Последнее обновление: 23.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКУ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.02.69 N 53)
4. Ремонт электродвигателя
XIII.4.1. Перед каждым ремонтом электродвигателя необходимо путем наружного осмотра проверить комплектность электродвигателя, исправность корпуса и щитков, наличие клеммового щитка, состояние выводных концов, общую исправность механической части, а также состояние обмоток, сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами, отсутствие обрыва в обмотках или на выводах, отсутствие межвиткового замыкания и общее состояние пазовой межвитковой изоляции.
При назначении соответствующего ремонта следует иметь в виду, что у электродвигателей с двухслойной обмоткой нецелесообразно производить частичный ремонт обмотки и в случае ее повреждения следует производить полную ее замену.
XIII.4.2. При снятии старой обмотки должны быть записаны все данные обмотки: число пазов на плюс и фазу, размеры нижних и верхних катушек и их вылет; расстояние лобовых частей обмоток от металлических частей машины, число витков в секции или катушке, число проводов в пазу; сечение проводов и род изоляции, материал пазовой и лобовой изоляции, толщина лобовой изоляции, количество оборотов.
Приведенные сведения следует сверить с таблицами и карточками обмоточных данных этой серии электродвигателей.
XIII.4.3. Удаление старой обмотки из статора или ротора электродвигателя должно производиться на специальном приспособлении после их подогрева до 105 °С. Обжигание обмотки не допускается.
XIII.4.4. Намотка отдельных катушек или катушечных групп должна производиться на намоточном приспособлении, оснащенном счетчиком.
XIII.4.5. Клинья для заклинивания обмотки в пазу должны изготовляться из сухого и твердого дерева влажностью до 12%; клин должен укладываться поверх пазовой прессшпановой изоляции.
XIII.4.6. Для соединения схемы обмотки статора, выполненной из проволоки диаметром от 0,8 мм и выше, следует применять электросварку. Провода с меньшим диаметром следует паять мягкими припоями.
XIII.4.7. В обмотке параллельное соединение проводов разных сечений не допускается. В катушке должно быть не более трех параллельных проводов одинакового сечения.
XIII.4.8. До сборки и пайки схемы отдельные катушки или катушечные группы проверяются на отсутствие замыканий между нитками. Проверка производится электромагнитом-дефектоскопом.
В собранной схеме обмотки статора до ее пайки проверяется наличие вращающегося магнитного поля.
XIII.4.9. Обмотки электродвигателей пропитываются подогретым до 90 °С лаком 321, 458 или 460 методом погружения и должны выдерживаться в нем до прекращения выделения пузырьков воздуха (20 - 40 мин., в зависимости от габаритов электродвигателя).
XIII.4.10. Перед пропиткой обмотки должны быть просушены при температуре 115 °С. Время предварительной сушки 5 - 10 ч, в зависимости от габаритов электродвигателей.
XIII.4.11. После пропитки и стекания лака обмотки подлежат сушке при температуре 115 °С в течение 6 - 10 ч, в зависимости от габаритов электродвигателей.
XIII.4.12. После пропитки и сушки обмоток должны измеряться сопротивления их изоляции. Измерения производятся мегомметром с рабочим напряжением до 1000 В.
XIII.4.13. Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей с рабочим напряжением до 500 В должно быть:
а) после полной перемотки статора не ниже 3 МОм;
б) после частичной перемотки статора не ниже 1 МОм;
в) после полной перемотки ротора не ниже 2 МОм;
г) после частичной перемотки ротора не ниже 0,5 МОм.
XIII.4.14. Обмотки должны испытываться также и на электрическую прочность изоляции. Испытание должно производиться на испытательном стенде в условиях, обеспечивающих безопасность.
Испытание электрической прочности изоляции обмоток должно производиться при следующих напряжениях в зависимости от мощности электродвигателя:
а) электродвигатели мощностью до 1 кВт - 2 нОм + 500 В;
б) электродвигатели мощностью до 3 кВт - 2 нОм + 1000 В;
в) электродвигатели мощностью более 3 кВт - 2 нОм + 1000 В.
