Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
9. Экологическая политика
Анализ экологической ситуации на территории Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на осуществление за последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, обусловленное спадом производства, положение в области охраны окружающей среды остается неблагополучным, а уровень загрязнения природной среды - высоким.
Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха по-прежнему превышают санитарно-гигиенические нормы предельно допустимых концентраций более чем в 200 населенных пунктах. Наибольший вклад в это загрязнение вносят выбросы промышленных предприятий и автомобильного транспорта.
Наиболее неблагоприятное положение наблюдается в
гг. Архангельск, Липецк, Москва, Норильск, Братск, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Кемерово, Красноярск, Нижний Тагил, Уфа, Стерлитамак, Челябинск, Магнитогорск, Новокузнецк, Омск, Череповец, которые вошли в список городов страны с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов России, при этом стоит отметить, что за последние годы положение с качеством питьевой воды не улучшилось.
Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Печора, Кама, Томь имеют высокий уровень загрязнения из-за сбросов сточных вод, перегруженности и низкой эффективности работы очистных сооружений.
Неудовлетворительным остается состояние значительной части используемых в сельском хозяйстве земель России. Сохраняется тревожная тенденция абсолютного и относительного сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий вследствие их деградации за счет роста эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ.
Лесные пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации. Возникают крупные очаги массового размножения вредителей леса (сибирский и непарный шелкопряд), приводящие к гибели леса на площади в сотни тысяч гектаров.
Повсеместно происходит сокращение количества видов растений и животных, что ведет к невосполнимым потерям генофонда.
Остро стоит вопрос охраны уникальных природных объектов, в том числе заповедников и национальных парков, на обустройство которых выделяется не более 10% необходимых средств.
Серьезная проблема возникла в связи с неудовлетворительным положением в области обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов, которые загрязняют окружающую среду и представляют реальную угрозу здоровью населения.
Обострение экологической обстановки - это результат не только общекризисных явлений в экономике страны, связанных с низкой инвестиционной активностью и падением технологической дисциплины, оно представляет собой следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию природоемких отраслей промышленности, ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в немногих промышленных центрах и регионах страны.
При этом произошло снижение эффективности действующих систем очистки и утилизации вредных выбросов вследствие старения основных фондов природоохранного назначения.
Резко отрицательную роль сыграло недостаточное выделение за последние годы ассигнований на природоохранную деятельность.
В результате происходит деэкологизация производства и других секторов экономики: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу внутреннего валового продукта за 1992-1995 годы увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7 раза, водоемкость - в 1,6 раза.
Деградации природных комплексов способствует нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие, способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.
На этапе переходного периода экономического развития страны может возникнуть серьезная опасность дальнейшего ухудшения экологической ситуации из-за:
- нарушения проектных технологических режимов, роста аварийности производств;
- финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий;
- недостаточных бюджетных ассигнований отраслей, ответственных за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное, рыбное, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы, гидрометеорологическое обеспечение);
- отсутствия законодательно закрепленного разграничения полномочий и ответственности органов власти всех уровней, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
В целях предотвращения ухудшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношений и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования.
Основные положения этой политики изложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440, и будут развернуты в Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, разрабатываемой в настоящее время.
Исходя из положений Концепции и основных положений стратегии устойчивого развития главная задача экологической политики на ближайшие несколько лет заключается в преодолении негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечении стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса.
Содержанием этой деятельности должно являться:
- совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;
- совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;
- проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
- последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;
- государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
- лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране;
- проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
- осуществление работы по разграничению полномочий в области использования природных ресурсов между Российской Федерацией и ее субъектами, направленной на рационализацию природопользования, при усилении координирующей роли соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В целях осуществления указанных направлений экологической политики в 1997-2000 годах предусматривается рассмотреть в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекты законодательных актов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "Об отходах производства и потребления", "О рыболовстве и охране рыбных запасов", "О государственной гидрометеорологической службе", "О питьевой воде", "Об охране озера Байкал", "Об охране атмосферного воздуха", "О почвах", "О растительном мире" и другие.
Кроме того, намечено подготовить ряд нормативных актов Правительства Российской Федерации, в том числе о порядке лицензирования пользования водными объектами, о создании федеральной системы экологической сертификации, о мерах по улучшению экологического образования, о специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также положение о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов и другие.
