в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Состояние отрасли

Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм, около 8 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительных организациях составила на 1 января 1997 года 5,6 млн. человек и уменьшилась против 1995 года на 10 процентов.

Объемы подрядных работ (в фактических ценах соответствующих лет) составили: в 1995 году - 147,5 трлн. рублей, в 1996 году - 194,7 трлн. рублей.

За прошедшие годы в экономике наметилась устойчивая тенденция последовательной децентрализации инвестиционного процесса (удельный вес государственных инвестиций в общем объеме составил в 1993 году - 19,9%, 1996 году - 9,0%).

В связи с изменением структуры строительства и переориентации ее на реконструкцию и техническое перевооружение существующих производственных мощностей произошла структурная перестройка строительного комплекса, что привело к разукрупнению подрядных организаций (свыше 118 тыс. организаций имеет численность работников до 100 человек).

Реализация Государственной целевой программы "Жилище" потребовала переориентации подрядных строительных организаций на решение социальных проблем. Удельный вес непроизводственного строительства в общем объеме подрядных работ в 1996 году составил около 45 процентов. При этом основная часть (более 50%) - жилищное строительство.

Наряду с производственным строительством дальнейшее развитие подрядной деятельности будет направлено на обеспечение выполнения задач, поставленных Федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753.

2. Экономические и социальные проблемы строительства

Основной проблемой отрасли является критическое финансовое состояние строительных организаций.

Хронический недостаток собственных оборотных средств вызывается опережающим ростом цен на строительные материалы и конструкции, электроэнергию и топливо, а также увеличением объемов неплатежей за выполненные работы и услуги.

Инфляционные процессы и высокие ставки по кредитам поставили многие предприятия на грань банкротства.

Такое положение обусловило низкий уровень выполнения государственной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы.

Задолженность предприятиям строительного комплекса за выполненные объемы работ в 1996 году превысила 73,7 трлн. рублей.

Особенность строительного рынка на современном этапе - появление совместных предприятий и иностранных фирм, которые в 1995 году освоили 7,3 трлн. рублей инвестиций, или 2,7 процента.

3. Цели и направления реструктуризации

Ведущая роль строительной отрасли в перестройке промышленной политики и формировании жилищно-социального комплекса России делает ее реформирование чрезвычайно актуальным. Решение этой проблемы позволит обеспечить наиболее рациональное использование части национального дохода, направляемой на воспроизводство основных фондов, а также создать необходимые пропорции в развитии производственного сектора и социальной сферы. В этой связи целью организационно-экономических преобразований отрасли в среднесрочный период станет, в первую очередь, максимальное повышение ее эффективности и конкурентоспособности в рыночных условиях, что реализуется:

* на государственном уровне - на базе необходимого для действенного функционирования отрасли законодательно-правового регулирования;

* на отраслевом уровне - на основе повышения качества, снижения сроков и стоимости строительства, а также организационно-технологического реформирования его материально-технической базы.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

Изменения в хозяйственной деятельности строительных организаций тесно связаны с ситуацией в инвестиционной сфере.

Увеличение инвестиционных ресурсов становится главным рычагом модернизации производственного потенциала строительных организаций, снижения издержек в строительстве и возобновления на этой основе экономического роста подрядных организаций.

В условиях структурной перестройки строительного комплекса особое значение приобретает государственное законодательно-правовое регулирование работы отрасли, создающее необходимые предпосылки для экономического роста, повышения отдачи от инвестиций. Первоочередными законодательными актами, обеспечивающими решение этих задач, будут решения Правительства, направленные на:

* усиление контроля за целевым использованием централизованных капитальных вложений, формированием единой инвестиционной программы;

* проведение взаимосвязанной бюджетной, налоговой и ценовой политики;

* повышение роли целевого использования амортизационных отчислений как важнейшего источника инвестиций;

* расширение масштабов конкурсного размещения централизованных инвестиций на возвратной основе;

* последовательное снижение процентной ставки по банковским кредитам;

* обеспечение гарантированного и непрерывного финансирования, имущественной ответственности всех участников инвестиционной деятельности, введение системы банковских гарантий и страхования рисков;

* обеспечение государственной поддержки индивидуального жилищного строительства и привлечение сбережений населения на инвестиционные цели;

* развитие системы гарантий и правового обеспечения активной деятельности частных инвесторов, в том числе иностранных;

* создание условий для сокращения незавершенного строительства, включая повышенное налогообложение его сверхнормативных объемов, приоритетность реконструкции и технического перевооружения, реализация проектов, предусматривающих при создании новых мощностей по производству продукции или оказанию услуг использование существующих зданий, сооружений и производственных площадей;

* расширение межотраслевой интеграции, создание финансово-промышленных и финансово-строительных групп, лизинговых, холдинговых компаний, акционерных объединений и ассоциаций, дальнейшее развитие малого бизнеса.

