в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

6.8. Внешнеэкономическая политика

Основным направлением в области внешнеэкономической политики в предстоящий период является дальнейшая равноправная интеграция России в мирохозяйственные связи на основе использования преимуществ международного разделения труда. Осуществленные в рамках проводимой экономической реформы меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, переходу от административных методов управления к экономическим позволили перевести регулирование внешнеэкономическим комплексом на рыночные принципы, которые нашли свое отражение в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

В период до 2000 года также ожидается улучшение мировой общехозяйственной конъюнктуры, вызванное начавшимся оживлением деловой активности в основных странах - контрагентах России. В основных промышленно развитых странах после циклического спада в конце 80-х - начале 90-х годов наступило экономическое оживление, обусловившее расширение импортного спроса на рынках многих товаров, что в свою очередь способствует росту экономики развивающихся стран, а в конечном счете - значительному увеличению международной торговли.

Оценивая циклические, структурные и другие экономические факторы, можно предположить, что в ближайшее пятилетие, т.е. до начала 21 века, темпы развития мировой экономики составят 2,5-3,0% в год, причем рост международной торговли будет опережать рост производства примерно вдвое. Это позволяет предположить, что средние годовые темпы развития мировой торговли в ближайшее пятилетие составят около 5-6% в год. Такой прогноз создает благоприятную "внешнюю среду" для расширения участия России в системе мирового хозяйства.

Можно выделить 5 основных направлений внешнеэкономической политики на предстоящий период.

Первое направление - стимулирование промышленного экспорта, включая его финансовую и организационно-техническую поддержку.

В связи с тем, что исчерпаны возможности экстенсивного наращивания поставок на внешние рынки сырья и материалов, дальнейшее увеличение экспорта может осуществляться за счет продукции с увеличенной добавленной стоимостью. Правительство Российской Федерации примет меры к обеспечению функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также к предоставлению государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам. Эти меры позволят сохранить достигнутый уровень поставок на экспорт основных товаров, увеличить глубину переработки и улучшить качество вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов, будут содействовать продвижению на мировые рынки конкурентоспособной машинно-технической и наукоемкой продукции.

В числе первоочередных мер в этом направлении предусматриваются:

- обеспечение эффективного функционирования системы государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств ориентированных на экспорт предприятий и организаций. Следует увеличить сроки предоставления гарантий до двух и более лет;

- содействие становлению Российского экспортно-импортного страхового общества, основной функцией которого является страхование экспортных контрактов с целью облегчения выхода российских экспортеров на мировой рынок, а также проведение селективной внешнеэкономической политики в отношении отдельных стран и регионов;

- создание необходимых финансовых и организационных основ для деятельности Фонда поддержки экспорта, направленной в том числе на финансирование и оказание различного рода услуг по продвижению отечественной готовой продукции на внешние рынки. Будет расширяться практика проведения специальных мероприятий по развитию экспортной деятельности субъектов Российской Федерации;

- продолжение работы по созданию системы внешнеторговой информации, информационно-аналитическому, консультационному и экспертному сопровождению российских экспортеров.

Вторым направлением внешнеэкономической политики является обеспечение благоприятных условий для доступа российских экспортных товаров на внешние рынки путем совершенствования договорно-правовой базы международного экономического сотрудничества, устранения существующих и недопущения новых дискриминационных ограничений, в том числе в рамках работы по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни ее долговременным экономическим интересам. В связи с этим приоритетное значение приобретает вопрос присоединения России к ВТО.

Процесс присоединения России к ВТО сопровождается внедрением в экономическую жизнь нашей страны накопленного международным сообществом многолетнего опыта в регулировании рыночной экономики, что, в свою очередь, создает условия для дальнейшего закрепления в стране реформаторских процессов и в конечном счете - обеспечения экономического подъема.

Использование в процессе присоединения к ВТО международного опыта, кроме того, будет способствовать выработке наиболее оптимальных вариантов обеспечения экономической безопасности в условиях рыночного хозяйствования.

