Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В угольной промышленности в начале 1996 года действовали 243 шахты и 85 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения, закрытая сеть предприятий торговли и общественного питания, более 300 подсобных сельских хозяйств, в том числе 53 на самостоятельном балансе. По состоянию на конец III квартала 1996 г. в организациях отрасли было занято 664,9 тыс. человек, в том числе промышленно-производственный персонал на шахтах и разрезах - 342 тыс. человек, из них рабочих по добыче - 293,6 тыс. человек, подземных рабочих - 183 тыс. человек.
В настоящее время в отрасли действуют на базе указанных предприятий 30 акционерных компаний и более 500 акционерных обществ.
Большинство акционированных угольных предприятий входит в систему компании "Росуголь", которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1992 г. N 1702 осуществляет коммерческое управление закрепленными в федеральной собственности контрольными пакетами акций этих предприятий. Другие предприятия входят в систему АООТ "Ростоппром" или в АООТ "Облкемеровуголь". Существует также небольшое число угольных предприятий, не входящих в указанные выше системы.
Основные показатели, характеризующие состояние угольной промышленности в 1994 - 1996 годах, представлены в таблице.
2. Экономические и социальные проблемы угольной промышленностиПроизводственные мощности по добыче угля в начале 1996 года составили 358 млн. тонн, в том числе 149 млн. тонн на шахтах и 209 млн. тонн на разрезах. При этом шахтный и карьерный фонды изношены, используемое оборудование не соответствует мировому уровню. Значительная часть мощностей по добыче угля и непрофильные производства работают неэффективно. Дотирование угольной отрасли в сочетании с недостаточно четкой нормативной базой, определяющей механизм целевого распределения и использования соответствующих бюджетных средств, искажает объективные условия конкуренции между угледобывающими предприятиями, замедляет процесс становления рыночных отношений, сохраняет стремление угольных компаний добиваться выделения дотаций в ущерб снижению издержек производства и работе с потребителями, в известной мере способствуя консервации затратной экономики в отрасли.
Проблемы предприятий угольной промышленности тесно связаны с социально-экономическими проблемами угледобывающих регионов и характеризуются крайне запущенным состоянием социальной сферы многих шахтерских городов и поселков, необходимостью обеспечения занятости и социальной поддержки высвобождаемых работников, существенной зависимостью социально-экономической ситуации в угледобывающих регионах от состояния дел на угольных предприятиях, негативным экологическим воздействием угольного производства на условия жизни населения.
3. Цели и направления реструктуризацииРеструктуризация угольной промышленности России заключается в осуществлении мероприятий, направленных на преобразование производственной и организационной структур угольной отрасли в целях повышения ее эффективности и решение сопряженных социально-экономических проблем угледобывающих регионов.
Основными целями реструктуризации угольной промышленности являются:
* формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих самофинансирование на перспективу;
* обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся;
* последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли;
* социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах. Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников процесса реструктуризации.
Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности являются:
* создание прибыльного угольного производства на базе перспективных и стабильно работающих предприятий;
* ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий;
* выделение непрофильных видов деятельности, непосредственно не входящих в технологический комплекс основного производства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры;
* развитие научно-технического потенциала;
* углубление процесса преобразования форм собственности;
* трансформация системы управления угольной промышленностью;
* социальная защита высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией;
* охрана труда;
* повышение квалификации и переобучение работников;
* совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков.
Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано с мерами по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки угольной промышленности.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризацииФормирование рентабельных угольных компаний будет осуществляться путем консолидации закрепленных в федеральной собственности акций эффективных предприятий основного и вспомогательного производства и выделения из состава акционерных угольных компаний неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов с последующей их ликвидацией. Предполагается завершить передачу объектов социальной сферы от угольных компаний органам местного самоуправления, а также ускорить создание условий и механизмов, позволяющих освободить угольные компании от несвойственных субъектам рынка социальных обязательств.
