в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

1. Состояние отрасли

В настоящее время на территории России действуют 26 нефтеперерабатывающих предприятий суммарной мощностью около 300 млн. тонн в год в пересчете на сырую нефть. Глубина переработки нефти находится на уровне 63%, а качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым требованиям и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке.

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Численность ППП тыс. человек 116,8 126
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников тыс. человек 1,6 2,6

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Первичная переработка нефти млн. тонн 186,2 182,3 176,2
Бензин автомобильный млн. тонн 26,8 28,2 26,6
Топливо дизельное млн. тонн 46,7 47,3 46,8
Мазут топочный млн. тонн 69,5 64,5 63,9

ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Бензин автомобильный млн. тонн 27,0 25,8 24,9
Топливо дизельное млн. тонн 35,1 28,9 26,3
Мазут топочный млн. тонн 55,4 47,5 50,4

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, отчет
В действующих ценах каждого года млрд. руб. 47239 65592
В ценах 1995 года млрд. руб. 47239 53875

ПРИБЫЛЬ

(млрд. рублей)

1995 год, отчет 1996 год, оценка
9608 10300

КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

(млрд. рублей)

Показатели На 01.01.95 На 01.01.96
Дебиторская задолженность 6252 10349
Кредиторская задолженность 7017 12600

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

(млрд. рублей)

Показатели 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
В действующих ценах 1027 2376 2899
В ценах 1995 года 2876 2376 2989,7

СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН

(долларов США на тонну)

Показатели 1994 г., декабрь 1995 г., декабрь 1996 г., октябрь
Бензин
Мировая цена 165 165 198
Цена промышленности 142,1 228 355
Соотношение в % 86 139 159
Дизтопливо
Мировая цена 152 152 190
Цена промышленности 125,4 186,5 291
Соотношение в % 83 123 153
Мазут
Мировая цена 72 72 109
Цена промышленности 51,7 66,4 104
Соотношение в % 72 92 95,4
2. Экономические проблемы отрасли

Снижение объемов добычи нефти и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке привело к тому, что загрузка мощностей нефтеперерабатывающих заводов в среднем по стране сократились до 54%. В результате низкой загрузки мощностей, применения устаревших и неэффективных технологических процессов, роста цен на нефтяное сырье и тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов, а также несовершенства налоговой системы продукты нефтепереработки российских НПЗ по цене и качеству становятся неконкурентоспособными не только на мировом, но и на внутреннем рынке. В ряде регионов страны растут объемы реализации импортных нефтепродуктов в условиях ограниченного платежеспособного спроса на отечественную продукцию.

3. Цели и направления реструктуризации

Основными целями реструктуризации отрасли в среднесрочной перспективе являются:

* увеличение глубины переработки нефти до 73 - 75% и повышение эффективности использования нефтяного сырья для обеспечения растущих потребностей страны в нефтепродуктах в условиях практически стабильных объемов добычи и переработки нефти;

* увеличение производства и повышение качества моторных топлив, масел и других нефтепродуктов до уровня, соответствующего требованиям международных стандартов, с целью обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;

* увеличение экспорта высококачественных нефтепродуктов и уменьшение на этой основе экспорта сырой нефти;

* вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок по переработке нефтяного сырья;

* существенное улучшение экологической обстановки на предприятиях отрасли и в районах их расположения, снижение объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду до установленных нормативов;

* снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;

* вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

Потребности экономики в нефтепродуктах будут обеспечиваться за счет программы реконструкции и модернизации действующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эксплуатации физически и морально устаревших установок.

Стратегия размещения объектов переработки нефти будет направлена на обеспечение регионов моторными топливами и другими нефтепродуктами при максимальном приближении производства к потребителю.

Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности будет осуществляться поэтапно с учетом большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Основным источником финансирования работ по реконструкции будут собственные средства предприятий и нефтяных компаний, а также средства государственной финансовой поддержки, оказываемой на возвратной основе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1189 "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России в рамках Федеральной целевой программы "Топливо и энергия".

Стимулирование роста производства высококачественных нефтепродуктов, особенно с улучшенными экологическими характеристиками, будет осуществляться также посредством нормативно-правового (через стандарты, законодательные акты) и налогового регулирования (дифференциация ставок налогов и акциза, применение штрафных санкций за выбросы отработанных продуктов моторных топлив и т.д.).

5. Динамика реструктуризации

ОБЪЕМ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

(млн. тонн)

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
178 178 178 180

ПРОИЗВОДСТВО НЕФТЕПРОДУКТОВ

(млн. тонн)

Наименование 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Автомобильный бензин 27,2 27,3 27,5 28,5
Дизельное топливо 46,8 47 47,2 48
Топливо реактивное 9,8 9,8 9,9 10,2
Мазут топочный 63,5 63 62,5 61,7
6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах нефтегазового комплекса

В среднесрочном периоде необходимо сохранить роль федеральных органов управления в целях надежного топливоснабжения потребителей в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий и отсутствия развитой системы новых отношений между предприятиями, региональными и федеральными органами управления. При этом усиление роли центральных органов управления должно сопровождаться адекватным усилением их экономических обязательств и ответственности за своевременное и полное финансирование поставок энергоресурсов, осуществляемых в соответствии с решениями этих органов управления.

В настоящее время при несформированной законодательной базе, отсутствии таких фундаментальных законов для нефтегазового комплекса, как Закон "О нефти и газе", Налоговый кодекс и ряда других, на основе которых в перспективе могут быть разработаны действенные методы косвенного регулирования государством нефтегазового комплекса, необходимы элементы прямого управления: осуществление контроля государства через участие представителей государства в органах управления акционерных обществ, управление закрепленными в федеральной собственности пакетами акций. Необходимо продолжить формирование законодательной базы в целях создания механизма эффективного управления пакетами акций, закрепленных в федеральной собственности.

В числе ряда задач по совершенствованию системы управления отраслями нефтегазового комплекса необходимо отметить следующие:

* разработка и реализация программы совершенствования экономических отношений и развития конкуренции в нефтегазовом комплексе, в том числе на основе поддержки развития малого и среднего бизнеса и предоставления ему независимым производителем недискриминационного права доступа к магистральным транспортным системам;

* регулирование естественных монополий как составной части промышленной политики, направленной на сохранение сложившихся производственно-технологических систем и создание альтернативных систем и условий для привлечения в эти сферы внешних инвестиций;

* продолжение структурной реформы с учетом проводимой приватизации в отраслях естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам) с сохранением контроля государства над деятельностью указанных монополий;

* завершение преобразования государственных предприятий нефтегазового комплекса в акционерные общества;

* совершенствование системы законодательного и нормативно-методического обеспечения управления федеральной собственностью в нефтегазовом комплексе.

  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)