На отраслевом уровне повышение эффективности работы отрасли будет осуществлено на основе создания экономических, организационных и научных предпосылок для повышения качества, производительности труда, сокращения сроков строительства, снижения материалоемкости и удельной стоимости строительства.

В сфере научно-технической политики особое внимание будет обращено на повышение эффективного использования научно-технического потенциала и исследований в интересах строительного комплекса, обеспечение ресурсо- и энергосбережения в капитальном строительстве, определяющих принципиально новый социальный и технологический уровень строительства.

Надлежит развить и усовершенствовать государственную систему нормативных документов и стандартов в сфере строительства с целью обеспечения их соответствия новым условиям хозяйствования международным стандартам и нормам, сохранения единства нормативной базы строительства.

Основное содержание реформирования проектного дела будет направлено на перевод от типового к целевому вариантному проектированию на конкурсной основе.

Реформирование организационно-правовых отношений в отрасли акцентируется на лицензировании деятельности строительных фирм, формировании конкурентной среды, развитии подрядных торгов и сертификации строительной продукции с целью резкого повышения качества строительных и монтажных работ и выхода отечественных строительных фирм на конкурентный мировой уровень, на активизацию работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб.

Главными задачами по более широкому развитию практики подрядных торгов и совершенствованию договорных отношений являются:

* оказание практической помощи субъектам Российской Федерации в развитии сети инжиниринговых служб по проведению подрядных торгов;

* организация системы информационного обеспечения подрядных торгов, обобщение и распространение опыта проведения тендеров;

* подготовка и повышение квалификации кадров для работы в рыночных условиях.

В сфере ценообразования намечается создание действенного экономического механизма, обеспечивающего минимизацию стоимости конечной продукции строительства и повышение ее потребительско-эксплуатационных качеств.

В области совершенствования механизации строительства намечается разработать и реализовать федеральную программу развития отрасли строительного и дорожного машиностроения, развивать региональную сеть фирменного обслуживания и сервиса строительной техники, а также определить приоритеты развития строительного машиностроения, имея в виду, что к 2000 году ведущие предприятия этой отрасли должны выпускать технику, отвечающую требованиям международных стандартов и технологий.

Для существенного повышения производительности и качества труда, темпов роста объемов строительно-монтажных работ предусматривается оснащение строительных рабочих эффективным техническим и технологическим инструментом и средствами малой механизации.

В сфере организации производства и управления будет осуществлен последовательный переход от управления отдельными объектами к управлению инвестиционными проектами и программами. Намечается осуществление мер по повышению мобильности и организационно-технического уровня строительного производства, сокращению продолжительности срока строительства объектов, обеспечению конкурентоспособности российских строительных организаций как на отечественном, так и на зарубежном рынке подрядных работ.

5. Динамика реструктуризации

Общий объем строительного производства с учетом определенных целей и прогнозируемых условий намечается довести к 2000 году до 255 трлн. рублей, или увеличить в 1,3 раза по сравнению с 1995 годом.

Объемы подрядных работ в процессе реструктуризации строительного комплекса составят:

(трлн. рублей, в ценах 1995 года)

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
200 210 225 255

Поступательное развитие строительного комплекса в значительной степени определяется динамикой роста инвестиций в социальную сферу, отрасли промышленности, агропромышленный комплекс, связь и транспорт.

6. Институциональные преобразования в строительстве

Существующий потенциал строительного комплекса позволяет решать задачи по выполнению федеральных, отраслевых и региональных программ.

Реализация новых крупных государственных и коммерческих инвестиционных проектов в существующих условиях разукрупнения строительных и монтажных организаций потребует создания в структуре строительного комплекса инжиниринговых фирм, способных организовать работу значительного количества контрагентов и обеспечить освоение крупных объемов инвестиций.

В целях повышения эффективности строительства и снижения его стоимости дальнейшее развитие получит производство комплектов изделий для малоэтажного жилищного строительства, новых высокоэффективных видов теплоизоляционных материалов, мелких блоков из ячеистого бетона, керамического и грунтоцементного кирпича с использованием местных сырьевых ресурсов и других материалов и изделий на предприятиях материально-технический базы строительного комплекса.

Приложение N 2
к Программе Правительства
Российской Федерации
"Структурная перестройка и
экономический рост в
1997 - 2000 годах"

  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)