в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

1. Состояние отрасли

За 1991 - 1995 годы вводы генерирующих мощностей на электростанциях страны составили 8,7 млн. кВт, в том числе на Балаковской АЭС - 1,0 млн. кВт, а демонтаж устаревшего оборудования - 3,8 млн. кВт. При этом установленная мощность электростанций России на 1 января 1996 года увеличилась по сравнению с 1990 годом только на 3,8 млн. кВт и составила 215 млн. кВт, в том числе мощность ТЭС - 150 млн. кВт, ГЭС - 44 млн. кВт и АЭС - 21,3 млн. кВт.

Единая энергетическая система с установленной мощностью электростанций 192 млн. кВт обеспечивает электроэнергией 98% потребителей страны. Централизованная система управления и режимов работы ЕЭС России осуществляется Центральным диспетчерским управлением.

На конец 1996 г. ЕЭС России объединяла на параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема Востока работает изолированно от ЕЭС России. Параллельно с ЕЭС России работают энергосистемы Казахстана, Украины, Закавказья, Белоруссии и Финляндии. От сетей ЕЭС России осуществляется электроснабжение отдельных потребителей Норвегии, Монголии и Китая.

Производство электроэнергии в России в 1996 году составило 847 млрд. кВт/ч против 1082,5 млрд. кВт/ч в 1990 году, т.е. уменьшилось на 22%. При этом по АЭС производство составило 109 млрд. кВт/ч против 118,3 млрд. кВт/ч в 1990 году и уменьшилось на 8%.

За последние годы снижение уровня электропотребления происходило за счет спада промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращения объемов строительства и перевозок на железнодорожном транспорте. В результате резкого снижения электропотребления резерв электрической мощности по отношению к суммарному максимуму нагрузки в целом по России увеличился с 3,4% в 1991 году до 30,0% в 1996 году.

За четыре года электроэнергетика России претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, централизованно управляемой государственной системы к полностью акционированной и частично приватизированной структуре энергетических компаний, работающих на федеральном и региональном уровнях.

Созданы:

* на федеральном уровне - РАО "ЕЭС России", активы которого состоят из имущества, образующего общесистемные высоковольтные линии электропередачи, систему диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значения, акций дочерних региональных акционерных обществ энергетики и электрификации. Контрольный пакет акций государства в РАО "ЕЭС России" составляет 64%;

* на региональном уровне - 72 акционерных общества энергетики и электрификации;

* федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), на котором реализуется 30% производимой в стране электроэнергии, при этом доля АЭС на указанном рынке составляет около 40%;

* система государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном (Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации) и региональном уровнях (региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации - РЭК);

* минимально необходимая нормативно-правовая база государственного регулирования тарифов на электроэнергию и тепло и функционирования ФОРЭМ. Сложившаяся структура управления отраслью позволила за этот период обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей во всех районах страны, за исключением Северного Кавказа, г. Архангельска и отдельных районов Дальнего Востока.

Вместе с тем четырехлетнее функционирование системы выявило ее слабые стороны, которые в совокупности можно охарактеризовать как недостаточную экономическую эффективность электроэнергетики.

Для совершенствования системы управления отраслью "Электроэнергетика" требуется ее реструктуризация.

2. Экономические проблемы и общая производственная стратегия отрасли

При намечаемом подъеме народного хозяйства страны в 1997 - 2000 годах для надежного и устойчивого обеспечения потребителей будут загружены действующие мощности и обеспечен ввод новых генерирующих мощностей, включая АЭС.

Сверхнормативный резерв мощности позволяет в ближайшие годы обновить основные промышленно-производственные фонды за счет модернизации и реконструкции, а также произвести демонтаж устаревшего оборудования. Финансирование этих работ будет осуществляться за счет средств предприятий (амортизация и прибыль).

Вместе с тем основной объем инвестиций используется неэффективно. В течение 1993 - 1995 годов инвестиционные средства РАО "ЕЭС России", акционерных обществ энерго- и атомной энергетики, направленные на капитальные вложения, составили в ценах 1995 года 68,6 трлн. рублей. За счет этих средств введено в действие 4,9 млн. кВт, в том числе в атомной энергетике - 1,0 млн. кВт. Стоимость введенной мощности выше (примерно в 1,5 раза) мировых показателей.

Проблематичным становится сохранение в перспективном периоде доли атомных электростанций в общем балансе электроэнергии и мощности, так как намечаемые до 2000 года к вводу мощности смогут только заместить мощности, выбывающие из эксплуатации.

В этой связи особо актуальным становится поиск нового подхода к формированию инвестиционных средств в отрасли "Электроэнергетика". При этом следует рассматривать весь спектр инвестиционных решений, включая возможности по энергосбережению, и выбирать инвестиционную стратегию с наименьшими затратами.

Инвестиционные средства в региональных акционерных обществах энергетики и электрификации будут формироваться в основном за счет собственных источников с привлечением в случае их недостатка средств сторонних инвесторов и кредитных (заемных) ресурсов.

Предусматривается в качестве временной меры сохранить образование целевых инвестиционных средств для обеспечения функционирования и развития Единой энергетической системы, установив, что получаемые инвестиционные средства должны быть оформлены в установленном порядке как увеличение вклада государства в уставный капитал РАО "ЕЭС России". За этот период намечается обеспечить выпуск долгосрочного облигационного займа РАО "ЕЭС России" для размещения на российском и зарубежном рынках капитала.

С учетом ограниченных возможностей федерального бюджета и при отсутствии других источников финансирования капитальных вложений предусматривается относить на себестоимость работ, услуг эксплуатирующей организации атомных электростанций (концерна "Росэнергоатом") затраты, связанные с образованием целевых инвестиционных средств на развитие и обеспечение безопасного функционирования атомных электростанций.

