в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

1. Состояние отрасли

Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:

Подотрасли машиностроительного комплекса Количество предприятий (единиц) Число занятых (тыс. человек)
Автомобильная промышленность 244 765
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 144 264
Химическое и нефтяное машиностроение 128 102
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение 84 72
Электротехническая промышленность и приборостроение 515 346
Станкостроительная и инструментальная промышленность 259 134
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение 173 225
Итого: 1547 1908

Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.

Экономические районы Удельный вес в общем объеме машиностроения (%)
1995 г. (отчет) 1996 г. (оценка)
Северный район 8 8
Северо-Западный район 3,4 3,2
Центральный район 21,9 22,2
Волго-Вятский район 15,0 15,8
Центрально-Черноземный район 4,0 4,2
Поволжский район 32,5 31,6
Северо-Кавказский район 4,0 3,4
Уральский район 12,0 12,6
Западно-Сибирский район 3,4 3,2
Восточно-Сибирский район 2,0 2,1
Дальневосточный район 8 8
Калининградская область 1 1

К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.

В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8% от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.

Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.

На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.

Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.

Основные формы хозяйственных структур Единица измерения 1996 год (отчет)
Всего предприятий и организаций машиностроительного комплекса единиц 1547
Акционерные общества и ТОО, количество единиц 1415
в % к общему числу предприятий % 91,4
Госпредприятия, количество единиц 123
в % к общему числу предприятий % 8,0
Другие формы, количество единиц 9
в % к общему числу предприятий % 0,6

Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.

Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.

УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ВАЖНЕЙШЕЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

(процентов)

Наименование 1994 г. (отчет) 1995 г. (отчет) 1996 г. (оценка)
Турбины паровые 29 23 21
Вагоны пассажирские магистральные 38 24 18
Вагоны грузовые магистральные 29 21 16
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм 20,3 21,1 16,7
Станки металлорежущие 27 24 10,6
Машины кузнечно-прессовые 17 13 5,9
Автомобили грузовые (включая шасси на комплектацию) 25 23 21
Автомобили легковые 74,9 60,8 53,1
Автобусы 68 55 50
Тракторы 15 11,8 8,5
Комбайны зерноуборочные 12,5 11,4 6,5
Экскаваторы одноковшовые (от 0,275 до 3,2 куб. м) 41 35,8 18
Бульдозеры 20,5 22,5 22
Краны на автомобильном ходу 45 36,6 28

По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).

При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:

* по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;

* по станко-инструментальной промышленности - 14%;

* по продукции автомобильной промышленности - 48%.

В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.

Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.

Деловая активность в 1994 - 1996 годах характеризуется, с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).

УРОВЕНЬ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ И МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ

Наименование Единица измерения 1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (отчет)
Продукция (в ценах 1995 г.) трлн. руб. 170,9 153,8 136,88
Темп к предыдущему году % 61,9 90,0 89,0
Доля продукции отрасли на внутреннем рынке
Дизель и дизель-генераторы % 97,7 96,3 93,9
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм % 44,9 59,4 47,3
Станки металлорежущие % 78 85 79,8
Машины кузнечно-прессовые % 73,5 40 50
Автомобили грузовые % 85,4 92,5 91,7
Автомобили легковые % 82,5 88,3 91,2
Автобусы % 79,2 77,8 73,4
Тракторы % 48,2 37,7 24,6
Экскаваторы одноковшовые (от 0,275 до 3,2 куб. м) % 97,1 100 100
Бульдозеры % 68,5 72,9 72,4
Краны на автомобильном ходу % 94,1 100 100
Доля продукции отрасли на внешнем рынке
Дизель и дизель-генераторы % 40,7 46,6 58,1
Электродвигатели с ВОВ 63 - 355 мм % 29,1 22,2 24,3
Станки металлорежущие % 15,7 21,4 33,1
Машины кузнечно-прессовые % 15,7 39,8 50,0
Автомобили грузовые % 16,0 15,6 15,4
Автомобили легковые % 28,4 25,2 24,4
Автобусы % 9,4 6,8 8,1
Тракторы % 36,5 42,9 57,8
Экскаваторы одноковшовые (от 0,275 до 3,2 куб. м) % 5,4 7,9 16,2
Бульдозеры % 9,4 17,0 16,0
Краны на автомобильном ходу % 3,5 3,5 5,4
Объем экспорта (машиностроение)
Экспорт - всего млн. дол. 2518 2681 2900
в том числе:
дальнее зарубежье млн. дол. 1322 1385 1500
ближнее зарубежье млн. дол. 1196 1296 1400

За 1994 - 1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3% в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.

