в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Госстроя РФ от 11.12.97 N 17-132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 11.12.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ Госстроя РФ от 11.12.97 N 17-132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

8. Информационное обеспечение

8.1. Совершенствование статистической отчетности и социологических методов

8.1. Совершенствование статистической отчетности и социологических методов

В осуществлении жилищной реформы в России широкие полномочия предоставлены органам региональной и местной власти. Эффективная реализация этих полномочий невозможна без организации адекватной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Основа такой системы должна быть создана на муниципальном и региональном уровнях, т.е. там, где будут приниматься основные решения в рамках реализации Концепции реформы, но вместе с тем необходимо обеспечить отслеживание ключевых параметров на федеральном уровне для реализации полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации (защита прав граждан, регулирование межбюджетных отношений и др.).

К сожалению, статистика, отражающая деятельность предприятий жилищно - коммунального хозяйства и оплату жилищно - коммунальных услуг населением, зачастую не дает возможности для полноценного анализа и принятия обоснованных решений. К числу основных недостатков сегодняшней системы жилищной статистики могут быть причислены: раздробленность, несопоставимость, неполное отражение наиболее важных направлений жилищной реформы в используемых статистических показателях.

Основные статистические данные о жилищно - коммунальном обслуживании и оплате жилищно - коммунальных услуг поступают в Госкомстат России из трех источников и обобщаются в следующих изданиях:

1. Управление социальной статистики выпускает ежегодный "Сводный отчет о жилищном фонде и численности проживающих". В третьем томе Отчета таблица Г69 содержит данные об эксплуатационных затратах и доходах жилищных организаций, в том числе от сбора квартплаты на один кв. метр в разрезе республик, краев и областей. Основное достоинство Отчета в том, что он содержит не только усредненные данные по регионам, но также и по областным (краевым, республиканским) центрам и ряду крупных городов, не являющихся областными центрами. Основной недостаток: невозможность использования документа при оперативном анализе, поскольку он выпускается один раз в год, нередко с большой задержкой.

2. Управление статистики цен ежемесячно выпускает сборник "Средние цены и тарифы на платные услуги", в котором приводятся средние ставки оплаты жилья и коммунальных услуг по административным центрам субъектов Российской Федерации и некоторым крупным городам.

Переход на отслеживание ставок и тарифов в разрезе крупных городов положительно сказался на качестве информации.

Новые проблемы связаны с нарушением единообразия оплачиваемых населением жилищных услуг. В ряде городов такие услуги, как вывоз мусора, обслуживание лифтов и др., выделены в качестве самостоятельного платежа, в то время как в других входят в плату за содержание и ремонт жилья. Необходимо обеспечить сбор информации по сопоставимому кругу, учитывая все жилищные услуги, независимо от того, входят ли они в общий платеж или оплачиваются отдельно.

В качестве дополнительного отслеживаемого показателя необходимо ввести плату за наем. Усиление дифференциации жилищно - коммунальных платежей в зависимости от качества и местоположения приводит к появлению разрыва между величиной оплаты жилищно - коммунальных услуг по базовым ставкам и средним фактически сложившимся уровнем оплаты. Необходимы дополнительные методические указания, которые обеспечили бы сопоставимость данных по отдельным городам.

3. В рамках отраслевой статистической отчетности Департамент ЖКХ Минстроя представляет в Госкомстат России ежеквартальный "Отчет о работе предприятий жилищно - коммунального хозяйства" (форма 22-ЖКХ "Отчет о работе предприятий жилищно - коммунального хозяйства", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 16.06.94 N 70), которая является основным источником систематической информации об объемах предоставленных коммунальных услуг, величинах себестоимости и тарифов, социальной норме площади жилья и других параметрах программы жилищных субсидий.

На практике форма заполняется предприятиями и организациями жилищно - коммунального хозяйства, сводится органами управления ЖКХ и госпредприятиями на уровне области и поступает в Департамент ЖКХ Минстроя России. Регулярно представляют отчетность лишь около 60 субъектов Российской Федерации, поэтому целостная картина по России отсутствует. Качество информации можно оценить как низкое. Достаточно часты очевидные ошибки в расчетах при отсутствии какой-либо системы контроля и обратной связи. На областном уровне зачастую также отсутствует дисциплина в предоставлении исходной информации, в связи с чем происходит расчет средних величин по достаточно случайной выборке либо занижение абсолютных показателей (например, количество семей, которым начислены жилищные субсидии).

Представляется целесообразным сбор и обобщение информации, содержащейся в форме 22-ЖКХ, передать в ведение организаций Госкомстата России. Саму форму необходимо существенно переработать. Исключение может составить узкоотраслевая информация (бани, прачечные, ритуальные услуги), которую можно оставить в рамках ведомственной статистики.

После пересмотра формы 22-ЖКХ, как в содержательном плане, так и с точки зрения системы сбора информации, она могла бы стать информационной основой мониторинга хода реформы в жилищно - коммунальной сфере. Соответственно первичный свод основных показателей формы 22-ЖКХ должен осуществляться на уровне муниципального образования как основного уровня проведения жилищно - коммунальных преобразований.

