Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госстроя РФ от 11.12.97 N 17-132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
8. Информационное обеспечение
8.1. Совершенствование статистической отчетности и социологических методов
В осуществлении жилищной реформы в России широкие полномочия предоставлены органам региональной и местной власти. Эффективная реализация этих полномочий невозможна без организации адекватной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Основа такой системы должна быть создана на муниципальном и региональном уровнях, т.е. там, где будут приниматься основные решения в рамках реализации Концепции реформы, но вместе с тем необходимо обеспечить отслеживание ключевых параметров на федеральном уровне для реализации полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации (защита прав граждан, регулирование межбюджетных отношений и др.).
К сожалению, статистика, отражающая деятельность предприятий жилищно - коммунального хозяйства и оплату жилищно - коммунальных услуг населением, зачастую не дает возможности для полноценного анализа и принятия обоснованных решений. К числу основных недостатков сегодняшней системы жилищной статистики могут быть причислены: раздробленность, несопоставимость, неполное отражение наиболее важных направлений жилищной реформы в используемых статистических показателях.
Основные статистические данные о жилищно - коммунальном обслуживании и оплате жилищно - коммунальных услуг поступают в Госкомстат России из трех источников и обобщаются в следующих изданиях:
1. Управление социальной статистики выпускает ежегодный "Сводный отчет о жилищном фонде и численности проживающих". В третьем томе Отчета таблица Г69 содержит данные об эксплуатационных затратах и доходах жилищных организаций, в том числе от сбора квартплаты на один кв. метр в разрезе республик, краев и областей. Основное достоинство Отчета в том, что он содержит не только усредненные данные по регионам, но также и по областным (краевым, республиканским) центрам и ряду крупных городов, не являющихся областными центрами. Основной недостаток: невозможность использования документа при оперативном анализе, поскольку он выпускается один раз в год, нередко с большой задержкой.
2. Управление статистики цен ежемесячно выпускает сборник "Средние цены и тарифы на платные услуги", в котором приводятся средние ставки оплаты жилья и коммунальных услуг по административным центрам субъектов Российской Федерации и некоторым крупным городам.
Переход на отслеживание ставок и тарифов в разрезе крупных городов положительно сказался на качестве информации.
Новые проблемы связаны с нарушением единообразия оплачиваемых населением жилищных услуг. В ряде городов такие услуги, как вывоз мусора, обслуживание лифтов и др., выделены в качестве самостоятельного платежа, в то время как в других входят в плату за содержание и ремонт жилья. Необходимо обеспечить сбор информации по сопоставимому кругу, учитывая все жилищные услуги, независимо от того, входят ли они в общий платеж или оплачиваются отдельно.
В качестве дополнительного отслеживаемого показателя необходимо ввести плату за наем. Усиление дифференциации жилищно - коммунальных платежей в зависимости от качества и местоположения приводит к появлению разрыва между величиной оплаты жилищно - коммунальных услуг по базовым ставкам и средним фактически сложившимся уровнем оплаты. Необходимы дополнительные методические указания, которые обеспечили бы сопоставимость данных по отдельным городам.
3. В рамках отраслевой статистической отчетности Департамент ЖКХ Минстроя представляет в Госкомстат России ежеквартальный "Отчет о работе предприятий жилищно - коммунального хозяйства" (форма 22-ЖКХ "Отчет о работе предприятий жилищно - коммунального хозяйства", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 16.06.94 N 70), которая является основным источником систематической информации об объемах предоставленных коммунальных услуг, величинах себестоимости и тарифов, социальной норме площади жилья и других параметрах программы жилищных субсидий.
На практике форма заполняется предприятиями и организациями жилищно - коммунального хозяйства, сводится органами управления ЖКХ и госпредприятиями на уровне области и поступает в Департамент ЖКХ Минстроя России. Регулярно представляют отчетность лишь около 60 субъектов Российской Федерации, поэтому целостная картина по России отсутствует. Качество информации можно оценить как низкое. Достаточно часты очевидные ошибки в расчетах при отсутствии какой-либо системы контроля и обратной связи. На областном уровне зачастую также отсутствует дисциплина в предоставлении исходной информации, в связи с чем происходит расчет средних величин по достаточно случайной выборке либо занижение абсолютных показателей (например, количество семей, которым начислены жилищные субсидии).
Представляется целесообразным сбор и обобщение информации, содержащейся в форме 22-ЖКХ, передать в ведение организаций Госкомстата России. Саму форму необходимо существенно переработать. Исключение может составить узкоотраслевая информация (бани, прачечные, ритуальные услуги), которую можно оставить в рамках ведомственной статистики.
После пересмотра формы 22-ЖКХ, как в содержательном плане, так и с точки зрения системы сбора информации, она могла бы стать информационной основой мониторинга хода реформы в жилищно - коммунальной сфере. Соответственно первичный свод основных показателей формы 22-ЖКХ должен осуществляться на уровне муниципального образования как основного уровня проведения жилищно - коммунальных преобразований.
В то же время возможна ситуация, когда информация, необходимая для принятия решений, в системе статистической отчетности отсутствует либо поступает с опозданием. В этом случае рекомендуется организовывать оперативные социологические обследования. Социологическими методами также рекомендуется регулярно получать информацию об отношении населения к ходу реформы, а также об основных проблемах ее реализации с точки зрения населения.
