в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Состояние отрасли

Химический комплекс является многоотраслевым. Его предприятия производят десятки тысяч видов продукции различного назначения. В комплексе по состоянию на начало 1996 года функционировало 633 крупных и средних промышленных предприятий и 110 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов (по кругу предприятий, входивших в состав бывшего Роскомхимнефтепрома) с общей численностью работающих 972 тыс. человек, в том числе промышленно-производственного персонала 967,9 тыс. человек. С учетом промышленности колхозов, малых и совместных предприятий в комплексе насчитывается 4451 предприятие (таблица 1).

В химическом комплексе создан значительный производственный потенциал. Стоимость основных промышленно-производственных фондов на конец 1995 года - 353 трлн. рублей. При этом 65% оборудования является морально и физически устаревшим, более 60% химических производств эксплуатируются более 25 лет, износ оборудования к началу 1996 года достиг 77%.

Использование производственных мощностей остается на низком уровне - 15 - 50% из-за снижения спроса и низкой конкурентоспособности продукции.

По оценке доля продукции химического комплекса на внутреннем рынке составила в 1996 году около 66%.

В условиях сокращения внутреннего спроса особое значение для предприятий приобретает экспорт, который сдерживает темпы падения производства и служит источником валюты, необходимой для закупки сырья, полупродуктов и материалов. Объем экспорта в 1996 году составил около 5,5 млрд. долларов США. Данные по экспорту в натуральном выражении представлены в таблице 2.

Финансовое положение большинства предприятий комплекса остается крайне сложным. Почти 40% предприятий закончили 1996 год с убытком, при этом только 20% предприятий находятся в относительно устойчивом финансовом положении.

Рентабельность производства и общая масса прибыли в целом по химическому комплексу ниже аналогичных показателей 1995 года соответственно в 3,7 и 2,9 раза. Кредиторская задолженность предприятий комплекса достигла на конец 1996 года свыше 41 трлн. рублей (в 1995 году она составляла 23,2 трлн. рублей), в том числе по заработной плате - соответственно 1 трлн. рублей и 282 млрд. рублей.

В 1996 году поступление средств в федеральный бюджет составило порядка 9 трлн. рублей (в действующих ценах), из федерального бюджета - 0,4 трлн. рублей, задолженность по платежам составила на 1 октября 1996 года - 5,2 трлн. рублей.

Объем производственных инвестиций за счет всех источников составил в фактически действующих ценах в 1996 году 2626,9 млрд. рублей. Доля средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме финансирования производственного строительства составили всего 7,2%.

Доля инновационных проектов в общем объеме инвестиционных проектов увеличилась с 29,7% в 1994 году до 32% в 1996 году.

Технический уровень по большинству видов профилирующей продукции на внутреннем и внешнем рынках в настоящее время не отвечает современным требованиям. Более 40% общего объема экспорта химической продукции составляют минеральные удобрения и органические продукты (метанол).

Удельный вес продукции, получаемой с применением высоких технологий, в общем объеме продукции отрасли увеличился за 1994 - 1996 годы всего на 0,6%. Процент сертифицированной продукции за последние годы практически не изменился и в 1996 году составил менее 3%.

Уровень цен на основные виды химической продукции приблизился к мировым и даже превысил их (по азотным удобрениям, полиэтилену, поливинилхлориду и др.), что ведет к сокращению объемов производства.

2. Экономические и социальные проблемы отрасли

Наряду с проблемами общего характера (резкий спад производства, продолжающийся кризис неплатежей, тяжелое финансовое положение большинства предприятий) в отрасли сохраняются проблемы, связанные с высоким износом основных производственных фондов, низким уровнем их обновления, недостаточным внедрением передовых технологий, сложной экологической обстановкой, ростом социальной напряженности в регионах сосредоточения химических предприятий, подверженных депрессии.

Требуется решение вопросов сохранения высококвалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников предприятий, работников научных организаций; обеспечения функционирования градообразующих химических предприятий.

3. Цели и направления реструктуризации

Основной целью реструктуризации химического комплекса является повышение эффективности работы предприятий на основе создания конкурентной среды, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и активизации процессов инвестирования в высокоэффективные производства.

