в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

6.6. Аграрная политика

В ходе аграрной реформы законодательно закреплено право выбора производителями форм собственности и хозяйствования. Предприятия и организации получили право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и доходами.

Приватизированы предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовства, производственной инфраструктуры. Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет сейчас менее 10 процентов. Формируется фермерский сектор. Существенно возросла роль личных подсобных хозяйств.

Однако из-за отставания в реализации реформ, неготовности отрасли к работе в новых экономических условиях, связанных с либерализацией цен и развитием внешней торговли, сужением гарантированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в агропромышленном комплексе не удалось преодолеть спад производства и избежать ухудшения финансовой ситуации. В 1996 году производство продукции агропромышленного комплекса сократится по сравнению с предыдущим годом на 7 процентов. Сокращается производственный потенциал агропромышленного комплекса, уменьшаются посевные площади, поголовье скота и птицы, объем инвестиций производственного назначения, парк сельскохозяйственных машин. Физический износ оборудования многих отраслей пищевой и рыбной промышленности составляет 60-70 процентов. Выбытие основных фондов существенно превышает их ввод.

Существующие "ножницы цен" на материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса и сельскохозяйственную продукцию, возникшие спросовые ограничения на продовольственные товары, а также низкая эффективность в этом секторе экономики обусловили острый дефицит платежных ресурсов и убыточность 60-70% сельскохозяйственных предприятий.

Немонопольная по своей природе отрасль, с ярко выраженной сезонностью, сельское хозяйство является неконкурентоспособным на рынке краткосрочных кредитов.

Трудности экономического характера усугубляются незавершенностью реальных институциональных преобразований, в особенности в сельском хозяйстве.

Для возобновления экономического роста в агропромышленном комплексе, повышения экономической эффективности всех его отраслей Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 993 утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы.

Реализуя эту Программу, Правительство Российской Федерации будет осуществлять меры по решению следующих задач:

- сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве в первую очередь путем повышения плодородия земель, развития племенного животноводства, совершенствования системы семеноводства, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также в сфере переработки и рыбном хозяйстве;

- завершение реальных институциональных преобразований, основанных на передаче земельных долей и имущественных паев в руки наиболее эффективно хозяйствующих сельхозпроизводителей;

- завершение структурной перестройки агропромышленного комплекса на основе увеличения количества реальных, эффективно работающих собственников;

- улучшение экономических условий для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе; формирование эффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса; развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.

Приоритетными направлениями в среднесрочный период в области государственной земельной политики будут:

- реализация конституционных положений о многообразии форм земельной собственности;

- рациональное использование и охрана земель как основного средства производства в сельском хозяйстве.

В целях развития земельных отношений, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель Правительство Российской Федерации примет меры по:

- завершению выдачи собственникам земельных долей свидетельств на право собственности и заключению договоров пользователей земельных участков с собственниками земельных долей;

- проведению поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствованию и развитию системы земельного кадастра;

- созданию под контролем государства механизма рыночного оборота земли, обеспечивая при этом ее наиболее эффективное использование; расширению института аренды земли и совершенствованию механизма ее правового регулирования;

- созданию эффективного ипотечного механизма как одного из источников для предоставления негосударственного долгосрочного инвестиционного кредита сельскому хозяйству.

Основой углубления институциональных преобразований в агропромышленном комплексе явится кооперация и интеграция. Особая роль при этом будет отведена кооперированию в сферах переработки сельскохозяйственной продукции, производственного обслуживания, кредитования и страхования.

Организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций будут приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. Продолжатся процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования. Будет осуществляться агропромышленная интеграция в различных ее формах - в виде финансово-промышленных групп, концернов, агрокомбинатов, агрофирм и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Государственная поддержка должна быть направлена на повышение доходности товаропроизводителей, повышение спроса на продукцию агропромышленного комплекса и установление паритетных экономических отношений с другими секторами материального производства.

Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет дифференцироваться по продуктам и регионам. Для сельскохозяйственных продуктов, конкурентных на международных рынках, должны создаваться условия, стимулирующие экспорт. В регионах массового и эффективного сельскохозяйственного производства меры поддержки должны быть направлены прежде всего на повышение эффективности производства и расширение сбыта продукции.

Функционирование системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленным комплексом, предусматривает участие организаций потребительской кооперации и основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизме ценообразования с учетом спроса и предложения. Продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя к конечному потребителю будет осуществляться через кооперативы по реализации продукции, оптовые продовольственные рынки, агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы, агропромышленные фирмы и комбинаты, супермаркеты, торговые дома и магазины.

В регионах с депрессивным сельским хозяйством субсидии следует наряду с поддержкой сельскохозяйственного производства направлять на создание дополнительных источников доходов для сельского населения.

В числе мер государственной поддержки предлагаются:

- на безвозвратной основе - направление средств на развитие сельскохозяйственной науки, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, возмещение части затрат на сельскохозяйственное страхование. Будет также поддерживаться развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, индустрии детского питания, воспроизводство лесных и рыбных ресурсов;

- на возвратной основе - инвестиции на реализацию целевых федеральных программ, на формирование эффективных производственных структур, направление средств на проведение санации агропромышленных организаций-банкротов, поддержку кредитных и страховых кооперативов и стартовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственный фонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных частей, увеличение лизингового фонда, возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.

Будет сформирована и введена в действие национальная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Основу ее составит сеть устойчиво работающих с коммерческой точки зрения финансовых учреждений.

Система обеспечит оказание необходимых услуг агропромышленным организациям всех форм собственности.

Правительство Российской Федерации обеспечит создание системы критериев оценки финансового состояния и платежеспособности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса.

Кредитные ресурсы, предназначенные для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, будут размещаться после заключения соответствующих кредитных договоров.

В центре национальной финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса станет независимый финансовый институт с высокой степенью платежной ликвидности, использующий новейшие банковские технологии и современные коммуникационные системы, объединяющей сеть страховых, лизинговых, ипотечных инвестиционных компаний, а в перспективе и сеть региональных кооперативных банков.

С целью развития мелкого сельскохозяйственного кредита кредитные кооперативные товарищества в период их становления будут исключены из общего банковского законодательного регулирования в части минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и некоторых других положений.

В дальнейшем кредитные кооперативные товарищества станут источником первоначального капитала для малого бизнеса на селе, призванного решить проблемы создания сельской инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве.

Получат развитие залоговые операции, в том числе с участием государства, различные формы торговых (товарных или денежных) кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями-поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

Ипотечный кредит под залог земельных участков должен стать одним из источников инвестиционного кредита.

Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией станут одним из новых инструментов регулирования рынка.

Лизинг станет одним из основных направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Правительство Российской Федерации примет меры по созданию широкой сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков, организаций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

В целях создания рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе с участием негосударственных финансовых и коммерческих организаций, поставляющих денежные и материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса, Правительство Российской Федерации обеспечит им частичное участие и поддержку.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"