклавно-гравитационной технологии переработки чернового оловянного и коллективного сульфидного концентратов с селективным выделением олова, меди и серебра и переводом мышьяка в нетоксичное соединение позволит повысить извлечение олова на 24%, меди на 12% и серебра на 12%. Прогрессивная автоклавно-окислительная технология обеспечивает извлечение олова из руды в количестве до 63% вместо 37% по ранее применяемой технологии. Новая технология производства катанки на литейно-ковочных модулях позволяет в 2-3 раза снизить металлоемкость оборудования. Экономия электроэнергии составит 20%, а металла - 15%.

Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем. Новейшие технологии производства этой конкурентоспособной продукции обеспечат снижение расхода сырья на 15-20%, уменьшение энергозатрат на 20-40%, увеличение глубины переработки нефти до современного мирового уровня.

В рамках реализации инновационной программы Развитие и организация конкурентоспособных промышленных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду будут разработаны и внедрены новые высокоэффективные технологии и конкурентоспособная химическая продукция (около 150 наименований), достигнуто сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу до 70%. Доля прогрессивной продукции должна возрасти в 1,6 раза.

В машиностроительном комплексе предприятия будут ориентированы на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации. Внедрение результатов разработок позволит повысить коэффициент использования материалов до 0,87-0,9, снизить показатель металло- и энергоемкости продукции.

Для реализации такой политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых с участием средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников, какими являются собственные средства предприятий, частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, оказывающие поддержку инновациям и новым технологиям.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"