8.2. Мониторинг хода реформы ЖКХ8.2. Мониторинг хода реформы ЖКХ
и его роль в принятии решений
Основные показатели мониторинга хода реформы в жилищно - коммунальной сфере могли бы выглядеть следующим образом:
1. Стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м в месяц
Источник информации: Рассчитывается на основе данных формы 22-ЖКХ как сумма следующих величин:
- себестоимость содержания и ремонта жилья на 1 кв. м;
- себестоимость водоснабжения и канализования 1 куб. м воды, умноженная на 0,25;
- себестоимость 1 Гкал тепла, умноженная на 0,032;
- себестоимость 1 кВт. ч электроэнергии, умноженная на 2,78;
- себестоимость 1 куб. м сетевого газа, умноженная на 0,55.
(рассчитано на основе сложившихся нормативов потребления, приведенных к 1 кв. м).
Примечание. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов целесообразно отслеживать динамику себестоимости каждого вида жилищно - коммунальных услуг в отдельности.
2. Сложившийся уровень оплаты жилищно - коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв. м (из расчета 18 кв. м на человека)
Источник информации: Рассчитывается на основе данных Госкомстата России и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Примечание. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов целесообразно отслеживать динамику по каждому виду жилищно - коммунальных платежей в отдельности.
3. Задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг населением
3.1. Доля семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг, в том числе:
3.1.1. до 2 месяцев;
3.1.2. от 2 до 6 месяцев;
3.1.3. свыше 6 месяцев.
3.2. Фактический сбор жилищно - коммунальных платежей в отношении к начислению за тот же период.
Источник информации: Систематический сбор и анализ информации по задолженности в регионах отсутствует, хотя опыт периодического сбора такой информации по запросам администраций имеется. В период между организацией систематического сбора информации возможно проведение выборочных обследований.
4. Жилищные субсидии
4.1. Количество семей, которым предоставлены жилищные субсидии.
4.2. Доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде.
4.3. Сумма начисленных жилищных субсидий (за отчетный месяц).
4.4. Сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно - коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Источник информации: Данные формы 22-ЖКХ (пп. 4.1, 4.3), выборочные данные периодических опросов (п. 4.2, 4.4).
5. Бюджетные дотации
5.1. Общая сумма дотаций жилищно - коммунальному хозяйству в расходной части бюджета.
5.2. Доля дотаций жилищно - коммунальному хозяйству в бюджете, в том числе:
5.2.1. доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилья;
5.2.2. доля дотаций на капитальный ремонт;
5.2.3. доля дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию;
5.2.4. доля иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью бюджетных расходов с указанием целей использования.
Источник информации: Бюджеты регионов и городов.
6. Масштабы перекрестного субсидирования
6.1. - 6.6. - тарифы на тепло, воду и электроэнергию для промышленности и для населения.
Примечание. Можно предложить дополнительно рассчитывать стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м (раздел 1) исходя из средних тарифов, т.е. расчетная стоимость предоставления услуг при условии единовременного прекращения перекрестного субсидирования.
7. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе
Источник информации: Администрации регионов и городов; выборочные данные периодических опросов.
8. Площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда
Источник информации: Регулярная статистическая отчетность о структуре жилищного фонда по формам собственности.
9. Товарищества собственников жилья
9.1. Общее число зарегистрированных ТСЖ.
9.2. Число зарегистрированных ТСЖ, которым здание передано в управление.
9.3. Число зарегистрированных ТСЖ, которым передан в собственность земельный участок.
Источник информации: Администрации регионов и городов; выборочные данные периодических опросов.
10. Справочная информация: данные о среднедушевом доходе, в том числе среди 20% наиболее бедных семей, величина прожиточного минимума, доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума и ряд других социальных индикаторов, перечень которых может быть определен исходя из местных условий.
8.3. Освещение хода реформы в средствах массовой информацииЦелью разработки программы по информированию общественности является достижение и поддержание правильного понимания населением преобразований в жилищно - коммунальной сфере.
Чрезвычайно важный блок информационной кампании связан со своевременным и точным доведением информации о предпринимаемых мерах социальной защиты, при этом для групп населения, являющихся потенциальными получателями социальной помощи, информация должна доводиться с максимальной степенью подробности.
Рекомендуется использовать такие формы, как плакаты, листовки, информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме разъяснялись бы основные положения реформы и доводилась информация, представляющая интерес для больших групп населения (например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать товарищество собственников жилья и т.п.). Такие плакаты можно было бы вывешивать в организациях, работающих с населением, вкладывать в почтовые ящики либо печатать на оборотной стороне квитанций по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Информирование общественности региональными и местными администрациями включает:
- ответы на вопросы общественности и прессы;
- выступления перед общественными организациями и группами населения;
- отслеживание и пропаганду положительных примеров реализации мероприятий программы реформ;
- подготовку пресс - релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований;
- использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды основных направлений преобразований;
- регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации.
Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную напряженность.
- Главная
- ПРИКАЗ Госстроя РФ от 11.12.97 N 17-132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"