Вступая в ВТО, Россия ставит перед собой и ряд других важных целей:

Во-первых, Россия стремится стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и создать более благоприятные условия для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в результате присоединения должны быть урегулированы проблемы дискриминационного отношения к России со стороны западных стран, не признающих пока Россию страной с рыночной экономикой.

Во-вторых, для России представляет интерес существующая в рамках ВТО система поддержания дисциплины в международной торговле, включая механизм разрешения споров.

В-третьих, присоединение к ВТО позволит России перевести торгово-экономические отношения с другими странами и их региональными группировками на равноправную, предсказуемую, долгосрочную экономико-правовую основу.

И наконец, процесс присоединения к ВТО создаст дополнительные стимулы для гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными требованиями.

В более конкретном плане условия присоединения к ВТО - это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров, компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких, обязательств.

Здесь перед Россией стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, обязательства и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность. Но не только определить, но и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, их попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать тот факт, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам и ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен.

Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход в унифицированное правовое пространство, опирающееся на пакет соглашений Уругвайского раунда (в том числе ГАТТ-94); международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального соглашения, включая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; защиту от дискриминационного использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.), определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных торгово-политических преимуществ, которые в конечном итоге будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

В рамках курса на равноправную интеграцию в мировую экономику Россия должна принимать активное участие в решении глобальных экономических проблем. Поэтому необходимо решить вопрос о признании России в качестве международного кредитора и более активном участии ее в урегулировании проблем внешней задолженности развивающихся стран в связи с тем, что многие из них имеют значительный долг перед Российской Федерацией.

Урегулирование внешней задолженности России следует проводить в увязке с задачами и мерами по восстановлению позиций на традиционных рынках и укреплению геоэкономического положения России в целом.

России требуется прежде всего открытый доступ к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами, без какого-либо давления и дискриминации со стороны. Это позволит ей, опираясь на преимущества международного разделения труда, умело и эффективно организовать рациональное использование собственного потенциала.

Третье направление внешнеэкономической политики - совершенствование системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Среди общих проблем внешнеторгового регулирования следует прежде всего выделить необходимость дальнейшего совершенствования таможенного, налогового и бюджетного законодательства в рамках единой системы управления и развития внешнеэкономического комплекса, а также необходимость корректировки внутреннего законодательства в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации .

Требуется, кроме того, реализация положений Соглашения об экономическом союзе (обеспечение приоритетности роста экономических связей с государствами-участниками СНГ), дальнейшее формирование полноценного Таможенного союза и создание механизма координации внешнеэкономической политики государств-участников СНГ с учетом международных обязательств России.

Необходима отладка механизма государственного регулирования бартерных операций, повышения эффективности внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов приграничных территорий и областей, а также совершенствования системы внешнеэкономической отчетности и статистики.

В целях предотвращения уклонения от налогов при экспорте товаров надо шире использовать расчетные цены для определения налогооблагаемой базы.

В области регулирования экспорта товаров предстоит создать государственную систему продвижения российских товаров на мировые рынки и усилить контроль за недобросовестными действиями участников внешнеэкономической деятельности.

Государственная политика в области регулирования импорта будет исходить из необходимости:

- обеспечения разумной степени защиты российской экономики от разрушительного воздействия иностранной конкуренции, а также формирования благоприятных стимулов для привлечения иностранных инвестиций на основе изменений ставок ввозных таможенных пошлин;

- поэтапного снижения ввозных таможенных пошлин на основе всестороннего анализа их воздействия на национальную экономику с учетом интеграции России в мировую экономику и результатов переговоров по тарифным уступкам в рамках присоединения России к ВТО;

- введения (при необходимости) в установленном законодательством порядке государственной монополии на импорт отдельных видов товаров (работ, услуг);

- эффективного использования системы преференций, предоставляемых Российской Федерацией, на основе градационных макроэкономического и потоварного подходов к странам-получателям преференций;

- усиления координации таможенно-тарифной политики.

Четвертое направление внешнеэкономической политики - защита внутреннего рынка и конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, опирающаяся на общепринятые международные нормы и использующая весь арсенал предусмотренных российским законодательством инструментов, включая такие защитные меры, как специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, тарифные квоты.

