Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
1. Состояние отрасли
Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:
Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.
К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.
В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8% от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.
Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.
На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.
Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.
Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.
Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.
УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ВАЖНЕЙШЕЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
(процентов)
По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).
При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:
* по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;
* по станко-инструментальной промышленности - 14%;
* по продукции автомобильной промышленности - 48%.
В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.
Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.
Деловая активность в 1994 - 1996 годах характеризуется, с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).
УРОВЕНЬ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ И МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ
За 1994 - 1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3% в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.
На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5% против 19,8% в 1995 году.
Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.
Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.
Просроченную задолженность имеют около 75% предприятий машиностроения.
Задолженность по выплате заработной платы в 1996 году на предприятиях машиностроения составляет в среднем 2,5 месяца (около 5 трлн. рублей).
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
Наименование | 1994 год | 1995 год | 1996 год (оценка) |
Прибыль, млрд. руб. | 4850 | 13890 | 10270 |
Убыточные предприятия (в % от общего количества предприятий) | 18 | 19,8 | 357,5 |
Рентабельность, % | 22,3 | 17,9 | 9,5 |
Наименование | На 20.01.96 | На 11.11.96 |
Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату, трлн. рублей | 2,76 | 5,0 |
Наименование | На 01.01.95 | На 01.01.96 | На 01.01.97 |
Кредиторская задолженность трлн. рублей | 12,5 | 32,9 | 63,2 |
Дебиторская задолженность трлн. рублей | 9,8 | 21,6 | 30,1 |
В машиностроении только на 60% предприятий комплекса осуществляется инвестирование технического перевооружения и реконструкции производства по выпуску конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.
Государственная поддержка (166,5 млрд. рублей) представляется на 1996 год 38 предприятиям. Кроме того, в 1995 - 1996 годах 26 предприятий объявлены победителями инвестиционных конкурсов с объемом государственной поддержки 339 млрд. рублей.
Доля стоимости отечественного оборудования в общем объеме капитальных вложений по предприятиям машиностроительного комплекса составляет 52%.
Средний срок окупаемости инвестиционных проектов составляет 2,4 года, а конкурсных проектов - менее 1,9 года.
Анализ соотношения уровня цен на основе видов продукции машиностроения с ценами аналогов на внешнем рынке показывает, что сложившиеся экономические условия продажи изделий на внешнем рынке значительно хуже, чем на внутреннем. Так, цена продажи трактора Т-30 (АО "Владимирский тракторный завод") в 1996 году на внутреннем рынке составляла 9588, а на экспорт - 5100 долларов США, трактора Т-25А соответственно 7488 и 3500 долларов США, автомобиля ВАЗ-2109 (АО "АвтоВАЗ") 8370 и 4400 долларов США, универсального токарно-винторезного станка (АО "Красный пролетарий") - 9059 и 6627 долларов США, часов наручных "Заря" - 7 и 4,6 доллара США, что свидетельствует об убыточности их экспорта.
В целом же цены на внутреннем рынке ниже цен на зарубежные аналоги (по грузовым автомобилям они составляют 20 - 30%; по зерноуборочным комбайнам - 52 - 60% мировых цен). Однако по некоторым видам цены на отечественную продукцию выше цен на зарубежные аналоги (эмальпровода, аккумуляторы, краны).
Возрастает стремление отечественных производителей с помощью сертификации продукции, в том числе международной, не только закрепиться на внутреннем рынке, но и выйти на внешний рынок.
Благодаря расширению сети сертификационных центров, создаваемых в рамках Федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология", за последние годы повысилось количество сертифицированной продукции машиностроения.
УРОВЕНЬ СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ В ПОДОТРАСЛЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
(процентов)
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)