в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
"ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

1. Состояние отрасли

Газовая отрасль является наиболее устойчивой в российской экономике. В настоящее время газ прочно занял лидирующее место в производстве топливно-энергетических ресурсов, и его доля составляет около 50%.

Российское акционерное общество "Газпром" объединяет в целостную технологическую и организационную структуру 42 дочерних предприятия, расположенных в различных регионах России и составляющих Единую систему газоснабжения. Эти предприятия обеспечивают полный производственный цикл от бурения скважин до поставки газа потребителям.

В состав отрасли входят предприятия по добыче, переработке и транспортировке газа.

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Показатели Единица измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Государственные предприятия, состоящие на самостоятельном балансе единиц 10 9

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Численность ППП тыс. человек 38 42,1

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Газ природный млрд. куб. м 607,3 595,4 600

ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Газ природный млрд. куб. м 408,4 393,8 401,5

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, отчет
В действующих ценах каждого года млрд. руб. 14560 24279
В ценах 1995 года млрд. руб. 14560 14670

ПРИБЫЛЬ

(млрд. рублей)

1995 год, отчет 1996 год, оценка
2372 1469,23

КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

(млрд. рублей)

Показатели На 01.01.95 На 01.01.96
Дебиторская задолженность 4283 14663
Кредиторская задолженность 4500 12948

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ ГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА МИНТОПЭНЕРГО РОССИИ

(млрд. рублей)

Показатели 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
В действующих ценах 6330 19148 27484
В ценах 1995 года 19623 19148 19808,3

СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН

(долларов США за 1000 куб. метров)

Показатели 1994 год, декабрь 1995 год, декабрь 1996 год, октябрь
Мировая цена 70,6 80,4 80
Цена промышленности 21,6 55,6 53,2
Соотношение в % 30,6 69,2 66,6

Природный газ является одной из важнейших составляющих российского экспорта, более 30% общего объема его добычи поставляется на внешний рынок. Экспорт российского газа, транспортируемого по газопроводам в страны Западной Европы и Турцию, увеличился в 1995 году по сравнению с 1994 годом на 10,9% и в 1996 году продолжал расти.

2. Экономические проблемы отрасли

Главной проблемой газовой промышленности являются неплатежи потребителей газа на внутреннем рынке и стран СНГ.

Продолжаются крупные невосполнимые потери в экономике страны, вызванные низкой степенью использования ресурсов попутного нефтяного газа. Это связано с низкой экономической эффективностью сбора, переработки попутного газа и транспортировки продуктов его переработки, а также с отсутствием тарифов на транспортировку газа, добываемого независимыми производителями, и права свободного доступа их к магистральным газопроводам РАО "Газпром".

3. Цели и направления реструктуризации

Целью реструктуризации отрасли является формирование условий для экономически эффективного и надежного газоснабжения потребителей России, включающих:

* усиление государственного регулирования в сфере естественных монополий в секторах газовой промышленности;

* стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее постепенное ослабление государственного регулирования;

* развитие контрактных отношений между поставщиками и потребителями газа.

Реформирование будет направлено в первую очередь на формирование в регулируемых секторах газовой промышленности системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:

* обеспечение самофинансирования РАО "Газпром", то есть возмещение обоснованных затрат, включая покрытие текущих издержек, образование необходимых фондов развития и нормативного уровня прибыли;

* справедливое распределение валового дохода между предприятиями, осуществляющими добычу и транспортировку газа;

* стимулирование надежного газоснабжения посредством установления цен, способствующих безопасному функционированию и обеспечивающих возмещение связанных с этим издержек;

* соответствие цен спросу и предложению, недопущение больших дефицитов или избытков газа на рынке.

Механизм ценообразования будет основываться на налоговой и инвестиционной политике с учетом достойной величины дивидендов акционеров РАО "Газпром". В ценах на газ найдут отражение условия конкуренции различных видов топлива, стимулирование интенсивного энергосбережения.

Предусматривается выработка механизма, по которому осуществляется регулирование цен на газ. Цена реализации газа конечным потребителям будет определяться на базе финансовой отчетности и расчета обоснованных издержек предприятий РАО "Газпром" и включать затраты на его добычу и транспортировку. Для решения этих задач органам государственного регулирования необходимо будет разработать методическое обеспечение своей работы.

Усилятся меры по контролю со стороны органов государственного регулирования за уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.

