Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В легкой промышленности России функционирует более 3 тысяч крупных и средних предприятий 17 подотраслей с численностью занятых около 1,3 млн. человек, из них 75% составляют женщины.
Предприятия легкой промышленности наряду с одеждой, обувью, кожгалантереей и трикотажными изделиями выпускает ткани, корд для производства шин и транспортерных лент, сердечники для стальных канатов, фильтровальные и ситовые ткани для пищевой, химической и электротехнической промышленности, изделия для сельского хозяйства, авиационной, космической и военной техники, вещевое имущество для силовых структур.
На протяжении многих десятилетий легкая промышленность была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей страны в условиях закрытой экономики. Для этой отрасли было характерно массовое производство продукции в основном на крупных предприятиях.
В условиях недостаточного развития машиностроения для текстильной и легкой промышленности предприятия оснащены техникой, значительно уступающей современному уровню.
Сложившаяся в Российской Федерации сырьевая база позволяет в настоящее время удовлетворять потребности отрасли в льноволокне, шерсти, волокнах и нитях искусственных, кожевенном и меховом сырье на 90 - 95 процентов. В то же время импортируется весь объем потребляемого хлопка, 50% синтетических волокон и 25% химических нитей.
Производство тканей в предыдущие годы превышало внутриреспубликанскую потребность, образуя резерв для вывоза в государства - участники СНГ и дальнего зарубежья, при этом собственное производство трикотажных, чулочно-носочных изделий и обуви не обеспечивало потребности России. В начале 90-х годов среднегодовой ввоз в страну обуви, чулочно-носочных и трикотажных изделий составлял 25 - 33 процента объема потребления.
Большой спад производства, наличие значительных неиспользуемых мощностей и рабочей силы, сохраняющиеся значительные расходы на содержание объектов социальной сферы привели к росту издержек производства и снижению конкурентоспособности выпускаемых изделий. В результате отечественные товаропроизводители были в значительной мере вытеснены с внутреннего рынка тканей, одежды и обуви. До 80% потребности населения в этих изделиях удовлетворяются в настоящее время за счет импорта.
В 1996 году производство важнейших видов товаров составило 8 - 24 процента по сравнению с 1990 годом.
При этом доля отрасли в общем объеме валового внутреннего продукта страны снизилась с 7,8% в 1990 году до 1,8% в 1996 году. Формирование доходной части бюджета за этот период уменьшилось с 26% до 2 процентов.
2. Экономические и социальные проблемы отраслиОсновными проблемами отрасли являются критическое финансовое состояние предприятий и низкая конкурентоспособность производимых товаров.
Хронический недостаток собственных оборотных средств вызывается опережающим ростом цен на сырьевые ресурсы, электроэнергию и топливо, а также увеличением неплатежей.
Инфляционные процессы и высокие ставки по кредитам поставили многие предприятия на грань банкротства. В 1996 году свыше 55% предприятий являлись убыточными. Оборачиваемость оборотных средств с 60 - 75 дней замедлилась в настоящее время до 180 дней.
Кредиторская задолженность превышает дебиторскую более чем на 5 трлн. рублей. При этом просроченная кредиторская задолженность равна квартальному объему стоимости выпускаемой продукции. Задолженность по заработной плате по состоянию на 24 марта 1997 года составляла почти двухмесячные начисления (652 млрд. рублей).
Поскольку темпы сокращения физического объема основных фондов в 2 - 3 раза ниже темпов падения выпуска изделий, в настоящее время сложился крайне низкий уровень использования производственных мощностей - от 16% в производстве шерстяных тканей до 36% в производстве чулочно-носочных изделий, а в целом по текстильной и легкой промышленности этот показатель составил в 1995 году 24 процента. Неиспользованные основные фонды тяжелым бременем ложатся на издержки производства.
Потеряв за 1990 - 1995 годы свыше 40% промышленно-производственного персонала, предприятия содержат, как минимум, втрое большую численность, чем это необходимо для обеспечения сложившегося на сегодняшний день объема производства продукции. Это вызвано, с одной стороны, стремлением руководителей предприятий сохранить костяк квалифицированной рабочей силы в расчете на изменение ситуации с производством и сбытом продукции, а с другой, - сложностями трудоустройства (особенно женщин) в местах проживания.
В связи с тем, что многие предприятия легкой промышленности расположены в малых городах и поселках, особенно острой является проблема обеспечения занятости трудоспособного населения.
Важнейшим фактором, сдерживающим развитие предприятий легкой промышленности, являются расходы по содержанию социальных объектов, составляющие свыше 30% получаемой прибыли.