При этом осуществляемые меры должны способствовать сохранению здоровой конкурентной среды, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ВТО.

Защита внутреннего рынка будет осуществляться по следующим направлениям:

- совершенствование нормативной базы введения защитных мер в целях смягчения (предотвращения) неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции на отечественных производителей товаров и услуг;

- создание механизма оперативного сбора информации, необходимой для проведения расследований, предшествующих введению защитных мер, и совершенствование системы проведения расследований, предшествующих введению защитных мер;

- совершенствование методики и практики проведения консультаций с заинтересованными иностранными партнерами при введении защитных мер;

- проработка и создание механизма анализа последствий введения защитных мер.

Пятое направление внешнеэкономической политики это формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Предстоит обеспечить поступательное развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Европейского региона. Страны этого региона занимают ведущее место во внешнеэкономических связях России. С точки зрения стратегических интересов России, реализация курса на сотрудничество с Европейским Союзом остается одной из наиболее важных задач. Большое влияние на развитие сотрудничества с ЕС будет оказывать реализация Временного соглашения о торговле между Россией и Европейским Союзом, а в дальнейшем - и полномасштабного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашими странами.

В этих условиях первоочередной задачей с торгово-политической точки зрения является устранение существующих тарифных и нетарифных барьеров, активизация усилий по запуску механизма Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В существующем виде оно создает условия для поэтапной реализации в отношениях между Россией и Европейским Союзом принципов, лежащих в основе как самого Союза, так и всего европейского экономического пространства.

В 1998 году Россия и Европейский Союз рассмотрят возможность создания зоны свободной торговли. Представляется, что для создания зоны свободной торговли между Россией и Европейским Союзом существуют весьма важные предпосылки экономического (например, взаимодополняемость хозяйственных комплексов) и географического характера.

Внешнеэкономическая политика России в этом регионе должна также учитывать:

- перспективы создания Европейского валютного союза, следствием чего явится дальнейшая консолидация внутреннего рынка Европейского Союза и обеспечение в его рамках еще более благоприятного режима во внешнеэкономической сфере для стран-членов Союза;

- возможности расширения Европейского Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы и последствия этого для России;

- активное и полноправное участие России в Вассенаарских соглашениях и использование ею нового порядка экспортного контроля в целях расширения как импорта высоких технологий, так и увеличения своего экспорта продукции двойного назначения;

- перспективы создания трансатлантической зоны свободной торговли между Европейским Союзом и США и последствия этого для России;

- будущее вступление России в ВТО;

- все возрастающие масштабы использования технологий, снижающих энерго- и материалоемкость производимой продукции (то есть конъюнктурообразующие и определяющие состояние товарных рынков факторы), что объективно приведет к снижению потребности в российском сырье;

- тенденции ужесточения экологических требований в отношении товаров и продукции, ввозимых на территории стран Европы и Северной Америки, а также последовательное проведение большинством из этих стран политики усиления природоохранных мероприятий в сфере материального производства, что может отразиться на объемах российского экспорта первично обработанных сырьевых товаров;

- усиление конкуренции на европейских рынках в отношении традиционных российских топливно-энергетических и сырьевых товаров (в частности нефть, газ, черные и цветные металлы);

- использование Россией и ее торговыми партнерами различных стандартов и норм, унификация которых сопряжена с большими временными и финансовыми затратами;

- проблему внешней задолженности России европейским странам;

- остающиеся на краткосрочную перспективу тарифные и нетарифные ограничения, затрудняющие доступ российских товаров на европейский рынок.

Особое значение приобретают отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Анализ торгово-экономической ситуации в странах Восточной Европы свидетельствует о нарастании в данном регионе интеграционных процессов. Вступило в силу Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое подписали Венгрия, Польша, Словакия и Чехия. Стратегическая цель Соглашения - усилить интеграцию экономики указанных стран путем поэтапной либерализации внешней торговли и создания на этой основе до 2001 года зоны свободной торговли и, кроме этого, укрепить позиции этих стран при вступлении в Европейский Союз.

