в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

1. Состояние отрасли

В ходе институциональных и земельных преобразований в сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики. При этом доля государственного сектора составляет менее 12 процентов. Сельскохозяйственным производством занимаются около 27 тыс. сельскохозяйственных предприятий, из которых две трети - предприятия новых организационных форм (товарищества, акционерные общества, кооперативы и др.), 278,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 16,3 млн. хозяйств населения, 15 млн. коллективных садов и 7,4 млн. коллективных огородов. Среднегодовая численность занятых работников в 1996 году составила 9,5 млн. человек.

Существенным структурным сдвигом в аграрной сфере является возросшее значение индивидуальных хозяйств, в которых в 1996 году произведено 55% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе продукции растениеводства - 59 процентов. При этом удельный вес фермеров в производстве продукции индивидуальных хозяйств - 4,4%. За последние 6 лет в индивидуальных хозяйствах увеличилось производство продукции, что в некоторой степени компенсировало сокращение производства в коллективном секторе.

В коллективных хозяйствах и хозяйствах населения 59% продукции приходится на долю растениеводства, в фермерских хозяйствах - 67 процентов.

В 1996 году доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составила 6,6%, в численности занятых - 14%, в основных фондах - 13,6%, капитальных вложениях - 3,6%.

За последние годы произошли принципиальные структурные изменения в реализации продукции, и сельхозпредприятия самостоятельно находят каналы ее реализации. За заготовительными организациями сохраняется монополия при закупке льноволокна и в значительных размерах - молочной продукции и яиц.

В составе всех основных фондов сельского хозяйства производственные основные фонды составляют 82%, из них в растениеводстве - 33%, в животноводстве - 40%. В структуре производственных основных фондов сельскохозяйственного назначения на долю машин и оборудования приходится 16 процентов.

Уровень комплексной механизации в наиболее сложных с технологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного производства не превышает: в картофелеводстве - 50 процентов, овощеводстве - 28 процентов, на фермах крупного рогатого скота - 68 процентов.

Оснащенность хозяйств техникой в настоящее время составляет 50 - 60%, что приводит к нарушению технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и сроков проведения полевых работ.

2. Экономические и социальные проблемы сельского хозяйства

За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве. В 1996 году объем инвестиций на производственное строительство сократился против 1990 года в 25 раз.

С учетом выделенных дотаций и компенсаций в 1996 году по предварительным данным, убыточными были 75% предприятий. По сельскохозяйственным предприятиям убытки составили 15,9 трлн. рублей.

О нестабильности финансового положения сельского хозяйства свидетельствует рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.

Наряду с объективными факторами, влияющими на экономическое положение товаропроизводителей аграрного сектора, имеет место недостаточное использование преимуществ рыночной экономики, ослабление внимания к бережному и рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов.

Серьезное значение имеет незавершенность институциональных и земельных преобразований. Учредители новых хозяйственных структур не стали реальными собственниками, слабой остается мотивация их труда.

Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить потребление продуктов питания на душу населения по рекомендуемым рациональным нормам как по общей энергетической ценности, так и по рациону.

Сложившееся в настоящее время на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного производства поддерживается импортом продуктов питания. Доля импорта в формировании валовых ресурсов основных продуктов питания составила в 1996 году по мясу и мясопродуктам 25%, молоку и молокопродуктам - 11%, маслу растительному - 28%, сахару - 47%. В товарных ресурсах продовольственных товаров доля импорта достигла 50 процентов.

Значительные трудности испытывает село в социальном и инженерном обустройстве территорий.

3. Цели и направления реструктуризации

Основной целью реструктуризации сельского хозяйства являются вывод отрасли из кризисного состояния и возобновление роста производства продукции, повышение эффективности всех его подотраслей.

