в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

МАШИНОСТРОЕНИЕ

1. Состояние отрасли

Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:

Подотрасли машиностроительного комплекса Количество предприятий (единиц) Число занятых (тыс. человек)
Автомобильная промышленность 244 765
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 144 264
Химическое и нефтяное машиностроение 128 102
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение 84 72
Электротехническая промышленность и приборостроение 515 346
Станкостроительная и инструментальная промышленность 259 134
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение 173 225
Итого: 1547 1908

Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.

Экономические районы Удельный вес в общем объеме машиностроения (%)
1995 г. (отчет) 1996 г. (оценка)
Северный район 8 8
Северо-Западный район 3,4 3,2
Центральный район 21,9 22,2
Волго-Вятский район 15,0 15,8
Центрально-Черноземный район 4,0 4,2
Поволжский район 32,5 31,6
Северо-Кавказский район 4,0 3,4
Уральский район 12,0 12,6
Западно-Сибирский район 3,4 3,2
Восточно-Сибирский район 2,0 2,1
Дальневосточный район 8 8
Калининградская область 1 1

К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.

В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8% от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.

Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.

На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.

Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.

Основные формы хозяйственных структур Единица измерения 1996 год (отчет)
Всего предприятий и организаций машиностроительного комплекса единиц 1547
Акционерные общества и ТОО, количество единиц 1415
в % к общему числу предприятий % 91,4
Госпредприятия, количество единиц 123
в % к общему числу предприятий % 8,0
Другие формы, количество единиц 9
в % к общему числу предприятий % 0,6

Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.

Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.

УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ВАЖНЕЙШЕЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

(процентов)

Наименование 1994 г. (отчет) 1995 г. (отчет) 1996 г. (оценка)
Турбины паровые 29 23 21
Вагоны пассажирские магистральные 38 24 18
Вагоны грузовые магистральные 29 21 16
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм 20,3 21,1 16,7
Станки металлорежущие 27 24 10,6
Машины кузнечно-прессовые 17 13 5,9
Автомобили грузовые (включая шасси на комплектацию) 25 23 21
Автомобили легковые 74,9 60,8 53,1
Автобусы 68 55 50
Тракторы 15 11,8 8,5
Комбайны зерноуборочные 12,5 11,4 6,5
Экскаваторы одноковшовые (от 0,275 до 3,2 куб. м) 41 35,8 18
Бульдозеры 20,5 22,5 22
Краны на автомобильном ходу 45 36,6 28

По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).

При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:

* по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;

* по станко-инструментальной промышленности - 14%;

* по продукции автомобильной промышленности - 48%.

В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.

Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.

Деловая активность в 1994 - 1996 годах характеризуется, с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).

УРОВЕНЬ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ И МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ

Наименование Единица измерения 1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (отчет)
Продукция (в ценах 1995 г.) трлн. руб. 170,9 153,8 136,88
Темп к предыдущему году % 61,9 90,0 89,0
Доля продукции отрасли на внутреннем рынке
Дизель и дизель-генераторы % 97,7 96,3 93,9
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм % 44,9 59,4 47,3
Станки металлорежущие % 78 85 79,8
Машины кузнечно-прессовые % 73,5 40 50
Автомобили грузовые % 85,4 92,5 91,7
Автомобили легковые % 82,5 88,3 91,2
Автобусы % 79,2 77,8 73,4
Тракторы % 48,2 37,7 24,6
Экскаваторы одноковшовые (от 0,275 до 3,2 куб. м) % 97,1 100 100
Бульдозеры % 68,5 72,9 72,4
Краны на автомобильном ходу % 94,1 100 100
Доля продукции отрасли на внешнем рынке
Дизель и дизель-генераторы % 40,7 46,6 58,1
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм % 29,1 22,2 24,3
Станки металлорежущие % 15,7 21,4 33,1
Машины кузнечно-прессовые % 15,7 39,8 50,0
Автомобили грузовые % 16,0 15,6 15,4
Автомобили легковые % 28,4 25,2 24,4
Автобусы % 9,4 6,8 8,1
Тракторы % 36,5 42,9 57,8
Экскаваторы одноковшовые (от 0,275 до 3,2 куб. м) % 5,4 7,9 16,2
Бульдозеры % 9,4 17,0 16,0
Краны на автомобильном ходу % 3,5 3,5 5,4
Объем экспорта (машиностроение)
Экспорт - всего млн. дол. 2518 2681 2900
в том числе:
дальнее зарубежье млн. дол. 1322 1385 1500
ближнее зарубежье млн. дол. 1196 1296 1400

За 1994 - 1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3% в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.

