Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:
Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.
К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.
В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8% от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.
Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.
На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.
Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.
Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.
Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.
УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ВАЖНЕЙШЕЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
(процентов)
По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).
При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:
* по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;
* по станко-инструментальной промышленности - 14%;
* по продукции автомобильной промышленности - 48%.
В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.
Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.
Деловая активность в 1994 - 1996 годах характеризуется, с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).
УРОВЕНЬ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ И МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ
За 1994 - 1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3% в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.
На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5% против 19,8% в 1995 году.
Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.
Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.
Просроченную задолженность имеют около 75% предприятий машиностроения.
Задолженность по выплате заработной платы в 1996 году на предприятиях машиностроения составляет в среднем 2,5 месяца (около 5 трлн. рублей).
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
Наименование | 1994 год | 1995 год | 1996 год (оценка) |
Прибыль, млрд. руб. | 4850 | 13890 | 10270 |
Убыточные предприятия (в % от общего количества предприятий) | 18 | 19,8 | 357,5 |
Рентабельность, % | 22,3 | 17,9 | 9,5 |
Наименование | На 20.01.96 | На 11.11.96 |
Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату, трлн. рублей | 2,76 | 5,0 |
Наименование | На 01.01.95 | На 01.01.96 | На 01.01.97 |
Кредиторская задолженность трлн. рублей | 12,5 | 32,9 | 63,2 |
Дебиторская задолженность трлн. рублей | 9,8 | 21,6 | 30,1 |
В машиностроении только на 60% предприятий комплекса осуществляется инвестирование технического перевооружения и реконструкции производства по выпуску конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.
Государственная поддержка (166,5 млрд. рублей) представляется на 1996 год 38 предприятиям. Кроме того, в 1995 - 1996 годах 26 предприятий объявлены победителями инвестиционных конкурсов с объемом государственной поддержки 339 млрд. рублей.
Доля стоимости отечественного оборудования в общем объеме капитальных вложений по предприятиям машиностроительного комплекса составляет 52%.
Средний срок окупаемости инвестиционных проектов составляет 2,4 года, а конкурсных проектов - менее 1,9 года.
Анализ соотношения уровня цен на основе видов продукции машиностроения с ценами аналогов на внешнем рынке показывает, что сложившиеся экономические условия продажи изделий на внешнем рынке значительно хуже, чем на внутреннем. Так, цена продажи трактора Т-30 (АО "Владимирский тракторный завод") в 1996 году на внутреннем рынке составляла 9588, а на экспорт - 5100 долларов США, трактора Т-25А соответственно 7488 и 3500 долларов США, автомобиля ВАЗ-2109 (АО "АвтоВАЗ") 8370 и 4400 долларов США, универсального токарно-винторезного станка (АО "Красный пролетарий") - 9059 и 6627 долларов США, часов наручных "Заря" - 7 и 4,6 доллара США, что свидетельствует об убыточности их экспорта.
В целом же цены на внутреннем рынке ниже цен на зарубежные аналоги (по грузовым автомобилям они составляют 20 - 30%; по зерноуборочным комбайнам - 52 - 60% мировых цен). Однако по некоторым видам цены на отечественную продукцию выше цен на зарубежные аналоги (эмальпровода, аккумуляторы, краны).
Возрастает стремление отечественных производителей с помощью сертификации продукции, в том числе международной, не только закрепиться на внутреннем рынке, но и выйти на внешний рынок.
Благодаря расширению сети сертификационных центров, создаваемых в рамках Федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология", за последние годы повысилось количество сертифицированной продукции машиностроения.
УРОВЕНЬ СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ В ПОДОТРАСЛЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
(процентов)
Непрекращающийся спад производства привел к тому, что общий объем продажи машиностроительной продукции сократился в 1996 году на 49% по сравнению с 1991 годом.
Наибольшее снижение произошло в производстве сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники, тепло- и электровозов, металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин.
