Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
В отрасль входят 145 предприятий, добывающих и непосредственно производящих металлопродукцию, а также 800 предприятий, производящих золотую, алмазную и ювелирную продукцию.
Сложности текущего периода для предприятий цветной металлургии выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала).
Увеличение массы прибыли достигается за счет повышения цен. А при низком платежеспособном спросе потребителей металлопродукции это приводит к спаду производства и другим неблагоприятным факторам.
Существенную роль в сохранении потенциала отрасли и рабочих мест также сыграла переработка импортного и отечественного сырья по схеме внутреннего и внешнего толлинга. Однако рассматривать толлинг с использованием импортного сырья как долговременный фактор поддержания и развития российской металлургии было бы ошибочным.
Объем экспорта продукции цветной металлургии (без золота, алмазов, платиноидов и редкоземельных металлов) составил:
* в 1994 году - 5,4 млрд. долларов США;
* в 1995 году - 7,5 млрд. долларов США;
* в 1996 году - 7,8 млрд. долларов США.
ДАННЫЕ ОБ ОСВОЕНИИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ЗА 1994 - 1996 ГОДЫ
(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
<*> Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985.
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРЕССИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
(процентов)
УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ
(процентов)
В общем объеме выполненных капитальных вложений доля стоимости отечественного оборудования по экспертной оценке, сделанной на основании складских остатков, составляет 65 - 70 процентов.
Средний проектный срок окупаемости инвестиций составляет:
* по горнорудным предприятиям - 9 лет;
* по предприятиям цветной металлургии - 5 лет.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
(в действующих ценах)
<*> По состоянию на 1 января 1997 года.
СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
(процентов)
Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год |
Алюминий | 49 - 50 | 50 - 51 | 52 - 53 |
Титан | 72 - 73 | 76 - 77 | 79 - 80 |
Магний | 71 - 72 | 76 - 77 | 83 - 84 |
ДОЛЯ ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
(процентов)
Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год |
Алюминий | 98,5 | 94,9 | 97,1 |
Титан губчатый | 100 | 100 | 100 |
Магний | 100 | 100 | 100 |
Медь | 90,7 | 94 | 87,9 |
Никель | 100 | 100 | 100 |
Цинк | 72 | 77 | 81 |
Свинец | 24 | 29 | 27 |
ДОЛЯ ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ, ПОСТАВЛЯЕМАЯ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
(процентов)
Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год |
Алюминий | 80,5 | 80,5 | 88 |
Титан губчатый | 50,5 | 53,1 | 60,6 |
Магний | 62,9 | 64,9 | 56,6 |
Медь | 66 | 70,2 | 72 |
Никель | 78,3 | 79,9 | 79 |
Цинк | 67 | 62 | 58 |
Свинец | 38 | 36 | 44 |
Предприятия цветной металлургии в настоящее время находятся в сложном финансовом положении, что в значительной степени определяется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на железнодорожные перевозки, а также недостатком оборотных средств, усугубляющимся взаимными неплатежами предприятий за отгруженную продукцию.
Получаемой прибыли явно недостаточно для финансирования инвестиционных программ, необходимых для поддержания и повышения технического и технологического уровня производства и продукции, а также для содержания социальной сферы, так как значительное количество металлургических предприятий являются градообразующими.
В целях сохранения положительных тенденций стабилизации производства необходимо продолжить совершенствование налогово-бюджетной политики, цен и тарифов, подробнее об этом сказано в подразделе 4.3, раздела 4 настоящей Программы.
3. Цели и направления реструктуризацииОсновной задачей реструктуризации цветной металлургии является снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивающей ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В связи с этим крайне необходимо в ближайшее время пересмотреть федеральную программу технического перевооружения и развития металлургии России. Приоритетными вопросами этой программы в процессе ее переработки должны быть:
* определение оптимального уровня мощностей предприятий, необходимых для обеспечения потребности внутреннего рынка и экспорта металлопродукции с выводом излишних и устаревших мощностей;
* специализация предприятий цветной металлургии с учетом потребностей регионов в металлопродукции, максимального снижения транспортных расходов как по перевозке сырья, так и готовой продукции, исходя из углубленного изучения современных потребностей как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
* поддержание рудно-сырьевого потенциала отрасли, обеспечивающего максимальную экономическую независимость развития металлургии от внешних поставщиков;
* реконструкция предприятий, направленная на снижение издержек производства и повышение ее качественных характеристик;
* диверсификация предприятий в направлении сохранения рабочих мест с организацией производства высококачественных товаров народного потребления (телевизоры, мебель, посуда и столовые приборы и т.д.), строительных материалов из вскрышных пород и отходов производства (кирпич, щебень, мел, цемент и т.д.).
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризацииВ цветной металлургии крайне остро стоит вопрос привлечения инвестиций.
