Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Химический комплекс является многоотраслевым. Его предприятия производят десятки тысяч видов продукции различного назначения. В комплексе по состоянию на начало 1996 года функционировало 633 крупных и средних промышленных предприятий и 110 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов (по кругу предприятий, входивших в состав бывшего Роскомхимнефтепрома) с общей численностью работающих 972 тыс. человек, в том числе промышленно-производственного персонала 967,9 тыс. человек. С учетом промышленности колхозов, малых и совместных предприятий в комплексе насчитывается 4451 предприятие (таблица 1).
В химическом комплексе создан значительный производственный потенциал. Стоимость основных промышленно-производственных фондов на конец 1995 года - 353 трлн. рублей. При этом 65% оборудования является морально и физически устаревшим, более 60% химических производств эксплуатируются более 25 лет, износ оборудования к началу 1996 года достиг 77%.
Использование производственных мощностей остается на низком уровне - 15 - 50% из-за снижения спроса и низкой конкурентоспособности продукции.
По оценке доля продукции химического комплекса на внутреннем рынке составила в 1996 году около 66%.
В условиях сокращения внутреннего спроса особое значение для предприятий приобретает экспорт, который сдерживает темпы падения производства и служит источником валюты, необходимой для закупки сырья, полупродуктов и материалов. Объем экспорта в 1996 году составил около 5,5 млрд. долларов США. Данные по экспорту в натуральном выражении представлены в таблице 2.
Финансовое положение большинства предприятий комплекса остается крайне сложным. Почти 40% предприятий закончили 1996 год с убытком, при этом только 20% предприятий находятся в относительно устойчивом финансовом положении.
Рентабельность производства и общая масса прибыли в целом по химическому комплексу ниже аналогичных показателей 1995 года соответственно в 3,7 и 2,9 раза. Кредиторская задолженность предприятий комплекса достигла на конец 1996 года свыше 41 трлн. рублей (в 1995 году она составляла 23,2 трлн. рублей), в том числе по заработной плате - соответственно 1 трлн. рублей и 282 млрд. рублей.
В 1996 году поступление средств в федеральный бюджет составило порядка 9 трлн. рублей (в действующих ценах), из федерального бюджета - 0,4 трлн. рублей, задолженность по платежам составила на 1 октября 1996 года - 5,2 трлн. рублей.
Объем производственных инвестиций за счет всех источников составил в фактически действующих ценах в 1996 году 2626,9 млрд. рублей. Доля средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме финансирования производственного строительства составили всего 7,2%.
Доля инновационных проектов в общем объеме инвестиционных проектов увеличилась с 29,7% в 1994 году до 32% в 1996 году.
Технический уровень по большинству видов профилирующей продукции на внутреннем и внешнем рынках в настоящее время не отвечает современным требованиям. Более 40% общего объема экспорта химической продукции составляют минеральные удобрения и органические продукты (метанол).
Удельный вес продукции, получаемой с применением высоких технологий, в общем объеме продукции отрасли увеличился за 1994 - 1996 годы всего на 0,6%. Процент сертифицированной продукции за последние годы практически не изменился и в 1996 году составил менее 3%.
Уровень цен на основные виды химической продукции приблизился к мировым и даже превысил их (по азотным удобрениям, полиэтилену, поливинилхлориду и др.), что ведет к сокращению объемов производства.
2. Экономические и социальные проблемы отраслиНаряду с проблемами общего характера (резкий спад производства, продолжающийся кризис неплатежей, тяжелое финансовое положение большинства предприятий) в отрасли сохраняются проблемы, связанные с высоким износом основных производственных фондов, низким уровнем их обновления, недостаточным внедрением передовых технологий, сложной экологической обстановкой, ростом социальной напряженности в регионах сосредоточения химических предприятий, подверженных депрессии.
Требуется решение вопросов сохранения высококвалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников предприятий, работников научных организаций; обеспечения функционирования градообразующих химических предприятий.
3. Цели и направления реструктуризацииОсновной целью реструктуризации химического комплекса является повышение эффективности работы предприятий на основе создания конкурентной среды, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и активизации процессов инвестирования в высокоэффективные производства.