Одной из важнейших проблем комплекса является неконкурентоспособность многих видов машин и оборудования не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Большинство машиностроительных изделий отечественного производства уступают зарубежным аналогам по качеству и покупаются только из-за их относительной дешевизны.
Другой важной проблемой, влияющей на объем продажи машиностроительной продукции, является возможность зарубежных поставщиков поставлять оборудование в кредит с рассрочкой платежей на 5 - 10 лет, в то время как отечественные производители такой возможности не имеют. По этой причине Чебоксарский завод при производстве свыше 2 тысяч промышленных тракторов в год смог продать в течение 1996 года на российском рынке всего 170 тракторов, между тем японские и американские фирмы поставили на условиях кредита свыше 150 таких машин предприятиям добывающей промышленности. Аналогичное положение наблюдается в поставках машиностроительной продукции для пищевой промышленности, транспорта, химической промышленности, металлургии, а также сельского хозяйства из государств - участников СНГ, где рынок традиционно считался российским.
К числу важных проблем следует отнести также принявшую широкий размах систему бартерных операций или безналичных взаиморасчетов, удельный вес которых в общем объеме средств, полученных от реализации товаров, по отдельным предприятиям достигает 80%, что, крайне отрицательно влияет на систему финансовых операций по выплате заработной платы, налогов в бюджет, а также по формированию средств для инвестиций.
В связи с падением спроса на продукцию машиностроения в отрасли образовался излишек невостребованного основного капитала (оборудование, здания), находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства. Одновременно происходит старение и износ этих фондов, что увеличивает технологическую отсталость производства.
Продолжают развиваться опасные тенденции разрушения научно-технического потенциала машиностроительного комплекса. Большинство отраслевых НИИ и КБ находятся в крайне тяжелом положении. В научных организациях практически отсутствуют долгосрочные инвестиции и оборотные средства. Приходит в упадок опытно-экспериментальная база. Происходит качественное ухудшение кадров научных организаций за счет оттока ученых и специалистов в другие сферы деятельности и за рубеж.
3. Цели и направления реструктуризацииРеструктуризация машиностроения может осуществляться только вместе с ростом инвестиционной активности в стране и с подъемом всех отраслей - потребителей продукции машиностроения.
Реструктуризация машиностроения предусматривает достижение следующих целей:
* преодоление структурно-технологической несбалансированности отрасли;
* повышение технологического уровня производства и технического уровня машин и оборудования и на этой основе конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения, расширение ее экспортного потенциала на основе производства наукоемких видов техники;
* модернизация значительной части производственных мощностей, обеспечивающих их соответствие новым требованиям инвестиционных отраслей и потребительского рынка;
* восстановление научно-технического потенциала машиностроения и использование его для развития отрасли;
* обеспечение финансовой устойчивости предприятий и объединений машиностроения.
Направлениями реструктуризации машиностроительного комплекса для достижения этих целей будут оставаться:
* реформирование и реструктуризация предприятий с высокой степенью монополизации производства продукции;
* развитие дилерской и товаропроводящей сети, способствующей снижению издержек производства;
* развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих наращиванию производства конкурентоспособной продукции;
* сертификация машинно-технической продукции, в первую очередь международная сертификация;
* увеличение (не менее, чем в 4 - 5 раз) темпов обновления и вывода основных фондов, прежде всего невостребованных рынком машин и оборудования.
В этих целях будут проведены соответствующие изменения в важнейших подотраслях машиностроительного комплекса.
В автомобильной промышленности:
* снижение издержек за счет совершенствования управления с развитием сетей и методов сбыта и послепродажного технического обслуживания и организации новых сборочных производств;
* увеличение выпуска микроавтобусов и грузовых автомобилей за счет расширения различных модификаций малотоннажных грузовиков и создания производства магистральных автопоездов;
* создание и развитие производства современных и экологичных бензиновых и дизельных двигателей для малотоннажных грузовиков, легковых автомобилей и магистральных автопоездов;
* создание и производство легковых автомобилей особо малого класса, увеличение выпуска автобусов и троллейбусов для внутригородских, пригородных и междугородных перевозок.
