в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

ТРАНСПОРТ

1. Состояние отрасли

Функционирование экономики страны неразрывно связано с транспортом - одной из основных отраслей в инфраструктуре народного хозяйства, обеспечивающей производственные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг, удовлетворение потребности населения в перемещении.

В настоящее время транспортную сеть (общего пользования) составляли свыше 87 тыс. км железных дорог, 531 тыс. км автомобильных дорог, 84 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 800 тыс. км авиалиний, около 1 млн. км морских судоходных линий, более 2 млн. км автобусных маршрутов. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий - 7,6 тыс. км, метрополитенных путей - 389 км. Общественным транспортом ежесуточно перевозится 123 млн. пассажиров и 7,3 млн. т (без трубопроводного) грузов. На транспорте занято около 4 млн. человек. Стоимость основных фондов транспорта (без трубопроводного) составляет около 9% от стоимости всех основных фондов страны.

С начала осуществления программы экономических реформ в отрасли преобразовано в акционерные общества и приватизировано 3,6 тыс. государственных предприятий, или 70% их общего числа. В федеральной собственности сохранены ранее закрепленные пакеты акций акционерных обществ, продукция (товары, услуги) которых имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. К ним отнесены 1332 предприятия транспорта. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется на автомобильном транспорте 15% перевозок пассажиров и 90% перевозок грузов, морского - соответственно 90 и 99%, речного - 90 и 94%, воздушного - 59 и 63%.

В результате процессов приватизации и демонополизации на транспорте, либерализации тарифной политики ускоренно формируется рынок транспортных услуг. На нем действует уже свыше 550 тыс. операторов, более половины из которых составляют частные предприятия и индивидуальные предприниматели и 21% - предприятия со смешанной формой собственности. Большинство частных предприятий и предпринимателей действует на рынке автотранспортных услуг. В распоряжении индивидуальных предпринимателей находится более 900 тыс. грузовых автомобилей.

Существенное сокращение уровня промышленного производства в грузообразующих отраслях экономики России и странах СНГ, ухудшение экономического состояния товаропроизводителей и потребителей продукции, разрыв существовавших ранее транспортно-экономических связей, снижение жизненного уровня населения предопределили спад объемов перевозок грузов и пассажиров на всех видах транспорта.

Пассажирооборот на транспорте общего пользования в 1996 году, по предварительным данным, составил 415 млрд. пасс.-км (меньше уровня 1995 года на 8,4%), что обусловлено в основном продолжающимся сокращением платежеспособного спроса населения и ростом тарифов на пассажирские перевозки в связи с повышением цен на потребляемую транспортом промышленную продукцию. Пассажирооборот на железнодорожном транспорте оценивается в 168,8 млрд. пасс.-км, что на 23,4 млрд. пасс.-км, или на 12,2% меньше показателей 1995 года. Пассажирооборот на автомобильном транспорте составит 180,35 млрд. пасс.-км (95,8% к 1995 году), воздушном - 65,3 млрд. пасс.-км (91,1% к 1995 году).

В общем объеме пассажирооборота сохраняется тенденция сокращения удельного веса железных дорог за счет увеличения доли автомобильного транспорта.

Исходя из объемов перевозимых грузов, а также с учетом снижения объема производства в грузообразующих отраслях экономики общий объем отправления грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) в 1996 году составил 2063 млн. т, что по сравнению с 1995 годом меньше на 23%. При этом наибольшее сокращение (на 30%) произошло на автомобильном транспорте, а на железнодорожном транспорте уменьшение объема перевозок составило 11,4%.

В 1996 году в целом по отрасли убытки составили 12,8 трлн. рублей (без учета дотаций органов местного самоуправления на покрытие убытков городского и пригородного транспорта), а включая убытки от перевозок пассажиров всеми видами транспорта, - 25,7 трлн. рублей. При этом убытки от перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении составят около 16 трлн. рублей, в том числе автобусным и городским электрическим транспортом - более 12 трлн. рублей, на компенсацию которых потребуются дотации из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 1996 году убытки от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем и пригородном сообщениях в размере 13,9 трлн. рублей при незначительной финансовой поддержке регионов компенсировались доходами от грузовых перевозок.

В федеральный и местные бюджеты перечислено более 2,5 трлн. рублей в виде налога от прибыли, полученной предприятиями транспорта.

В 1996 году среднегодовая численность работающих на предприятиях транспорта уменьшилась по сравнению с уровнем 1995 года на 224 тыс. человек (6,4%). Среднемесячная заработная плата составила 1093 тыс. рублей.