В последнее время наблюдается активизация группировки прежде всего за счет ускорения либерализации взаимной торговли и расширения состава участников. В ее состав решено принять Словению, проявляют интерес также Румыния и страны Балтии.

Результатом этих интеграционных процессов уже в ближайшее время может стать создание достаточно емкого рынка с населением более 60 млн. человек, выполняющего роль специфичной буферной зоны между Россией и Европейским Союзом.

Для уменьшения негативных последствий этих процессов предстоит развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы (прежде всего со странами ЦЕФТА), в том числе на базе двусторонних отношений, с расширением кооперации и сбытом совместной продукции на рынках третьих стран. Реализация такого механизма позволит вовлечь страны ЦЕФТА в более тесное сотрудничество с Россией.

В ближайшие годы необходимы конкретные шаги в направлении развития торгово-экономических отношений с Болгарией и Югославией, используя их соответствующую заинтересованность и готовность к этому, а через них обеспечить выход на весь балканский регион, являющийся для России важным центром транспортной инфраструктуры (например, создание Балканского диспетчерского центра по управлению транзитными потоками российского природного газа, строительство трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис и т. д.).

Большое значение придается расширению экономических связей с Соединенными Штатами Америки. При этом учитываются лидерство США в мировой экономике, их огромный научно-технический и финансовый потенциал, наличие в США большого числа крупных компаний, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления важнейших проектов в ключевых отраслях российской экономики, а также то, что американский рынок является одним из самых перспективных с точки зрения продажи передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением и др.

В предстоящий период будут предприниматься усилия по:

- отмене поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, с тем, чтобы Россия могла пользоваться режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на постоянной основе без каких-либо условий;

- прекращению применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства (отнесение ее к категории т. н. стран "с нерыночной экономикой"), препятствующих экспорту в США или грозящих вытеснением с американского рынка ряда важных российских товаров;

- отмене ограничений в отношении доступа России к американским товарам и технологиям. В этом плане необходимо обеспечить полноценное и равноправное участие России в процессе разработки и осуществления нового международного режима экспортного контроля взамен упраздненного КОКОМ.

Быстро возрастает роль в мировом хозяйстве азиатско-тихоокеанского региона. Страны этого региона демонстрируют в последние годы самые высокие темпы экономического роста, причем особенно динамично развиваются страны АСЕАН. В перспективе значение этого региона как крупного центра мировой торговли еще более возрастет, что может внести некоторые коррективы в направления российских товарных потоков и несколько уменьшить удельный вес европейского региона во внешней торговле России.

Можно рассчитывать, что стратегические интересы государств азиатско-тихоокеанского региона в развитии наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности будут способствовать через расширение делового сотрудничества мобилизации внешнеэкономического потенциала российских научно-промышленных комплексов, в первую очередь из числа конверсионных производств. Наибольшие перспективы здесь имеются в отношениях с Китаем и Республикой Корея. Это относится и к странам - участницам АСЕАН. За последние десятилетия в экономике этих стран произошли весьма существенные преобразования и большинство из них уже вошло в ряды новых индустриальных стран, предъявляющих растущий спрос на новейшие технологии. В связи с этим к числу перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества с АСЕАН следует отнести космическую, авиационную и судостроительную промышленность, энергетику, освоение ресурсов Мирового океана, военно-техническое сотрудничество.

Южный регион, включающий Южную и Западную Азию, Ближний Восток и Северную Африку, Тропическую и Южную Африку, Латинскую Америку, представляет интерес для реализации внешнеторговой политики прежде всего с точки зрения восстановления позиций России на традиционных для нее рынках. Страны данного региона являются также перспективными для увеличения российского технологического экспорта.

Значение стран Северной Африки и Ближнего Востока обусловлено прежде всего наличием в этом регионе значительных топливно-энергетических ресурсов (определяющих платежеспособный спрос), давними традициями инвестиционного сотрудничества и значительным потенциалом в этой сфере, возможностью экспорта российского вооружения и военной техники. На развитие сотрудничества в значительной степени могут повлиять отмена эмбарго на торговлю с Ираком и Ливией, реализация перспектив расширения сотрудничества с Индией и Ираном.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"