Из-за неразвитости маркетинговых служб и дилерской сети, слабого знания запросов потребителей, практически полного отсутствия рекламы многие предприятия оказались не способными продвигать к покупателю даже те изделия, которые по своим потребительским качествам могли бы составить конкуренцию импортным товарам.
Следует отметить, что в настоящее время адаптировалась к рыночным условиям в большей или меньшей степени примерно треть руководителей предприятий легкой промышленности.
В то же время на большинстве предприятий директора и высшее руководство сумели в ходе приватизации сконцентрировать в своих руках контрольные пакеты акций и не желают ими делиться даже ради привлечения сторонних инвесторов.
Следствием обострения проблем легкой промышленности является резкое сокращение потребления продукции смежных отраслей (агропромышленного комплекса, химической промышленности, машиностроения и других) в 3 раза, кожевенного сырья, химических волокон и нитей - в 2 раза, прядильных машин - в 7,5 раза, ткацких станков - в 14,7 раза, трикотажных и швейных машин - в 3 раза.
Мобилизационная потребность России в изделиях текстильной и легкой промышленности может быть удовлетворена в настоящее время за счет отечественного производства лишь на 17 - 36 процентов.
3. Цели и направления реструктуризацииПрограмма реструктуризации легкой промышленности ориентирована на достижение к 2000 году следующих целей:
* в интересах экономической безопасности страны обеспечить выпуск отечественных изделий в объемах, позволяющих удовлетворять минимальные потребности населения, народного хозяйства и обороны независимо от складывающихся обстоятельств, уйти от критической зависимости экономики от импорта одежды и обуви;
* укрепить положение отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и довести долю потребления отечественных товаров до 55 - 60 процентов;
* обеспечить сохранение и развитие уникальных производств России - павлово-посадских шалей, продукции вологодских кружевниц, строчевышитых изделий народных промыслов "Рязанские узоры", "Крестецкая строчка", "Торжокские золотошвеи" и целого ряда других;
* не допустить обвального сокращения рабочих мест, прежде всего в градообразующих предприятиях, и в регионах сосредоточения предприятий легкой промышленности - Ивановской, Владимирской, Московской и других областях.
Успешная реализация указанных целей связана с улучшением общеэкономических условий.
В первую очередь - это совершенствование налоговой системы и снижение налогового бремени; обеспечение доступности для товаропроизводителей кредитных ресурсов; решение проблемы неплатежей, реструктурирования долга.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризацииОсновным направлением структурной перестройки легкой промышленности до 2000 года станет опережающее развитие выпуска продукции готовых изделий - швейных, трикотажных, чулочно-носочных, меховых, обуви и других. На первом этапе наиболее реально увеличение выпуска товаров для детей, пожилых людей, спецодежды, форменной одежды для силовых структур.
Другим важным направлением станет расширение использования льняного потенциала страны, развитие процессов переработки льна в конкурентоспособную продукцию, применение принципиально новой технологии котонизации льна, позволяющей обеспечить замену импортного хлопка при производстве хлопчатобумажных изделий.
Изменения ассортимента в льняной промышленности должны быть направлены также на увеличение выпуска льняных и льносодержащих тканей для населения за счет уменьшения доли тканей производственно-технического назначения. Расширение производства и переработки льна будет обеспечиваться усилиями регионов на основе реализации Федеральной целевой программы "Развитие льняного комплекса России на 1996 - 2000 годы" и соответствующих региональных программ.
В связи с полной зависимостью от импорта сырья будет осуществлено реструктурирование хлопчатобумажной промышленности. Не менее половины мощностей по производству хлопчатобумажных тканей предполагается перепрофилировать на выпуск трикотажных и швейных изделий, а также пользующейся спросом продукции других отраслей.
Возрастет потребление химического сырья в текстильной промышленности.
При переработке отечественной шерсти приоритетное развитие получит производство трикотажных и ковровых изделий. Повышение качества шерстяной продукции будет обеспечиваться сотрудничеством организаций текстильной промышленности и агропромышленного комплекса на взаимовыгодной основе.
Важным направлением структурной перестройки легкой промышленности станет также углубление переработки кожевенного и мехового сырья. В настоящее время на отечественных кожевенных и меховых предприятиях перерабатывается лишь третья часть произведенного кожевенно-мехового сырья, что ведет к снижению занятости и потерям валютных средств.
Обувная промышленность в среднесрочном периоде будет не в состоянии потреблять весь объем отечественного кожевенного сырья. В связи с этим намечается развивать новое для нашей страны направление - производство одежды из натуральной кожи, значительно расширить выпуск кожгалантерейных товаров, использовать натуральные кожи в мебельной и автомобильной промышленности, а также экспортировать готовую кожу.