В рамках РАО "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным его структурным подразделениям и видам их деятельности путем образования центров затрат и прибыли или создания самостоятельных компаний и обеспечения "прозрачности" формирования затрат по всей "газовой цепочке". Это облегчит коммерциализацию потенциально конкурентных видов деятельности РАО "Газпром" и позволит ввести более эффективный режим государственного регулирования видов деятельности в сфере естественных монополий.

Меры, направленные на стимулирование конкуренции в газовой промышленности и использование эффективных газосберегающих технологий, должны заключаться в следующем. Независимые российские производители газа на территории Российской Федерации будут иметь одинаковые с РАО "Газпром" права доступа к газотранспортной системе. Предусматривается внесение необходимых изменений в законодательство и процедуры регулирования с целью обеспечения права доступа независимым производителям газа к газопроводной системе, новым промышленным запасам и месторождениям газа. Тарифы на обслуживание этих производителей газотранспортными подразделениями РАО "Газпром" должны утверждаться органами государственного регулирования.

Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа будет осуществляться на основе прямых контрактов с потребителями газа без государственного регулирования цен продажи газа конечным потребителям.

Цена продажи газа, сэкономленного в результате использования газосберегающих технологий, должна стимулироваться регулирующими государственными органами.

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

Предусматривается, начиная с 1997 года, переход к дифференцированным ценам на газ в зависимости от стоимости транспортировки газа от места добычи до потребителей и тарифов на транспортировку газа для поставщиков газа, не входящих в структурные подразделения РАО "Газпром".

В целях развития конкурентной среды необходимо осуществить переход к применению тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, не входящих в структурные подразделения РАО "Газпром".

В 1997 году намечается подготовить предложения:

* по созданию благоприятных экономических условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;

* по проведению конкурсов на предоставление права разработки газовых месторождений, расположенных вблизи действующей системы магистральных газопроводов, на участках, имеющих дефицит ресурсов газа и свободные мощности по транспортировке газа;

* по повышению степени автономности структурных подразделений РАО "Газпром" по добыче и транспортировке газа;

* по созданию торговых компаний в целях развития рынка газа и обеспечения торговых сделок на контрактной основе.

В 1997 - 1998 годах предусматривается:

* отменить практику перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа, доведя цены на газ, предназначенный для реализации населению, до уровня цен в промышленности за вычетом акциза;

* передать право государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям региональным энергетическим комиссиям под контролем федеральных органов регулирования;

* внести РАО "Газпром" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, в соответствии с Федеральным законом "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

* подготовить нормативные документы, устанавливающие порядок и правила регулирования тарифов на транспортировку газа;

* ввести регулируемые тарифы на транспортировку газа по магистральным сетям и на услуги распределительных сетей;

* осуществить со второго полугодия 1997 года переход к исчислению акциза на природный газ по ставке в рублях за 1000 куб. метров с включением его в цену добычи;

* разработать положение об условиях обеспечения доступа поставщиков газа к газотранспортной системе РАО "Газпром";

* внести предложения по изменению Федерального закона "О естественных монополиях", уточняющие полномочия органов регулирования, в том числе при регулировании инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, и правил поставки газа потребителям Российской Федерации, устанавливающих порядок заключения контрактов между поставщиками и потребителями газа.

Учитывая, что природный газ является основой российского экспорта и одним из важнейших источников валютных поступлений, стремление РАО "Газпром" к расширению интеграции отрасли в систему мировых хозяйственных связей, подписание долгосрочных контрактов на взаимовыгодных условиях с европейскими странами позволят в значительной степени защитить позиции России на рынках сбыта в европейских странах.

Создание торговых домов, акционерных обществ, совместных предприятий в ряде европейских стран будет способствовать расширению объемов поставки российского природного газа непосредственно конечным потребителям в странах-импортерах.

Проводимая политика ограничит доступ западных конкурентов к ресурсам газа на востоке страны.

5. Динамика реструктуризации

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕНАХ 1995 ГОДА

(млрд. рублей)

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
14936 15300 15786 16514

ОБЪЕМ ДОБЫЧИ ГАЗА

(млрд. куб. метров)

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
615 630 650 680

ПОСТАВКА ГАЗА НА ЭКСПОРТ

(млрд. куб. метров)

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
202 207 218 228
  • Главная
  • "ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2 К ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 N 360)