Тарифная политика в транспортном комплексе направлена на постепенную либерализацию ценообразования на конкурентных транспортных рынках и сохранение государственного регулирования тарифов в сферах действия естественных монополий, а также в области социально значимых перевозок.

Свободные тарифы, установленные в соответствии с действующим законодательством самими предприятиями транспорта по согласованию с пользователями транспортных услуг без ограничения предельного уровня рентабельности, применяются на перевозках грузов автомобильным, воздушным и водным транспортом, на перевозках пассажиров воздушным, автомобильным и водным транспортом в межобластном и междугородном сообщениях, а также на межгосударственных и круизных перевозках.

Тарифы на железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, ледокольного флота, портов и аэропортов регулируются на государственном уровне. Субъектами Российской Федерации регулируются тарифы на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях, а также на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с компенсацией предприятиям транспорта выпадающих доходов из средств местных бюджетов.

Такая система регулирования тарифов в целом позволяет осуществлять государственное регулирование в сферах естественных монополий на транспорте, социально значимых перевозок и предоставляет свободу в выборе эффективной тарифной политики субъектам транспортных рынков в сферах, где существует конкуренция или имеются условия для ее развития, позволяет включить механизм спросовых ограничений на уровень тарифов в конкурентных секторах рынка транспортных услуг.

2. Экономические и социальные проблемы

Спад производства, снижение платежеспособного спроса предприятий и населения повлекли значительное снижение объемов перевозок. Положение осложняется тем, что при предоставлении транспортных услуг высокий удельный вес стоимости начально-конечных услуг вынуждает сохранять определенную часть производственного аппарата и персонала, не участвующих непосредственно в перевозочном процессе. Это увеличивает себестоимость перевозок и транспортные издержки пользователей, сдерживая преодоление экономического кризиса в отрасли.

Первоочередной экономической проблемой является взаимные неплатежи потребителей и перевозчиков, ведущие к сокращению объемов инвестиций, задолженности по выплате заработной платы, недофинансированию социальной сферы.

Общее состояние материально-технической базы транспорта в настоящее время следует признать тяжелым. Средний срок службы всех видов подвижного состава значительно превышает установленные нормативы. Износ транспортных коммуникаций превысил 60%, что может привести в ближайшем будущем к снижению провозных возможностей и уровня безопасности на транспорте. Старение основных фондов транспорта, особенно их активной части, отсутствие инвестиционных источников для его обновления также является одной из важнейших экономических проблем отрасли.

Не выполняются задания по реализации федеральных целевых программ развития транспортного комплекса. Недостаточная государственная инвестиционная поддержка транспорта, отсутствие законодательства, защищающего иностранных инвесторов, вкладывающих средства в российскую транспортную инфраструктуру, делают проблематичным оживление в ближайшие годы инвестиционного процесса в отрасли.

Высокие затраты на содержание пассажирского транспорта являются причиной убыточности пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте эти перевозки дотируются за счет грузовых, что повышает грузовые тарифы примерно на 16 - 20%, на городском и пригородном автомобильном и электрическом транспорте - за счет бюджетов соответствующих уровней. В то же время недофинансирование этих перевозок ведет к срыву рейсов, их регулярности, ветшанию парка подвижного состава и к увеличению социальной напряженности. Особенно это касается воздушного транспорта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где этот вид транспорта является единственным.

Низкая рентабельность и убыточность транспортных предприятий не позволяют содержать в надлежащем состоянии находящиеся на балансе этих предприятий объекты социальной сферы, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока. Передача ее на баланс муниципальным властям затруднена из-за дефицита местных бюджетов, а недостаточность финансирования социальных нужд ведет к увеличению социальной напряженности.

3. Цели и направления реструктуризации

Цель реструктуризации транспортной отрасли состоит в наиболее полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в услугах транспорта и обеспечении его устойчивой работы. Программа структурной перестройки на транспорте направлена на усиление государственного регулирования естественных монополий, снижение транспортных издержек в конечной цене продукции, обеспечение экономически обоснованной стоимости проезда для населения, повышение конкуренции между предприятиями одного или нескольких видов транспорта и укрепление национальной безопасности.

