в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

1. Состояние отрасли

Медицинская промышленность России - одна из важнейших социально значимых отраслей народного хозяйства. Она включает следующие подотрасли:

* производство фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств (химико-фармацевтическая промышленность);

* производство медицинских изделий (приборов, инструментов, оборудования).

Около 70% общего объема производства составляет фармацевтическая продукция и примерно 30% - медицинская техника и изделия медицинского назначения.

В химико-фармацевтическую промышленность входят 89 предприятий, а производством медицинских изделий занимаются 32 предприятия. Количество занятых в фармацевтической подотрасли составляет 70,5 тыс. человек, в подотрасли, выпускающей медицинские изделия, - 22,4 тыс. человек (таблица 1).

Наиболее распространенными формами хозяйственных структур в подотраслях являются акционерные общества и государственные предприятия.

Малый бизнес не характерен для медицинской промышленности. Его доля в общем объеме производства составляет 18 процентов.

В связи с ввозом значительного количества импортных препаратов и изделий медицинского назначения снизился спрос на отечественную продукцию. Предприятия медицинской промышленности находятся в тяжелом финансовом положении из-за задолженности федерального бюджета и опережающего роста издержек производства по сравнению с ростом цен, в результате чего продукция отрасли стала неконкурентоспособной, а отечественный рынок более чем на 60% наполнен импортными препаратами (таблица 2). Все это привело к ухудшению использования имеющихся в отрасли производственных мощностей (таблица 3). Наличие мощностей по выпуску медицинской продукции, в том числе и конкурентоспособной, представлено в таблице 4.

Все лекарственные средства и медицинские изделия являются сертифицируемой продукцией.

По лекарственным средствам 10% выпускаемой продукции отвечает уровню мировых стандартов, а по медицинским изделиям - 30%. Доля экспорта в объеме производства продукции отрасли составляет около 6%, в 1996 году на экспорт поставлено более 30 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму около 250 млрд. рублей.

В последние годы объемы инвестиций в отрасль резко сократились. В 1994 году стройки и объекты на предприятиях медицинской промышленности были профинансированы на 62%, а в 1995 году - на 50% от объема фактически выполненных работ. В 1996 году финансирование строительства объектов практически не осуществлялось. Объем производственных инвестиций за 1994 - 1996 годы по медицинской промышленности с указанием источников финансирования приведены в таблице 5. По этой причине коэффициент обновления основных фондов очень низок, степень износа как активной, так и пассивной их части увеличивается, что усугубляет кризисную ситуацию.

Производство лекарственных средств в 1994 году, 1995 году и 1996 году снизилось соответственно на 6%, 5,4%, 4,5%. В то же время многие предприятия, выпускающие лекарственные субстанции, которые отличаются сложностью и длительностью технологических процессов, вынуждены сокращать производство. Из 272 основных видов субстанций производится лишь 119. Субстанции ранее были основным предметом экспорта. Из-за роста цен на потребляемое сырье, материалы, топливо, электроэнергию, железнодорожные перевозки, а также из-за несовершенства технологии, их себестоимость стала выше мировой.

По этим причинам предприятия, выпускающие готовые лекарственные средства, снизили выпуск медикаментов из отечественного сырья и закупают субстанции за рубежом. В конечном результате это может привести к полному прекращению производства отечественных субстанций лекарственных средств, утрате собственного потенциала и полной зависимости от импорта.

Предприятия медицинской промышленности находятся в тяжелом финансовом положении. Постоянный недостаток оборотных средств не позволяет им вести нормальную производственно-финансовую деятельность. Основным фактором тяжелого финансового состояния предприятий отрасли является их зависимость от лечебно-профилактических учреждений и аптечной сети, которые из-за недостатка средств не в состоянии производить оплату за отгруженные им медикаменты, что в свою очередь не позволяет предприятиям медицинской промышленности рассчитаться с поставщиками сырья, материалов, электроэнергии и т.д. и приводит к увеличению кредиторской и дебиторской задолженности (таблица 6).

2. Цели и направления реструктуризации

Цели и направления реструктуризации отрасли определяются федеральной целевой программой развития медицинской промышленности на 1997 - 2000 годы и на период до 2005 года. Программа предусматривает приоритетное развитие производства жизненно важных лекарственных средств и медицинских изделий, переоснащение действующего производства лекарственных средств, развитие производства препаратов, способствующих решению сложных медико-социальных проблем по сахарному диабету, туберкулезу, онкологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, проблеме охраны здоровья матери и ребенка.

Одной из основных целей является обеспечение планомерного снижения зависимости здравоохранения страны от импорта лекарственных средств путем более полного использования собственных производственных мощностей, сырьевых ресурсов, научно-технического потенциала и создания новых фармацевтических производств на базе современных технологий.