Основные направления решения этой задачи на среднесрочный период:

* завершение реальных институциональных и земельных преобразований;

* сохранение и наращивание производственного потенциала, и в первую очередь повышение плодородия земли, укрепление племенного животноводства, совершенствование системы семеноводства;

* внедрение достижений научно-технического прогресса;

* формирование эффективного финансово-кредитного механизма и совершенствования государственной поддержки товаропроизводителей;

* улучшение экономических условий функционирования сельского хозяйства и развития предпринимательства;

* совершенствование отраслевой структуры и региональной специализации;

* развитие социальной инфраструктуры, улучшение социального положения сельских жителей.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

В комплексе мер по реструктуризации аграрного сектора особо важное значение имеет развитие земельных отношений. В этих целях будет продолжена работа по:

* завершению выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев сельскохозяйственных организаций свидетельств на право собственности, заключению договоров пользователей земельных участков с собственниками земельных долей;

* проведению поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствованию и развитию системы показателей по оценке земли (земельный кадастр);

* созданию под контролем государства механизма рыночного оборота сельскохозяйственных земель с обеспечением их целевого использования;

* расширению аренды земли и совершенствованию механизма ее правового регулирования;

* созданию эффективного ипотечного механизма для долгосрочного негосударственного инвестиционного кредита сельскому хозяйству.

Все это позволит обеспечить рациональное и эффективное использование земель, формирование устойчивого землепользования и землевладения физических и юридических лиц, поддержание и восстановление плодородия почвы.

Трансформация производственной структуры сельского хозяйства в период до 2000 года будет осуществляться в следующих направлениях:

* обеспечение приоритетности зернового производства на основе развития специализированных зон выращивания твердых и сильных пшениц, расширения зон возделывания кукурузы по зерновой технологии, увеличения производства зернобобовых культур. К 2000 году производство зерна достигнет 90 - 95 млн. тонн;

* создание интенсивного производства сахарной свеклы, масличных культур, совершенствование видовой и сортовой структуры кормовых культур;

* увеличение производства полноценных кормов, комбикормов и премиксов;

* интенсификация производства льна - долгунца как одного из главных направлений обеспечения сырьем легкой промышленности;

* совершенствование племенной работы путем активизации деятельности специализированных хозяйств;

* реконструкция промышленных комплексов по производству мяса, молока, яиц;

* рост производства продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах.

Экономическая и финансовая стабилизация сельскохозяйственного производства будет обеспечена на основе государственной поддержки доходов товаропроизводителей, повышения спроса на продукцию отрасли, установления паритетных экономических отношений с другими отраслями экономики.

Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет дифференцироваться по продуктам и регионам. Для сельскохозяйственных продуктов, конкурентоспособных на международных рынках, будут создаваться условия, стимулирующие экспорт. В регионах массового и эффективного сельскохозяйственного производства меры поддержки будут направлены, прежде всего, на повышение эффективности производства и расширение сбыта продукции. В регионах депрессивного сельского хозяйства намечается переориентировать субсидии на создание дополнительных источников доходов для сельского населения.

Государственная поддержка будет проводиться по следующим направлениям:

* предоставление средств на бесплатной безвозвратной основе на развитие сельскохозяйственной науки, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, возмещение части затрат на сельскохозяйственное страхование. Будет также поддерживаться развитие инженерной инфраструктуры села, в первую очередь, его газификации, электрификации и строительства дорог;

* предоставление средств на возвратной основе - на реализацию федеральных целевых программ в области агропромышленного комплекса, структурной перестройки, проведение санации агропромышленных организаций-банкротов, поддержку кредитных и страховых кооперативов и стартовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственный фонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных частей, на возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.

При этом кредитование сезонных затрат и запасов в агропромышленном комплексе будет осуществляться обслуживающими банками в основном за счет их ресурсов под гарантии государства.

В развитии сельскохозяйственного кредита особая роль отводится кредитным кооперативным товариществам, которые намечается исключить из общего банковского законодательного регулирования в части минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и некоторых других положений.

Они станут источником первоначального капитала для мелкого бизнеса на селе, который призван решить проблемы создания сельской инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве.

Большое значение в дальнейшем будут иметь залоговые операции, различные формы торговых (товарных или денежных) кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями - поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в форме лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования.

За период реструктуризации сельского хозяйства предусматривается осуществить меры по повышению плодородия почв. В этих целях будет существенно увеличено применение минеральных и органических удобрений, постепенно восстанавливаться система их применения, а также реализован комплекс мер, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв".

