Последнее обновление: 12.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 (ред. от 25.12.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"
50.3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
В соответствии с требованиями специальности врач по санитарному просвещению должен знать и уметь:
1. Общие знания:- документы партии и правительства по вопросам идеологии; основы коммунистического воспитания масс;
- знание основных направлений пропагандистской работы партии;
- основы законодательства страны по здравоохранению; директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения (постановления, решения, приказы, инструкции, положения и др.) по вопросам охраны здоровья, гигиенического обучения и воспитания населения и формирования ЗОЖ;
- организацию санитарно-просветительной работы в деятельности учреждений и служб здравоохранения;
- организацию санитарно-просветительной работы в деятельности немедицинских ведомств, учреждений и общественных организаний;
- нормативы (табели) оснащения и оборудования ЛПУ, СЭС и ДСП (КСП) аппаратурой, приборами, наглядными пособиями и др., необходимыми для проведения пропаганды медико-гигиенических знаний;
- учетно-отчетную документацию лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и умение оценить показатели этой деятельности;
- психологические и педагогические методы воздействия на личность и коллектив;
- основы лекторского мастерства;
- методику применения технических средств пропаганды и машинных средств обучения населения;
- основы выставочного дела;
- методику использования средств массовой информации в санитарном просвещении;
- систему научной медицинской информации;
- методику поиска, сбора и использования информации в санитарном просвещении;
- основы библиографии.
2. Общие умения:- составить рецензию на различные объекты рецензирования (устное выступление, текст (конспект) лекции или беседы, методический популярный материал и др.);
- владеть техникой составления библиографии;
- составить библиографический перечень (указатель) литературы по актуальным проблемам здравоохранения (пропаганде ЗОЖ, гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения);
- анализировать показатели, характеризующие здоровье населения;
- владеть методикой статистического анализа и социологическими методами исследования.
3. Специальные знания и умения:Специалист по санитарному просвещению должен знать:
- теоретические и организационные основы санитарного просвещения;
- организацию гигиенического обучения и воспитания различных групп населения;
- методы, формы и средства санитарного просвещения;
- основные теоретические понятия в санитарном просвещении;
- основные направления гигиенического обучения и воспитания населения;
- основные направления и организацию работы Дома санитарного просвещения;
- основы организации делопроизводства и использования принципов НОТ в деятельности Домов санитарного просвещения;
- права и обязанности врача учреждения службы санитарного просвещения;
- принципы перспективного и оперативного планирования;
- информационное обеспечение по вопросам санитарного просвещения;
- анализировать показатели, характеризующие здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения;
- организовать и провести обследование работы медицинских и немедицинских учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и дать квалифицированное заключение и рекомендации по совершенствованию их деятельности;
- изучить качество и эффективность пропаганды медицинских и гигиенических знаний;
- разработать проекты директивных документов (приказов, планов и др.),
- комплектовать методические папки в методическом кабинете ДСП (КСП);
- разработать методические материалы по вопросам организации и общей методики санитарного просвещения, пропаганды здорового образа жизни;
- оказать методическую и консультативную помощь специалистам органов и учреждений здравоохранения, немедицинских ведомств и общественных организаций по вопросам приложения общей методики к частным проблемам санитарного просвещения;
- составить годовой отчет (по ф. 50);
- владеть техникой сбора, обработки, хранения и выдачи информации;
- владеть методиками статистического анализа и социологических методов исследования;
- изучать, обобщать и популяризировать передовой опыт работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения;
- рецензировать методические и популярные санитарно-просветительные материалы, устные выступления;
- пользоваться техническими средствами пропаганды;
- организовать теле- и радиопередачи, публикации в прессе, санитарно-просветительные лекции и т. п.;
- провести занятие по общей методике санитарного просвещения с медработниками (врачами и средними) лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений.
4. Список обязательной литературы:1. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1987.
2. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. М., 1987.
3. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. В 2-х т. М., Медицина, 1987.
4. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины: критический анализ. М., Медицина, 1982.
5. Сандлер М.В. Пропаганда здорового образа жизни. - Магадан: Кн. изд-во, 1988.
6. Санитарное просвещение. Руков. для врачей. Институт санитарного просвещения. М., 1964.
7. Санитарное просвещение. Учебник для мед. училищ. М., 1988.
8. Социально-гигиенические аспекты молодой семьи: Метод, рекомендации в помощь лектору, - М. ЦНИИ сан. просвещения, 1977.
9. Антиалкогольное гигиеническое воспитание в школе. Метод рекомендации. М., ЦНИИСП. 1986.
10. Санитарное просвещение в деятельности больниц и поликлиник для взрослых. Метод. рекомен. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1981.
11. Санитарное просвещение при диспансеризации населения. Метод реком. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1983.
12. Международный терминологический словарь "Санитарное просвещение", М., Медицина, 1981.
13. О перестройке работы по антиалкогольной пропаганде Домами санитарного просвещения: Методические рекомендации. - М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.
14. Санитарное просвещение в дошкольных учреждениях: метод, рекомендации в помощь лектору - М., ЦНИИ сан. просвещения, 1986.
15. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). - М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.
16. Антинаркотическая пропаганда: Методические рекомендации. М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 (ред. от 25.12.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"