В станкостроительной и инструментальной промышленности:
* совершенствование производственной структуры подотрасли с перепрофилированием заводов на выпуск эффективных видов станков и компонентов при сокращении общего числа предприятий и возрастании доли средних и малых предприятий;
* создание и развитие производства конкурентоспособного, высокоточного и автоматизированного станочного и кузнечно-прессового оборудования и инструментов. Прогнозируется увеличение доли производства этого оборудования с 5% в 1995 году до 18% в 2000 году;
* развитие рынка металлообрабатывающего оборудования путем расширения комплектных поставок оборудования "под ключ" с последующим сервисным обслуживанием.
В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении:
* переход от крупносерийного производства техники к мелкосерийному в соответствии с поступающими заказами;
* расширение и углубление диверсификации предприятий;
* возрастание роли регионального фактора в производстве несложной сельскохозяйственной техники.
В электротехнической промышленности и приборостроении:
* переход на выпуск энергоресурсосберегающего оборудования и приборов (преобразовательные устройства, источники света, регулируемые электроприводы, приборы контроля и учета);
* модернизация часовой промышленности и ее адаптация к требованиям мирового рынка, в том числе с привлечением иностранного капитала и возрастанием экспорта часов нового поколения.
В энергетическом, нефтяном и транспортном машиностроении:
* создание совместных с иностранными партнерами предприятий, консорциумов, групп, способствующих производству и сбыту на внешнем рынке высокотехнологичной продукции для энергетики;
* использование конверсионных авиационных и газотурбинных двигателей для организации выпуска модульных высокотемпературных газотурбинных энергетических установок;
* развитие производства вагонов электропоездов, метро и пассажирского подвижного состава нового поколения;
* создание высокотехнологичных установок машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики.
Размещение производства машиностроительной продукции в экономических районах не претерпит существенных изменений. Наиболее динамично машиностроение будет развиваться в Центральном и Поволжском экономическом районе.
Санация предприятий, производящих бесперспективную продукцию, и их ликвидация (станкостроение, электротехника, приборостроение и отчасти автомобилестроение) будут сопровождаться созданием малых предприятий, учитывающих интересы регионов и их стремление к экономической самостоятельности.
В машиностроительном комплексе в основном завершится создание системы государственных технологических стандартов и стандартов качества машиностроительной продукции в соответствии с международными стандартами.
Будет осуществлена государственная поддержка проведения предприятиями и организациями машиностроения международной сертификации, ориентированной на экспорт продукции.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризацииПромышленная политика в области машиностроения предусматривает проведение комплекса мер, в том числе с государственной поддержкой, осуществляемых в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции, формирования его современной структуры.
Решение этих задач возможно при реализации следующих условий:
* повышение емкости внутреннего рынка на машины и оборудование, в том числе за счет развития лизинговых операций, и соответствующее увеличение платежеспособного спроса на них в стране;
* создание в относительно короткие сроки конкурентоспособных изделий для мирового и внутреннего рынков подотраслями, обладающими большим научно-техническим потенциалом.
Этому будет способствовать:
* формирование институциональных и законодательных условий для развития позитивных структурных изменений;
* реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения посильного налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе инвестирования за счет собственных и заемных средств;
* меры внешнеэкономической поддержки, включая методы тарифного и нетарифного регулирования в рамках правил Всемирной торговой организации;
* содействие привлечению частных и иностранных инвестиций, прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышение доверия со стороны инвесторов;
* прямые государственные инвестиции и иные вложения в тех случаях, когда важные для страны проекты временно непривлекательны для частного капитала;
* создание преференционального режима приобретения потребителями отечественной продукции, аналогичной импортируемой.
Эти меры будут осуществляться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики подотраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры.