Важнейшими направлениями развития отрасли являются:

* модернизация действующих предприятий, в том числе технологическое обновление, введение в действие мощностей с гибкими переналаживаемыми технологическими схемами, в соответствии с Правилами GMP, создание новых производств по выпуску современных препаратов, привлечение производственного и научно-технического потенциала конверсионных отраслей промышленности, развитие импортзамещающих производств медицинской продукции, снижение импорта и увеличение экспорта готовых лекарственных средств.

Основной проблемой реструктуризации отрасли является дисбаланс между производством субстанций и производством готовых лекарственных средств. Поэтому одной из приоритетных задач является восстановление производства субстанций лекарственных средств. Для этого будут осуществляться мероприятия по миниатюризации производств, внедрению новых эффективных технологий, снижению издержек производства, использованию потенциала конверсионных предприятий.

Реструктуризацию отрасли по производству медицинской техники намечается проводить в направлении выпуска аппаратов специального назначения: рентгено-операционных, агиографических, урологических, ортопантомографов, компьютерных магнитно-резонансных томографов, техники жизнеобеспечения, лабораторной и стоматологической техники, аппаратов и оборудования для скорой медицинской помощи, устройств для диагностики и лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, сахарного диабета на основе новейших технологий.

В этих целях будут создаваться условия, ставящие инофирмы перед необходимостью и выгодой ввоза в страну новых технологий (таможенные пошлины, ограничение лицензий на ввоз импортных лекарственных средств, ужесточение требований к качеству импортных препаратов и т.д.).

Одним из важнейших вопросов структурной политики в отрасли является стратегия завоевания внешнего рынка.

3. Стратегия реструктуризации

Стратегия реструктуризации медицинской промышленности заключается в реализации следующих направлений:

* концентрация усилий по организации выпуска важнейших лекарственных средств, а также новейших видов медицинской техники в соответствии с нормами GMP;

* выпуск иммунобиологических препаратов для профилактики и лечения инфекционных заболеваний;

* создание малых предприятий по выпуску малотоннажных видов медицинской продукции;

* введение ввозных таможенных пошлин на производимые в Российской Федерации готовые лекарственные средства, сырье и субстанции для их производства в размерах, обеспечивающих защиту интересов отечественных производителей;

* использование в большей степени потенциала государств - участников СНГ для расширения кооперативных связей и взаимовыгодных поставок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Предоставление благоприятных условий на рынках государств - участников СНГ, например, отмена налога на добавленную стоимость при поставке продукции в эти страны, как это имеет место при экспорте продукции в страны дальнего зарубежья;

* повышение роли субъектов Российской Федерации с учетом имеющегося накопленного опыта по реструктуризации промышленности создания новых высокоэффективных производств и привлечения отечественных и иностранных инвесторов;

* заключение региональных соглашений с иностранными и отечественными банками по проектному финансированию, компенсационным сделкам, взаимным поставкам продукции. Использование для этих целей ресурсов и предоставление гарантий администрации субъекта Российской Федерации;

* расширение привлечения средств населения для реализации высокоэффективных проектов путем выпуска облигационных займов.

Проведение реструктуризации медицинской промышленности требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов. С этой целью предполагается расширить участие предприятий медицинской промышленности в инвестиционных конкурсах, привлекать кредитные линии зарубежных стран и инвестиции российских банков, создавать акционерные общества с иностранным капиталом. Для привлечения отечественного и иностранного капитала необходимо изменение условий приватизации, в том числе оценивать объект в соответствии с реальной рыночной стоимостью с учетом его ликвидности. Этому также будет способствовать создание конкурентной среды.

Будут предприняты меры по использованию долгосрочной аренды технологий и оборудования (лизинг) для ускоренного технологического обновления производства.

Кроме того, учитывая значимость лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения для здоровья нации и безопасности страны, предусматривается государственная поддержка в объемах, определенных в проекте разрабатываемой федеральной целевой программы развития медицинской промышленности на 1997 - 2000 годы и на период до 2005 года.

4. Институциональные преобразования

Большинство предприятий медицинской промышленности преобразовано в акционерные общества.

В целях совершенствования системы управления и координации работы предприятий и организаций медицинской промышленности предусматривается создание объединений и ассоциаций аналогичных ассоциации производителей и поставщиков лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения "Росмедпром", в состав которой входит несколько десятков предприятий медицинской промышленности, а также создание объединений, обеспечивающих поставку сырья предприятиям медицинской промышленности, аналогичных АО "Время", а также производство и сбыт продукции этих предприятий.