В рамках поставленной цели намечается осуществление следующих мер:
* увеличение выпуска для внутреннего и внешнего рынков химической продукции;
* расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально-ориентированной химической продукции;
* развитие импортозамещающих производств;
* формирование экспортного потенциала химического комплекса;
* инвестирование перспективных технологий и получение новых материалов для развития прогрессивных направлений в экономике;
* проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ по приоритетным направлениям;
* выработка и реализация мер по социальной защите высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией предприятий;
* повышение уровня профессионального обучения, селективная поддержка химических предприятий, определяющих ситуацию на рынке труда конкретных регионов.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризацииОсновные усилия предполагается направить на:
* поддержание структурообразующих базовых производств химического комплекса за счет их модернизации, реконструкции и технического перевооружения;
* сокращение числа неэффективных производств, перепрофилирование предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом;
* дальнейшее развитие сырьевой базы для химических производств (фосфориты, калийный соли, известняк, титановые руды, бишофит и др.);
* завершение строительства объектов и осуществление ввода тех из них, которые имеют важное значение для насыщения рынка необходимой конкурентоспособной продукцией (полиэфирный комплекс, поликарбонаты, мембранный каустик, озонобезопасные хладоны, поверхностно-активные вещества и др.);
* перепрофилирование объектов или продажу морально устаревшего оборудования из-за длительных сроков строительства.
Инвестиционное обеспечение реструктуризации комплекса должно осуществляться на основе:
* максимального использования собственных средств предприятий и широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов;
* селективной государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий химического комплекса для решения проблем федерального значения (создание мощностей по производству озонобезопасных хладонов и сырья для них, полиэфирных и анидных волокон и полупродуктов для них, медицинских препаратов и сырья для них и др.);
* государственной поддержки ограниченного числа предприятий и крупных мощностей для выпуска важнейшей продукции (АО "Комититан", новые припортовые сооружения для перегрузки химической продукции);
* использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития мощностей по выпуску продукции для местных нужд и развития производственной инфраструктуры предприятий;
* повышения роли субъектов Российской Федерации с учетом имеющегося накопленного опыта по реструктуризации промышленности, создания новых высокоэффективных производств и привлечения отечественных и иностранных инвесторов;
* заключения региональных соглашений с иностранными и отечественными банками по проектному финансированию, компенсационным сделкам, взаимным поставкам продукции и использования для этих целей региональных ресурсов и предоставления гарантий администрации регионов;
* использования в большей степени потенциала государств - участников СНГ для расширения кооперативных связей и взаимовыгодных поставок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Предоставление благоприятных условий на рынках государств - участников СНГ, например, отмена налога на добавленную стоимость при поставке продукции в эти страны, как это имеет место при экспорте продукции в страны дальнего зарубежья;
* совершенствования условий приватизации предприятий, имея в виду оценку объекта, соответствующую реальной рыночной стоимости и с учетом его ликвидности;
* расширения привлечения средств населения для реализации высокоэффективных проектов путем выпуска облигационных займов.
5. Динамика реструктуризацииРеструктуризация химического комплекса позволит повысить эффективность использования производственного потенциала и обеспечить:
* увеличение объема производства продукции комплекса в 2000 году по сравнению с 1995 годом на 13% (таблица 3, 4);
* увеличение доли радиальных шин в общем объеме производства шин с 45,9% в 1995 году до 65,4% в 2000 году;
* увеличение доли полиэфирных волокон и нитей в общем объеме производства химических волокон и нитей с 1,2% в 1995 году до 22% в 2000 году;
* увеличение экспорта химической продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом на 111 млн. долларов США (2%) в основном за счет увеличения поставок синтетических смол и пластических масс, синтетического каучука, шин для грузовых автомобилей;
* высвобождение трудовых ресурсов с предприятий комплекса (1,5 - 2,0% в год);
* увеличение к 2000 году в 2 раза по сравнению с 1995 годом объемов выбытия морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
Суммарный объем инвестиций для реструктуризации отрасли прогнозируется в 1997 году в размере 1,37 трлн. рублей, в 1998 году - 1,53, в 1999 году - 1,65 и в 2000 году - 1,84 трлн. рублей. При этом доля внебюджетных источников составляет около 90% (Таблица 5).