На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5% против 19,8% в 1995 году.

Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.

Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.

Просроченную задолженность имеют около 75% предприятий машиностроения.

Задолженность по выплате заработной платы в 1996 году на предприятиях машиностроения составляет в среднем 2,5 месяца (около 5 трлн. рублей).

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ

Наименование 1994 год 1995 год 1996 год (оценка)
Прибыль, млрд. руб. 4850 13890 10270
Убыточные предприятия (в % от общего количества предприятий) 18 19,8 357,5
Рентабельность, % 22,3 17,9 9,5
Наименование На 20.01.96 На 11.11.96
Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату, трлн. рублей 2,76 5,0
Наименование На 01.01.95 На 01.01.96 На 01.01.97
Кредиторская задолженность трлн. рублей 12,5 32,9 63,2
Дебиторская задолженность трлн. рублей 9,8 21,6 30,1

В машиностроении только на 60% предприятий комплекса осуществляется инвестирование технического перевооружения и реконструкции производства по выпуску конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.

Государственная поддержка (166,5 млрд. рублей) представляется на 1996 год 38 предприятиям. Кроме того, в 1995 - 1996 годах 26 предприятий объявлены победителями инвестиционных конкурсов с объемом государственной поддержки 339 млрд. рублей.

Показатели Единица измерения 1994 год 1995 год 1996 год (в ценах 1995 года)
Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования млрд. руб. 8491 4335,4 3139
в том числе: объем производственных инвестиций за счет всех источников финансирования млрд. руб. 6647 3265,9 2452
в том числе: за счет средств предприятий и организаций млрд. руб. 5345 3017,9 2341
за счет средств федерального бюджета млрд. руб. 1302 128,7 111

Доля стоимости отечественного оборудования в общем объеме капитальных вложений по предприятиям машиностроительного комплекса составляет 52%.

Средний срок окупаемости инвестиционных проектов составляет 2,4 года, а конкурсных проектов - менее 1,9 года.

Анализ соотношения уровня цен на основе видов продукции машиностроения с ценами аналогов на внешнем рынке показывает, что сложившиеся экономические условия продажи изделий на внешнем рынке значительно хуже, чем на внутреннем. Так, цена продажи трактора Т-30 (АО "Владимирский тракторный завод") в 1996 году на внутреннем рынке составляла 9588, а на экспорт - 5100 долларов США, трактора Т-25А соответственно 7488 и 3500 долларов США, автомобиля ВАЗ-2109 (АО "АвтоВАЗ") 8370 и 4400 долларов США, универсального токарно-винторезного станка (АО "Красный пролетарий") - 9059 и 6627 долларов США, часов наручных "Заря" - 7 и 4,6 доллара США, что свидетельствует об убыточности их экспорта.

В целом же цены на внутреннем рынке ниже цен на зарубежные аналоги (по грузовым автомобилям они составляют 20 - 30%; по зерноуборочным комбайнам - 52 - 60% мировых цен). Однако по некоторым видам цены на отечественную продукцию выше цен на зарубежные аналоги (эмальпровода, аккумуляторы, краны).

Возрастает стремление отечественных производителей с помощью сертификации продукции, в том числе международной, не только закрепиться на внутреннем рынке, но и выйти на внешний рынок.

Благодаря расширению сети сертификационных центров, создаваемых в рамках Федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология", за последние годы повысилось количество сертифицированной продукции машиностроения.

УРОВЕНЬ СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ В ПОДОТРАСЛЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

(процентов)

Наименование 1994 год 1995 год
по объему по номенкл. по объему по номенкл.
Машиностроительный комплекс, в целом 33,4 34,0
в том числе:
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 5,5 2,7 9,7 8
Химическое и нефтяное машиностроение 1,8 10,6 4 18,6
Станкостроительная и инструментальная промышленность 2,6 27,3 10,4 30,3
Электротехническая промышленность 12,2 20 21,4 35
Приборостроение 19,5 1 21,6 1
Автомобильная промышленность 69 76,6 65 79,5
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение 7,8 42 17,8 60,2
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение 7,3 36,4 13,1 52,1
2. Экономические и социальные проблемы отрасли

Непрекращающийся спад производства привел к тому, что общий объем продажи машиностроительной продукции сократился в 1996 году на 49% по сравнению с 1991 годом.

