в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

1. Состояние отрасли

Минерально-сырьевой комплекс России формировался в условиях единой централизованной системы управления экономикой бывшего СССР. При этом отдельные звенья единой технологической цепочки - подготовка запасов, добыча, первичная переработка минерального сырья и получение конечного продукта зачастую были пространственно разорваны и реализовывались в различных регионах и республиках страны.

Разрушение единого хозяйственно-экономического пространства привело к возникновению многочисленных проблем с обеспечением как общероссийских, так и региональных потребностей в отдельных видах минеральных ресурсов. В частности, в России стали остродефицитными уран, марганец, хром и другие виды сырья. Проблема с обеспеченностью добычи усугубилась наличием на государственном балансе значительных запасов сырья невысокого качества, причем на месторождениях, находящихся вдали от центров его переработки, что сделало их разработку в рыночных условиях нерентабельной и повлекло необходимость переоценки их запасов в соответствии с мировыми ценами на это сырье. В результате проведенной в 1995 - 1996 годах экспертной переоценки активные разведанные запасы уменьшились на 15 - 50% учтенных государственным балансом запасов. Особенно значительно сократились балансовые запасы угля (31%), никеля (54%), олова (67%), вольфрама (55%), россыпного золота (40%).

Из-за дефицита финансовых средств в 1992 - 1996 годах по-прежнему продолжалось падение объемов геолого-разведочных работ и не удавалось стабилизировать положение в геологической отрасли. В 1996 году объемы работ уменьшились на 5% по сравнению с 1995 годом в сопоставимых ценах. В 1996 году происходило их дальнейшее сокращение.

В результате прирост запасов важнейших видов минерального сырья (кроме угля, цинка и газа) не компенсирует их погашение в недрах. Значительно ослаблены поисковые работы.

Вследствие исчерпания разведанных запасов эксплуатируемых месторождений к концу 90-х годов, особенно в 2005 - 2010 годах, может произойти обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России и ее суверенитету. За последние четыре года разведанные запасы нефти сократились на 1 трлн. тонн. Обеспеченность добычи 1995 года активными запасами (кратность) по сравнению с 1991 годом уменьшилась по меди почти в 2 раза, свинцу - в 8,6 раза, вольфраму - в 1,6 раза.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" были изложены основные принципы преобразования системы недропользования и геологической отрасли. Функционирование государственной системы недропользования должно основываться на принципах платности, конкурентности, равнодоступности.

Государственное регулирование и координация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляются на основе Федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994 - 2000 годы", в которой наряду с отраслевым (по каждому виду сырья) присутствует и региональный аспект в виде территориальных программ по геологическому изучению нераспределенного фонда недр субъектов Российской Федерации и по каждому конкретному недропользователю.

При составлении и утверждении этих программ используется принцип "двух ключей", в соответствии с которым все решения о недропользовании принимаются совместно Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Задачи и источники финансирования геолого-разведочных работ определяются исходя из трех уровней потребности в подготовленных к освоению запасах полезных ископаемых (федерального, территориального и предприятия).

Основные затраты по воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляют добывающие предприятия, которые проводят разведочные работы в пределах лицензионных участков недр за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых в их распоряжении, и собственных средств.

Территориальными программами на нераспределенном фонде недр предусматривается проведение работ по поиску в перспективных районах новых месторождений, обеспечивающих нужды региона.

Геолого-разведочные исследования для государственных нужд ограничиваются в основном региональными работами. Поисковые и разведочные работы для государственных нужд предусмотрено выполнять в целях подготовки новых районов добычи минерального сырья либо проведения работ в минимальных объемах для повышения ценности участков недр при проведении конкурсов или аукционов на право пользования недрами. Эти работы предусмотрено проводить на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета, сверх ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В связи с принятой концепцией преобразования производится реструктуризация предприятий отрасли.

Создана государственная система лицензирования пользования недрами, включающая 54 территориальных геологических центра и комитета. В результате функционирования этой системы единый государственный фонд недр в основном распределен между недропользователями, а перспективные территории находятся в государственном резерве (нераспределенный фонд). К началу 1997 года недропользователям выдано 10576 лицензий на добычу основных видов полезных ископаемых и 8345 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод. Подавляющее большинство лицензий выдаются по результатам проведения конкурсов или аукционов. Только в 1994 - 1996 годах проведено 228 конкурсов, в которых участвовало 2107 претендентов, в том числе 211 иностранных.

В отрасли приватизировано 160 предприятий, или 47 процентов от общего числа организаций и предприятий, подлежащих приватизации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 942 запрещена приватизация 79 предприятий.

В настоящее время геологическим изучением недр занимаются 233 государственных федеральных предприятия и организации, 26 государственных геологических предприятий субъектов Российской Федерации, около 240 акционерных обществ со смешанной и частной формами собственности.

Численность работающих в отрасли сократилась в 1996 году почти в 2 раза по сравнению с 1991 годом (с 306 до 172 тыс. человек), в том числе по предприятиям, подведомственным Министерству природных ресурсов Российской Федерации, более чем в 3 раза (с 332,5 до 105 тыс. человек).

  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)