5. Динамика реструктуризации угольной промышленностиРеструктуризация угольной промышленности позволит кардинально повысить эффективность производственного потенциала отрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и неэффективных шахт и разрезов, строительства и ввода в действие высокоприбыльных угольных предприятий, прироста мощностей перспективных предприятий.
Предусматривается поэтапная ликвидация особо убыточных угледобывающих предприятий: в 1996 году прекращена добыча в 22 шахтах, в 1997 году предлагается к закрытию 40 и в 1998 - 2000 годах - 79 предприятий.
Техническое перевооружение и реконструкция перспективных предприятий позволят повысить их долю в общем объеме добычи угля с 49% в 1995 году до 68 - 70% в 2000 году. При этом технико-экономические показатели их работы будут приближаться к мировому уровню для аналогичных условий. Удельный вес добычи угля на убыточных предприятиях снизится с 41 до 30 - 32%, а на особо убыточных и неперспективных - с 9,5 до 1 - 2%. Доля добычи угля открытым способом увеличится с 55 до 65%.
Предполагается, что в процессе ликвидации убыточных шахт и модернизации действующих общее число занятых на добыче угля сократится к 2000 году на 110 тыс. человек, или на 20% в сравнении с уровнем 1994 года.
За счет вывода из состава отрасли непрофильных предприятий общая численность сократится еще на 175 тыс. человек. Общая численность занятого в отрасли персонала уменьшится к 2000 году ориентировочно на 285 тыс. человек.
Объем добычи угля в 2000 году составит по прогнозу 275 - 280 млн. тонн.
6. Институциональные изменения в угольной промышленностиИнституциональные изменения в угольной отрасли предусматривают комплекс мер, направленных на обеспечение согласованного управления двумя основными видами государственных ресурсов: закрепленными в федеральной собственности пакетами акций угольных компаний и средствами государственной поддержки угольной отрасли.
Управление этими ресурсами по отношению к разным группам предприятий будет принципиально различным.
Первая группа предприятий - это рентабельные угольные компании. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы угольных компаний будут продаваться после соответствующей подготовки. Средства государственной поддержки будут предоставляться рентабельным компаниям в основном на конкурсной и возвратной основе для софинансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов и при условии привлечения в эти проекты негосударственных средств.
Вторая группа предприятий - это нерентабельные угольные компании, которые при определенных условиях в течение ближайших двух - трех лет могут стать рентабельными. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы потенциально рентабельных угольных компаний могут быть переданы на этот период в доверительное управление различным доверительным управляющим. Средства государственной поддержки предприятиям второй группы будут выделяться на льготных условиях только в течение переходного периода исключительно на финансирование конкретных проектов реструктуризации ( финансового оздоровления) компаний.
Третья группа - это убыточные угольные предприятия, не имеющие реальной перспективы стать рентабельными и подлежащие ликвидации. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы ликвидируемых предприятий могут передаваться в доверительное управление. Средства государственной поддержки ликвидируемым предприятиям будут направляться на компенсацию убытков текущей деятельности до начала ликвидации и финансирование по смете мероприятий по ликвидации. Бюджетные средства будут выделяться по договорам на условиях жесткого контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и их целевым использованием.
Для более эффективного осуществления проектов ликвидации шахт возможна передача на конкурсной основе пакетов акций этих шахт, закрепленных в федеральной собственности, вместе с бюджетными средствами, предусмотренными проектами их ликвидации, доверительным управляющим.
Магистральное направление реформы угольной промышленности - это создание эффективной бездотационной отрасли, способной к самостоятельному привлечению инвестиций в длительной перспективе. Важным звеном этого направления является деятельность менеджеров и управленческих команд, доказавших способность к эффективной работе, целенаправленное создание и воспитание эффективного собственника.
Должна быть также продолжена реформа механизма бюджетного финансирования угольной отрасли. С целью повышения эффективности и усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств будут совершенствоваться договорные отношения между государством и получателями. В договоры и отчетность будут вводиться показатели, характеризующие результаты использования полученных бюджетных средств.
СОСТОЯНИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (ДАННЫЕ ЗА 1994 - 1996 ГОДЫ)
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)