В настоящее время в машиностроении сформировались группы подотраслей и производств, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Так предприятия энергетического машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения по производству тяжелых станков и прессов обладают большим научно-техническим потенциалом и либо уж имеют конкурентоспособные изделия, либо способны в относительно короткие сроки создать их. Отечественное энергетическое и высоковольтное электротехническое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежность, единичная мощность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке.
Для объединений и предприятий этой группы в переходный период потребуются прямые государственные инвестиции и субсидии. Эти меры дополнятся созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта продукции на внешних рынках, предоставление государственных гарантий, а в ряде случаев - связанных международных кредитов для поставки отечественной высокотехнологичной продукции).
К отраслям и производствам другой группы предприятий машиностроения следует отнести продукцию автомобильной промышленности, транспортного (в части подвижного состава нового поколения для пассажирских перевозок), строительно-дорожного и сельскохозяйственного машиностроения, где будут применены меры, направленные, в первую очередь, на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию.
Основные методы промышленной политики для этих подотраслей - защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в течение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек, а также общепризнанные методы нетарифного регулирования.
В этих отраслях не предусматривается применение методов прямой государственной поддержки, кроме чрезвычайных случаев и отдельных высокоэффективных проектов или проектов, направленных на решение социальных проблем.
В частности, политика в сфере автомобилестроения будет строиться на поддержке освоения или сборки новых моделей автомобилей (отечественных, иностранных и совместных фирм), позволяющих улучшить структуру автопарка России. При этом поддержка будет жестко обусловлена институциональными преобразованиями автозаводов и их дилерских сетей, обеспечивающих повышение качества управления, уровня выпускаемой продукции, снижение издержек, стабилизацию и снижение цен, диверсификацию производства.
5. Динамика реструктуризацииПроведение в 1997 - 2000 годах реструктуризации позволит:
* стабилизировать к концу 1997 года объем производства продукции;
* обеспечить увеличение выпуска продукции машиностроения в 2000 году примерно на 4% к 1995 году;
* осуществить трансформацию производственной структуры комплекса, в частности, увеличить долю наукоемких подотраслей машиностроения (электротехника, приборостроение, высокоточное станкостроение) с 17,3% в 1995 году до 19,8% в 2000 году;
* высвободить в 1997 - 1999 годах в гражданском машиностроении более 40 тыс. работников и к 2000 году стабилизировать численность занятых;
* довести в 2000 году объем экспорта машин и оборудования в страны дальнего зарубежья до 2,3 млрд. долларов США против 1,4 млрд. долларов США в 1995 г.;
* увеличить долю продукции, выпускаемой с применением высоких технологий, в общем выпуске товарной продукции с 26,6% в 1995 году до 29 - 33% в 2000 году;
* увеличить в 1,35 раза привлечение средств в качестве инвестиции для реструктуризации исключительно за счет собственных и заемных средств.
6. Институциональные измененияПредполагается, что в 1997 году будет приватизировано еще 26 предприятий и организаций, а количество государственных предприятий сократиться до 97.
Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, в 1997 году снизится до 0,5%.
Предполагается преобразовать в казенные заводы 16 предприятий и организаций.
В целях снижения социального бремени на предприятия будет в основном завершен процесс освобождения их от объектов социального и жилищно-коммунального хозяйства.
Проблема управления государственной долей в уставном капитале акционерных обществ будет решаться при разработке нормативных процедур представления интересов государства в акционерных обществах.
Продолжит свое развитие процесс формирования финансово-промышленных групп, в том числе путем образования межгосударственных групп.
Продолжится работа с неплатежеспособными предприятиями с применением процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве. В настоящее время на 12 предприятиях машиностроения введено внешнее управление имуществом должника.
Повышению эффективности деятельности предприятий машиностроения будет способствовать реструктуризация предприятий и их товаропроводящей сети на основе реального спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также проведение реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет.
ДИНАМИКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)