Наибольшее снижение произошло в производстве сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники, тепло- и электровозов, металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин.

Одной из важнейших проблем комплекса является неконкурентоспособность многих видов машин и оборудования не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Большинство машиностроительных изделий отечественного производства уступают зарубежным аналогам по качеству и покупаются только из-за их относительной дешевизны.

Другой важной проблемой, влияющей на объем продажи машиностроительной продукции, является возможность зарубежных поставщиков поставлять оборудование в кредит с рассрочкой платежей на 5 - 10 лет, в то время как отечественные производители такой возможности не имеют. По этой причине Чебоксарский завод при производстве свыше 2 тысяч промышленных тракторов в год смог продать в течение 1996 года на российском рынке всего 170 тракторов, между тем японские и американские фирмы поставили на условиях кредита свыше 150 таких машин предприятиям добывающей промышленности. Аналогичное положение наблюдается в поставках машиностроительной продукции для пищевой промышленности, транспорта, химической промышленности, металлургии, а также сельского хозяйства из государств - участников СНГ, где рынок традиционно считался российским.

К числу важных проблем следует отнести также принявшую широкий размах систему бартерных операций или безналичных взаиморасчетов, удельный вес которых в общем объеме средств, полученных от реализации товаров, по отдельным предприятиям достигает 80%, что, крайне отрицательно влияет на систему финансовых операций по выплате заработной платы, налогов в бюджет, а также по формированию средств для инвестиций.

В связи с падением спроса на продукцию машиностроения в отрасли образовался излишек невостребованного основного капитала (оборудование, здания), находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства. Одновременно происходит старение и износ этих фондов, что увеличивает технологическую отсталость производства.

Продолжают развиваться опасные тенденции разрушения научно-технического потенциала машиностроительного комплекса. Большинство отраслевых НИИ и КБ находятся в крайне тяжелом положении. В научных организациях практически отсутствуют долгосрочные инвестиции и оборотные средства. Приходит в упадок опытно-экспериментальная база. Происходит качественное ухудшение кадров научных организаций за счет оттока ученых и специалистов в другие сферы деятельности и за рубеж.

3. Цели и направления реструктуризации

Реструктуризация машиностроения может осуществляться только вместе с ростом инвестиционной активности в стране и с подъемом всех отраслей - потребителей продукции машиностроения.

Реструктуризация машиностроения предусматривает достижение следующих целей:

* преодоление структурно-технологической несбалансированности отрасли;

* повышение технологического уровня производства и технического уровня машин и оборудования и на этой основе конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения, расширение ее экспортного потенциала на основе производства наукоемких видов техники;

* модернизация значительной части производственных мощностей, обеспечивающих их соответствие новым требованиям инвестиционных отраслей и потребительского рынка;

* восстановление научно-технического потенциала машиностроения и использование его для развития отрасли;

* обеспечение финансовой устойчивости предприятий и объединений машиностроения.

Направлениями реструктуризации машиностроительного комплекса для достижения этих целей будут оставаться:

* реформирование и реструктуризация предприятий с высокой степенью монополизации производства продукции;

* развитие дилерской и товаропроводящей сети, способствующей снижению издержек производства;

* развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих наращиванию производства конкурентоспособной продукции;

* сертификация машинно-технической продукции, в первую очередь международная сертификация;

* увеличение (не менее, чем в 4 - 5 раз) темпов обновления и вывода основных фондов, прежде всего невостребованных рынком машин и оборудования.

В этих целях будут проведены соответствующие изменения в важнейших подотраслях машиностроительного комплекса.