На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5% против 19,8% в 1995 году.

Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.

Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.

Просроченную задолженность имеют около 75% предприятий машиностроения.

Задолженность по выплате заработной платы в 1996 году на предприятиях машиностроения составляет в среднем 2,5 месяца (около 5 трлн. рублей).

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ

Наименование 1994 год 1995 год 1996 год (оценка)
Прибыль, млрд. руб. 4850 13890 10270
Убыточные предприятия (в % от общего количества предприятий) 18 19,8 357,5
Рентабельность, % 22,3 17,9 9,5
Наименование На 20.01.96 На 11.11.96
Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату, трлн. рублей 2,76 5,0
Наименование На 01.01.95 На 01.01.96 На 01.01.97
Кредиторская задолженность трлн. рублей 12,5 32,9 63,2
Дебиторская задолженность трлн. рублей 9,8 21,6 30,1

В машиностроении только на 60% предприятий комплекса осуществляется инвестирование технического перевооружения и реконструкции производства по выпуску конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.

Государственная поддержка (166,5 млрд. рублей) представляется на 1996 год 38 предприятиям. Кроме того, в 1995 - 1996 годах 26 предприятий объявлены победителями инвестиционных конкурсов с объемом государственной поддержки 339 млрд. рублей.

Показатели Единица измерения 1994 год 1995 год 1996 год (в ценах 1995 года)
Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования млрд. руб. 8491 4335,4 3139
в том числе: объем производственных инвестиций за счет всех источников финансирования млрд. руб. 6647 3265,9 2452
в том числе: за счет средств предприятий и организаций млрд. руб. 5345 3017,9 2341
за счет средств федерального бюджета млрд. руб. 1302 128,7 111

Доля стоимости отечественного оборудования в общем объеме капитальных вложений по предприятиям машиностроительного комплекса составляет 52%.

Средний срок окупаемости инвестиционных проектов составляет 2,4 года, а конкурсных проектов - менее 1,9 года.

Анализ соотношения уровня цен на основе видов продукции машиностроения с ценами аналогов на внешнем рынке показывает, что сложившиеся экономические условия продажи изделий на внешнем рынке значительно хуже, чем на внутреннем. Так, цена продажи трактора Т-30 (АО "Владимирский тракторный завод") в 1996 году на внутреннем рынке составляла 9588, а на экспорт - 5100 долларов США, трактора Т-25А соответственно 7488 и 3500 долларов США, автомобиля ВАЗ-2109 (АО "АвтоВАЗ") 8370 и 4400 долларов США, универсального токарно-винторезного станка (АО "Красный пролетарий") - 9059 и 6627 долларов США, часов наручных "Заря" - 7 и 4,6 доллара США, что свидетельствует об убыточности их экспорта.

В целом же цены на внутреннем рынке ниже цен на зарубежные аналоги (по грузовым автомобилям они составляют 20 - 30%; по зерноуборочным комбайнам - 52 - 60% мировых цен). Однако по некоторым видам цены на отечественную продукцию выше цен на зарубежные аналоги (эмальпровода, аккумуляторы, краны).

Возрастает стремление отечественных производителей с помощью сертификации продукции, в том числе международной, не только закрепиться на внутреннем рынке, но и выйти на внешний рынок.

Благодаря расширению сети сертификационных центров, создаваемых в рамках Федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология", за последние годы повысилось количество сертифицированной продукции машиностроения.

УРОВЕНЬ СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ В ПОДОТРАСЛЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

(процентов)

Наименование 1994 год 1995 год
по объему по номенкл. по объему по номенкл.
Машиностроительный комплекс, в целом 33,4 34,0
в том числе:
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 5,5 2,7 9,7 8
Химическое и нефтяное машиностроение 1,8 10,6 4 18,6
Станкостроительная и инструментальная промышленность 2,6 27,3 10,4 30,3
Электротехническая промышленность 12,2 20 21,4 35
Приборостроение 19,5 1 21,6 1
Автомобильная промышленность 69 76,6 65 79,5
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение 7,8 42 17,8 60,2
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение 7,3 36,4 13,1 52,1
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)