В рамках поставленной цели намечается осуществление следующих мер:

* увеличение выпуска для внутреннего и внешнего рынков химической продукции;

* расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально-ориентированной химической продукции;

* развитие импортозамещающих производств;

* формирование экспортного потенциала химического комплекса;

* инвестирование перспективных технологий и получение новых материалов для развития прогрессивных направлений в экономике;

* проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ по приоритетным направлениям;

* выработка и реализация мер по социальной защите высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией предприятий;

* повышение уровня профессионального обучения, селективная поддержка химических предприятий, определяющих ситуацию на рынке труда конкретных регионов.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

Основные усилия предполагается направить на:

* поддержание структурообразующих базовых производств химического комплекса за счет их модернизации, реконструкции и технического перевооружения;

* сокращение числа неэффективных производств, перепрофилирование предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом;

* дальнейшее развитие сырьевой базы для химических производств (фосфориты, калийный соли, известняк, титановые руды, бишофит и др.);

* завершение строительства объектов и осуществление ввода тех из них, которые имеют важное значение для насыщения рынка необходимой конкурентоспособной продукцией (полиэфирный комплекс, поликарбонаты, мембранный каустик, озонобезопасные хладоны, поверхностно-активные вещества и др.);

* перепрофилирование объектов или продажу морально устаревшего оборудования из-за длительных сроков строительства.

Инвестиционное обеспечение реструктуризации комплекса должно осуществляться на основе:

* максимального использования собственных средств предприятий и широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов;

* селективной государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий химического комплекса для решения проблем федерального значения (создание мощностей по производству озонобезопасных хладонов и сырья для них, полиэфирных и анидных волокон и полупродуктов для них, медицинских препаратов и сырья для них и др.);

* государственной поддержки ограниченного числа предприятий и крупных мощностей для выпуска важнейшей продукции (АО "Комититан", новые припортовые сооружения для перегрузки химической продукции);

* использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития мощностей по выпуску продукции для местных нужд и развития производственной инфраструктуры предприятий;

* повышения роли субъектов Российской Федерации с учетом имеющегося накопленного опыта по реструктуризации промышленности, создания новых высокоэффективных производств и привлечения отечественных и иностранных инвесторов;

* заключения региональных соглашений с иностранными и отечественными банками по проектному финансированию, компенсационным сделкам, взаимным поставкам продукции и использования для этих целей региональных ресурсов и предоставления гарантий администрации регионов;

* использования в большей степени потенциала государств - участников СНГ для расширения кооперативных связей и взаимовыгодных поставок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Предоставление благоприятных условий на рынках государств - участников СНГ, например, отмена налога на добавленную стоимость при поставке продукции в эти страны, как это имеет место при экспорте продукции в страны дальнего зарубежья;

* совершенствования условий приватизации предприятий, имея в виду оценку объекта, соответствующую реальной рыночной стоимости и с учетом его ликвидности;

* расширения привлечения средств населения для реализации высокоэффективных проектов путем выпуска облигационных займов.

5. Динамика реструктуризации

Реструктуризация химического комплекса позволит повысить эффективность использования производственного потенциала и обеспечить:

* увеличение объема производства продукции комплекса в 2000 году по сравнению с 1995 годом на 13% (таблица 3, 4);

* увеличение доли радиальных шин в общем объеме производства шин с 45,9% в 1995 году до 65,4% в 2000 году;

* увеличение доли полиэфирных волокон и нитей в общем объеме производства химических волокон и нитей с 1,2% в 1995 году до 22% в 2000 году;

* увеличение экспорта химической продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом на 111 млн. долларов США (2%) в основном за счет увеличения поставок синтетических смол и пластических масс, синтетического каучука, шин для грузовых автомобилей;

* высвобождение трудовых ресурсов с предприятий комплекса (1,5 - 2,0% в год);

* увеличение к 2000 году в 2 раза по сравнению с 1995 годом объемов выбытия морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Суммарный объем инвестиций для реструктуризации отрасли прогнозируется в 1997 году в размере 1,37 трлн. рублей, в 1998 году - 1,53, в 1999 году - 1,65 и в 2000 году - 1,84 трлн. рублей. При этом доля внебюджетных источников составляет около 90% (Таблица 5).

За последние годы для химического комплекса осуществлена закупка оборудования в счет иностранного кредита на сумму 620 млн. долларов США (по итальянскому кредиту - на сумму 76 млн. долларов США, германскому - 476 млн. долларов США, японскому - 68 млн. долларов США).

