Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В настоящее время на территории России действуют 26 нефтеперерабатывающих предприятий суммарной мощностью около 300 млн. тонн в год в пересчете на сырую нефть. Глубина переработки нефти находится на уровне 63%, а качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым требованиям и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке.
КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ
Показатели | Единицы измерения | 1995 год, отчет | 1996 год, оценка |
Численность ППП | тыс. человек | 116,8 | 126 |
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников | тыс. человек | 1,6 | 2,6 |
ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
Показатели | Единицы измерения | 1995 год, отчет | 1996 год, отчет |
В действующих ценах каждого года | млрд. руб. | 47239 | 65592 |
В ценах 1995 года | млрд. руб. | 47239 | 53875 |
(млрд. рублей)
КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
(млрд. рублей)
Показатели | На 01.01.95 | На 01.01.96 |
Дебиторская задолженность | 6252 | 10349 |
Кредиторская задолженность | 7017 | 12600 |
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
(млрд. рублей)
Показатели | 1994 год, отчет | 1995 год, отчет | 1996 год, оценка |
В действующих ценах | 1027 | 2376 | 2899 |
В ценах 1995 года | 2876 | 2376 | 2989,7 |
СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН
(долларов США на тонну)
Снижение объемов добычи нефти и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке привело к тому, что загрузка мощностей нефтеперерабатывающих заводов в среднем по стране сократились до 54%. В результате низкой загрузки мощностей, применения устаревших и неэффективных технологических процессов, роста цен на нефтяное сырье и тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов, а также несовершенства налоговой системы продукты нефтепереработки российских НПЗ по цене и качеству становятся неконкурентоспособными не только на мировом, но и на внутреннем рынке. В ряде регионов страны растут объемы реализации импортных нефтепродуктов в условиях ограниченного платежеспособного спроса на отечественную продукцию.
3. Цели и направления реструктуризацииОсновными целями реструктуризации отрасли в среднесрочной перспективе являются:
* увеличение глубины переработки нефти до 73 - 75% и повышение эффективности использования нефтяного сырья для обеспечения растущих потребностей страны в нефтепродуктах в условиях практически стабильных объемов добычи и переработки нефти;
* увеличение производства и повышение качества моторных топлив, масел и других нефтепродуктов до уровня, соответствующего требованиям международных стандартов, с целью обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;
* увеличение экспорта высококачественных нефтепродуктов и уменьшение на этой основе экспорта сырой нефти;
* вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок по переработке нефтяного сырья;
* существенное улучшение экологической обстановки на предприятиях отрасли и в районах их расположения, снижение объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду до установленных нормативов;
* снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;
* вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризацииПотребности экономики в нефтепродуктах будут обеспечиваться за счет программы реконструкции и модернизации действующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эксплуатации физически и морально устаревших установок.
Стратегия размещения объектов переработки нефти будет направлена на обеспечение регионов моторными топливами и другими нефтепродуктами при максимальном приближении производства к потребителю.
Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности будет осуществляться поэтапно с учетом большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Основным источником финансирования работ по реконструкции будут собственные средства предприятий и нефтяных компаний, а также средства государственной финансовой поддержки, оказываемой на возвратной основе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1189 "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России в рамках Федеральной целевой программы "Топливо и энергия".
Стимулирование роста производства высококачественных нефтепродуктов, особенно с улучшенными экологическими характеристиками, будет осуществляться также посредством нормативно-правового (через стандарты, законодательные акты) и налогового регулирования (дифференциация ставок налогов и акциза, применение штрафных санкций за выбросы отработанных продуктов моторных топлив и т.д.).
5. Динамика реструктуризацииОБЪЕМ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ
(млн. тонн)
(млн. тонн)
Наименование | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Автомобильный бензин | 27,2 | 27,3 | 27,5 | 28,5 |
Дизельное топливо | 46,8 | 47 | 47,2 | 48 |
Топливо реактивное | 9,8 | 9,8 | 9,9 | 10,2 |
Мазут топочный | 63,5 | 63 | 62,5 | 61,7 |
В среднесрочном периоде необходимо сохранить роль федеральных органов управления в целях надежного топливоснабжения потребителей в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий и отсутствия развитой системы новых отношений между предприятиями, региональными и федеральными органами управления. При этом усиление роли центральных органов управления должно сопровождаться адекватным усилением их экономических обязательств и ответственности за своевременное и полное финансирование поставок энергоресурсов, осуществляемых в соответствии с решениями этих органов управления.
В настоящее время при несформированной законодательной базе, отсутствии таких фундаментальных законов для нефтегазового комплекса, как Закон "О нефти и газе", Налоговый кодекс и ряда других, на основе которых в перспективе могут быть разработаны действенные методы косвенного регулирования государством нефтегазового комплекса, необходимы элементы прямого управления: осуществление контроля государства через участие представителей государства в органах управления акционерных обществ, управление закрепленными в федеральной собственности пакетами акций. Необходимо продолжить формирование законодательной базы в целях создания механизма эффективного управления пакетами акций, закрепленных в федеральной собственности.
В числе ряда задач по совершенствованию системы управления отраслями нефтегазового комплекса необходимо отметить следующие:
* разработка и реализация программы совершенствования экономических отношений и развития конкуренции в нефтегазовом комплексе, в том числе на основе поддержки развития малого и среднего бизнеса и предоставления ему независимым производителем недискриминационного права доступа к магистральным транспортным системам;
* регулирование естественных монополий как составной части промышленной политики, направленной на сохранение сложившихся производственно-технологических систем и создание альтернативных систем и условий для привлечения в эти сферы внешних инвестиций;
* продолжение структурной реформы с учетом проводимой приватизации в отраслях естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам) с сохранением контроля государства над деятельностью указанных монополий;
* завершение преобразования государственных предприятий нефтегазового комплекса в акционерные общества;
* совершенствование системы законодательного и нормативно-методического обеспечения управления федеральной собственностью в нефтегазовом комплексе.
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)