Для обеспечения инвестиционных проектов будет продолжена работа по следующим направлениям:
* передача объектов соцкультбыта от предприятий в ведение местных органов власти, что позволит направить на инвестиции освободившиеся средства предприятий;
* создание финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации;
* подготовка предложений о запрещении использования амортизационных отчислений на другие нужды, кроме капитального строительства;
* привлечение иностранных и отечественных инвесторов под гарантии предприятий, регионов, а также Правительства Российской Федерации;
* осуществление реструктуризации товарной продукции предприятий цветной металлургии, перерабатывающих первичные металлы (алюминий, медь, титан, никель, магний и др.), направленной на обеспечение внутренних потребностей страны и конкурентоспособности продукции повышенной товарной готовности на внешнем рынке.
Технологическое обновление предприятий цветной металлургии в первую очередь должно быть направлено на расширение внедрения ресурсосберегающих технологий, снижение издержек производства и улучшение качества продукции.
Основными задачами в области технологического обновления являются:
* использование автогенных процессов выплавки меди, свинца и никеля;
* внедрение совмещенных процессов выплавки и прокатки сплавов цветных металлов;
* установка агрегатов по прямому восстановлению меди и медных сплавов;
* реконструкция алюминиевых заводов по электролизу на обожженных электродах.
Для удержания внутреннего рынка металлопродукции и экспортных поставок необходимо расширить практику заключения межотраслевых соглашений на взаимовыгодных условиях, в том числе:
* внедрить методические принципы расчета экономически обоснованных тарифов для предприятий алюминиевой промышленности и других категорий потребителей с целью перехода на заключение долгосрочных договоров между энергоемкими предприятиями цветной металлургии (алюминиевая, титано-магниевая, медно-никелевая подотрасли) и производителями электроэнергии (ГЭС, ТЭЦ, АЭС);
* внедрить операции по переработке давальческого сырья (импортного и отечественного происхождения) на средне- и долговременной основе между поставщиками сырья и российскими предприятиями-переработчиками.
Будет продолжена работа по сертификации продукции цветной металлургии в соответствии с международными стандартами.
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРЕССИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
(процентов)
УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ
(процентов)
5. Динамика реструктуризацииЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ (В СРЕДНЕГОДОВОМ ИСЧИСЛЕНИИ)
(тыс. чел.)
ДАННЫЕ О НАМЕЧАЕМЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ЗА 1997 - 2000 ГОДЫ
(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
<*> Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985.
По экспертным оценкам средний проектный срок окупаемости инвестиций за счет поэтапного ввода мощностей, передачи объектов социальной сферы местным органам власти и исключения затрат на их строительство и содержание инфраструктуры в 1997 - 2000 годах составит:
* по горнорудным предприятиям - 6 - 8 лет;
* по предприятиям цветной металлургии - 4 - 5 лет.
Объем экспорта продукции цветной металлургии (без золота, алмазов, платиноидов и редкоземельных металлов) прогнозируется в размере:
* 5,85 млрд. долларов США - в 1997 году;
* 5,5 млрд. долларов США - в 1998 году;
* 5,2 млрд. долларов США - в 1999 году;
* 4,9 млрд. долларов США - в 2000 году.
В 1997 году ожидается рост экспорта алюминия, меди, никеля на 1 - 3 процента.
Объемы продукции предприятий цветной металлургии в процессе реструктуризации составят:
(трлн. рублей, в ценах 1995 г.)
ОЖИДАЕМАЯ ДОЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА, ЗАНЯТАЯ ПРОДУКЦИЕЙ ОТРАСЛИ
(процентов)
В области приоритетных форм хозяйственных структур отрасли следует отметить, что в 1995 году в цветной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.
По всем остальным предприятиям утвержденные Госкомимуществом России и его территориальными органами планы приватизации предусматривают реализацию на аукционах и конкурсах всего пакета акций. На сегодня на чековых и денежных аукционах реализованы от 29 до 40 процентов акций. Остались в распоряжении Российского Фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные для продажи на инвестиционных конкурсах.
Следует отметить, что при исключении изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры, а также сохранении существующих тенденций развития экономики страны в цветной металлургии:
* произойдут структурные изменения, направленные на вывод из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также вывод неэффективных производственных мощностей;
* будут созданы и получат развитие финансово-промышленные группы, деятельность которых будет направлена на обеспечение потребности металлургии в инвестициях, а также объединяющие предприятия, связанные технологическими процессами и заинтересованные в развитии определенных видов металлопродукции; возрастет удельный вес экономически эффективных технологических процессов;
* будут продолжать пользоваться спросом на внешнем рынке такие виды продукции цветной металлургии, как алюминий, никель, медная и алюминиевая фольга, медь, металлы редкоземельной и платиновой групп;
* удельный вес металлургической продукции, получаемой с применением современных технологических процессов, к 2000 году должен составить около 60 процентов.
- Главная
- "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)