Реализация иностранного кредита позволит создать производство высококачественной, импортозамещающей химической продукции. Осуществляется реализация крупных проектов по выпуску 13 тыс. тонн текстильных нитей и полиэтилентерефталата мощностью 46 тыс. тонн в год в г. Твери, полиамидной нити мощностью 2 тыс. тонн в год и кордных нитей в Волжском АО "Химволокно", клиновых ремней сельскохозяйственного назначения в АО "Сибэласт" (г. Красноярск), крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин в АО "Супершина" (г. Красноярск), синтетического каучука в СП "Совбутитал" (г. Тобольск). Введены мощности по производству носителей информации в Ростовском объединении и АО "Славич" (г. Переславль-Залесский) общим объемом 40 млн. штук в год аудио и видеокассет. По ориентировочным расчетам общий объем товарной продукции от ввода в действие указанных мощностей будет составлять около 1 млрд. долларов США.

6. Институциональные изменения

Большинство крупных и средних предприятий комплекса преобразовано в акционерные общества (на начало 1996 года приватизировано 92% предприятий).

Важным направлением в институциональных преобразованиях является увеличение числа предприятий малого бизнеса и объема произведенной ими продукции в общем объеме продукции химического комплекса с 7,3% в 1995 году до 12 - 13% в 2000 году. Развитие предприятий малого бизнеса прогнозируется, прежде всего, в направлениях переработки полимерных материалов, производстве лакокрасочной продукции, товаров бытовой химии и др.

В химическом комплексе продолжается процесс формирования финансово-промышленных групп (ФПГ). Наряду с ФПГ "Русхим" ряд предприятий вошли в состав ФПГ "Сокол", "Интеррос", Восточно-Сибирская группа и др. В ФПГ преобразована холдинговая компания "Эксохим". В холдинговую компанию преобразовано МГО "Технохим". Рассматриваются вопросы создания транснациональных (в рамках СНГ) финансово-промышленных групп и корпораций.

К числу основных, подлежащих реализации направлений реструктуризации отраслей и подотраслей химического комплекса и институциональным преобразованиям относятся следующие:

* совершенствование системы управления предприятиями с государственной долей акций путем передачи их в доверительное управление на конкурсной основе негосударственным юридическим лицам с целью повышения эффективности производства за счет экономической заинтересованности в увеличении собственной прибыли;

* расширение системы страховых компаний по страхованию риска при финансировании отрасли отечественными и иностранными инвесторами;

* расширение лизинговой деятельности, создание лизинговых компаний, действующих в химической отрасли;

* структурное преобразование предприятий с учетом территориального фактора - удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта. Переориентация деятельности этих предприятий на региональный рынок, выпуск наукоемкой продукции, продукции высоких технологий с низкими удельными энергетическими, топливными и транспортными затратами, позволяющими конкурировать на внутреннем и внешнем рынках в условиях невыгодного географического положения;

* диверсификация производства этих предприятий на выпуск нетрадиционной продукции, в том числе изготовляемой в смежных отраслях, но дефицитной на местных рынках, содействие созданию конкурентной среды, в том числе за счет диверсификации производства;

* развитие вертикально-интегрированных предприятий с технологическим циклом от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции, позволяющим комплексно, с высокой степенью переработки, использовать региональные ресурсы и, как следствие, повышать эффективность своей работы.

Таблица 1

СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Показатели Единица измерения 1994 г. (отчет) 1995 г. (оценка) 1996 г. (оценка)
1. Основные параметры комплекса
Количество предприятий, всего ед. 3301 4451
из них входящих в состав Роскомхимнефтепрома -"380 390 430
Численность ППП, всего чел. 1011000 967900 859000
из них по предприятиям, входящим в состав Роскомхимнефтепрома (бывшего) -"707000 677100 674000
Объем реализации продукции на внутреннем рынке млрд. руб. 15922 48632 54583
Доля продукции комплекса на внутреннем рынке % 63,6 64,4 65,9
Объем экспорта млн. долл. 4139 5889 5510
2. Состояние производственного потенциала
Производственные мощности: полиэтилен тыс. тонн 1068 1058 1059
полипропилен -"110,5 202 202
полистирол и сополимеры -"222 222 221
смола ПВХ -"498 498 491
сода каустическая -"2419 2309 2309
сода кальцинированная -"3988 3988 3988
каучуки синтетические -"2254 2254 2254
шины автомобильные млн. штук 50 47,4 44,1
минеральные удобрения млн. тонн 17,2 17,4 17,5
Износ основных производственных фондов % 54 57 58
Износ оборудования
в том числе:
химическая промышленность -"72 77 80
нефтехимическая промышленность -"74 80 85
микробиологическая промышленность -"66 69 70
3. Финансовое состояние
Удельный вес убыточных предприятий % 13 14 36,6
Кредиторская задолженность млрд. руб. 8888 232019 41000
Задолженность по зарплате -"44,2 282 1000
Дебиторская задолженность -"8527 17472,5 21600
Прибыль -"4353,4 13539 4480,8
Рентабельность производства % 26,82 21,47 5,72