В автомобильной промышленности:

* снижение издержек за счет совершенствования управления с развитием сетей и методов сбыта и послепродажного технического обслуживания и организации новых сборочных производств;

* увеличение выпуска микроавтобусов и грузовых автомобилей за счет расширения различных модификаций малотоннажных грузовиков и создания производства магистральных автопоездов;

* создание и развитие производства современных и экологичных бензиновых и дизельных двигателей для малотоннажных грузовиков, легковых автомобилей и магистральных автопоездов;

* создание и производство легковых автомобилей особо малого класса, увеличение выпуска автобусов и троллейбусов для внутригородских, пригородных и междугородных перевозок.

В станкостроительной и инструментальной промышленности:

* совершенствование производственной структуры подотрасли с перепрофилированием заводов на выпуск эффективных видов станков и компонентов при сокращении общего числа предприятий и возрастании доли средних и малых предприятий;

* создание и развитие производства конкурентоспособного, высокоточного и автоматизированного станочного и кузнечно-прессового оборудования и инструментов. Прогнозируется увеличение доли производства этого оборудования с 5% в 1995 году до 18% в 2000 году;

* развитие рынка металлообрабатывающего оборудования путем расширения комплектных поставок оборудования "под ключ" с последующим сервисным обслуживанием.

В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении:

* переход от крупносерийного производства техники к мелкосерийному в соответствии с поступающими заказами;

* расширение и углубление диверсификации предприятий;

* возрастание роли регионального фактора в производстве несложной сельскохозяйственной техники.

В электротехнической промышленности и приборостроении:

* переход на выпуск энергоресурсосберегающего оборудования и приборов (преобразовательные устройства, источники света, регулируемые электроприводы, приборы контроля и учета);

* модернизация часовой промышленности и ее адаптация к требованиям мирового рынка, в том числе с привлечением иностранного капитала и возрастанием экспорта часов нового поколения.

В энергетическом, нефтяном и транспортном машиностроении:

* создание совместных с иностранными партнерами предприятий, консорциумов, групп, способствующих производству и сбыту на внешнем рынке высокотехнологичной продукции для энергетики;

* использование конверсионных авиационных и газотурбинных двигателей для организации выпуска модульных высокотемпературных газотурбинных энергетических установок;

* развитие производства вагонов электропоездов, метро и пассажирского подвижного состава нового поколения;

* создание высокотехнологичных установок машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики.

Размещение производства машиностроительной продукции в экономических районах не претерпит существенных изменений. Наиболее динамично машиностроение будет развиваться в Центральном и Поволжском экономическом районе.

Санация предприятий, производящих бесперспективную продукцию, и их ликвидация (станкостроение, электротехника, приборостроение и отчасти автомобилестроение) будут сопровождаться созданием малых предприятий, учитывающих интересы регионов и их стремление к экономической самостоятельности.

В машиностроительном комплексе в основном завершится создание системы государственных технологических стандартов и стандартов качества машиностроительной продукции в соответствии с международными стандартами.

Будет осуществлена государственная поддержка проведения предприятиями и организациями машиностроения международной сертификации, ориентированной на экспорт продукции.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

Промышленная политика в области машиностроения предусматривает проведение комплекса мер, в том числе с государственной поддержкой, осуществляемых в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции, формирования его современной структуры.

Решение этих задач возможно при реализации следующих условий:

* повышение емкости внутреннего рынка на машины и оборудование, в том числе за счет развития лизинговых операций, и соответствующее увеличение платежеспособного спроса на них в стране;

* создание в относительно короткие сроки конкурентоспособных изделий для мирового и внутреннего рынков подотраслями, обладающими большим научно-техническим потенциалом.

Этому будет способствовать:

* формирование институциональных и законодательных условий для развития позитивных структурных изменений;

* реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения посильного налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе инвестирования за счет собственных и заемных средств;

* меры внешнеэкономической поддержки, включая методы тарифного и нетарифного регулирования в рамках правил Всемирной торговой организации;

* содействие привлечению частных и иностранных инвестиций, прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышение доверия со стороны инвесторов;

* прямые государственные инвестиции и иные вложения в тех случаях, когда важные для страны проекты временно непривлекательны для частного капитала;

* создание преференционального режима приобретения потребителями отечественной продукции, аналогичной импортируемой.

Эти меры будут осуществляться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики подотраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры.