Основными направлениями реструктуризации транспорта являются:

* сохранение в федеральной собственности важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов, имеющих стратегическое значение и обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем;

* формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для создания благоприятных условий функционирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг;

* совершенствование управления транспортными системами на основе высокоэффективных информационных технологий с использованием современных телекоммуникаций, рационального разграничения функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

* ликвидация убыточных и неперспективных предприятий;

* повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на внешнем и внутреннем рынках транспортных услуг, расширение и углубление интеграционных процессов в области транспорта со странами СНГ и другими зарубежными странами.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

В течение 1997 - 2000 годов будет проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой основы, экономических и организационных условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг, улучшения финансового состояния и повышения эффективности работы всех видов транспорта, усиления их инвестиционной активности.

На основе обновления парка транспортных средств, модернизации инфраструктуры, применения прогрессивных технологий будет осуществляться повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, навигационного оборудования, развития дорожного строительства преимущественно в рамках Президентских и Федеральных целевых программ развития отрасли: "Дороги России", "Возрождение торгового флота России", "Внутренние водные пути России", "Терминал" и ряда других.

Намечается повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на внешнем и внутреннем рынках транспортных услуг, обеспечить доступность их для всех слоев населения, включая районы Крайнего Севера, безопасность дорожного движения, судоходства, полетов, эксплуатационную надежность объектов транспортной инфраструктуры.

В ходе дальнейших институциональных и структурных преобразований на транспорте будут обеспечены:

* повышение эффективности деятельности транспортных предприятий;

* сертификация на всех видах транспорта с целью формирования цивилизованного рынка транспортных услуг;

* проведение на всех видах транспорта гибкой тарифной политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и стимулирующей снижение транспортных затрат;

* передача в установленном порядке в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность предприятий транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в городском, пригородном и местном сообщении, а также объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий;

* реализация мероприятий по социальной защите работников транспорта и их семей, а также по защите прав частных собственников (акционеров);

* привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития транспортных предприятий.

Реализация этих мероприятий позволит обеспечить прогнозируемые до 2000 года объемы перевозок грузов и пассажиров (таблицы 1 и 2).

5. Динамика реструктуризации отрасли до 2000 года

В 1997 году предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в федеральной собственности.

В 1997 году предусматривается завершение создания Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте. Будут разработаны технико-экономическое обоснование и программа поэтапного совершенствования структуры управления железнодорожным транспортом.

В 1997 году в составе железных дорог намечено создание пассажирских компаний по перевозкам пассажиров поездами дальнего следования с самостоятельным балансом и государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета с последующим решением вопроса о целесообразности создания единой государственной пассажирской компании. Предусматривается создание компаний по перевозкам пассажиров в местном и пригородном сообщении с самостоятельными балансами, дотируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Будет совершенствоваться система платежей за грузовые перевозки на железнодорожном транспорте.

Продолжится передача органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта или их приватизация, а также работа, направленная на сокращение убыточности незагруженных железнодорожных линий и участков.

В 1998 - 1999 годах будет осуществлен переход на контрактные взаимоотношения железных дорог с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.

С 1998 года вводится в практику система регулярного независимого аудита предприятий железнодорожного транспорта.

На воздушном транспорте будет продолжено совершенствование системы организации воздушного движения на основе реализации Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации", использования новейших технологий и технических средств, включая спутниковые системы связи, навигации и наблюдения, а также реструктурирование авиапредприятий с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности работы. Одновременно будет произведено реструктурирование аэропортов с выделением из их состава администраций, обеспечивающих управление государственной собственностью (взлетно-посадочные полосы, системы взлета и посадки воздушных судов).

На автомобильном транспорте предусматривается изменение структуры автомобильного парка с увеличением доли автомобилей большой (свыше 16 тонн) и малой (до 1,5 тонн) грузоподъемности, а также дизельных автомобилей. В рамках реализации Федеральной инновационной программы "Терминал" предусматривается ввод в эксплуатацию до 200 объектов терминальных комплексов, структурно меняющих систему обслуживания потребителей.

На морском транспорте предусматривается выделение из структур портов и пароходств маркетинговых фирм, обеспечивающих свободный доступ к рынку услуг на морских и смешанных "река - море" перевозках, что будет способствовать развитию конкуренции и снижению тарифов.

6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах подотраслей

В 1997 году количество приватизированных предприятий на транспорте (кроме железнодорожного) будет доведено до 4 тыс., намечается дополнительно создать 315 акционерных обществ, что составит 76,3% общего количества предприятий, подлежащих приватизации. Численность работающих на приватизированных предприятиях составит 1,28 млн. человек (63% общей численности).

На морском транспорте намечено акционировать порты Таганрог, Кандалакша и порты Чукотского автономного округа. Будет продолжена продажа части акций предприятий морского транспорта, которая находится в федеральной собственности, а также акции будут выставляться на аукционы для заключения договоров кредита, залога акций и комиссии. Намечена разработка и принятие протекционистских мер по защите отечественных морских перевозчиков.