Такой механизм позволит значительно снизить тарифы, даст возможность энергоемким потребителям удешевить их продукцию и повысить ее конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.

На период сохранения действующего порядка формирования инвестиционных средств намечается установить контроль за их использованием и эффективностью этих вложений.

Мерой, позволяющей оздоровить экономику страны, является упорядочение денежного обращения и решение проблемы неплатежей.

Оздоровить финансовую ситуацию в энергетике позволит намечаемое восстановление порядка, в соответствии с которым могут вводиться ограничения или прекращения подачи электроэнергии потребителям-неплательщикам.

В целях улучшения оплаты за электрическую энергию (мощность), поставляемую на ФОРЭМ атомными электростанциями, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. N 1358 утвержден Временный порядок, по которому осуществляются прямые (приоритетные) платежи энергоемких потребителей непосредственно АЭС.

Будут приняты меры к снижению перекрестного субсидирования путем установления предельного уровня дифференциации тарифов по группам потребителей электрической энергии и в дальнейшем - к полному его устранению.

Основные показатели отрасли приводятся в таблицах.

3. Развитие отрасли

Перспективное развитие электроэнергетики будет сопровождаться некоторым увеличением использования природного газа на тепловых электростанциях и в котельных, применением оборудования с улучшенными экологическими характеристиками на тепловых и атомных электростанциях, а также реализацией мер по повышению эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве.

Для обеспечения надежности энергоснабжения потребителей при намечаемом в 2000 году росте электропотребления до 935 - 955 млрд. кВт/ч, или на 9 - 11% от уровня 1996 года, а также увеличения экспортных поставок, будут решаться вопросы инвестирования энергетических объектов, повышения эффективности работы отрасли за счет государственного регулирования, разделения сфер деятельности естественной монополии и производства электрической и тепловой энергии, где возможна конкуренция, совершенствовать функционирование ФОРЭМ.

Прогнозируется в 1996 - 2000 годах ввести мощности не менее 12 млн. кВт, в т.ч. 3,0 млн. кВт - на атомных электростанциях, в частности Курскую, Калининскую и Ростовскую АЭС.

Предусматривается ввести новые мощности на Нижневартовской (800 МВт), Березовской (800 МВт), Псковской (430 МВт), Харанорской (430 МВт), Уренгойской (420 Мвт) ГРЭС, Северо-Западной (900 МВт) (г. Санкт-Петербург), Северной (250 МВт) (г. Москва) ТЭЦ, Томской (140 Мвт) ТЭЦ-3.

Будут введены первые агрегаты:

в Сибири - на Бурейской, Богучанской и Вилюйской ГЭС;

на Северном Кавказе - на Замаракской и Ирганайской ГЭС, а также на каскаде Нижне-Черкесских ГЭС.

В 1997 году будет полностью введена в Сибири ВЛ-1150 кв. Барнаул-Итат.

К 2000 году намечается ввести в Сибири ВЛ 500 кв. Иркутск - Чита, на Дальнем Востоке ВЛ 500 кв. Приморская ГРЭС - Хабаровск и на Северном Кавказе ВЛ 500 кв. Балаковская АЭС - Ростовская АЭС.

СОСТАВ ОТРАСЛИ, ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Государственные предприятия, состоящие на государственном балансе единиц 2 2

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Численность работников - всего тыс. человек 947 958
в т.ч. энергетика тыс. человек 686 700
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников тыс. человек 34 1,1

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Выработка электроэнергии млрд. кВт/ч 875,9 860,0 847

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Электроэнергия млрд. кВт/ч 854,2 840,5 842,5

ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ИЗ РОССИИ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Электроэнергия млрд. 21,7 19,5 19,7
в т.ч. от общей выработки кВт/ч % 2,5 2,3 2,3

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
В действующих
ценах каждого млрд. 39999 108673 179773
года рублей
В ценах млрд.
1995 года рублей 111950

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ

1995 год, отчет 1996 год, оценка 1997 год, прогноз
Объем прибыли от производства товарной продукции, млрд. руб. 21503 26749 37873
Процент убыточных предприятий 12,2 28,6
Средняя рентабельность 23,8 18,0 21,0
Задолженность по зарплате, млрд. руб. на 01.01.96 627,4 на 23.12.96 2151,7
Кредиторская задолженность (абонентская)
данных отрасль не предоставляет
Дебиторская задолженность, трлн. руб. на 01.01.95 19,5 на 01.01.96 53,9 на 01.01.97 75,0
Доля общей суммы налогов в составе валовой прибыли предприятий (без НДС), % 44

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Показатели Единица измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Минтопэнерго России - предприятия электроэнергетики в факт. ценах
Всего, в действующих ценах каждого года млрд. руб. 6255 16241 23939
В ценах 1995 года (К-95/94 = 2,65 К-96/95 = 1,5) млрд. руб. 16263 16241 15959
В том числе:
за счет бюджетных средств млрд. руб. 680 709 440
собственные средства предприятий млрд. руб. 7320 8336 8362
целевые инвестиционные средства млрд. руб. 8263 7196 7157
Минатом России
Всего, в действующих ценах каждого года млрд. руб. 513,5 697,2 3121,8
В ценах 1995 года (К-95/94 = 2,65 К-96/95 = 1,5) млрд. руб. 1360 697 2081
В том числе:
за счет бюджетных средств млрд. руб. 467,8 117,6 96,1
собственные средства предприятий млрд. руб. 892,2 544,8 1159
целевые инвестиционные средства млрд. руб. 34,8 825,9
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)