Кроме того, к числу основных, подлежащих реализации направлений реструктуризации медицинской промышленности и институциальных преобразований, относятся следующие:

* совершенствование системы управления предприятиями с государственной долей акций путем передачи их в доверительное управление на конкурсной основе негосударственным юридическим лицам с целью повышения эффективности производства за счет заинтересованности в увеличении собственной прибыли;

* расширение системы страховых компаний по страхованию риска при финансировании отрасли отечественными и иностранными инвесторами;

* диверсификация производства этих предприятий на выпуск нетрадиционной продукции, в том числе изготовляемой в смежных отраслях, но дефицитной на местных рынках, содействие созданию конкурентной среды, в том числе за счет диверсификации производства.

Таблица 1

СОСТОЯНИЕ И СОСТАВ ОТРАСЛИ (ДАННЫЕ ЗА 1994, 1995, 1996 ГОДЫ)

Перечень подотраслей Годы Кол-во предприятий по подотраслям Кол-во занятых по подотраслям тыс. чел. Наиболее распространенные формы хозяйственных структур Доля продукции малого бизнеса (%) Степень износа основных фондов
активная часть (%) пассивная часть (%)
Лекарственные 1994 79 76,4 АО, 65,0 31,2
средства 1995 79 73,4 АООТ - 70% 3 72,0 33,6
1996 89 70,5 Гос. предприятия - 30% 76,0 35,0
Медицинские изделия (ме1994 40 25,8 66,0 35,1
дицинская техника и изделия меди1995 40 23,8 АО, АООТ - 85% 5 73,0 37,0
цинского назначения) 1996 32 22,4 Гос. предприятия - 10% Прочие - 5% 78,0 38,5

Таблица 2

УРОВЕНЬ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

Перечень подотраслей Годы Валовой выпуск продукции в ценах 1995 г., млрд. руб. Объем реализации продукции на внутреннем рынке в ценах 1995 г., млрд. руб. Доля продукции отрасли на внутреннем рынке, % Объем экспорта, млн. долл. США
Лекар1994 4161,0 3951,0 33,0 30,0
ственные 1995 3937,0 3750,0 31,0 35,0
средства 1996 3761,0 3415,0 30,0 50,0
Медицинские из1994 875,2 820,1 38,0 12,3
делия (медицин1995 767,9 724,0 38,0 10,0
ская техника и изделия медицинского назначения) 1996 553,0 528,0 35,0 6,0

Таблица 3

ЗАГРУЗКА МОЩНОСТЕЙ В 1994 - 1996 ГОДАХ

(процентов)

1994 г. (отчет) 1995 г. (отчет) 1996 г. (оценка)
Готовые лекарственные средства в упаковках 45,0 46,3 48,0
Готовые лекарственные средства в ампулах 56,2 55,4 54,0
Витамины медицинские 62,8 39,1 35,0
Синтетические лекарственные средства 22,9 19,5 19,0
Антибиотики медицинские 32,8 36,2 37,0
Медицинские изделия (медицинская техника и изделия медицинского назначения) 60,0 49,5 39,6

Таблица 4

МОЩНОСТИ ПО ВЫПУСКУ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ

1994 г. (отчет) 1995 г. (отчет) 1996 г. (оценка)
Готовые лекарственные средства в упаковках, млн. упаковок 3660,8 3633,3 3555,5
в т.ч. конкурентоспособная продукция 183,0 182,0 178,0
Готовые лекарственные средства в ампулах, млн. ампул 2729,4 2720,5 2664,8
в т.ч. конкурентоспособная продукция 136,5 136,0 133,0
Витамины медицинские, тонн 4459,7 4396,7 3470,0
Синтетические лекарственные средства, тонн 22014,6 22267,4 20765,9
Антибиотики медицинские, усл. тонн 3500,3 3426,1 3336,9
Медицинские изделия (медицинская техника и изделия медицинского назначения), млрд. рублей (в ценах 1995 года) 1560,0 1500,0 1380,0
в т.ч. конкурентоспособная продукция 390,0 405,0 415,0

Таблица 5

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(в ценах 1995 года)

Единица измерения 1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (оценка)
Медицинская промышленность млрд. руб. 696,0 213,9 216,0
Производственное строительство
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования
В том числе: Федеральный бюджет млрд. руб. 466,0 126,0 75,0
Собственные и привлеченные средства предприятий млрд. руб. 230,0 87,9 141,0
Количество предприятий, осуществляющих инвестирования ед. 60 74 42

Таблица 6

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ

(млрд. руб.)

Перечень отраслей Годы Объем прибыли Процент убыточных предприятий в % Средняя рентабельность предприятий Задолженность по зарплате Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность
Лекарственные 1994 349,7 0,01 29,4 52,0 431,5 354,5
средства 1995 876,1 2,9 21,2 57,5 1129,5 824,0
1996 757,7 15,8 23,6 79,3 1615,9 1540,2
Медицинская 1994 60,0 41,0 29,9 115,6 43,4
техника 1995 101,8 24,9 9,0 114,1 68,3
1996 63,4 19,0 22,7 15,7 139,6 90,6
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)