На речном транспорте продолжится приватизация предприятий. Для обеспечения государственного контроля и регулирования продлены на 3 года сроки закрепления в федеральной собственности акций предприятий речного транспорта, имеющих стратегическое значение. Будет обеспечено расширение свободного доступа на рынок услуг независимых перевозчиков на речных путях.

На автомобильном транспорте продолжится передача автотранспортных предприятий, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Будет осуществлена работа по формированию на территории России международных транспортных коридоров, развитию сети независимых транспортно-экспедиторских фирм системы "Терминал", повышению качества предоставляемых услуг, безопасности движения.

В дорожном хозяйстве намечается проведение ремонта, реконструкции и строительства новых дорог на конкурсной основе со свободным доступом к этим работам любых подрядных организаций. Развитие сети платных дорог, улучшение условий дорожного движения, реконструкция мостов под современные нагрузки будут приоритетными направлениями в данной отрасли.

При проведении приватизации на воздушном транспорте будут учитываться его особенности, необходимость обеспечения безопасности полетов. Намечается сохранить контроль государства за функционированием национальной авиатранспортной системы. При этом будет оказываться необходимая поддержка в развитии и обеспечении устойчивой и безопасной работы воздушного транспорта. Одновременно будет развиваться лизинговая продажа воздушных судов независимым авиационным компаниям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов.

Обновление парка транспортных средств на всех видах транспорта и модернизация транспортной инфраструктуры будут осуществляться в соответствии с федеральными целевыми программами, в основном за счет собственных и привлеченных средств предприятий транспорта.

Таблица 1

ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

Показатели Единица измерения 1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) Прогноз
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Пассажирооборот транспорта общего пользования - всего млрд. пас. - км 495 453 415 412 417 427 438
к предыдущему году % 89 92 92 99 101 102 103
к предыдущему пятилетию % 65 97
том числе:
железнодорожного млрд. пас. - км 227,1 192,2 168,8 160 162 166 170
к предыдущему году % 83,4 84,6 87,8 94,8 101,2 102,4 102,4
к предыдущему пятилетию % 70 88,4
автомобильного млрд. пас. - км 193,8 188,2 180,3 185 187 191 195
к предыдущему году % 96,8 97,1 95,8 102,6 101,1 102,1 102,1
к предыдущему пятилетию % 71,8 103,6
воздушного млрд. пас. - км 72,3 71,7 65,3 66 67 69 72
к предыдущему году % 86,9 99,2 91,1 101 101,5 103 104,3
к предыдущему пятилетию % 44,4 100,4
речного млрд. пас. - км 1,2 1,09 1,01 1,1 1,12 1,15 1,2
к предыдущему году % 75 95,7 93 109 101,8 102,7 104,3
к предыдущему пятилетию % 22,7 110,1
морского млрд. пас. - км 0,3 0,23 0,13 0,11 0,11 0,12 0,13
к предыдущему году % 97,9 80,6 56 85 100 109,1 108,3
к предыдущему пятилетию % 38,3 56,5

Таблица 2

ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

Показатели Единица измерения 1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) Прогноз
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Пассажирооборот транспорта общего пользования - всего млн. т 3044 2670 2063 2020 2070 2150 2260
к предыдущему году % 72 88 77 98 102 104 105
к предыдущему пятилетию % 46 85
том числе:
железнодорожного млн. т 1053 1024,3 908 915 945 980 1025
к предыдущему году % 78,4 97,3 88,6 100,8 103,3 103,7 104,6
к предыдущему пятилетию % 47,9 100
автомобильного млн. т 1766,6 1440,7 1002 950 970 1010 1060
к предыдущему году % 68,7 81,6 69,5 94,8 102,1 104,1 105
к предыдущему пятилетию % 49 73,6
воздушного млн. т 0,44 0,4 0,52 0,54 0,56 0,58 0,6
к предыдущему году % 80 90,9 130 103,8 103,7 103,6 103,4
к предыдущему пятилетию % 17 150
речного млн. т 155,4 140,1 98,8 107 110 115 120
к предыдущему году % 72,4 90,2 70,5 108,3 102,8 104,5 104,3
к предыдущему пятилетию % 24,9 85,7
морского млн. т 68,7 64,1 53,7 46 44 46 50
к предыдущему году % 84,3 93,3 83,7 85,7 95,7 104,5 108,7
к предыдущему пятилетию % 57,3 78
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)