В области совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в 1997-2000 годах будет введена в действие система платежей за пользование водными объектами, в том числе плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Одновременно будут подготовлены предложения по усовершенствованию механизма платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, по введению платежей за иные виды негативного воздействия (радиоактивное, шумовое и др.), имея в виду необходимость превращения этих платежей в один из основных источников финансирования природоохранных мероприятий. Также будут подготовлены нормативно-методические документы по порядку определения предотвращенного экономического ущерба в результате реализации природоохранных мероприятий.
При формировании годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается также шире использовать механизм экономического лимитирования использования природных ресурсов, особенно многоцелевого назначения.
В рамках реализации государственной экологической политики будут осуществлены масштабные исследования по наиболее актуальным проблемам охраны окружающей среды и природопользования. Среди них проблемы, связанные с глобальным изменением климата вследствие выбросов газов, создающих "парниковый эффект", с разработкой и внедрением новых технологий неистощительного природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий, а также вопросы образования и распространения диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В области перехода на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции будет осуществлена разработка новых стандартов качества продукции с учетом современных научно-технических достижений и возможностей отечественной индустрии.
Основным инструментом реализации экологической политики в предстоящий период станет выполнение экологических программ различного уровня.
В первую очередь будет продолжена реализация федеральных целевых программ, выполнение которых было начато в предыдущие годы, в том числе таких программ, как "Оздоровление экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области", "Экология г. Братска", "Оздоровление окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области".
Одновременно предусматривается реализация уже утвержденных федеральных программ и мероприятий. Среди них программы по оздоровлению окружающей среды Оренбургской и Самарской областей, гг. Череповца, Чапаевска, комплекс мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения Уральского региона, в том числе г. Карабаша.
Важное значение имеет реализация программ, направленных на предотвращение деградации крупных природных комплексов межрегионального значения, оказывающих заметное влияние на устойчивость биосферы в пределах территории Российской Федерации. Среди них программы "Возрождение Волги", "Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна", а также программы по предотвращению загрязнения и сохранению экосистем Балтийского, Черного и Азовского морей, по решению социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря.
Намечено выполнение программ, обеспечивающих защиту населения и производственных объектов от влияния опасных природных процессов в Приморском и Краснодарском краях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, на Камчатке.
Предусматривается государственная поддержка развития системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства России и государственной системы мониторинга окружающей природной среды, предотвращения и снижения ущерба от стихийных природных явлений и рационального использования природно-ресурсного потенциала, мероприятий по адаптации к изменениям климата, обусловленным выбросами парниковых газов; развития системы заповедников и национальных парков, охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, лесовосстановления, экологического образования.
Намечено создание единой государственной системы по контролю за радиоактивной обстановкой, осуществление мер по защите от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, охране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов.
Приоритетное значение будет иметь продолжение работ по реализации федеральных целевых программ по радиационной реабилитации населения и территорий, улучшению социальной и экологической обстановки в зонах радиоактивного загрязнения, возникших в результате аварий на Чернобыльской АЭС, в Уральском регионе, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Необходимо определить принципиальные направления совершенствования этих программ, сосредоточить средства государственной поддержки на решении важнейших проблем в регионах, наиболее пострадавших от радиоактивного загрязнения, в первую очередь в Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Челябинской, Свердловской, Курганской областях, в Алтайском крае и Республике Алтай.
Значительное число мероприятий будет осуществлено при федеральной поддержке в рамках реализации региональных экологических программ.
Общий объем капитальных вложений на реализацию природоохранных мероприятий за счет всех источников финансирования на предстоящий период прогнозируется в объеме 45-50 трлн. рублей.
Реализация намечаемых мероприятий в рассматриваемом периоде позволит сократить объем выбросов в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод на 8-10%. При этом крайне важно на этапе реструктуризации экономики добиться сокращения удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
В переходный период весьма актуальное значение имеет привлечение зарубежных средств на цели охраны окружающей среды. В 1997-2000 годах развернется осуществление Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет кредита Мирового банка в размере 110 млн. долларов США. При этом половина получаемых средств будет направлена на реализацию быстроокупаемых инвестиционных экологических проектов, вторая половина будет использована на осуществление мероприятий в области технической политики в природоохранной сфере.
Кроме того, за счет гранта, предоставляемого Глобальным экологическим фондом, будут осуществлены меры по поэтапному прекращению использования озоноразрушающих веществ и сохранению биоразнообразия.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"