В настоящее время в машиностроении сформировались группы подотраслей и производств, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Так предприятия энергетического машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения по производству тяжелых станков и прессов обладают большим научно-техническим потенциалом и либо уж имеют конкурентоспособные изделия, либо способны в относительно короткие сроки создать их. Отечественное энергетическое и высоковольтное электротехническое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежность, единичная мощность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке.

Для объединений и предприятий этой группы в переходный период потребуются прямые государственные инвестиции и субсидии. Эти меры дополнятся созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта продукции на внешних рынках, предоставление государственных гарантий, а в ряде случаев - связанных международных кредитов для поставки отечественной высокотехнологичной продукции).

К отраслям и производствам другой группы предприятий машиностроения следует отнести продукцию автомобильной промышленности, транспортного (в части подвижного состава нового поколения для пассажирских перевозок), строительно-дорожного и сельскохозяйственного машиностроения, где будут применены меры, направленные, в первую очередь, на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию.

Основные методы промышленной политики для этих подотраслей - защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в течение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек, а также общепризнанные методы нетарифного регулирования.

В этих отраслях не предусматривается применение методов прямой государственной поддержки, кроме чрезвычайных случаев и отдельных высокоэффективных проектов или проектов, направленных на решение социальных проблем.

В частности, политика в сфере автомобилестроения будет строиться на поддержке освоения или сборки новых моделей автомобилей (отечественных, иностранных и совместных фирм), позволяющих улучшить структуру автопарка России. При этом поддержка будет жестко обусловлена институциональными преобразованиями автозаводов и их дилерских сетей, обеспечивающих повышение качества управления, уровня выпускаемой продукции, снижение издержек, стабилизацию и снижение цен, диверсификацию производства.

5. Динамика реструктуризации

Проведение в 1997 - 2000 годах реструктуризации позволит:

* стабилизировать к концу 1997 года объем производства продукции;

* обеспечить увеличение выпуска продукции машиностроения в 2000 году примерно на 4% к 1995 году;

* осуществить трансформацию производственной структуры комплекса, в частности, увеличить долю наукоемких подотраслей машиностроения (электротехника, приборостроение, высокоточное станкостроение) с 17,3% в 1995 году до 19,8% в 2000 году;

* высвободить в 1997 - 1999 годах в гражданском машиностроении более 40 тыс. работников и к 2000 году стабилизировать численность занятых;

* довести в 2000 году объем экспорта машин и оборудования в страны дальнего зарубежья до 2,3 млрд. долларов США против 1,4 млрд. долларов США в 1995 г.;

* увеличить долю продукции, выпускаемой с применением высоких технологий, в общем выпуске товарной продукции с 26,6% в 1995 году до 29 - 33% в 2000 году;

* увеличить в 1,35 раза привлечение средств в качестве инвестиции для реструктуризации исключительно за счет собственных и заемных средств.

6. Институциональные изменения

Предполагается, что в 1997 году будет приватизировано еще 26 предприятий и организаций, а количество государственных предприятий сократиться до 97.

Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, в 1997 году снизится до 0,5%.

Предполагается преобразовать в казенные заводы 16 предприятий и организаций.

В целях снижения социального бремени на предприятия будет в основном завершен процесс освобождения их от объектов социального и жилищно-коммунального хозяйства.

Проблема управления государственной долей в уставном капитале акционерных обществ будет решаться при разработке нормативных процедур представления интересов государства в акционерных обществах.

Продолжит свое развитие процесс формирования финансово-промышленных групп, в том числе путем образования межгосударственных групп.

Продолжится работа с неплатежеспособными предприятиями с применением процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве. В настоящее время на 12 предприятиях машиностроения введено внешнее управление имуществом должника.

Повышению эффективности деятельности предприятий машиностроения будет способствовать реструктуризация предприятий и их товаропроводящей сети на основе реального спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также проведение реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет.

ДИНАМИКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Единица измерения 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) 1997 год (прогноз) 1998 год (прогноз) 1999 год (прогноз) 2000 год (прогноз)
Объем продукции отрасли в процессе реструктуризации (в ценах 1995 года, включая металлообработку) трлн. руб. 136,88 132,77 126,8 134,4 145,2 159,7
в % к предыдущему году 89 85 97 106 108 110
Динамика высвобождения излишних трудовых ресурсов тыс. чел. 23 18 5
Ожидаемая доля отечественного рынка, которая будет занята продукцией отрасли
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм 59,4 47,3 52,9 66,3 68 71
Станки металлорежущие 85 79,8 79,6 83,1 82,9 80,9
Машины кузнечно-прессовые 40 50 41,2 49,7 4,8 8,3
Автомобили грузовые 92,5 91,7 91,2 92,9 93,1 93,2
Автомобили легковые 88,3 91,2 84,8 85,3 85,4 85,5
Автобусы 77,8 73,4 73,3 72,6 76,9 77,8
Тракторы 37,7 24,6 24,6 33,6 33,2 35,1
Ожидаемый объем экспорта продукции отрасли
Экспорт - всего млн. дол. США 2680,8 2900 3120 3275 3500 3700
в том числе:
дальнее зарубежье млн. дол. США 1385 1500 1800 1900 2100 2250
ближнее зарубежье млн. дол. США 1296 1400 1320 1375 1400 1450
Предполагаемые объемы выбытия морально устаревшего и изношенного оборудования (в ценах 1995 г.) млрд. руб. 5680 5300 5420 5300 5190 5090
Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования млрд. руб. 4335,4 3139 3900 4170 4590 5140
в том числе для реструктуризации млрд. руб. 4335,4 3139 3900 4170 4590 5140
Структура инвестиций в производственной сфере по источникам финансирования млрд. руб. 3266 2452 3040 3250 3575 4000
в том числе:
собственные средства предприятий млрд. руб. 3017,9 2341 2760 2800 3075 3400
средства федерального бюджета млрд. руб. 128,7 111 61 90 120 150
кредиты коммерческих банков млрд. руб. 119 195 205 240
средства внебюджетных фондов млрд. руб. 100 165 175 210
Предполагаемые сроки окупаемости проектов год 2,4 2,4 2 2 2
Степень износа основных фондов % 56 55 54 53 52 51
Ожидаемая трансформация производственной структуры отрасли (в ценах 1995 г.) Удельный вес продукции подотраслей машиностроительного комплекса в общем объеме выпускаемой продукции
Инвестиционные подотрасли % 14,3 13,2 13,3 13,9 14,1 15,6
Наукоемкие подотрасли % 17,3 17,4 17,5 18,4 19,2 19,8
Автомобильная промышленность % 62,8 64,5 64,3 63 62 60
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение % 6,6 4,9 4,8 4,8 4,7 4,6
Производство продукции производственнотехнического назначения
Вагоны грузовые магистральные тыс. штук 7,1 7,8 8,4 9,0 9,6 110
в % к предыдущему году 91 110 108 107 107 115
в % к 1995 году 110 118 127 135 155
Вагоны пассажирские магистральные штук 489 444 420 500 650 900
в % к предыдущему году 69 91 95 119 130 138
в % к 1995 году 91 86 102 133 184
Электродвигатели переменного тока высотой оси вращения 63 - 355 мм тыс. штук 450,0 342 340,0 365,0 400,0 450,0
в % к предыдущему году 111 76 99 107 110 112
в % к 1995 году 76 76 81 89 100
Станки металлорежущие тыс. штук 18,0 11,4 11,5 12,4 13,5 15,0
в % к предыдущему году 89 63 101 107 109 111
в % к 1995 году 63 64 69 75 83
Машины кузнечно-прессовые тыс. штук 2,2 1,25 1,3 1,4 1,5 1,7
в % к предыдущему году 70 57 104 108 107 113
в % к 1995 году 57 59 64 68 77
Автомобили грузовые (включая шасси на комплектацию) тыс. штук 147,0 138,6 125,0 125,0 130,0 136,0
в % к предыдущему году 77 94 90 100 104 105
в % к 1995 году 94 85 85 88 93
Автомобили легковые тыс. штук 835,0 868 825,0 830,0 840,0 900,0
в % к предыдущему году 105 104 95 101 101 107
в % к 1995 году 104 99 99 101 108
Тракторы тыс. штук 21,2 14,1 13,5 14,5 16,0 18,0
в % к предыдущему году 74 67 96 107 110 113
в % к 1995 году 67 64 68 75 85
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)