Важное значение будет придаваться развитию промышленного семеноводства, внедрению высокопродуктивных сортов и гибридов, устойчивых к экстремальным факторам среды.

В животноводстве особое внимание будет уделяться совершенствованию селекционно-племенной работе, увеличению региональных и межрегиональных продаж племенных животных и птицы.

Обновление и пополнение машинно-тракторного парка в решающей мере будет осуществляться на основе совершенствования лизинговых операций.

Механизм лизинговых отношений, предусматривающий отбор лизинговых посредников на конкурсной основе, в первую очередь будет направлен на устранение монополизма поставщиков. Для этого намечается создание широкой сети региональных компаний с участием коммерческих банков, организаций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции на этапе реструктуризации сельского хозяйства будет обеспечено за счет внедрения прогрессивных технологий, перехода на качественно новый уровень производства, основанный на более эффективном использовании трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Применение новых технологий в сельскохозяйственном производстве будет сконцентрировано на внедрении минимальной обработки почвы, совмещении технологических операций за один проход посевных и уборочных агрегатов, создании и освоении систем промышленного семеноводства, механизированных комплексов по производству, переработке и хранении продовольственного зерна, кормов, других видов сельскохозяйственной продукции, использовании высокоэффективных пород скота и птицы, применении возобновляемых источников энергии.

Экономический рост агропромышленного производства позволит продвинуться в решении социальных проблем развития села, улучшении демографической ситуации в сельской местности. Этому будут способствовать меры по развитию инженерного обустройства сельской местности, созданию малых предприятий различных отраслей материального производства и сферы услуг, созданию новых рабочих мест (возрождение традиционных ремесел и промыслов), в особенности в депрессивных сельскохозяйственных районах.

Необходимо полностью освободить сельскохозяйственных товаропроизводителей от расходов, связанных с содержанием инженерной и социальной инфраструктуры села. Важнейшим источником получения средств для ее содержания может быть земельный налог, который должен стать местным налогом (что не исключает возможность его частичного аккумулирования на федеральном уровне).

5. Динамика реструктуризации

Реализация мер, предусмотренных программой реструктуризации сельского хозяйства, позволит возобновить рост производства сельскохозяйственной продукции и довести к 2000 году валовой сбор зерна до 95 млн. тонн, сахарной свеклы - до 27 млн. тонн, подсолнечника - до 3,5 млн. тонн, скота и птицы - до 10,8 млн. тонн в живой массе, молока - до 44,6 млн. тонн, яиц - до 38 млрд. штук.

Одновременно предусматривается создание рыночной системы сбыта и реализации продукции.

При этом определение государственных подрядчиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональные фонды будет осуществляться исключительно по конкурсу. Кроме того, будут максимально использованы биржи, оптовые рынки и ярмарки. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции будет основано на свободном движении товаров по территории страны. В этих целях предусматривается применение системы санкций к регионам, вводящим экономические и административные барьеры для межрегиональной торговли сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мер по стимулированию новых технологий, развитию импортозамещающего производства, повышению конкурентоспособности на рынках сельскохозяйственной продукции позволит добиться сокращения зависимости от импортных поставок готовых продуктов питания, совершенствовать механизм защиты отечественных производителей от экспансии импортной продукции, аналоги которой производятся в России.

6. Институциональные преобразования

Продолжится формирование многоукладной структуры аграрного сектора, преимущественное развитие получат частные сельскохозяйственные предприятия, базирующиеся на кооперативных принципах организации.

Будет завершено приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, продолжатся процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования. Будет отработана процедура проведения санации несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, активизирована работа по обобщению и распространению опыта эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий.

Дальнейшее развитие получат крестьянские (фермерские) хозяйства. Одним из приоритетных направлений аграрной политики будет поддержка личных подсобных, садоводческих и огородных хозяйств. Структуризация сельскохозяйственного производства обуславливает необходимость ускорения кооперирования частных товаропроизводителей в сфере производства, переработки и сбыта продукции, агросервиса, взаимного кредитования в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".

Будет осуществляться агропромышленная интеграция в различных ее формах: финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты и иные формирования по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)