в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

6.2. Привлечение иностранных инвестиций

Потребность Российской Федерации в иностранных инвестициях в 1997-2000 годах будет определяться в первую очередь дефицитом отечественных источников накопления, а укрепление стабильности и рост экономики, обеспечивающие достаточную доходность на вложения, будут содействовать их притоку. Вместе с тем привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику будет проходить в условиях острой конкуренции на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы. Для успеха в этой конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы от России потребуются усилия в создании образа открытой для иностранного капитала страны.

Приток иностранных инвестиций в российскую экономику позволит ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развитие импортозамещающих производств, развитие производства в трудоизбыточных регионах, освоение современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.

Концепция политики в области привлечения иностранных инвестиций исходит из необходимости решения следующих задач:

- создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;

- повышение рейтинга страны (реципиента капитала) за счет снижения некоммерческих рисков;

- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, главным среди которых является стабильность налогового режима.

Исходя из указанных целей, оценки сложившейся ситуации в инвестиционной среде, необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата и образа России как страны, принимающей иностранные инвестиции, совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в 1997-2000 годах включает следующие направления:

- формирование стабильной и "прозрачной" нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и предпринимательскую деятельность иностранных инвесторов на территории России, в том числе налогообложение и таможенное регулирование, предоставление гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для российских и иностранных инвесторов, с изъятиями, определяемыми федеральными законами;

- расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами);

- организация системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном и региональном уровнях;

- развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок, формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов, выпуск специальных информационных изданий, проведение в регионах конференций, с участием широкого круга российских предпринимателей;

- развитие форм организационно-правовых структур привлечения иностранных инвестиций: международных консорциумов, международных венчурных фондов, международных лизинговых компаний и других;

- развитие договорно-правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве: подготовка и подписание соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, участие в подготовке многостороннего соглашения по инвестициям и другие;

- развитие инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами и организациями;

- разработка основ государственной политики и создание специальных институтов по возврату вывезенного из России капитала;

- развитие и активизация деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках Мюнстерского переговорного процесса по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;

- разработка проекта федеральной программы формирования свободных экономических зон на территории Российской Федерации;

- создание локальных свободных экономических зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала России и ее регионов;

- дальнейшая либерализация норм и правил совершения нерезидентами валютных операций, связанных с движением капитала;

- содействие регионам в привлечении иностранных инвестиций (в разработке региональных инвестиционных программ, нормативно-правовых актов, инвестиционных проектов, системы гарантий и льгот за счет региональных источников), подготовка обзоров инвестиционного климата по отдельным регионам.

Будут определены как приоритетные, так и закрытые или ограниченные для иностранных инвесторов отрасли, производства, регионы и формы, в которых такие ограничения будут устанавливаться.

Особое внимание будет также уделено привлечению иностранного капитала к созданию современной производственной и социальной инфраструктуры. С этой целью предполагается проведение тендерных торгов для иностранных инвесторов на строительство "под ключ" объектов инфраструктуры (очистных сооружений, дорог, мостов и т. п.). Для повышения привлекательности осуществления такого рода проектов будет рассмотрен вопрос о предоставлении сооружаемого объекта иностранным партнерам в собственность и передаче прав на долгосрочную аренду земли, находящейся под возводимым объектом.

Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций останется создание на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Получит также распространение широко применяемый в международной практике кредит поставщика оборудования, в частности в рамках такой формы международного сотрудничества, как компенсационные соглашения.

Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет осуществляться на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества - совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов; создание международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также предприятий государств-участников СНГ, в особенности тех, которые являются критически важными поставщиками для российской экономики; международный финансовый лизинг; создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.

В 1997-2000 годах иностранные прямые инвестиции (таблица) будут направлены в основном в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров.

Объем и структура иностранных инвестиций

(млрд. долларов США)

Прямые инвестиции 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Прямые инвестиции (без соглашений о разделе продукции) 2,8 3,9 5,8 7,3
Прямые инвестиции по соглашениям о разделе продукции 3,3 3,3 2,7 2,7
Кредиты МБРР (инвестиционные компоненты) Двусторонние кредиты 0,6 1,9 1,6 0,9 1,8 0,4 2,3 0,2
Итого 8,6 9,7 10,7 12,5
Прочие инвестиции в том числе: 4,5 5,3 6,1 6,7
торговые кредиты 0,6 0,9 1,2 1,5
прочие кредиты 2,5 2,6 2,7 2,8
банковские вклады 1,4 1,8 2,2 2,4

Ежегодный рост прямых инвестиций в реальные активы предприятий с иностранными инвестициями можно ожидать на уровне 40 процентов.

В этот период крупномасштабные иностранные капиталовложения в освоение нефтегазовых месторождений будут осуществляться на условиях долгосрочных соглашений о разделе продукции. Ежегодные объемы капиталовложений, оценка которых основана на уже известных проектах, составят около 3 млрд. долл. США.

В отношении кредитов по двусторонним соглашениям, связанным кредитам намечается линия на их постепенное свертывание с переносом центра тяжести на загрузку отечественного машиностроения, включая конверсируемые предприятия.