В то же время возможна ситуация, когда информация, необходимая для принятия решений, в системе статистической отчетности отсутствует либо поступает с опозданием. В этом случае рекомендуется организовывать оперативные социологические обследования. Социологическими методами также рекомендуется регулярно получать информацию об отношении населения к ходу реформы, а также об основных проблемах ее реализации с точки зрения населения.

8.2. Мониторинг хода реформы ЖКХ

8.2. Мониторинг хода реформы ЖКХ
и его роль в принятии решений

Основные показатели мониторинга хода реформы в жилищно - коммунальной сфере могли бы выглядеть следующим образом:

1. Стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м в месяц

Источник информации: Рассчитывается на основе данных формы 22-ЖКХ как сумма следующих величин:

- себестоимость содержания и ремонта жилья на 1 кв. м;

- себестоимость водоснабжения и канализования 1 куб. м воды, умноженная на 0,25;

- себестоимость 1 Гкал тепла, умноженная на 0,032;

- себестоимость 1 кВт. ч электроэнергии, умноженная на 2,78;

- себестоимость 1 куб. м сетевого газа, умноженная на 0,55.

(рассчитано на основе сложившихся нормативов потребления, приведенных к 1 кв. м).

Примечание. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов целесообразно отслеживать динамику себестоимости каждого вида жилищно - коммунальных услуг в отдельности.

2. Сложившийся уровень оплаты жилищно - коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв. м (из расчета 18 кв. м на человека)

Источник информации: Рассчитывается на основе данных Госкомстата России и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Примечание. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов целесообразно отслеживать динамику по каждому виду жилищно - коммунальных платежей в отдельности.

3. Задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг населением

3.1. Доля семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно - коммунальных услуг, в том числе:

3.1.1. до 2 месяцев;

3.1.2. от 2 до 6 месяцев;

3.1.3. свыше 6 месяцев.

3.2. Фактический сбор жилищно - коммунальных платежей в отношении к начислению за тот же период.

Источник информации: Систематический сбор и анализ информации по задолженности в регионах отсутствует, хотя опыт периодического сбора такой информации по запросам администраций имеется. В период между организацией систематического сбора информации возможно проведение выборочных обследований.

4. Жилищные субсидии

4.1. Количество семей, которым предоставлены жилищные субсидии.

4.2. Доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде.

4.3. Сумма начисленных жилищных субсидий (за отчетный месяц).

4.4. Сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно - коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Источник информации: Данные формы 22-ЖКХ (пп. 4.1, 4.3), выборочные данные периодических опросов (п. 4.2, 4.4).

5. Бюджетные дотации

5.1. Общая сумма дотаций жилищно - коммунальному хозяйству в расходной части бюджета.

5.2. Доля дотаций жилищно - коммунальному хозяйству в бюджете, в том числе:

5.2.1. доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилья;

5.2.2. доля дотаций на капитальный ремонт;

5.2.3. доля дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию;

5.2.4. доля иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью бюджетных расходов с указанием целей использования.

Источник информации: Бюджеты регионов и городов.

6. Масштабы перекрестного субсидирования

6.1. - 6.6. - тарифы на тепло, воду и электроэнергию для промышленности и для населения.

Примечание. Можно предложить дополнительно рассчитывать стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м (раздел 1) исходя из средних тарифов, т.е. расчетная стоимость предоставления услуг при условии единовременного прекращения перекрестного субсидирования.

7. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе

Источник информации: Администрации регионов и городов; выборочные данные периодических опросов.

8. Площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда

Источник информации: Регулярная статистическая отчетность о структуре жилищного фонда по формам собственности.

9. Товарищества собственников жилья

9.1. Общее число зарегистрированных ТСЖ.

9.2. Число зарегистрированных ТСЖ, которым здание передано в управление.

9.3. Число зарегистрированных ТСЖ, которым передан в собственность земельный участок.

Источник информации: Администрации регионов и городов; выборочные данные периодических опросов.

10. Справочная информация: данные о среднедушевом доходе, в том числе среди 20% наиболее бедных семей, величина прожиточного минимума, доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума и ряд других социальных индикаторов, перечень которых может быть определен исходя из местных условий.

8.3. Освещение хода реформы в средствах массовой информации

Целью разработки программы по информированию общественности является достижение и поддержание правильного понимания населением преобразований в жилищно - коммунальной сфере.

Чрезвычайно важный блок информационной кампании связан со своевременным и точным доведением информации о предпринимаемых мерах социальной защиты, при этом для групп населения, являющихся потенциальными получателями социальной помощи, информация должна доводиться с максимальной степенью подробности.

Рекомендуется использовать такие формы, как плакаты, листовки, информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме разъяснялись бы основные положения реформы и доводилась информация, представляющая интерес для больших групп населения (например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать товарищество собственников жилья и т.п.). Такие плакаты можно было бы вывешивать в организациях, работающих с населением, вкладывать в почтовые ящики либо печатать на оборотной стороне квитанций по оплате жилищно - коммунальных услуг.

Информирование общественности региональными и местными администрациями включает:

- ответы на вопросы общественности и прессы;

- выступления перед общественными организациями и группами населения;

- отслеживание и пропаганду положительных примеров реализации мероприятий программы реформ;

- подготовку пресс - релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований;

- использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды основных направлений преобразований;

- регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации.

Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную напряженность.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Госстроя РФ от 11.12.97 N 17-132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"