В целях вытеснения зарубежных конкурентов с внутреннего рынка во всех подотраслях легкой промышленности будет осуществлен комплекс мер по повышению качества и конкурентоспособности продукции.
В условиях крайне ограниченных финансовых возможностей предприятий и государства стратегия обновления основных фондов на ближайшую перспективу будет ориентирована на закупку высокоэффективного оборудования отдельными агрегатами для формирования производственных линий, цепочек и комплексов с учетом имеющегося оборудования, разработку и внедрение мер, стимулирующих вывод, обмен и продажу неиспользуемого оборудования, а также избыточных мощностей, развитие лизинговой деятельности.
5. Динамика реструктуризации легкой промышленностиС учетом указанных целей и складывающихся условий общий объем производства товаров легкой промышленности намечается увеличить к 2000 году по сравнению с 1995 годом в 1,5 раза. При этом выпуск хлопчатобумажных тканей возрастет по сравнению с 1995 годом на 60%, трикотажных изделий - на 15%, обуви - на 45 процентов.
Доля товаров легкой промышленности в общем объеме производства потребительских товаров возрастет в 2000 году по сравнению с 1995 годом почти в 2 раза - с 6,5% до 10 процентов. В значительной мере будет обеспечен возврат утерянных позиций российских товаропроизводителей на внутреннем рынке, доля отечественных трикотажных изделий и обуви в общем объеме потребления возрастет с 12 - 13% до 50 процентов.
До 2000 года по технологии котонизации намечается переработать около 200 тыс. тонн короткого льноволокна. С учетом этого объем выпуска льносодержащих тканей будет доведен до 550 млн. кв. метров и возрастет к 1995 году более чем в 6 раз. Максимальный объем переработки хлопка в перспективе может составить 350 - 400 тыс. тонн вместо 1,3 млн. тонн в 1990 году, что позволит в значительной степени уменьшить импортную зависимость отрасли от поставщиков хлопкового сырья.
Для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции и развития приоритетных направлений ежегодный объем инвестиций в отрасли за счет привлечения различных источников финансирования должен быть доведен к 2000 году (в сопоставимых ценах) до 3,6 трлн. рублей против 140 млрд. рублей в 1996 году.
6. Институциональные изменения в легкой промышленностиДля преодоления сложившейся экономической разобщенности предприятий в производстве и реализации продукции, повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства будет активизирована работа по объединению предприятий с использованием различных организационных форм - ФПГ, корпораций, ассоциаций, консорциумов и т.д., способных взять на себя решение проблем научно-технического прогресса, изучения и формирования рынков сбыта товаров, эффективного управления ценами, финансами и инвестициями, развития малого бизнеса.
Одновременно ускорится формирование малых и средних предприятий как за счет реструктуризации существующих предприятий, так и за счет создания новых.
Малые и средние предприятия отрасли будут ориентироваться на интенсивное использование имеющегося оборудования в процессе создания небольших партий товаров. Одновременно решается задача трудоустройства населения, смягчается социальная напряженность.
Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые и средние предприятия закрывают рыночные ниши, не требующие массового производства. Они активно участвуют в организации маркетинговых экспериментов, получая поддержку крупных партнеров, заинтересованных в результатах их рыночной деятельности.
Получит развитие маркетинговая стратегия при формировании и укреплении соответствующих служб на предприятиях и в регионах.
Намечается интегрировать в единую систему, обеспечивающую эффективное наполнение рынка товарами и устойчивую связь торговли и отечественных товаропроизводителей, различные организационные формы оптовой торговли.
На основе опыта информационного обслуживания будет формироваться единая информационная система в масштабе Российской Федерации.
Дальнейшие институциональные преобразования будут направлены на создание условий для привлечения сторонних инвесторов.
Этому будут способствовать:
* активизация инвестиционной деятельности предприятий за счет совершенствования системы расчетов между предприятиями и организациями;
* создание налогового режима, стимулирующего инвестиционную деятельность, повышение роли амортизации как источника инвестиций;
* предоставление государством гарантий на конкурсной основе на возврат части заемных средств коммерческих банков;
* привлечение сторонних отечественных и зарубежных инвесторов для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств;
* развитие системы паевых инвестиционных фондов и привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
Таблица 1
ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ОЖИДАЕМАЯ ДОЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА, КОТОРАЯ БУДЕТ ЗАНЯТА ПРОДУКЦИЕЙ ОТРАСЛИ
ОЖИДАЕМЫЙ ОБЪЕМ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ
(млн. долларов США)
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)