Таблица 2

ОБЪЕМ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЕЕ ДОЛЯ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

Наименование продукции 1994 год (факт.) 1995 год (факт.) 1996 год (оценка) 1997 год (прогноз) 1998 год (прогноз) 1999 год (прогноз) 2000 год (прогноз)
Экспорт - всего (млн. долларов США) 4139,0 5889,0 5510,0 5600,0 5800,0 5900,0 6000
в т.ч. экспорт - в нат. выражении: полиэтилен (тыс. тонн) 272,2 367,1 324,0 350,0 400,0 420,0 454
полипропилен (тыс. тонн) 7,8 17,9 40,0 59,0 75,0 80,0 100
полистирол (тыс. тонн) 63,3 58,8 30,0 30,0 35,0 40,0 50
смола ПВХ (тыс. тонн) 198,3 141,9 45,0 45,0 61,0 100,0 135
шины для легковых автомобилей (тыс. шт.) 1563,5 946,9 800,0 800,0 880,0 880,0 920
шины для грузовых автомобилей (тыс. шт.) 1460,4 800,8 1000,0 1000,0 1000,0 1020,0 1150
каучуки синт. (тыс. тонн) 293,6 432,5 380,0 390,0 428,5 420,0 445
минеральные удобрения - всего (млн. тонн) 5,9 7,4 7,0 7,0 7,4 7,4 7,4
Доля продукции на экспорт (в % от производства): полиэтилен 53,3 54,5 57,8 58,3 58,8 58,3 58,2
полипропилен 20,2 28,8 50,0 59,0 57,0 53,0 50
полистирол 60,5 60,3 58,8 58,8 45,0 40,0 41
смола ПВХ 59,5 50,0 26,4 25,7 30,5 40,0 42,2
шины для легковых автомобилей 15,4 9,0 8,3 8,3 8,8 8,4 8,4
шины для грузовых автомобилей 20,2 11,6 12,5 12,5 12,2 12,0 12,8
каучуки синтетические 46,4 52,2 51,4 52,0 52,0 49,4 49,4
минеральные удобрения 71,1 77,1 74,5 72,9 75,5 70,5 65,5

Таблица 3

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПРОГНОЗУ ДО 2000 ГОДА

Показатели Единица измерения 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) Прогноз
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Объем продукции промышленности (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза в ценах 1995 года
Химическая и нефтехимическая промышленность млрд. руб. в % к предыдущему году 71063,0
108,0
63246,1
89,0
63246,1
100,0
65775,9
104,0
71038,0
108,0
80301,2
113,0
Микробиологическая промышленность млрд. руб. в % к предыдущему году 1139,0
42,0
805,3
70,7
805,3
100,0
885,8
110,0
1001,0
113,0
1594,6
159,3

Таблица 4

ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПРОГНОЗУ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

Показатели Единица измерения 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) Прогноз
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Минеральные удобрения млн. тонн 9,6 9,0 9,2 9,7 10,4 11,3
Полиэтилен тыс. тонн 685,0 572,0 600,0 650,0 710,0 780,0
Волокна и нити химические -"215,9 135,0 130,0 160,0 200,0 250,0
Каучуки синтетические -"836,9 775,0 750,0 820,0 850,0 900,0
Шины для грузовых автомобилей млн. шт. 6,9 8,5 8,1 8,2 8,5 9,0
Шины для легковых автомобилей млн. шт. 10,5 10,9 10,0 10,2 10,7 11,2

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОГНОЗУ НА 1997 - 2000 ГОДЫ

Показатели Единица измерения 1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) Прогноз
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования (в ценах 1995 года) млрд. руб. 4431,0 4007,0 2626,9 2623,8 2985,6 3257,4 3481,1
в том числе: федеральный бюджет -"396,0 226,0 208,2 153,8 413,7 520,5 587,7
местные бюджеты -"6,0 43,0 73,8 78,0 84,2 90,9 98,2
собственные привлеченные средства предприятий -"4029,0 3738,0 2345,0 2392,0 2487,7 2637,02 2795,2
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)