В отличие от кредитов по двусторонним соглашениям намечается увеличить в 2 раза заимствования у Мирового банка реконструкции и развития (МБРР). Следствием такой политики явится резкое изменение структуры заимствований , благодаря чему доля связанных кредитов снизится с 63% в 1997 году до 8% в 2000 году.

Эта возможность должна быть использована отечественной промышленностью для реализации своей продукции. Сертификация продукции, навыки участия в международных торгах открывают дополнительные возможности для экспорта оборудования и строительных работ.

Участие иностранных инвесторов в развитии экономики России не ограничивается прямыми инвестициями. Устойчивый процесс экономической стабилизации существенно снижает финансовые риски. Благодаря этому предприятия с иностранными инвестициями будут иметь более широкие возможности для получения кредитов на международных финансовых рынках. Это обусловит рост объемов прочих инвестиций в прогнозируемом периоде с 4,5 до 6,7 млрд. долларов США.

В рассматриваемом периоде намечается ежегодное увеличение в два раза количества покупаемых иностранными инвесторами акций российских предприятий. Однако и в этом случае объем портфельных инвестиций останется незначительным.

Долгосрочные кредиты МБРР, являясь наиболее дешевыми кредитными ресурсами, предоставляемыми под гарантии Правительства Российской Федерации, позволяют успешно реализовать преобразования в различных сферах экономики. Причем результаты этих проектов, базирующихся на передовом опыте многих стран мира, в последующем могут быть применены на следующих этапах реформ в России.

Характер современного этапа развития экономики предполагает новые приоритеты во взаимодействии с МБРР. Растущие объемы внешних заимствований требуют эффективного управления государственным внешним долгом. Это в свою очередь предопределяет необходимость увеличения в России доли проектов МБРР, реализующихся на основе окупаемости. Решение этой задачи возможно за счет увеличения инвестиционного компонента в структуре займов Банка, а также операций по перекредитованию средств МБРР конечным получателям. Такой подход позволит при увеличении общих объемов заимствования до 2,5-3 млрд.долларов США в год (к 2000 году) снизить долговое бремя, приходящееся за счет кредитов МБРР на федеральный бюджет, с 90% в 1997 году до 29% в 2000 году. В то же время доля кредитов МБРР, возврат которой должны обеспечить конечные заемщики, повышается с 10% в 1997 году до 71% в 2000 году.

Программа заимствований Российской Федерации у МБРР в 1997-2000 годах будет сосредоточена на следующих направлениях:

- структурные реформы;

- реструктуризация и поддержка промышленности;

- развитие инфраструктуры.

Структурные реформы

В 1997-2000 годах заемные средства МБРР будут направлены прежде всего на подготовку и реализацию программ, обеспечивающих социальные нужды населения в переходный период. Проекты структурной перестройки социального сектора позволят создать базу для системы социальной защиты наиболее уязвимых членов общества за счет повышения адресности помощи, предоставляемой государством. В ходе реализации займов Всемирного банка будет внедрена система эффективного финансирования социальных услуг. Одновременно будет обеспечено повышение качества основных социальных услуг, таких, как здравоохранение и образование.

В жилищной сфере и области городского развития средства МБРР будут направлены на жилищное строительство для снижения стоимости жилья за счет использования дешевых кредитных ресурсов, на создание и финансовую поддержку залоговой системы в целях стимулирования накоплений населения для строительства и покупки жилья, на поддержку муниципальных программ реконструкции исторической застройки городов для расселения коммунальных квартир и стимулирования внебюджетных инвестиций, на решение проблемы энергосбережения в жилищном секторе.

В целях формирования устойчивых бюджетных основ предполагается направить средства МБРР на повышение эффективности государственных расходов, укрепление межбюджетных отношений, совершенствование институциональной структуры управления бюджетом.

Займы МБРР будут направлены также на поддержку дальнейшей реструктуризации угольной отрасли и проведение последовательных реформ в области сельского хозяйства.

Реструктуризация и поддержка промышленности

Программа заимствований у МБРР позволит осуществить целый ряд проектов по финансированию развития предприятий. В этой связи важными направлениями сотрудничества станут поддержка реформирования российских предприятий, открытие кредитных линий для финансирования инвестиционных проектов в промышленности, содействие реструктуризации социальных активов предприятий, реализация гарантийных операций. В целях поддержки российских предприятий будут предприняты усилия по интеграции усилий МБРР и Международной финансовой корпорации (МФК). Российская Федерация будет осуществлять заимствования у МБРР на цели реструктуризации социальных активов предприятий, что будет способствовать участию МФК в инвестиционных проектах и подключению частных капиталов (особенно российских) к реструктуризации российской промышленности. В рамках реализации Программы заимствований у МБРР будет обеспечено развитие деловых возможностей российских производителей, в том числе за счет расширения их участия в проектах, реализуемых МБРР в других странах мира.

Инфраструктура

Необходимо продолжать реализацию проектов МБРР в области развития инфраструктуры. В то же время подобные проекты должны создавать условия для внедрения рыночных механизмов, повышения эффективности, реализации механизмов самоокупаемости. В области развития инфраструктуры усилия будут сосредоточены на проектах по восстановлению шоссейных дорог, мостов, строительства энергетических объектов и повышения эффективности их использования, реконструкции портов, развития коммунальной инфраструктуры.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"