Последнее обновление: 12.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 (ред. от 25.12.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"
60. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО
В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог детский должен знать и уметь:
1. Общие знания:- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению;
- организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение;
- основные требования к стерилизации стоматологического оборудования;
- топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза;
- анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах;
- основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- биологическую роль и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
- роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта;
- принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации;
- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы и системы организма человека;
- основы фармакотерапии в детской стоматологии;
- показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования;
- основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний;
- клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику, диагностику и лечение;
- клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка;
- клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии;
- пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию;
- применение факторов физиотерапии в детской стоматологии;
- основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области;
- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;
- формы и методы санитарно-просветительной работы.
2. Общие умения:- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровопотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии);
- провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы, зондирование дубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей, перкуссию и термодиагностику зубов, электроодонтодиагностику, определение степени тяжести заболевания слизистой оболочки полости рта, а также определение факторов, способствующих развитию патологии пародонта и симптомы воспаления и деструкций тканей пародонта;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), дать интерпретацию их результатов; провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у детей, обосновать клинический диагноз; обосновать схему, план и тактику ведения больных;
- выполнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях;
- распределить детей на диспансерные группы, знать кратность осмотров в этих группах;
- составить индивидуальный план-график работы на участке; планировать диспансерную работу;
- проводить профилактику основных стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий;
- организовать гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала.
3. Специальные знания:- осуществить лечение кариеса у детей: проводить препарирование твердых тканей при формировании кариозных полостей под различные пломбировочные материалы с использованием скоростных и турбинных машин; выбирать пломбировочный материал с учетом возрастных особенностей строения тканей зубов, анатомической принадлежности зуба, глубины и локализации кариозной полости, а также степени активности кариозного процесса; проводить пломбирование с использованием вспомогательных средств (матрицы, клинышки, колпачки и др.); обрабатывать пломбы из разных пломбировочных материалов; при лечении осложненных форм кариеса уметь провести ампутацию пульпы (прижизненную и после девитализации) экстирпацию пульпы (прижизненную и после девитализации); провести инструментальную обработку канала, используя при этом функциональные свойства эндодонтических инструментов; медикаментозную обработку корневых каналов и их пломбирование;
- оформлять медицинскую документацию;
Врач - детский стоматолог должен знать:
- профилактику, диагностику, клинику, принципы лечения и уметь диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях:
- острые гнойные воспалительные заболевания;
- повреждения челюстно-лицевой области;
Специалист - детский стоматолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
Заболевания зубов:
- пороки развития временных и постоянных зубов;
- кариес зубов;
- пульпит временных и постоянных зубов;
- периодонтит временных и постоянных зубов;
- повреждения зубов.
Болезни пародонта:
- гингивит;
- маргинальный пародонтит;
- пародонтоз;
- парадонтома.
Болезни слизистой оболочки полости рта:
(острые, хронические)
- повреждения, возникшие вследствие механической, физической и химической травмы;
- заболевания, возникшие вследствие вирусных и бактериальных инфекций;
- заболевания, возникшие вследствие аллергических реакций;
- изменения и заболевания слизистой оболочки полости рта, являющиеся симптомами или проявлением патологии других органов и систем организма и возникающие при болезнях крови, болезнях желудочно-кишечного тракта и печени, острых инфекционных заболеваниях, системных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях, эндокринных заболеваниях, нервно-психических заболеваниях.
Специалист - детский стоматолог должен установить диагноз и знать принципы лечения и профилактики при следующих заболеваниях:
Пороки развития лица, челюстей, зубов:
- аномалии развития преддверия полости рта и прикрепления уздечек губ и языка;
- боковые и срединные кисты и свищи шеи;
- пороки развития зубов и челюстных костей (микрогения, прогения, микрогнатия и прогнатия, аномалии числа, формы зубов и др.);
- расщелина верхней губы (односторонняя и двусторонняя);
- расщелина неба;
Гнойно-воспалительные процессы челюстно-лицевой области:
- воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области (лимфаденит, абсцесс и флегмона, сиалоаденит);
- воспалительные процессы челюстных и лицевой костей (периостит челюсти, остеомиелит одонтогенный, остеоартрит);
- специфические воспалительные процессы (актиномикоз, туберкулез);
Повреждения челюстно-лицевой области:
- открытые и закрытые повреждения мягких тканей;
- повреждения зубов;
- повреждения челюстных и лицевых костей.
Доброкачественные и злокачественные новообразования челюстно-лицевой области:
- опухоли мягких тканей;
- опухоли челюстных костей.
Зубочелюстные аномалии:
- факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий;
- формирующиеся и сформированные аномалии прикуса.
4. Манипуляции:- эксплуатация стоматологического оборудования и оснащение (стоматологические кресла различной конструкции, скоростные и турбинные машины, наконечники всех видов, аппараты ЭОД, ДКС, амальгамосмесители, ультразвуковые аппараты для снятия зубного камня);
- препарирование кариозных полостей во временных и постоянных зубах при различной локализации, и под разные пломбировочные материалы;
- наложение лечебной или изолирующей прокладки;
- пломбирование зубов различными пломбировочными материалами;
- техника первичной и отсроченной обработки пломб;
- методика формирования эндодонтического доступа при осложненном кариесе;
- владение эндодонтическим инструментарием;
- поэтапная инструментальная обработка корневых каналов;
- методы очистки эндодонтического инструментария;
- лечение пульпита методом сохранения жизненности пульпы;
- лечение пульпита методами ампутации, экстирпации, с применением обезболивания, диатермокоагуляции и девитализации;
- лечение периодонтита с разной степенью сформированности корней зуба;
- внутриканальный электрофорез;
- различные методы пломбирования корневых каналов;
- профессиональная гигиена полости рта;
- кюретаж зубодесневых карманов;
- обработка эрозий, афт и язв слизистой оболочки рта;
- реминерализующая терапия;
- покрытие зубов фторсодержащими лаками;
- методика заливки фиссур;
- удаление на зубах отложений;
- местное лечение заболеваний пародонта с использованием мазей, аппликаций, повязок и т. д.;
- местные аппликационное, инфильтрационное и проводниковое обезболивание;
- вскрытие абсцесса в полости рта;
- остановка внутреннего и наружного кровотечения;
- трахеотомия;
- определение вида прикуса;
- оценка функциональных отклонений в зубочелюстной системе;
- методы миогимнастики;
- измерения лица, зубов, зубных рядов в полости рта;
- выполнение и оценка окклюзиограммы;
- пришлифовывание окклюзионных поверхностей и сошлифовывание точек неправильного контакта;
- сепарация временных зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий;
- удаление временных и постоянных зубов;
- искусственное дыхание;
- закрытый массаж сердца.
5. Список обязательной литературы1. Виноградова Т.Ф. (ред.). Стоматология детского возраста. Руководство для врачей. М., 1987.
2. Виноградова Т.Ф., Максимова О.П., Мельниченко Э.М. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. М., 1983.
3. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М., 1978.
4. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Учебник для медвузов. М., 1985.
5. Хорошилкина Ф.Я. Руководство по ортодонтии. Рук. для врачей. М., 1982.
6. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей. Киев, "Здоровье", 1987.
7. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. М., Медицина", 1982.
8. Шамсиев Х.Н. Зубное протезирование у детей и подростков. Ташкент, Медицина, 1985.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 (ред. от 25.12.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"