Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
1. Состояние отрасли
Функционирование экономики страны неразрывно связано с транспортом - одной из основных отраслей в инфраструктуре народного хозяйства, обеспечивающей производственные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг, удовлетворение потребности населения в перемещении.
В настоящее время транспортную сеть (общего пользования) составляли свыше 87 тыс. км железных дорог, 531 тыс. км автомобильных дорог, 84 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 800 тыс. км авиалиний, около 1 млн. км морских судоходных линий, более 2 млн. км автобусных маршрутов. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий - 7,6 тыс. км, метрополитенных путей - 389 км. Общественным транспортом ежесуточно перевозится 123 млн. пассажиров и 7,3 млн. т (без трубопроводного) грузов. На транспорте занято около 4 млн. человек. Стоимость основных фондов транспорта (без трубопроводного) составляет около 9% от стоимости всех основных фондов страны.
С начала осуществления программы экономических реформ в отрасли преобразовано в акционерные общества и приватизировано 3,6 тыс. государственных предприятий, или 70% их общего числа. В федеральной собственности сохранены ранее закрепленные пакеты акций акционерных обществ, продукция (товары, услуги) которых имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. К ним отнесены 1332 предприятия транспорта. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется на автомобильном транспорте 15% перевозок пассажиров и 90% перевозок грузов, морского - соответственно 90 и 99%, речного - 90 и 94%, воздушного - 59 и 63%.
В результате процессов приватизации и демонополизации на транспорте, либерализации тарифной политики ускоренно формируется рынок транспортных услуг. На нем действует уже свыше 550 тыс. операторов, более половины из которых составляют частные предприятия и индивидуальные предприниматели и 21% - предприятия со смешанной формой собственности. Большинство частных предприятий и предпринимателей действует на рынке автотранспортных услуг. В распоряжении индивидуальных предпринимателей находится более 900 тыс. грузовых автомобилей.
Существенное сокращение уровня промышленного производства в грузообразующих отраслях экономики России и странах СНГ, ухудшение экономического состояния товаропроизводителей и потребителей продукции, разрыв существовавших ранее транспортно-экономических связей, снижение жизненного уровня населения предопределили спад объемов перевозок грузов и пассажиров на всех видах транспорта.
Пассажирооборот на транспорте общего пользования в 1996 году, по предварительным данным, составил 415 млрд. пасс.-км (меньше уровня 1995 года на 8,4%), что обусловлено в основном продолжающимся сокращением платежеспособного спроса населения и ростом тарифов на пассажирские перевозки в связи с повышением цен на потребляемую транспортом промышленную продукцию. Пассажирооборот на железнодорожном транспорте оценивается в 168,8 млрд. пасс.-км, что на 23,4 млрд. пасс.-км, или на 12,2% меньше показателей 1995 года. Пассажирооборот на автомобильном транспорте составит 180,35 млрд. пасс.-км (95,8% к 1995 году), воздушном - 65,3 млрд. пасс.-км (91,1% к 1995 году).
В общем объеме пассажирооборота сохраняется тенденция сокращения удельного веса железных дорог за счет увеличения доли автомобильного транспорта.
Исходя из объемов перевозимых грузов, а также с учетом снижения объема производства в грузообразующих отраслях экономики общий объем отправления грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) в 1996 году составил 2063 млн. т, что по сравнению с 1995 годом меньше на 23%. При этом наибольшее сокращение (на 30%) произошло на автомобильном транспорте, а на железнодорожном транспорте уменьшение объема перевозок составило 11,4%.
В 1996 году в целом по отрасли убытки составили 12,8 трлн. рублей (без учета дотаций органов местного самоуправления на покрытие убытков городского и пригородного транспорта), а включая убытки от перевозок пассажиров всеми видами транспорта, - 25,7 трлн. рублей. При этом убытки от перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении составят около 16 трлн. рублей, в том числе автобусным и городским электрическим транспортом - более 12 трлн. рублей, на компенсацию которых потребуются дотации из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 1996 году убытки от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем и пригородном сообщениях в размере 13,9 трлн. рублей при незначительной финансовой поддержке регионов компенсировались доходами от грузовых перевозок.
В федеральный и местные бюджеты перечислено более 2,5 трлн. рублей в виде налога от прибыли, полученной предприятиями транспорта.
В 1996 году среднегодовая численность работающих на предприятиях транспорта уменьшилась по сравнению с уровнем 1995 года на 224 тыс. человек (6,4%). Среднемесячная заработная плата составила 1093 тыс. рублей.
Тарифная политика в транспортном комплексе направлена на постепенную либерализацию ценообразования на конкурентных транспортных рынках и сохранение государственного регулирования тарифов в сферах действия естественных монополий, а также в области социально значимых перевозок.
Свободные тарифы, установленные в соответствии с действующим законодательством самими предприятиями транспорта по согласованию с пользователями транспортных услуг без ограничения предельного уровня рентабельности, применяются на перевозках грузов автомобильным, воздушным и водным транспортом, на перевозках пассажиров воздушным, автомобильным и водным транспортом в межобластном и междугородном сообщениях, а также на межгосударственных и круизных перевозках.
Тарифы на железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, ледокольного флота, портов и аэропортов регулируются на государственном уровне. Субъектами Российской Федерации регулируются тарифы на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях, а также на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с компенсацией предприятиям транспорта выпадающих доходов из средств местных бюджетов.
Такая система регулирования тарифов в целом позволяет осуществлять государственное регулирование в сферах естественных монополий на транспорте, социально значимых перевозок и предоставляет свободу в выборе эффективной тарифной политики субъектам транспортных рынков в сферах, где существует конкуренция или имеются условия для ее развития, позволяет включить механизм спросовых ограничений на уровень тарифов в конкурентных секторах рынка транспортных услуг.
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)