За последние годы для химического комплекса осуществлена закупка оборудования в счет иностранного кредита на сумму 620 млн. долларов США (по итальянскому кредиту - на сумму 76 млн. долларов США, германскому - 476 млн. долларов США, японскому - 68 млн. долларов США).
Реализация иностранного кредита позволит создать производство высококачественной, импортозамещающей химической продукции. Осуществляется реализация крупных проектов по выпуску 13 тыс. тонн текстильных нитей и полиэтилентерефталата мощностью 46 тыс. тонн в год в г. Твери, полиамидной нити мощностью 2 тыс. тонн в год и кордных нитей в Волжском АО "Химволокно", клиновых ремней сельскохозяйственного назначения в АО "Сибэласт" (г. Красноярск), крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин в АО "Супершина" (г. Красноярск), синтетического каучука в СП "Совбутитал" (г. Тобольск). Введены мощности по производству носителей информации в Ростовском объединении и АО "Славич" (г. Переславль-Залесский) общим объемом 40 млн. штук в год аудио и видеокассет. По ориентировочным расчетам общий объем товарной продукции от ввода в действие указанных мощностей будет составлять около 1 млрд. долларов США.
6. Институциональные измененияБольшинство крупных и средних предприятий комплекса преобразовано в акционерные общества (на начало 1996 года приватизировано 92% предприятий).
Важным направлением в институциональных преобразованиях является увеличение числа предприятий малого бизнеса и объема произведенной ими продукции в общем объеме продукции химического комплекса с 7,3% в 1995 году до 12 - 13% в 2000 году. Развитие предприятий малого бизнеса прогнозируется, прежде всего, в направлениях переработки полимерных материалов, производстве лакокрасочной продукции, товаров бытовой химии и др.
В химическом комплексе продолжается процесс формирования финансово-промышленных групп (ФПГ). Наряду с ФПГ "Русхим" ряд предприятий вошли в состав ФПГ "Сокол", "Интеррос", Восточно-Сибирская группа и др. В ФПГ преобразована холдинговая компания "Эксохим". В холдинговую компанию преобразовано МГО "Технохим". Рассматриваются вопросы создания транснациональных (в рамках СНГ) финансово-промышленных групп и корпораций.
К числу основных, подлежащих реализации направлений реструктуризации отраслей и подотраслей химического комплекса и институциональным преобразованиям относятся следующие:
* совершенствование системы управления предприятиями с государственной долей акций путем передачи их в доверительное управление на конкурсной основе негосударственным юридическим лицам с целью повышения эффективности производства за счет экономической заинтересованности в увеличении собственной прибыли;
* расширение системы страховых компаний по страхованию риска при финансировании отрасли отечественными и иностранными инвесторами;
* расширение лизинговой деятельности, создание лизинговых компаний, действующих в химической отрасли;
* структурное преобразование предприятий с учетом территориального фактора - удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта. Переориентация деятельности этих предприятий на региональный рынок, выпуск наукоемкой продукции, продукции высоких технологий с низкими удельными энергетическими, топливными и транспортными затратами, позволяющими конкурировать на внутреннем и внешнем рынках в условиях невыгодного географического положения;
* диверсификация производства этих предприятий на выпуск нетрадиционной продукции, в том числе изготовляемой в смежных отраслях, но дефицитной на местных рынках, содействие созданию конкурентной среды, в том числе за счет диверсификации производства;
* развитие вертикально-интегрированных предприятий с технологическим циклом от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции, позволяющим комплексно, с высокой степенью переработки, использовать региональные ресурсы и, как следствие, повышать эффективность своей работы.
Таблица 1
СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ОБЪЕМ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЕЕ ДОЛЯ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПРОГНОЗУ ДО 2000 ГОДА
ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПРОГНОЗУ НА 1996 - 2000 ГОДЫ
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОГНОЗУ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)