Испытание обмоток должно производиться начиная с 1/3 испытательного напряжения, а затем напряжение повышается плавно или ступенями, не превышающими 5% от полного испытательного напряжения.
XIII.4.15. После проведения испытания проводится пробный пуск. При пробном пуске проверяется правильность сборки электродвигателя, отсутствие вибрации и осевого перемещения вращающейся части. После 30-минутной работы не должно быть резкого повышения температуры подшипников и перегрева масла.
XIII.4.16. После всех испытаний и пробного пуска электродвигатель должен проверяться на нагрев при полной номинальной нагрузке. Длительность испытания определяется в зависимости от мощности электродвигателя и числа оборотов по данным табл. 29.
Таблица 29
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
XIII.4.17. После испытания электродвигателя под нагрузкой должно измеряться сопротивление изоляции обмоток, которое не должно быть ниже установленной величины.
XIII.4.18. Все измерения должны производиться через каждые 30 мин. и записываться в протокол испытаний.
XIII.4.19. Для электродвигателей с повторно-кратковременным режимом работы при испытании под полной нагрузкой устанавливают режим, предусмотренный величиной их ПВ (продолжительность включения).
XIII.4.20. Поверхность шейки вала ротора обрабатывается с чистотой не менее 7 класса; овальность шеек допускается не более 0,002, а конусность - 0,003 диаметра.
Уменьшение диаметра шеек вала в результате обработки не должно превышать 5% от первоначального диаметра.
Свободный конец вала у отремонтированного электродвигателя должен быть покрыт антикоррозионным покрытием.
XIII.4.21. Осевой разбег ротора с подшипниками скольжения для мягкого соединения муфт должен быть 2 - 3 мм, а для жесткого соединения 3 - 5 мм.
XIII.4.22. Чистота обработки контактных колец ротора должна быть не менее 7 класса, толщина колец - не менее 6 мм. Радиальное биение колец в собранном виде допускается в пределах до 0,02 мм, а в осевом направлении - до 0,5 мм.
XIII.4.23. Медно-графитовые щетки устанавливаются в середине колец и прирабатываются по кольцам до полного сопряжения всей поверхности обоймы щеткодержателя. Щетки должны легко скользить по внутренней поверхности обоймы щеткодержателя; давление щеточных пружин на поверхности щеток должно быть 120 - 150 г/кв. см. Проверка осуществляется динамометром.
XIII.4.24. Клеммы электродвигателя должны быть снабжены гайками и контргайками и закрыты крышкой. Перемычки на клеммовом щитке электродвигателя выполняются из медных пластин.
XIII.4.25. Выводные концы обмоток электродвигателя должны иметь обозначения начала и конца каждой обмотки.
XIII.4.26. Величина воздушного зазора в диаметрально противоположных точках не должна отличаться друг от друга более чем на +/- 10% среднего значения зазора. Под средней величиной зазора понимается полусумма зазоров, замеренных в диаметрально противоположных точках.
XIII.4.27. Для снятия полумуфт и подшипников качения должны применяться съемники.
Заварка трещин на подшипниковых щитах не допускается; щиты с трещинами должны заменяться новыми.
XIII.4.28. Напрессовка подшипников качения должна производиться способом, исключающим удары. Предварительно подшипники качения нагреваются в масляной ванне до температуры 70 - 75 °С. Напрессовка подшипников качения ударами по верхней обойме не допускается.
XIII.4.29. Все резьбовые соединения должны быть нормально затянуты.
XIII.4.30. Окраска электродвигателей должна производиться после испытаний методом пульверизации с применением быстросохнущих красок, лаков и эмалей.
XIII.4.31. На каждый электродвигатель должен составляться протокол испытаний.
XIII.4.32. На каждый тип электродвигателя должна заполняться техническая карточка по установленной форме.
XIII.4.33. На каждый электродвигатель должна устанавливаться табличка с основными техническими данными.
- Главная
- "ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКУ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.02.69 N 53)
