в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

5.10. Подготовка кадров

Кадровое обеспечение экономической реформы становится критическим фактором на этапе ее переноса на институциональный и микроэкономический уровень, особенно в условиях структурной перестройки экономики.

В настоящее время низкий платежеспособный спрос предприятий, государственных и муниципальных органов на специалистов всех уровней в сочетании с недостаточным бюджетным финансированием создает угрозу снижения качества профессионального образования и продолжения подготовки невостребованных экономикой специалистов.

Увеличение спроса на профессиональные кадры со стороны предприятий реального сектора может произойти лишь по мере завершения реструктуризации и реформы предприятий, с началом экономического роста.

В таких условиях необходимо обеспечить рыночную переориентацию системы профессионального образования, разработать и провести в жизнь систему стратегических национальных приоритетов в этой сфере.

В процессе реформы введены государственные образовательные стандарты, многоуровневое образование, лицензирование, аттестация и аккредитация вузов, создается система негосударственных образовательных учреждений, вузы получили определенную финансовую самостоятельность, произошли изменения в структуре подготовки кадров высшими учебными заведениями, учитывающие преобразования в обществе.

Вместе с тем не полностью решены проблемы соответствия механизмов управления системой образования новым экономическим, социальным и правовым отношениям между федеральным центром и субъектами Федерации, проблемы управления собственностью в сфере образования, повышения качества образования. Слабо решаются вопросы социальной защиты обучающихся и сотрудников.

Для достижения целей, поставленных настоящей Программой, намечается осуществить совершенствование механизма государственного управления сферой образования.

Особого внимания требует проведение реформ в области начального и среднего профессионального образования. Здесь предполагается:

- продолжить перепрофилирование учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом структурных изменений в экономике и социальной сфере, укрепить связи данной системы образования с работодателями, их ассоциациями и союзами;

- завершить разработку образовательных стандартов и ввести их в действие, организовав необходимое научно-методическое обеспечение;

- на основе многоуровневой системы подготовки кадров развивать интеграционные процессы между всеми уровнями профессионального образования.

Подготовка кадров в системе высшего профессионального образования должна обеспечить необходимую эффективность и темпы проведения реформ в экономике и социальной сфере, оказать поддержку инновационным процессам в производстве.

Для этого предполагается:

- существенно сократить прием для обучения по не пользующимся спросом специальностям;

- сохранить ведущие научно-педагогические школы, обеспечивающие подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы как основу расширения подготовки специалистов в будущем;

- обеспечить в субъектах Российской Федерации интеграцию учреждений Российской академии наук, отраслевых академий и государственных классических университетов в единые научно-образовательные комплексы;

- создать государственную систему контроля качества образования и подготовки кадров;

- обеспечить присоединение основных университетов страны к международному информационному сообществу;

- предусмотреть инвестиции из бюджета развития на создание новых технологий образования и информатизацию сферы образования;

- ежегодно направлять на обучение и стажировку в ведущие мировые центры студентов старших курсов и преподавателей.

Подготовка экономистов, юристов и управленческих кадров за последние годы значительно расширилась. На повестке дня стоит переход от освоения новых учебных программ к повышению качества образования, достижению его мирового уровня.

В этой сфере предстоит:

- обновить систему образовательных стандартов в экономическом, управленческом, правовом и социологическом образовании, включая программы переподготовки специалистов с целью приведения их в соответствие с мировым уровнем;

- создать единую систему подготовки, переподготовки и сертификации преподавателей этих дисциплин;

- провести дополнительную аттестацию образовательных учреждений, готовящих экономистов, юристов, управленцев, социологов;

- укрепить кадровую и материальную базу ведущих центров профессионального экономического и социального образования в основных регионах Российской Федерации, в том числе за счет кредитов и технического содействия международных финансовых организаций; разработать Федеральную целевую программу подготовки кадров для осуществления экономической реформы.

Переподготовка кадров (дополнительное профессиональное образование) способна обеспечить наиболее быстрый эффект по сравнению с другими видами образования. Инвестиции в систему дополнительного профессионального образования дают отдачу уже через 1-2 года, в то время как для высшей школы этот период оценивается в 7-8 лет, для среднего профессионального образования - в 5-6 лет.

В настоящее время система дополнительного профессионального образования обеспечивает переподготовку 2 млн. человек в год. Для удовлетворения потенциального спроса предприятий и трудоустройства безработных, бывших военнослужащих, мигрантов необходимо увеличить объем переподготовки в 2-2,5 раза.

Для обеспечения качества данных образовательных услуг будет укреплена система управления и методического руководства дополнительным профессиональным образованием, разработаны дистанционные технологии обучения в области основных профессий и начато их массовое внедрение.

Будет принят закон о дополнительном профессиональном образовании.

Решение задачи кадрового обеспечения экономической реформы требует совершенствования механизма финансирования системы профессионального образования, которая в условиях недостатка бюджетных средств финансируется государством на уровне, обеспечивающем основные социальные потребности общества. При этом финансирование должно быть более дифференцированным в зависимости от степени удовлетворения реального спроса предприятий.

В 1997-2000 годах для этого предполагается обеспечить наиболее эффективное использование средств федерального и местных бюджетов, способствовать мобилизации дополнительных источников финансирования образовательной и научной деятельности учебных заведений. В этих целях следует:

- разработать и внедрить механизм государственной поддержки подготовки специалистов по новейшим технологиям, а также национальной и региональной элиты в ведущих государственных университетах;

- ввести механизм поддержки подготовки кадров для регионов путем использования средств из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- расширить возможности вузов по мобилизации средств от находящихся в их распоряжении и привлекаемых фондов. В частности, целесообразно передать вузам в оперативное управление все арендуемые ими на срок более года здания и сооружения, находящиеся в государственной (федеральной и муниципальной) собственности;

- разрешить предприятиям отчислять до 2 процентов прибыли, не облагаемой налогом, на подготовку и переподготовку кадров. Предприятие должно будет либо потратить эти средства самостоятельно на оплату образовательных услуг лицензированных учебных заведений в соответствии с профилем своей основной деятельности, либо перечислить их в соответствующий внебюджетный фонд;

- сформировать механизм привлечения к финансированию развития государственных учреждений негосударственных средств, внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц, иностранных инвесторов;

- разработать условия предоставления государственных гарантий привлечения частных инвестиций, направляемых на развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

- доработать механизм оплаты основных и дополнительных образовательных услуг физическими и юридическими лицами;

- предусмотреть изменение механизма социальной защиты студентов, сконцентрировав средства на поддержке наименее обеспеченных и наиболее талантливых учащихся;

- ввести механизм предоставления адресной дотации малоимущим слоям населения для получения начального профессионального образования (приобретение учебников, питание и т. д.).

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"